Потребитель в законе.Уже 20 лет

07.02.2012 | Наши даты | 3м. 50 c. | 351
Потребитель в законе.Уже 20 лет
Потребитель имеет право знать, что он покупает

7 февраля исполняется 20 лет со дня подписания президентом страны одного из первых законов независимой России «О защите прав потребителей».

Создавался закон не в самые лучшие для потребителей времена. Это был исторический период нашей истории, носящий негласное наименование: эпоха всеобщего дефицита. О каких правах потребителя могла идти  речь, когда и потреблять, собственно говоря, было нечего?

Отстояв многочасовые, а то и многосуточные очереди, отморозив ноги, набив шишки в толкотне у прилавка, мы подходили к этому последнему рубежу наших надежд  максимально готовенькими. Мы не сопротивлялись ни хамству, ни обману, неизменным атрибутам того времени. И чем тяжелее был путь к приобретению, тем слаще была радость обладания.

Термин, который сопровождал практически все наши покупки: достать. С другой стороны, сам термин «потребитель» не имел широкого употребления. Использовались синонимы - покупатель, клиент... Потребительство  считалось причиной духовной деградации человека.

В этих условиях, когда жуткое сочетание мало употребляемых  слов «потребитель» и «права» вызывало у власть имущих раздражение, а иногда и гнев, говорить о законе было безумием.

Однако времена меняются. Во второй половине 80-х годов в СССР набирает силу движение за потребительские права. В центральной прессе появляются рубрики о правах потребителей, создаются первые общественные организации потребителей, их объединения. В этом процессе принимали участие профсоюзы.

Впервые в нашей истории именно под давлением общественности и при непосредственном участии гражданского общества принимается в мае 1991 г. Закон о защите прав потребителей СССР. Он был несовершенен. В нем шла речь лишь о потребителях продукции.

Положительным моментом закона было то, что в нем использовались рекомендации «Руководящих принципов по защите интересов потребителей» принятых Организацией Объединённых Наций в 1985 г. В частности, в законе было прописано право на гарантированный минимальный уровень потребления. Но из-за распада СССР этот закон так и не вступил в законную силу.

Понимая обречённость принятого закона, общественность ещё с большим энтузиазмом принялась лоббировать российский закон, который и был принят 20 лет назад. Закон расширил наши права не только в товарах, но и закрепил их в работах и услугах. Но статья о гарантированном минимальном уровне не прошла законодателей.

Это был, пожалуй, первый закон, который писался для человека, говорил о его правах и как их защищать. С его внедрением проблем не было. Он начал действовать сразу после вступления в законную силу. За 20 лет его существования сотни тысяч граждан России смогли защитить, восстановить  свои нарушенные права.

На этом развитие потребительского законодательства не закончилось. Прежде всего, с появлением различных платных услуг, которые ранее для нас были бесплатными, например медицинские, образовательные, началось расширение действия закона и на эти услуги. Начали приниматься законы узкого направления.

Законы о туристической, о банковской деятельности. Уставы железнодорожного, автомобильного транспорта. Воздушный кодекс... Но наши права и интересы в них значительно упрощались по сравнению с законом о защите прав потребителей (ЗПП).

Например, Воздушный кодекс прописывает ответственность  за задержку рейса в размере 25 рублей за каждый час задержки; закон о ЗПП - 3% от стоимости услуги за каждый час задержки. Но дальше всего законодатели пошли в Жилищном кодексе. Там потребителя не оказалось вовсе. В кодексе используется множество разных терминов, нас называют граждане, наниматели, арендаторы, собственники, члены жилищного кооператива,  лица и даже должники, но никак  не потребители.

В Саранске 16 января 2012 г. прошло первое в этом году заседание президиума Госсовета. Оно было посвящено усилению государственных гарантий защиты прав потребителей РФ. Руководитель рабочей группы Госсовета Николай Меркушкин отметил в выступлении, что «...более эффективной защите прав потребителей (ЗПП) мешает поверхностный подход регионов к этой проблеме и несовершенство федерального законодательства». Региональные программы по ЗПП действуют в 15 субъектах РФ.

Ещё в 15 субъектах частично вопросы ЗПП отражены в рамках социально-экономического развития региона. К глубокому сожалению, в Хабаровском крае ни того, ни другого нет. Ещё на заседании отмечалось, что нам нужно сделать всё, чтобы потребитель мог не только сделать правильный выбор товаров и услуг, но и играть роль активного регулятора на рынке, иметь соответствующий уровень правовой культуры и финансовой грамотности, что будет активно влиять на качество услуг.

Одна из задач общественных объединений потребителей - изменить поведение потребителя на рынке. По данным опроса Союза потребителей РФ, который проводится ежегодно с 1996 г., за это время доля потребителей, готовых защищать свои права, возросла с 25% в 1996 г. до 70% в 2010 г. Это следствие значительной просветительской работы государственных и общественных структур, занимающихся защитой прав потребителей.

Велика в этом вопросе роль центральных и региональных средств массовой информации.  Следует заметить, что право потребителей на просвещение в том виде, как оно изложено в статье 3 закона о ЗПП, не действует. Этот пробел компенсируется энтузиастами государственных, муниципальных и общественных организаций.

Специалистами КонфОП был подготовлен в 1997 г. первый учебник по основам потребительских знаний для 8-9 классов образовательных учреждений. В 2010 г. вышло третье издание данного учебника. В Хабаровском крае во многих школах проводились факультативы, кружки по ЗПП. Проводятся ежегодно районные, городские, краевые и всероссийские конкурсы среди учащихся по основам потребительских знаний.

Команды Хабаровского края были призёрами и победителями всероссийских конкурсов.  Некоторое время назад прекратили своё существование всероссийские конкурсы. В этом году под угрозой срыва оказался краевой конкурс...

Подводя итоги заседания Госсовета, президент РФ Дмитрий Медведев сказал: «Защита прав потребителей несовершенна, но есть все шансы сделать её более эффективной и современной».

Автор: В. Денисенко, председатель ОЗПП г. Хабаровска, сопредседатель Союза потребителей России. Фото М. ПАНТЕЛЕЕВОЙ.






Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

03.05.2024 14:49
Социальные проекты из Чегдомына расширяют горизонты

03.05.2024 13:10
ВТБ удвоил ипотечные выдачи в Хабаровском крае

03.05.2024 13:10
В Хабаровске сдан долгострой

03.05.2024 13:09
«Амурские тигрицы» — чемпионки из Хабаровского края

03.05.2024 11:50
В Хабаровском крае в разгаре посевная

03.05.2024 11:45
Отдыхаем в Хабаровском крае интересно

03.05.2024 11:40
Попасть к врачу через Госуслуги - удобнее

03.05.2024 11:34
«Земля приключений» ждёт дальневосточников

03.05.2024 10:15
В Хабаровском крае — ЧС регионального значения

03.05.2024 09:17
Хабаровский край присоединился к акции «Окна Победы»

03.05.2024 08:53
Участникам войны - выплата ко Дню Победы

03.05.2024 08:45
Площадка для обмена знаниями и опытом



28.07.2023 00:00
Чтобы для земляков было вдоволь чистой воды
История создания МУП города Хабаровска «Водоканал» начинается с первого пуска воды Хабаровского водопровода, который состоялся 28 июля (15 июля по старому стилю) 1907 года.

26.05.2023 09:54
Ботчинский заповедник собирает друзей
Ботчинскому заповеднику, расположенному в Советско-Гаванском районе Хабаровского края, 25 мая исполнилось 29 лет. Это северное место обитания амурского тигра.