Человек неба
02.08.2013
481

Игорь Макушев: «Мужчина в первую очередь - это ответственность»
Командующий 1-м командованием ВВС и ПВО Западного военного округа генерал-майор Игорь Макушев - ас военной авиации. Он удостоен звания «Заслуженный военный летчик РФ», его квалификационная категория - летчик-снайпер. Будучи крупным военачальником, на котором лежит ответственность за небо над Россией, генерал до сих пор находит время для полетов на истребителе.
Игорь Юрьевич Макушев родился в 1964 году в Петропавловске-Камчатском.
В 1985 году закончил Черниговское высшее военное авиационное училище, в 2006-м - с отличием Военную академию Генерального штаба.
Проходил службу на различных авиационных должностях, от летчика до заместителя командующего воздушной армией - начальника штаба командования ВВС и ПВО в Дальневосточном, Ленинградском, Московском, Приволжско-Уральском, Северо-Кавказском военных округах. Освоил различные типы истребителей, имеет более 3000 часов налета.
Как командира Игоря Юрьевича характеризует такая деталь. В его кабинете в штабе командования в Воронеже стоит огромный трофейный немецкий стол из набора замковой мебели, который используется для совещаний. Во главе стола - кресло, но генерал никогда в него не садится, он предпочитает вести беседу, сидя напротив и глядя в глаза.
О летчиках
Чтобы стать летчиком, училища мало, придется трудиться всю жизнь - в нашей профессии нет предела совершенству, это уж точно.
О самолётах
Самолету все равно, кто ты, лейтенант или генерал. Самолет на погоны не смотрит. Вы с ним в небе - одно целое. Ты чувствуешь его всем своим телом, а он - тебя. Самолет в разрезе похож на живое существо: сосуды, сердце, мышцы. Не дай бог какая-то трубочка сломалась - весь организм начинает болеть. И летчик в такие минуты тянет до последнего и чувствует себя спасателем: любой ценой довести, вернуть самолет на землю, а там техники разберутся.
О суевериях
Летчиков считают людьми суеверными. Я бы сказал так: в каждой части есть свои ритуалы или, как говорится, традиции. Перед вылетом, например, положено обойти самолет только с левой стороны. Считается, что так ты поступаешь к самолету уважительно, ну и осмотреть его получается лучше. А у техников другое поверье: когда самолет трогается с места, нужно подпрыгнуть и коснуться его крыла.
О боевой раскраске
Почти в каждой летной части у летчиков есть, как правило, свой символ: некоторые комара рисуют на фюзеляже - типа, мал, но больно жалит. У других на воздухозаборнике - хищная пасть акулы. Я лично к такой живописи отношусь спокойно, лишь бы не перебарщивали. Потому что окраска самолету ведь не просто так дается. У штурмовиков и вертолетов, например, «форма» камуфлированная, для ведения боевых действий. Истребители обычно голубого цвета, чтобы были меньше заметны силам противовоздушной обороны противника на фоне неба. А у нашего самого нового самолета Су-34 верх темный, чтобы его сверху на земле не было видно, а низ - опять же голубой, как небо. На мой вкус, в этом больше смысла, чем в самодеятельном творчестве.
О трудностях
Моя жизнь известна мне, по крайней мере, на год вперед. Все изгибы судьбы, как говорится, прописаны инструкциями и планами работы.
Я настолько уже втянулся в работу, что понятия «трудный день» для меня, наверное, не существует. Критические ситуации, серьезные происшествия - без этого, к сожалению, не обходится летная практика, такова специфика службы. И именно эти дни потом помнятся больше других... Поэтому надо не только уметь преодолевать трудности, но и выходить из каждой ситуации с наименьшими потерями.
О творчестве
В нашей службе две составляющие - авиационная и противовоздушная оборона. ПВО - более жесткая, фундаментальная система. А вот авиация - это всегда творчество. Вот сейчас меня ждут командиры соединений, будут утверждать у меня планы учений. И я ожидаю такой творческий процесс, что кое-кому, как говорится, придется переделывать документы.
О романтике
Я летаю уже тридцать лет. И никакой особенной романтики не замечал. Полет - колоссальный труд: выходишь из самолета весь мокрый. Знаете, когда я получаю наибольшее удовлетворение? Когда уже на земле, в конце взлетно-посадочной полосы. Когда освобождаешь ее - вот здесь самый пик удовольствия! Ты все сделал честно, хорошо, качественно. А в небе нет никакой романтики, только работа.
