Дальний Восток получит собственный закон
17.10.2012
301

Сегодня стальные магистрали обновляются как раз в Хабаровском крае - здесь заканчивается строительство Кузнецовского тоннеля
Минвостокразвития займётся подготовкой проекта федерального закона «О Дальнем Востоке». Об этом заявил полпред президента РФ в ДФО, министр по развитию Дальнего Востока Виктор Ишаев на пресс-конференции, посвященной итогам совещания, которое состоялось на прошлой неделе в Москве под руководством председателя правительства РФ Дмитрия Медведева.
Необходимость принятия специального законопроекта о Дальнем Востоке Виктор Ишаев объяснил тем, что льготы и преференции по налогам и обязательным платежам в бюджет для тех, кто готов прийти с инвестициями и новыми производствами на Восток России, должны закрепляться именно в текстах федеральных законов, а не в указах президента или постановлениях правительства. При этом Виктор Ишаев отметил, что работе над законопроектом будет предшествовать поиск компании, которая сможет его качественно подготовить.
Напомним, что на совещании в Москве обсуждались меры по ускорению социально-экономического развития Дальнего Востока. Премьер Дмитрий Медведев дал поручение в течение двух недель внести предложения по докапитализации Фонда развития Дальнего Востока («дочки» Внешэкономбанка), а в течение месяца - подготовить предложения по проектам, реализация которых невозможна без финансовой поддержки государства.
Виктор Ишаев на пресс-конференции в Хабаровске рассказал, что, выступая на совещании с первым после вступительного слова председателя правительства докладом, он настаивал на том, что развитие такого отдаленного края, как Дальний Восток, невозможно без капитальных вливаний из федерального бюджета и преференций для инвесторов.
- Конечно, можно было бы вложить инвестиционную составляющую в тарифы, как это предлагают некоторые крупные компании, но тогда отсюда уедут и те, кто сегодня здесь живет и работает, - сказал Виктор Ишаев.
По мнению министра-полпреда, нужны льготы и преференции для тех, кто придёт на Восток России с новыми производствами и инвестициями. В частности, их можно было бы освободить на первые десять лет от налогов на прибыль, на имущество и на землю, тем самым конкурентно уровняв с «западными» компаниями России.
Как объяснил Виктор Ишаев, эти налоги для производственных старт-апов в первое десятилетие могут быть нулевыми, а во второе десятилетие - льготными, с постепенным ростом по мере реализации инвестиционных проектов. По мнению Виктора Ишаева, подход ко всем инвесторам должен быть одинаковым, независимо от того, российские они или иностранные.
По оценке главы Минвостокразвития, идея уже получила поддержку в правительстве России и Министерствах экономического и регионального развития РФ:
- Большого сопротивления идеям налоговых льгот у коллег нет. Нужно понимать, что эти налоги региональные: только два процента налога на прибыль уходит в федеральный бюджет, а налог на землю вообще муниципальный. Необходимо учитывать, что, пока предприятие не создано, нет и налоговой базы. Даже давая преференции инвестору на начальном этапе, территория все равно выиграет: получит доходы, которых раньше не было.
Виктор Ишаев также заявил, что считает возможным освобождение предприятий от налога на добычу полезных ископаемых на срок их окупаемости, но с учётом всех особенностей проекта.
- К примеру, идет разработка Эльгинского месторождения. Как можно брать налоги с этого предприятия, если ему нужно строить дорогу, линии электропередачи, а также целый поселок на 10 тысяч жителей. Надо понимать, что затраты на добычу природных ресурсов на Дальнем Востоке значительно выше затрат в других регионах страны и разные даже по регионам внутри округа, - пояснил Виктор Ишаев.
На нынешнем этапе, по словам министра, финансирование восточных проектов должно быть бюджетное и опережающее, при этом по федеральным целевым и государственным программам Дальнему Востоку необходимо ежегодно до 100 миллиардов рублей, чтобы развиваться. Эта цифра была согласована с зампредом правительства Игорем Шуваловым и должна, стать «мультипликатором инвестиционной привлекательности региона» (для справки - в 2011 году Дальний Восток получил около 70 млрд. рублей в качестве федеральных вложений).
Глава Минвостокразвития предложил на совещании провести ревизию промышленных предприятий на Дальнем Востоке:
- Мы должны провести ревизию всей старой промышленной базы и решить, какие предприятия, необходимые для экономики региона, оставить. Нельзя содержать заводы с загрузкой по 10 процентов.
