Комсомольский-на-Амуре нефтеперерабатывающий завод: от свершения к свершению

04.12.2012 | Наши даты
Комсомольский-на-Амуре нефтеперерабатывающий завод: от свершения к свершению
Участники торжественного приёма ветеранов к 70-летию завода

Отсчёт своей истории Комсомольский-на-Амуре нефтеперерабатывающий завод ведёт с 1 декабря 1942 года, когда в главном цехе строящегося с 1939 года предприятия была запущена в рабочем режиме установка перегонки нефти АТ (атмосферная трубчатка).

В день официального пуска завода нефть с берегового хранилища подали на установку и уже на следующий день получили первую партию нефтепродуктов.

Стоит назвать тех, кто участвовал в подготовительной работе и выпуске этой первой продукции. История сохранила для потомков их имена: А. Жибров, В. Емельянов, Н. Емельянова, Н. Клебан, М. Мусин, Г. Сяплов, Н. Чусова, инженеры-технологи: И. Саночкина, Н. Герасименко, К. Бадыштова, начальник цеха А.Мазур (он стал первым начальником первой действующей установки АТ) и другие. Первую форсунку зажгли П.Фофанов и И. Шашурин, которым помогали кочегары А. Жибров и П. Крутенко.
2 декабря 1942 года, на следующий день после официального пуска, на заводе прошёл ещё один митинг. После официальных речей, под звуки духового оркестра, железнодорожные цистерны с первым бензином отправились в далёкий путь - на Сталинградский фронт.

Поскольку завод имел оборонное значение, большинство его работников были «забронированы» от ухода на фронт. Но всеми правдами и неправдами работники добивались отправки на фронт и шли защищать Родину с оружием в руках. По данным городского военкомата, в 1943-1945 годах в армию было призвано 165 заводчан. На предприятии оставался лишь костяк рабочих и инженеров, но для нормальной его деятельности кадров явно нехватало. Поэтому руководство завода обратилось в «Дальнефтекомбинат» с просьбой направить к ним опытных специалистов из других родственных структур. И это обращение подействовало: здесь работали многие умелые мастера своего дела, которые потом на долгие годы связали судьбу с предприятием.

Возвращение к мирной жизни и работе в условиях мирного времени тоже было непростым. На завод, прежде всего, трудоустроили вернувшихся с войны фронтовиков, среди которых были и инвалиды. Двенадцать из них подыскали работу, но остальные по состоянию здоровья не могли продолжить свой трудовой путь на предприятии. Однако и эти люди не остались без внимания заводского комитета профсоюза: им помогали материально, обеспечивали продуктами первой необходимости.

А завод продолжал трудиться в напряжённом ритме. И уже в 1948 году объём переработки увеличился в два раза, а в 1950 - м - более чем в три раза по сравнению с 1943 годом. Заметно расширился и ассортимент - завод стал выпускать уже шесть наименований продукции: авиабензины, лигроин, керосин, автобензин, топливо Т-1, мазут флотский и топочный. Также в 1950 году завод был переведён на переработку сернистой туймазинской нефти. Это потребовало ввода в эксплуатацию новых сооружений и аппаратуры.

Исторические условия, при которых строился Комсомольский нефтеперерабатывающий завод, предполагали быструю отдачу нового предприятия. Поэтому оно изначально проектировалось на упрощённую технологию, без особой ориентации на перспективу. Выжить надо было, как говорится, здесь и сейчас. Но после того, как начали затягиваться раны войны, экономика страны начала развиваться высокими темпами. Потребность в нефтепродуктах с каждым годом возрастала. Большая часть оборудования морально устарела, насосные, котельная, очистные сооружения были основательно изношены.

