Где-то за городом, очень недорого куплен был первый автомобиль

28.10.2016 | Наши даты | 5м. 57 c. | 352
Где-то за городом, очень недорого куплен был первый автомобиль
День города - любимый праздник

В этот день двадцать лет назад в Хабаровске была прекрасная погода. У нас вообще солнечный октябрь - не редкость. Но тогда многие сочли это хорошей приметой: небо благоволило участникам нового интересного действа - автопробега ретро-машин, приуроченного к 100-летию российского автотранспорта и Дню автомобилиста.
Примета оказалась верной - сегодня клуб «Авторетро‑100» отмечает свое двадцатилетие, а выставки и автопробеги старинных машин по дорогам краевого центра стали доброй традицией.
Не зря говорят: человек - двигатель идей. В нашей «авто-ретро-истории» таким человеком стал Анатолий Насыров. Идея родилась давно, когда он был краевым профсоюзным руководителем и, будучи в других городах, видел там выставленные в музеях старинные автомобили.
- Стоят накрашенные, начищенные - как девушка перед свиданием, - улыбается Анатолий Аблемитович. - Но все находятся в помещениях. А я подумал: вот бы сделать так, чтобы все эти машины двигались, и люди могли их видеть на улицах, во время каких-то праздников… - в общем, чтобы такой музей был на колесах.
На одном из совещаний Насыров поделился идеей с руководителями и председателями профсоюзных комитетов автотранспортных предприятий края. Все ее с воодушевлением поддержали: «Да, отлично, давайте сделаем!». Но совещание прошло, люди разъехались, занялись текущей работой - и все было благополучно забыто.
- А один я просто не поднял бы это - ни людей, ни помещения, ни денег, - вспоминает организатор. - Но тут, как говорится, звезды встали удачно: судьба распорядилась так, что в 1993 году я перешел работать в учебно-курсовой комбинат автомобильного транспорта Хабаровского края, где как раз были и территория, и люди - мастера, водители, преподаватели. Вот на этой-то базе я и решил создать такой клуб. Первый шаг был сделан в 1996 году, когда мы нашли первый автомобиль ЗИС‑5 - он стоял в Николаевке у кого-то в огороде. Мы его перетащили к себе, восстановили - одна машина была готова! А вообще-то по городу редко, но мелькали старые автомобили: то ГАЗ‑67 проедет, то «Волга‑21», то черный «воронок», то «Победа»…
И тогда он решил найти владельцев этих транспортных ретро-средств. Сочинил воззвание и принес его в «Тихоокеанскую звезду»: «Лиц, желающих совершить автопробег на своем личном ретро-автомобиле, приглашаю собраться там-то в такое-то время». Газета свое дело сделала - на публикацию откликнулись владельцы четырнадцати машин! Это были Б.А. Якунин, А.П. Карпов, В.Н. Метлюк, В.В. Цвирко, А.Н. Фролов, В.В. Головков, Ю.Н. Зраев, В.А. Торопов, А.Н. Бухаров и другие.
- Да не простых автомобилей, а эксклюзивных, - подчеркивает Анатолий Аблемитович. - В том числе, владельцы ГАЗ‑67, «Виллиса», ГАЗ-М‑1 черного воронка, двух «Побед», ГАЗ‑21 и др. И на нашей площадке мы провели техосмотр каждого приехавшего автомобиля и дали заключение - «машина может принимать участие в пробеге». Такой своего рода паспорт допуска сделали. Все по-серьезному! Теперь эти люди и автомобили являются ядром Хабаровского клуба «Авторетро‑100»
«Автостарушки» тряхнули стариной вполне успешно. Собрались на площади имени Ленина, где и был дан торжественный старт первому пробегу. Машины, вызвав восторг и удивление прохожих, сделали круг по Хабаровску, затем выехали в пригород, захватив Мичуринское, Виноградовку, Князе-Волконское, Ильинку и Красную Речку, и вернулись на площадь Ленина. Ни одна из машин не сошла с дистанции - автопробег удался! Каждый участник от правительства края получил ценный подарок. Все остались довольны собой и своим стальным конем. А Насыров тут же сыграл на этом.
- Я сразу зацепил их вопросом: будем дальше проводить такие мероприятия? - комментирует он. - Все в один голос сказали: «Да! Только свистни!». И на следующий год мы выехали на День города, потом еще и еще. Нас начали замечать. А в 2001 году ко мне пришел порученец от заместителя командующего войсками ДВО Райхмана: «Олег Семенович приглашает вас к себе».
Прихожу. Мне рассказывают, что машины военных лет на парад Победы в Хабаровск приходится доставлять по железной дороге из Уссурийска. Там в УВАКУ есть музей, оттуда округ и берет старые грузовики и полуторки, привозят по 4-6 машин. И Олег Семенович спрашивает, не можем ли мы выставлять на парад свои машины, чтобы не возить их из Уссурийска? Мол, у вас же клуб, я вижу вас часто в городе… А он сам - страстный любитель техники и истории: это он орудия и маленькую танкетку, найденную в озере Хасан, поставил возле штаба на Серышева. (Он сейчас в Москве, и мы с ним дружим с тех пор.) Обещал помощь и содействие. А тогда в Хабаровске работали два военных авторемзавода, куда мы и ставили для ремонта по очереди все машинки - «Победу», довоенную «Оппель-Олимпию», полуторку, ЗИС‑5, «Виллис», ДОДЖ ¾ ЗИЛ, ГАЗ… И в 2001 году мы в первый раз приняли участие в параде Победы, было у нас тогда девять машин.