Предложения Минвостокразвития России по ключевым проектам развития, подготовленные в течение месяца, будут рассмотрены на Наблюдательном совете ВЭБа, дочерним предприятием которого является Фонд развития Дальнего Востока и который федеральные власти готовы докапитализировать уже в ближайшее время на 500 млн. рублей.
- А надо бы до 50 миллиардов рублей, - высказал свою позицию Виктор Ишаев и рассказал, что Фонд развития ДВ станет основным концессионером в региональных инфраструктурных проектах, среди которых и реконструкция Транссиба, и БАМ-2, и мост на Сахалин, и другие крупные проекты. Особую роль ВЭБа в ускорении развития Дальнего Востока министр-полпред объяснил тем, что именно с помощью этого «нашего инструмента» в ДФО могут быть привлечены «финансовые ресурсы, которые сейчас простаивают» (подразумевались при этом деньги на счетах ПФР и Фонда национального благосостояния). А ещё - Наблюдательный совет Внешэкономбанка возглавляет премьер и «деньги не выходят из-под влияния правительства».
Прямая речь
Дмитрий Медведев: «Не буду говорить, что означает Дальний Восток в нашей стране. Это не только треть территории, уникальный край по своим природным богатствам, это колоссальный и, к сожалению, слаборазвитый, очень важный для нас в экономическом плане регион, в котором живут наши люди и у которого было очень много проблем в последние 20 лет.
...Какие инструменты у нас сейчас работают? Напомню, это третий этап ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья», общий объём финансирования с 2008 года из всех источников с учётом подпрограммы развития Владивостока составил практически 1 трлн. рублей. Сейчас прорабатывается вопрос о продлении программы до 2018 года. Это те финансовые инструменты, которыми мы располагаем, которые были использованы и которые могут продолжить свою работу в дальнейшем. Есть ряд организационных решений, включая создание Министерства по развитию Дальнего Востока, которое, собственно, так же должно заниматься определением приоритетов развития этого края.
...В этом плане очень важным является развитие возможностей Фонда по Дальнему Востоку и Байкальскому региону, который был создан ВЭБом в 2011 году. Именно этот фонд может выступить соинвестором масштабных инфраструктурных проектов, которые сегодня являются неокупаемыми даже для таких гигантов, как РЖД, «Газпром», «РусГидро», ФСК, сетевые компании различные и энергетические. К тому же совместная работа будет, естественно, способствовать и улучшению бюджетной дисциплины. Ресурсы этого фонда, если мы определимся, каким образом его докапитализировать, каким образом он будет работать, нужно будет использовать и для строительства объектов, которые примыкают к магистральной инфраструктуре, - это железнодорожные пути, станции присоединения, автодороги, распределительные линии электропередачи, подстанции. Очевидно, что расходы на эти проекты, во всяком случае полные затраты, абсолютно неподъёмны для местных частных инвесторов. Уставный капитал фонда сейчас относительно невелик - это 500 млн. рублей, ему нужна докапита
лизация, о которой я сказал. Кроме того, развитие фонда необходимо обеспечить соответствующими пассивами.
...Ещё одна тема, которую я хотел затронуть именно на этом совещании. Наш опыт развития Дальнего Востока - и дореволюционный, и послереволюционный, и современный - показывает, что реализация масштабных проектов в этой сфере, освоение удалённых территорий, куда люди просто не едут (а если говорить прямо, уезжают оттуда), всегда сопровождается системой льгот и преференций. Сейчас региональные власти могут давать льготы только по налогу на прибыль и налогу на имущество. Это то, что я хотел сказать. Давайте самым серьёзным образом проанализируем возможность установления особого налогового режима для новых предприятий, которые создаются на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе».
Прямая речь
Виктор Ишаев: «Нам необходимо вновь вернуться к практике повышения таможенных пошлин на вывоз необработанного сырья, независимо от того, лес это или морские биоресурсы. Таким образом, мы сможем стимулировать развитие деревообрабатывающей промышленности и рыбопереработки на Дальнем Востоке.
...Саммит АТЭС имеет очень хороший эффект. Недели не проходит без поступления новых предложений о сотрудничестве. Это создает хороший моральный и экономический климат, когда действительно может произойти толчок к развитию Дальнего Востока. Слова нужно превращать в реальность.