О генералитете
Я никогда не мечтал стать генералом. Хотя и говорят, что плох тот солдат, который не мечтает об этом. У меня простой рецепт военной карьеры: надо работать. Будешь работать хорошо, тебя оценят.
Что такое генералы в России? Прежде всего, очень хорошо профессионально подготовленные, трудоспособные и в большинстве своем порядочные люди.
Меняются ли генералы в России? Сложно сказать. Я думаю, в Российской армии меняются доктрины и оружие, а люди остаются людьми. Как говорят, каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны. Чтобы с генералом этого не случилось, необходимо всегда искать и находить в себе солдата.
О жизненном опыте
Нужно бояться только одного - потерять самого себя. Для меня это основное кредо: всегда оставаться самим собой. Этому качеству - постоянству - я стараюсь не изменять.
О хоккее
В 48 лет я впервые в жизни встал на коньки. Вышел на лед и почувствовал себя беспомощным. Как же так? Я взрослый мужчина, неужели не смогу? Стал тайно заниматься, один, по ночам. И когда через месяц я преодолел этот барьер, то получил неимоверное удовольствие. Сейчас без хоккея уже не могу. Для меня, как для командира, хоккей - это коллектив, в нем представлены, как говорится, разные интересы, разные сферы деятельности. Это важный опыт.
О мужчине
Мужчина в первую очередь - это ответственность.
О женщине
Любимые женщины лучше всех нас знают, больше всех за нас страдают. Нам, мужчинам, только кажется, что мы сами становимся «крутыми» - нет, такими нас делают любимые женщины. Ради них мы готовы на любые жертвы. Больно смотреть, когда их предают и оставляют.
О Родине
Я смотрю на Родину сквозь призму своей профессии. Родина - это то, что я защищаю. То, чему я присягнул. Она моя, а я принадлежу ей, это и есть моя жизнь.
Об армии
Вооруженные силы - гордость любой страны. Если вы ее не испытываете, то, значит, по тем или иным причинам не гордитесь своей страной.
О задачах
Главная моя задача - добиваться максимально качественного результата с наименьшими потерями личного состава. Как говорится, великий полководец не тот, кто добивается успеха в сражении, а тот, кто добивается его с наименьшими потерями. В этом и состоит смысл работы любого командира.
Записали Михаил Кожухов и Сергей Мостовщиков.
Фото Татьяны Либерман.
Игорь Юрьевич Макушев родился в 1964 году в Петропавловске-Камчатском.
В 1985 году закончил Черниговское высшее военное авиационное училище, в 2006-м - с отличием Военную академию Генерального штаба.
Проходил службу на различных авиационных должностях, от летчика до заместителя командующего воздушной армией - начальника штаба командования ВВС и ПВО в Дальневосточном, Ленинградском, Московском, Приволжско-Уральском, Северо-Кавказском военных округах. Освоил различные типы истребителей, имеет более 3000 часов налета.
Как командира Игоря Юрьевича характеризует такая деталь. В его кабинете в штабе командования в Воронеже стоит огромный трофейный немецкий стол из набора замковой мебели, который используется для совещаний. Во главе стола - кресло, но генерал никогда в него не садится, он предпочитает вести беседу, сидя напротив и глядя в глаза.
О летчиках
Чтобы стать летчиком, училища мало, придется трудиться всю жизнь - в нашей профессии нет предела совершенству, это уж точно.
О самолётах
Самолету все равно, кто ты, лейтенант или генерал. Самолет на погоны не смотрит. Вы с ним в небе - одно целое. Ты чувствуешь его всем своим телом, а он - тебя. Самолет в разрезе похож на живое существо: сосуды, сердце, мышцы. Не дай бог какая-то трубочка сломалась - весь организм начинает болеть. И летчик в такие минуты тянет до последнего и чувствует себя спасателем: любой ценой довести, вернуть самолет на землю, а там техники разберутся.
О суевериях
Летчиков считают людьми суеверными. Я бы сказал так: в каждой части есть свои ритуалы или, как говорится, традиции. Перед вылетом, например, положено обойти самолет только с левой стороны. Считается, что так ты поступаешь к самолету уважительно, ну и осмотреть его получается лучше. А у техников другое поверье: когда самолет трогается с места, нужно подпрыгнуть и коснуться его крыла.
