Большое денежное удовольствие

Возможно, уже в феврале рабочие поселки Дормидонтовка, Маго и Литовко поменяют свой статус. Они станут селами, каковыми, по сути, в последние годы и являются. А всего на подобные перемены претендуют девять населенных пунктов. И это лишь малая часть преобразований, которые грядут в системе административно-территориального устройства края.
Специальная комиссия в правительстве края рассматривает все эти предложения. Чаще всего туда обращаются как раз с просьбой признать городской поселок селом. Есть тут житейский интерес. Статус сельского поселения дает бюджетникам некоторые льготы. Да и за электроэнергию люди в селах платят меньше.
В краевую комиссию за последнее время поступили документы из пяти рабочих поселков - Софийск, Тырма, Дормидонтовка, Литовко, Маго. И народу там поубавилось, и перспективы весьма туманны. По заключению министерства экономического развития, считать Тырму неперспективной, а потому назвать ее селом пока рановато. А ну, как жизнь наладится!
В оставшихся четырех поселениях, увы, все так переменилось, что надежд на бурное развитие совсем не осталось. Похоже, удел людей, которые там живут, - пахать и сеять, корову с курами завести.
Понятно, что изменение статуса - это дополнительные расходы для краевого бюджета и Фонда обязательного медицинского страхования. По каждому поселку - в среднем по миллиону рублей в год. На 12 претендентов - уже 12 миллионов рублей. Не бог весть какие деньги, но и их, лишних, в нынешнем бюджете нет. Поэтому столь долго и столь трудно принимается решение даже по ситуациям очевидным и бесспорным. Ну какой, в самом деле, рабочий поселок Дормидонтовка, где люди живут в основном с огорода, а на работу ездят за тридевять земель...
Представительные органы Горненского поселения Солнечного муниципального района и Гурского - Комсомольского района тоже готовят изменения их статуса. Комиссии еще предстоит их рассмотреть.
Казарма, в которой никто не живет
Вторая большая тема - упразднение населенных пунктов, в которых никто не живет. Конечно, пора исключить их из реестра. Но пока с карты края исчезли только«казарма 51 и 59 километров» Амурского района. А таких населенных пунктов двадцать. Несколько проектов уже подготовлены в Тугуро-Чумиканском и Аяно-Майском, Охотском районах. Очевидно, будет упразднен поселок с красивым названием Фестивальный Солнечного района. Когда-то там разрабатывали оловянный рудник. Рудник закрыли, люди уехали. И, похоже, уже не вернутся. Подобная судьба у поселка при станции Аксака Комсомольского района. Поезда там больше не останавливаются, идут все мимо. И жизнь ушла.
Но ликвидировать населенные пункты на самом деле не так просто. Несколько лет назад закрыли поселки в Уська-Русская, Хуту и Дюанка Ванинского района. Жители согласились на переселение, получили государственные сертификаты, но не сдали занимаемое ими жилье и не снялись с регистрационного учета. Заставить их официально переселиться на новое место жительства так до сих пор и не удалось. Люди, не видя в том ничего худого, живут на два дома. Районной администрации пришлось идти в суд.
В крае немало населенных пунктов, где зарегистрировано по нескольку человек. К примеру, двенадцать. Но у них все, как положено, - администрация, казна, бланк, печать. Или, к примеру, два поселения разделяет только дорога, как Троицкое и Джари в Нанайском районе.
А 33 населенных пункта оказались вообще вне правового поля, то есть они не входят в состав поселений. Больше всего их в Аяно-Майском, Верхнебуреинском, Комсомольском, Николаевском районах и в районе имени Полины Осипенко. К примеру, живут люди на небольшой заставе, ни к району, ни к ближайшему селу не приписаны. Словом, сами по себе. Ни прописки у них, ни карточки в ближайшей поликлинике.
Форсировать перемены, даже если они очевидны, естественно, не следует, считает заместитель председателя правительства края Геннадий Кондратов, выступая на депутатских слушаниях в Законодательной думе. По его мнению, люди настороженно относятся ко всякого рода переменам, опасаясь, не стало бы хуже. Нынешние административные границы сложились давно и отражают исторические и культурные традиции, хозяйственные связи, сложившуюся инфраструктуру. Прежде чем что-то предпринять, надо сто раз подумать, чтобы не подтолкнуть людей к перемене мест.
Каждой деревне - своя власть
В крае 235 администраций - от поселковых до городских округов. Это на миллион-то с небольшим жителей! Каждый третий населенный пункт по закону о местном самоуправлении получил власть. Хорошо это или плохо? Вроде бы прогресс, власть теперь буквально в шаговой доступности от человека. То есть до нее можно дойти ногами - к слову, это одно из требований закона.