- Заводов сейчас уже фактически нет, а мы понемногу прирастаем: в этом году уже было восемнадцать автомобилей, - продолжает Анатолий Аблемитович. И делает особый акцент: - На День Победы ходят только машины именно довоенного и военного времени. У нас есть автомобили 1932 года выпуска, есть 1936-го… Сейчас уже такие найти очень сложно. А ведь еще и восстановить надо. Самая старая в нашей коллекции - трофейная «Оппель-Олимпия», ее в Хабаровск военный разведчик из Германии привез.
Мы участники семнадцати парадов Победы, в прошлом году дважды - в мае и в сентябре. Как у летчиков на счету боевые вылеты, так у нас выезды на парад. Все водители готовятся на совесть, они очень довольны, что нам такое больше доверие оказывают край и Восточный военный округ. Почти нигде по стране таких выездов ретроавтомобилей на параде нет. 
Теперь уже стало традицией и наше обязательное участие в праздничном шествии в День города. Сначала нас ставили с районами, но это было неудобно: едем и «наступаем» людям на пятки. И не без участия А.Н. Соколова перестроили сценарий - теперь клуб «Авторетро‑100» постоянно закрывает городское праздничное шествие.
Цифра 100 появилась в названии клуба не случайно. Анатолий Насыров мечтает, чтобы в городском параде ретромашин приняли участие сто ретроавтомобилей. Пока самое большое количество авто-ретро, которые проехали по площади Ленина, было семьдесят. Так что остались сущие пустяки! Тем более, что с таким творческим человеком, каким является президент клуба, любые мечты обязательно исполняются.
- Я вечно что-то придумываю и изобретаю, - рассказывает Анатолий Аблемитович. - Помню, когда учился в школе, в 5-м классе на «Москвиче» с деревянным кузовом - назывался «Пирожок» - нам в буфет привозили пончики по три копейки и пирожки по пять. Мать давала на обед пять копеек: покупал пончик и стакан чая. И мне очень хотелось сделать для коллекции такой «Пирожок». Искал-искал - нашел! И даже купил его. Но дерево там оказалось все гнилое и рассыпалось. Тогда я взял «Москвич‑400», разрезал его пополам и сделал деревянный кузов. Теперь на параде ретроавтомобилей всегда подходят и спрашивают: а где ты деревянную машину взял? Вот такие эксклюзивные машины мы делаем, чтобы народ вспоминал и узнавал историю транспорта нашей страны. Не я один пончики из «Пирожка» в то время кушал! Многие интересуются.
У меня в коллекции есть все машины, на которых мне в разное время довелось работать. Есть мотороллер «Вятка». У его появления тоже своя история: до армии я работал шахтером. Жили мы очень бедно, надо было родителям помогать, младших брата с сестрой поднимать. Но я, как только устроился работать, сразу объявил: «Куплю себе мотороллер!». Получил зарплату 325 рублей. А мотороллер стоил 320. Все равно ведь купил! И спустя много лет я нашел аналогичную «Вятку», покрасил ее, теперь на ней по территории передвигаемся, как на хозяйке.
На шахтном участке (правда, нелегально, без прав еще) я ездил на ЗИС‑5. Он в коллекции есть. Учился на шофера на ГАЗ‑51 - есть такая. В армии служил на ГАЗ‑63, на ЗИЛ‑164 и ЗИЛ‑157 - есть и эти машины. Вот только автобусов всего один, ЛАЗ‑695, а я еще на ЗИЛ‑158 и на «ИКАРУСе» работал. У нас даже пять велосипедов в коллекции есть - с
1932-го по 1956-й год выпуска.
Вообще я по натуре такой человек, что не люблю в своей работе повторяться, делать каждый раз одно и то же. Всегда стараюсь что-то менять. Например, с одной «Победы» мы срезали крышу и сделали «летний» кабриолет с тентом - на таких «Победах» ездили в южных городах Советского Союза. «Запорожец», отрезав крышу, превратили в штабной автомобиль с динамиками и флагами. «Москвичей» перекрашивали и переделывали, превращали машины в спецтехнику: у нас есть милицейские - «Москвич-ОРУД ГАИ»; «Победа»-милиция; «Волга‑21 и 24» - ГАИ, такси - «ГАЗ‑21»; «скорая помощь» с квадратным кузовом; и даже две «пожарки».
Если ретромашины собирают, значит, это кому-нибудь нужно. Согласитесь, трудно пройти мимо никогда не виданного тобой автомобиля. А уж ребенка подвести, чтоб потрогал надраенный до зеркального блеска ободок фары, да сфотографировать его на фоне диковинной техники - святое дело. Анатолий Аблемитович помнит, как несколько машин клуба «Авторетро» нанесли дружественный визит в Комсомольск-на-Амуре, на 70-летие авиационного завода: вокруг их тогда собралась такая толпа, словно вновь встречали Гагарина.
Народу интересны не только исторические предметы быта и культуры. Автомобильная история не менее познавательна, и особенно для лиц мужского пола без возрастных ограничений! Если бы в Хабаровске в просторном здании с большой территорией открылся современный музей автомобильного транспорта, работающий круглый год, в посетителях недостатка бы не было, и музей наверняка стал бы еще одной изюминкой города. Почетный гражданин Хабаровска, заслуженный работник транспорта РФ Анатолий Насыров готов подарить туда свои машины. Он всю жизнь воплощает свои мечты в жизнь. Пусть осуществится и эта. Все-таки не простая мечта - президентская!