О боевой раскраске
Почти в каждой летной части у летчиков есть, как правило, свой символ: некоторые комара рисуют на фюзеляже - типа, мал, но больно жалит. У других на воздухозаборнике - хищная пасть акулы. Я лично к такой живописи отношусь спокойно, лишь бы не перебарщивали. Потому что окраска самолету ведь не просто так дается. У штурмовиков и вертолетов, например, «форма» камуфлированная, для ведения боевых действий. Истребители обычно голубого цвета, чтобы были меньше заметны силам противовоздушной обороны противника на фоне неба. А у нашего самого нового самолета Су-34 верх темный, чтобы его сверху на земле не было видно, а низ - опять же голубой, как небо. На мой вкус, в этом больше смысла, чем в самодеятельном творчестве.
О трудностях
Моя жизнь известна мне, по крайней мере, на год вперед. Все изгибы судьбы, как говорится, прописаны инструкциями и планами работы.
Я настолько уже втянулся в работу, что понятия «трудный день» для меня, наверное, не существует. Критические ситуации, серьезные происшествия - без этого, к сожалению, не обходится летная практика, такова специфика службы. И именно эти дни потом помнятся больше других... Поэтому надо не только уметь преодолевать трудности, но и выходить из каждой ситуации с наименьшими потерями.
О творчестве
В нашей службе две составляющие - авиационная и противовоздушная оборона. ПВО - более жесткая, фундаментальная система. А вот авиация - это всегда творчество. Вот сейчас меня ждут командиры соединений, будут утверждать у меня планы учений. И я ожидаю такой творческий процесс, что кое-кому, как говорится, придется переделывать документы.
О романтике
Я летаю уже тридцать лет. И никакой особенной романтики не замечал. Полет - колоссальный труд: выходишь из самолета весь мокрый. Знаете, когда я получаю наибольшее удовлетворение? Когда уже на земле, в конце взлетно-посадочной полосы. Когда освобождаешь ее - вот здесь самый пик удовольствия! Ты все сделал честно, хорошо, качественно. А в небе нет никакой романтики, только работа.
О генералитете
Я никогда не мечтал стать генералом. Хотя и говорят, что плох тот солдат, который не мечтает об этом. У меня простой рецепт военной карьеры: надо работать. Будешь работать хорошо, тебя оценят.
Что такое генералы в России? Прежде всего, очень хорошо профессионально подготовленные, трудоспособные и в большинстве своем порядочные люди.
Меняются ли генералы в России? Сложно сказать. Я думаю, в Российской армии меняются доктрины и оружие, а люди остаются людьми. Как говорят, каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны. Чтобы с генералом этого не случилось, необходимо всегда искать и находить в себе солдата.
О жизненном опыте
Нужно бояться только одного - потерять самого себя. Для меня это основное кредо: всегда оставаться самим собой. Этому качеству - постоянству - я стараюсь не изменять.
О хоккее
В 48 лет я впервые в жизни встал на коньки. Вышел на лед и почувствовал себя беспомощным. Как же так? Я взрослый мужчина, неужели не смогу? Стал тайно заниматься, один, по ночам. И когда через месяц я преодолел этот барьер, то получил неимоверное удовольствие. Сейчас без хоккея уже не могу. Для меня, как для командира, хоккей - это коллектив, в нем представлены, как говорится, разные интересы, разные сферы деятельности. Это важный опыт.
О мужчине
Мужчина в первую очередь - это ответственность.
О женщине
Любимые женщины лучше всех нас знают, больше всех за нас страдают. Нам, мужчинам, только кажется, что мы сами становимся «крутыми» - нет, такими нас делают любимые женщины. Ради них мы готовы на любые жертвы. Больно смотреть, когда их предают и оставляют.
О Родине
Я смотрю на Родину сквозь призму своей профессии. Родина - это то, что я защищаю. То, чему я присягнул. Она моя, а я принадлежу ей, это и есть моя жизнь.
Об армии
Вооруженные силы - гордость любой страны. Если вы ее не испытываете, то, значит, по тем или иным причинам не гордитесь своей страной.
О задачах
Главная моя задача - добиваться максимально качественного результата с наименьшими потерями личного состава. Как говорится, великий полководец не тот, кто добивается успеха в сражении, а тот, кто добивается его с наименьшими потерями. В этом и состоит смысл работы любого командира.
Записали Михаил Кожухов и Сергей Мостовщиков.
Фото Татьяны Либерман.