Но, с другой стороны, поселения в большинстве своем не имеют собственных доходов. Край содержит главу, аппарат, от которого проку нет. Даже умный и инициативный глава мало что может, если денег в казне нет. В общем, администрации есть, а дороги в деревнях не становятся лучше, окраины утопают в мусоре. Что с такой властью делать? Зачем мы тратим деньги? Ладно бы местная власть «заводила» народ, подвигала бы его к земле, крестьянскому хозяйству. Или хотя бы завести на каждый двор корову, чтобы себя кормить. Думала бы, как обустроить жизнь в деревне. Так нет же! Если что-то и происходит в поселках, так только там, где появляются волонтеры некоммерческих организаций, которые помогают получить гранты. А у самих, кроме бурьяна, за все эти годы пока ничего не выросло.
Опять же, что представляет собой местная власть? Половина служащих не имеет высшего образования, у десяти процентов за плечами только средняя школа. Сельские поселения, понимая, что самим им не потянуть, передают району исполнение своих полномочий, организовать электро-, газо- и водоснабжение, транспортные перевозки. Во многих администрациях, особенно отдаленных, нет землеустроителей, юристов, архитекторов. А требуют от местной власти все больше и больше. За последние семь лет ей добавили одиннадцать вопросов местного ведения, не обеспечив, как водится, финансово. Как им работать?
В крае восемь поселений с численностью до 130 человек, в семи из них норматив расходов на содержание власти - 70 процентов. А где-то аппарат «съедает» от 80 до 99 процентов всех средств, которые им выделяются. В некоторых населенных пунктах края с численностью около двухсот человек власть на 2011 год полностью полагается на бюджетные деньги. Это село Калиновка Ульчского района, Петропавловка, Улика-Национальная Хабаровского района. Если их не к кому присоединить, значит, надо упразднять? Только вот как потом быть людям, если до той же Улики-Национальной летом можно добраться по воде на метеоре, а зимой - несколько часов по зимнику?
Опять же, прежде чем круто все менять, полагают депутаты, надо честно ответить на главный вопрос: чего мы хотим? Оптимизировать расходы, сократив рать чиновников, или предоставить и дальше местной власти, у которой нет ничего за душой, благополучно существовать за казенный счет? Ситуация, когда в небольших городах и районных центрах двоевластие, часто приводит к откровенным конфликтам. Два медведя в одной берлоге не уживаются. Похоже, придется вернуться к прежней системе, упразднив администрации поселков и городов. Те же Переяславка, Вяземский или Советская Гавань будут только районными центрами. О неизбежности таких процессов говорят в стране уже на самом высоком уровне.
И мы движемся в том же направлении. Вот упразднили поселение в Шахтинском. Жили там 89 человек. В поселке не было даже электричества. Арифметика расточительности тут особенно показательна. Доходы Шахтинского в 2009 году составляли 838 тысяч рублей, расходы - 848 тысяч. Причем собственных доходов администрация собрала за год «аж» 52 тысячи рублей, то есть шесть процентов. Теперь в поселке привели в порядок колодец, райцентр обещает купить дизельную станцию, заняться освещением улиц и мост отремонтировать - наконец на него появятся деньги. Мост стоит чуть меньше, чем годовое содержание администрации.
Объединили Сулук и Солони. У Сулука - хорошие перспективы, так что он может подтянуть соседей, которые не зарабатывали даже на содержание собственной администрации. В Сулуке совсем другая картина, больше половины бюджета - собственные доходы. Новое поселение сможет позволить себе иметь землеустроителя, очень нужного людям специалиста.
Но первый опыт обнаружил проблемы. Ликвидировать то же Шахтинское оказалось не так просто. Неясно, кто будет покрывать долги поселения, рассчитываться с налоговой службой, казначейством, Пенсионным фондом. Как, наконец, уволить работников несуществующей уже администрации и закрыть бюджетные счета?
По идее, всякие преобразования должны идти снизу. Но вряд ли кто-то из глав сам начнет рубить сук, на котором хорошо сидит. Где потом найдешь такую непыльную работу? Потому и не согласны они, чтоб администрацию вдруг на замок. Говорят, народ их избрал, а полномочия истекут еще не скоро. Но ведь и люди не пишут челобитные в защиту местной власти. По большей части им невдомек, что законом задумывалось и почему оно не получилось. А то, что они видят за окнами, понятно, хорошей жизнью не назовешь.