Автор: Марина Дерило.






Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

05.05.2024 09:10
Губернатор Хабаровского края поздравил с Пасхой

05.05.2024 08:30
В Хабаровском крае есть даже свои шампиньоны

04.05.2024 08:32
Патрули защищают леса Хабаровского края

03.05.2024 14:49
Социальные проекты из Чегдомына расширяют горизонты

03.05.2024 13:10
ВТБ удвоил ипотечные выдачи в Хабаровском крае

03.05.2024 13:10
В Хабаровске сдан долгострой

03.05.2024 13:09
«Амурские тигрицы» — чемпионки из Хабаровского края

03.05.2024 12:34
Хабаровчан приглашают на Забег!

03.05.2024 11:50
В Хабаровском крае в разгаре посевная

03.05.2024 11:45
Отдыхаем в Хабаровском крае интересно

03.05.2024 11:40
Попасть к врачу через Госуслуги - удобнее

03.05.2024 11:34
«Земля приключений» ждёт дальневосточников



28.07.2023 00:00
Чтобы для земляков было вдоволь чистой воды
История создания МУП города Хабаровска «Водоканал» начинается с первого пуска воды Хабаровского водопровода, который состоялся 28 июля (15 июля по старому стилю) 1907 года.

26.05.2023 09:54
Ботчинский заповедник собирает друзей
Ботчинскому заповеднику, расположенному в Советско-Гаванском районе Хабаровского края, 25 мая исполнилось 29 лет. Это северное место обитания амурского тигра.