...Возможности, которые есть у Дальнего Востока и состояние экономики и уровня жизни, которое мы имеем, не сопоставимы. Мы отстаем в своем развитии, для дальнейшего развития нужны коренные изменения подходов к самой проблеме, ломка стереотипов. Я предложил принять закон по развитию Дальнего Востока, в который можно будет заложить ряд преференций и возможностей для решения проблем развития».
Необходимость принятия специального законопроекта о Дальнем Востоке Виктор Ишаев объяснил тем, что льготы и преференции по налогам и обязательным платежам в бюджет для тех, кто готов прийти с инвестициями и новыми производствами на Восток России, должны закрепляться именно в текстах федеральных законов, а не в указах президента или постановлениях правительства. При этом Виктор Ишаев отметил, что работе над законопроектом будет предшествовать поиск компании, которая сможет его качественно подготовить.
Напомним, что на совещании в Москве обсуждались меры по ускорению социально-экономического развития Дальнего Востока. Премьер Дмитрий Медведев дал поручение в течение двух недель внести предложения по докапитализации Фонда развития Дальнего Востока («дочки» Внешэкономбанка), а в течение месяца - подготовить предложения по проектам, реализация которых невозможна без финансовой поддержки государства.
Виктор Ишаев на пресс-конференции в Хабаровске рассказал, что, выступая на совещании с первым после вступительного слова председателя правительства докладом, он настаивал на том, что развитие такого отдаленного края, как Дальний Восток, невозможно без капитальных вливаний из федерального бюджета и преференций для инвесторов.
- Конечно, можно было бы вложить инвестиционную составляющую в тарифы, как это предлагают некоторые крупные компании, но тогда отсюда уедут и те, кто сегодня здесь живет и работает, - сказал Виктор Ишаев.
По мнению министра-полпреда, нужны льготы и преференции для тех, кто придёт на Восток России с новыми производствами и инвестициями. В частности, их можно было бы освободить на первые десять лет от налогов на прибыль, на имущество и на землю, тем самым конкурентно уровняв с «западными» компаниями России.
Как объяснил Виктор Ишаев, эти налоги для производственных старт-апов в первое десятилетие могут быть нулевыми, а во второе десятилетие - льготными, с постепенным ростом по мере реализации инвестиционных проектов. По мнению Виктора Ишаева, подход ко всем инвесторам должен быть одинаковым, независимо от того, российские они или иностранные.
По оценке главы Минвостокразвития, идея уже получила поддержку в правительстве России и Министерствах экономического и регионального развития РФ:
- Большого сопротивления идеям налоговых льгот у коллег нет. Нужно понимать, что эти налоги региональные: только два процента налога на прибыль уходит в федеральный бюджет, а налог на землю вообще муниципальный. Необходимо учитывать, что, пока предприятие не создано, нет и налоговой базы. Даже давая преференции инвестору на начальном этапе, территория все равно выиграет: получит доходы, которых раньше не было.
Виктор Ишаев также заявил, что считает возможным освобождение предприятий от налога на добычу полезных ископаемых на срок их окупаемости, но с учётом всех особенностей проекта.
- К примеру, идет разработка Эльгинского месторождения. Как можно брать налоги с этого предприятия, если ему нужно строить дорогу, линии электропередачи, а также целый поселок на 10 тысяч жителей. Надо понимать, что затраты на добычу природных ресурсов на Дальнем Востоке значительно выше затрат в других регионах страны и разные даже по регионам внутри округа, - пояснил Виктор Ишаев.
На нынешнем этапе, по словам министра, финансирование восточных проектов должно быть бюджетное и опережающее, при этом по федеральным целевым и государственным программам Дальнему Востоку необходимо ежегодно до 100 миллиардов рублей, чтобы развиваться. Эта цифра была согласована с зампредом правительства Игорем Шуваловым и должна, стать «мультипликатором инвестиционной привлекательности региона» (для справки - в 2011 году Дальний Восток получил около 70 млрд. рублей в качестве федеральных вложений).
Глава Минвостокразвития предложил на совещании провести ревизию промышленных предприятий на Дальнем Востоке:
- Мы должны провести ревизию всей старой промышленной базы и решить, какие предприятия, необходимые для экономики региона, оставить. Нельзя содержать заводы с загрузкой по 10 процентов.
Предложения Минвостокразвития России по ключевым проектам развития, подготовленные в течение месяца, будут рассмотрены на Наблюдательном совете ВЭБа, дочерним предприятием которого является Фонд развития Дальнего Востока и который федеральные власти готовы докапитализировать уже в ближайшее время на 500 млн. рублей.