В 1970 году началась масштабная реконструкция завода. Для увеличения производственных мощностей предприятия требовалось строительство установки ЭЛОУ-АВТ-3, способной переработать 3 миллиона тонн нефти в год (до этого завод перерабатывал 1 миллион 600 тысяч тонн). Для того времени это была новая технология, основанная на электрообессоливании нефти и вакуумной перегонке мазута, что позволяло извлекать из него светлые нефтепродукты и готовить сырьё для установки вторичной переработки нефти. По прошествии времени стало понятно - если бы не строительство новой установки, то перспективы у завода были бы достаточно туманные…
В 1968 году была введена в эксплуатацию коксо-кубовая установка.

28 сентября 1979 года - эту дату подписания акта приёмки установки ЭЛОУ-АВТ-3 в эксплуатацию можно смело считать днём второго рождения Комсомольского нефтеперерабатывающего завода. Спустя три месяца завод принял первые железнодорожные составы с западно-сибирской нефтью.

На этом реконструкция завода не заканчивалась. Именно с 1999 года в истории Комсомольского НПЗ начался новый этап развития. Программой коренной реконструкции завода, принятой ОАО «НК «Роснефть», было запланировано оснащение производства новейшим оборудованием. И начавшаяся тогда модернизация не останавливалась ни на один день.
В 2001 году сдан в эксплуатацию и успешно работает комплекс каталитического риформинга мощностью 450 тысяч тонн в год, позволяющий получать товарные неэтилированные бензины Нормаль-80, Регуляр-92, Премиум-95, Супер-98. В 2002 году введены в действие современные установки изомеризации легкой нафты по технологии французской фирмы «Axens» и первичной переработки нефти ЭЛОУ-АВТ-2 мощностью 2 миллиона тонн в год. Между прочим, завод в Комсомольске-на-Амуре стал третьим в мире среди родственных предприятий, построивших блок низкотемпературной изомеризации. И это была инициатива компании «Роснефть», которая оснащала и продолжает оснащать предприятие самыми современными технологиями, потому что видит, насколько заинтересованно относятся здесь ко всему новому, что позволяет коллективу работать с наибольшей эффективностью.
Установка гидроочистки дизельного топлива, к примеру, сразу же позволила выпускать продукцию с ультранизким содержанием серы, полностью соответствующую стандартам Евро-4 и Евро-5.

А в сентябре 2007 года на предприятии состоялась торжественная закладка капсулы по случаю начала строительства установки замедленного коксования (УЗК). Этот объект стал значимой вехой в модернизации Комсомольского нефтеперерабатывающего завода. И вот 1 ноября 2011 года состоялось торжественное мероприятие - завершение строительства и начало пусконаладочных работ на УЗК. Ввод установки в промышленную эксплуатацию позволил повысить глубину переработки нефти на заводе до 65 процентов, увеличил производство светлых нефтепродуктов, а также начался выпуск нового вида продукции - нефтяного кокса. Производительность УЗК по проекту составляет 1 миллион тонн в год по сырью.

2012 год вошёл в историю Комсомольского НПЗ как год начала строительства комплекса гидрокрекинга, который позволит увеличить глубину переработки до 95 процентов.
Выпуск топлива, отвечающего мировым стандартам, создание технологической схемы, максимизирующей выход средних дистиллятов, главным образом дизельного топлива, снижение затрат и обеспечения транспортной независимости, высокоэкологичное производство - главная цель, к которой стремится Комсомольский нефтеперерабатывающий завод в ходе своей реконструкции.

Интенсивная реконструкция и развитие Комсомольского НПЗ постоянно ставят перед руководством завода и компанией «Роснефть» вопросы промышленной безопасности и проведения природоохранных мероприятий, направленных на снижение вредного влияния производственной деятельности завода на окружающую среду. Затраты на природоохранные мероприятия на Комсомольском НПЗ ежегодно составляют от 70 до 100 миллионов рублей.

