А в условиях ЧС мы получим смс
24.07.2012
403
Правительство Хабаровского края продолжает совершенствовать систему оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Сегодня она находится в полной готовности: о возможной опасности нас оповестят сирены и электронные средства массовой информации. Однако в трудных ситуациях лучше использовать все возможности. О том, как может в этом помочь мобильная связь, говорили участники совещания под руководством начальника краевого управления гражданской защиты.
- Думаю, что предупреждение граждан об опасности с помощью смс-сообщений - один из самых эффективных способов оповещения, - заявил в начале заседания начальник управления гражданской защиты Виктор Маслов. - Именно поэтому мы пригласили к обсуждению сотовых операторов, которые работают в Хабаровском крае, чтобы прийти к совместному решению.
Как утверждали власти Краснодарского края, за несколько часов до трагедии для жителей Крымска была сделана смс-рассылка, но с ней возникли трудности. Представители технических служб хабаровских филиалов федеральных сотовых операторов объяснили, что массовая рассылка смс-сообщений всем абонентам на территории края чревата сбоями в их работе.
- Сегодня обмен короткими сообщениями между нашими абонентами происходит через региональный смс-центр, который обслуживает весь Дальневосточный федеральный округ, - объяснил начальник отдела эксплуатации систем коммутации Хабаровского филиала ОАО «Вымпелком» (оператор «Билайн») Олег Заволоко. - Его мощность ограничена несколькими десятками сообщений в час. В стандартных условиях этого более чем достаточно, однако если сообщений будет больше, ее не хватит.
Такие же трудности у дальневосточного филиала оператора «Мегафон».
- При нынешних условиях массовая рассылка сообщений через региональный смс-центр «Мегафона» будет занимать не минуты, а часы, - добавил руководитель технической службы Дальневосточного филиала ОАО «Мегафон» Сергей Шабельников. - Для того, чтобы осуществлять такие рассылки, нужна модернизация, новое оборудование, стоимость которого составляет приблизительно два миллиона долларов.
Однако, по словам специалистов, закупка дорогого оборудования необязательна. Между федеральными офисами сотовых операторов и национальным центром управления в кризисных ситуациях МЧС России заключено соглашение, позволяющее в случае необходимости осуществлять массовую рассылку смс-сообщений по технологии cell broadcast - широковещательной передачи. Принят и регламент, согласно которому будут действовать стороны в случае чрезвычайной ситуации.
Чтобы установить такое же сотрудничество между сотовыми операторами и Хабаровским краем, нужно официальное обращение краевого правительства к руководству сотовых компаний в Москве, отметили Олег Заволоко и Сергей Шабельников.
Виктор Маслов заверил участников встречи, что такое обращение будет составлено в ближайшее время.
Что же касается оператора МТС, то начальник отдела эксплуатации хабаровского филиала Эдуард Дажун сообщил, что трудностей с смс-оповещением абонентов МТС в крае в случае ЧС не будет:
- Наш региональный смс-центр находится во Владивостоке, а сообщения рассылаются не массово, а выборочно. Так что у нас есть техническая возможность сделать выборку абонентов и осуществить их оповещение.
- Сейчас не все населенные пункты края обеспечены мобильной связью, но она активно развивается, строятся новые подстанции, - подвел итог Виктор Маслов. - Так что в ближайшее время мобильные операторы придут в каждое село. И даже если кто-то из его жителей не обзавелся сотовым телефоном, он живет среди соседей и знакомых, которые обязательно предупредят его о чрезвычайной ситуации.
Также на совещании обсудили ход создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112. Напомним, Хабаровский края создал эту систему одним из первых в России.
- Сейчас ее развертывание завершено на 98 процентов, - сообщил начальник дежурно-диспетчерской службы края Геннадий Козорез. - Разработана и согласована вся проектная документация, закуплены программно-технические комплексы и другое специальное оборудование. Его монтаж и наладка будут полностью завершены до конца года.
В 2013 году планируется создать основной и резервный центры обработки вызовов, а с 2014 по 2017 год - оснастить экстренные службы, такие как скорая помощь, полицейские управления и пожарные части, автоматизированными рабочими местами со специальным программным обеспечением. Оно позволит связать их в единую систему, которая в 2017 году должна заработать по всей стране.
- В идеале она должна оповещать население и экстренные службы о чрезвычайных ситуациях, используя различные каналы передачи информации, - объяснил Валерий Кудрявцев, генеральный директор компании «НЭКСТ ТЕХНИКА» - разработчика программного обеспечения для дежурно-диспетчерских служб различных ведомств. - Все начинается с автоматизированных систем пожарной безопасности, с датчиков, которые установлены, например, на плотинах. Это первый уровень. Второй - дежурно-диспетчерские службы, которые координируют повседневную деятельность системы. Третий уровень - это внедрение единого номера, который позволит выстроить взаимодействие всех составляющих системы. Однако это будет работать, только когда все правильно выстроено на местах. На деле же мы сталкиваемся с тем, что диспетчеры экстренных служб в разных регионах России из оборудования имеют только телефон, журнал и ручку.
Такая проблема существует и у нас.
- Нужно совершенствовать АТС и узлы связи наших специальных служб, - отметил Виктор Маслов. - К примеру, мы сегодня работаем с цифровыми каналами связи, а многие федеральные службы - до сих пор с аналоговыми. А нам нужна прямая связь. Думаю, этот вопрос должен решаться на федеральном уровне.
Сейчас же в крае активно решают другую задачу - подготовки и обучения кадров для дежурно-диспетчерских служб. Для этого в Хабаровске планируется создать региональный обучающий центр. А уже этой осенью мы сможем связаться с дежурно-диспетчерской службой края не только по телефону, но и через интернет. Прямо на сайте службы можно будет зарегистрировать происшествие. Тревожная карточка с информацией о нем незамедлительно появится на компьютерном экране у диспетчеров, и помощь придет вовремя.