- А надо бы до 50 миллиардов рублей, - высказал свою позицию Виктор Ишаев и рассказал, что Фонд развития ДВ станет основным концессионером в региональных инфраструктурных проектах, среди которых и реконструкция Транссиба, и БАМ-2, и мост на Сахалин, и другие крупные проекты. Особую роль ВЭБа в ускорении развития Дальнего Востока министр-полпред объяснил тем, что именно с помощью этого «нашего инструмента» в ДФО могут быть привлечены «финансовые ресурсы, которые сейчас простаивают» (подразумевались при этом деньги на счетах ПФР и Фонда национального благосостояния). А ещё - Наблюдательный совет Внешэкономбанка возглавляет премьер и «деньги не выходят из-под влияния правительства».
Прямая речь
Дмитрий Медведев: «Не буду говорить, что означает Дальний Восток в нашей стране. Это не только треть территории, уникальный край по своим природным богатствам, это колоссальный и, к сожалению, слаборазвитый, очень важный для нас в экономическом плане регион, в котором живут наши люди и у которого было очень много проблем в последние 20 лет.
...Какие инструменты у нас сейчас работают? Напомню, это третий этап ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья», общий объём финансирования с 2008 года из всех источников с учётом подпрограммы развития Владивостока составил практически 1 трлн. рублей. Сейчас прорабатывается вопрос о продлении программы до 2018 года. Это те финансовые инструменты, которыми мы располагаем, которые были использованы и которые могут продолжить свою работу в дальнейшем. Есть ряд организационных решений, включая создание Министерства по развитию Дальнего Востока, которое, собственно, так же должно заниматься определением приоритетов развития этого края.
...В этом плане очень важным является развитие возможностей Фонда по Дальнему Востоку и Байкальскому региону, который был создан ВЭБом в 2011 году. Именно этот фонд может выступить соинвестором масштабных инфраструктурных проектов, которые сегодня являются неокупаемыми даже для таких гигантов, как РЖД, «Газпром», «РусГидро», ФСК, сетевые компании различные и энергетические. К тому же совместная работа будет, естественно, способствовать и улучшению бюджетной дисциплины. Ресурсы этого фонда, если мы определимся, каким образом его докапитализировать, каким образом он будет работать, нужно будет использовать и для строительства объектов, которые примыкают к магистральной инфраструктуре, - это железнодорожные пути, станции присоединения, автодороги, распределительные линии электропередачи, подстанции. Очевидно, что расходы на эти проекты, во всяком случае полные затраты, абсолютно неподъёмны для местных частных инвесторов. Уставный капитал фонда сейчас относительно невелик - это 500 млн. рублей, ему нужна докапита
лизация, о которой я сказал. Кроме того, развитие фонда необходимо обеспечить соответствующими пассивами.
...Ещё одна тема, которую я хотел затронуть именно на этом совещании. Наш опыт развития Дальнего Востока - и дореволюционный, и послереволюционный, и современный - показывает, что реализация масштабных проектов в этой сфере, освоение удалённых территорий, куда люди просто не едут (а если говорить прямо, уезжают оттуда), всегда сопровождается системой льгот и преференций. Сейчас региональные власти могут давать льготы только по налогу на прибыль и налогу на имущество. Это то, что я хотел сказать. Давайте самым серьёзным образом проанализируем возможность установления особого налогового режима для новых предприятий, которые создаются на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе».
Прямая речь
Виктор Ишаев: «Нам необходимо вновь вернуться к практике повышения таможенных пошлин на вывоз необработанного сырья, независимо от того, лес это или морские биоресурсы. Таким образом, мы сможем стимулировать развитие деревообрабатывающей промышленности и рыбопереработки на Дальнем Востоке.
...Саммит АТЭС имеет очень хороший эффект. Недели не проходит без поступления новых предложений о сотрудничестве. Это создает хороший моральный и экономический климат, когда действительно может произойти толчок к развитию Дальнего Востока. Слова нужно превращать в реальность.
...Возможности, которые есть у Дальнего Востока и состояние экономики и уровня жизни, которое мы имеем, не сопоставимы. Мы отстаем в своем развитии, для дальнейшего развития нужны коренные изменения подходов к самой проблеме, ломка стереотипов. Я предложил принять закон по развитию Дальнего Востока, в который можно будет заложить ряд преференций и возможностей для решения проблем развития».