По итогам 2010 года ООО «РН-Комсомольский НПЗ» заняло 1-е место в ежегодном городском смотре-конкурсе на лучшую организацию работы в области охраны труда среди предприятий производственной сферы, 1-е место в конкурсе на лучшее дочернее общество ОАО «НК-Роснефть» по результатам работы в области экологической безопасности. А в 2011 году Комсомольский НПЗ стал лауреатом конкурса «100 лучших организаций России. Экология и экологический менеджмент» и награжден в дополнительной номинации «Золотая ветвь планеты».

ООО «РН-Комсомольский НПЗ» считает поддержку своих сотрудников одним из важнейших аспектов социальной и кадровой политики. Эффективная система соцзащиты снижает текучесть кадров, привлекает в компанию квалифицированных специалистов, становится основой успешной производственной деятельности.

В 2011 году затраты Комсомольского НПЗ на подготовку кадров составили свыше 3 миллионов рублей. Более 1000 работников предприятия прошли обучение, из них 440 с целью повышения квалификации.

На заводе действуют программы по улучшению социальных условий работников, оказания помощи молодым специалистам, обеспечению социальной защищённости пенсионеров и ветеранов.

Одним из важных аспектов кадровой политики является создание системы непрерывного образования «школа - вуз - предприятие», которая развивается при поддержке ОАО НК «Роснефть». В соответствии с ней в 2008 году в Комсомольске-на-Амуре распахнул свои двери первый в Хабаровском крае «Роснефть-класс» с углубленным изучением профильных предметов.

Более 20 лет на Комсомольском НПЗ работает единственный в Хабаровском крае благотворительный фонд, взявший на себя заботу о ветеранах и пенсионерах завода. Силами заводчан в Комсомольске-на-Амуре построен и оборудован православный храм Казанской иконы Божией Матери. Завод оказывает помощь медицинским учреждениям, детским домам, инвалидам, образовательным учреждениям и многим другим нуждающимся.

Приверженность к здоровому образу жизни и занятия спортом - неотъемлемая часть социальной политики компании «Роснефть». Ведь нефтяникам нередко приходится работать в районах с неблагоприятным климатом, переносить серьёзные нагрузки. Сама профессия требует быть здоровым и сильным.

В ООО «РН-Комсомольский НПЗ» более 50 процентов работников регулярно занимаются спортом. Ежегодно свыше 500 заводчан принимают участие в спартакиадах коллективов цехов по 11 видам спорта.

Более 25 лет в городе работает школа бокса «Ринг-85» ООО «РН-Комсомольский НПЗ», руководит которой заслуженный тренер России Сергей Гондуркаев.

На сегодняшний день завод имеет немало ценных наград, являясь единственным на Дальнем Востоке предприятием такого профиля, чья мощность переработки углеводородного сырья достигает 8 миллионов тонн в год. Но этот показатель оставался бы непокорённым без самоотдачи и сплоченности заводского коллектива.

Автор: Павел Мерчанов.




Комментарии

К этой публикации еще нет комментариев. Зарегистрируйтесь и добавьте первый комментарий!

23.10.2019 10:37
Генконсул предлагает открыть из Кореи новые туры

23.10.2019 10:36
Спорткомплекс назвали ФОКСТРОТ

23.10.2019 10:35
На набережной Хабаровска завершается ремонт

23.10.2019 10:34
В Москве высоко оценили нашу архитектуру

23.10.2019 10:33
Не спешите выполнять требования предписаний из почтовых ящиков



18.10.2019 13:23
Новые технологии для качества дороги
По признанию российских экспертов Группа компаний «СтройдорСервис» среди предприятий дорожной отрасли является одним из лидеров в России. Известна она не только на Дальнем Востоке, но и за его пределами.

28.11.2018 09:22
Объединились ради дела
2018 год для Дальневосточного объединения промышленников и предпринимателей особенный. 25 лет назад состоялось собрание группы деловых людей, решившее образовать свою общественную организацию.


Работаете ли вы по специальности?




14.08.2019 09:50
Большая вода 2019
2019-08-13 15.38.16.jpg 2019-08-10 15.43.24.JPG
 
Яндекс.Метрика