Наталья Осокина.
- Думаю, что предупреждение граждан об опасности с помощью смс-сообщений - один из самых эффективных способов оповещения, - заявил в начале заседания начальник управления гражданской защиты Виктор Маслов. - Именно поэтому мы пригласили к обсуждению сотовых операторов, которые работают в Хабаровском крае, чтобы прийти к совместному решению.
Как утверждали власти Краснодарского края, за несколько часов до трагедии для жителей Крымска была сделана смс-рассылка, но с ней возникли трудности. Представители технических служб хабаровских филиалов федеральных сотовых операторов объяснили, что массовая рассылка смс-сообщений всем абонентам на территории края чревата сбоями в их работе.
- Сегодня обмен короткими сообщениями между нашими абонентами происходит через региональный смс-центр, который обслуживает весь Дальневосточный федеральный округ, - объяснил начальник отдела эксплуатации систем коммутации Хабаровского филиала ОАО «Вымпелком» (оператор «Билайн») Олег Заволоко. - Его мощность ограничена несколькими десятками сообщений в час. В стандартных условиях этого более чем достаточно, однако если сообщений будет больше, ее не хватит.
Такие же трудности у дальневосточного филиала оператора «Мегафон».
- При нынешних условиях массовая рассылка сообщений через региональный смс-центр «Мегафона» будет занимать не минуты, а часы, - добавил руководитель технической службы Дальневосточного филиала ОАО «Мегафон» Сергей Шабельников. - Для того, чтобы осуществлять такие рассылки, нужна модернизация, новое оборудование, стоимость которого составляет приблизительно два миллиона долларов.
Однако, по словам специалистов, закупка дорогого оборудования необязательна. Между федеральными офисами сотовых операторов и национальным центром управления в кризисных ситуациях МЧС России заключено соглашение, позволяющее в случае необходимости осуществлять массовую рассылку смс-сообщений по технологии cell broadcast - широковещательной передачи. Принят и регламент, согласно которому будут действовать стороны в случае чрезвычайной ситуации.
Чтобы установить такое же сотрудничество между сотовыми операторами и Хабаровским краем, нужно официальное обращение краевого правительства к руководству сотовых компаний в Москве, отметили Олег Заволоко и Сергей Шабельников.
Виктор Маслов заверил участников встречи, что такое обращение будет составлено в ближайшее время.
Что же касается оператора МТС, то начальник отдела эксплуатации хабаровского филиала Эдуард Дажун сообщил, что трудностей с смс-оповещением абонентов МТС в крае в случае ЧС не будет:
- Наш региональный смс-центр находится во Владивостоке, а сообщения рассылаются не массово, а выборочно. Так что у нас есть техническая возможность сделать выборку абонентов и осуществить их оповещение.
- Сейчас не все населенные пункты края обеспечены мобильной связью, но она активно развивается, строятся новые подстанции, - подвел итог Виктор Маслов. - Так что в ближайшее время мобильные операторы придут в каждое село. И даже если кто-то из его жителей не обзавелся сотовым телефоном, он живет среди соседей и знакомых, которые обязательно предупредят его о чрезвычайной ситуации.
Также на совещании обсудили ход создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112. Напомним, Хабаровский края создал эту систему одним из первых в России.
- Сейчас ее развертывание завершено на 98 процентов, - сообщил начальник дежурно-диспетчерской службы края Геннадий Козорез. - Разработана и согласована вся проектная документация, закуплены программно-технические комплексы и другое специальное оборудование. Его монтаж и наладка будут полностью завершены до конца года.
В 2013 году планируется создать основной и резервный центры обработки вызовов, а с 2014 по 2017 год - оснастить экстренные службы, такие как скорая помощь, полицейские управления и пожарные части, автоматизированными рабочими местами со специальным программным обеспечением. Оно позволит связать их в единую систему, которая в 2017 году должна заработать по всей стране.
- В идеале она должна оповещать население и экстренные службы о чрезвычайных ситуациях, используя различные каналы передачи информации, - объяснил Валерий Кудрявцев, генеральный директор компании «НЭКСТ ТЕХНИКА» - разработчика программного обеспечения для дежурно-диспетчерских служб различных ведомств. - Все начинается с автоматизированных систем пожарной безопасности, с датчиков, которые установлены, например, на плотинах. Это первый уровень. Второй - дежурно-диспетчерские службы, которые координируют повседневную деятельность системы. Третий уровень - это внедрение единого номера, который позволит выстроить взаимодействие всех составляющих системы. Однако это будет работать, только когда все правильно выстроено на местах. На деле же мы сталкиваемся с тем, что диспетчеры экстренных служб в разных регионах России из оборудования имеют только телефон, журнал и ручку.
Такая проблема существует и у нас.
- Нужно совершенствовать АТС и узлы связи наших специальных служб, - отметил Виктор Маслов. - К примеру, мы сегодня работаем с цифровыми каналами связи, а многие федеральные службы - до сих пор с аналоговыми. А нам нужна прямая связь. Думаю, этот вопрос должен решаться на федеральном уровне.
Сейчас же в крае активно решают другую задачу - подготовки и обучения кадров для дежурно-диспетчерских служб. Для этого в Хабаровске планируется создать региональный обучающий центр. А уже этой осенью мы сможем связаться с дежурно-диспетчерской службой края не только по телефону, но и через интернет. Прямо на сайте службы можно будет зарегистрировать происшествие. Тревожная карточка с информацией о нем незамедлительно появится на компьютерном экране у диспетчеров, и помощь придет вовремя.
Наталья Осокина.