Если принимаете на работу бывшего чиновника
24.08.2016
239
Российская Федерация имплементировала большинство положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, принятой Резолюцией Генеральной Ассамблеи. В настоящее время практически все они нашли отражение в отечественном законодательстве. В рамках реализации Конвенции, Президентом Российской Федерации утверждены Национальная стратегия противодействия коррупции и Национальный план противодействия коррупции на 2014–2015 годы. Данными документами предусмотрен комплекс мер по обеспечению государственной антикоррупционной политики России.
В частности, статьей 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрено, что работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Аналогичная норма закреплена в ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557 утвержден Перечень должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Соответствующие перечни должностей утверждены федеральными государственными органами в соответствии с названным Указом Президента РФ, к примеру, приказом МВД России от 31.10.2013 № 875, приказом Росимущества от 11.05.2016 № 170, приказ ФССП России от 15.09.2015 № 437, приказ ФНС РФ от 25.08.2009 № ММ‑7–4/430 и т. д.
В свою очередь, постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 №29 утверждены Правила сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы.
Практика осуществления прокурорского надзора за соблюдением антикоррупционного законодательства свидетельствует, что не всеми работодателями в полной мере соблюдаются данные требования закона.
В связи с этим прокуратура предупреждает, что неисполнение работодателем вышеуказанной обязанности является правонарушением и влечет ответственность по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, санкция которой предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 4 000 рублей; на должностных лиц – от 20 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц – 100 000 до 500 000 рублей.
Необходимо отметить: как следует из сложившейся судебной практики применения административной ответственности по указанной статье КоАП РФ, отсутствие в трудовой книжке записи о конкретной должности, которую занимал бывший государственный или муниципальный служащий, не исключает административную ответственность работодателя за неисполнение обязанностей, предусмотренных ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» и ст. 64.1 ТК РФ.
Из вышеизложенного следует, что в случае если из документов принимаемого на работу лица (в первую очередь трудовой книжки) следует, что данное лицо ранее проходило государственную либо муниципальную службу и к моменту трудоустройства не истек двухлетний срок с даты увольнения со службы, работодателям необходимо принимать все меры по выяснению должности государственной или муниципальной службы, с которой такое лицо было уволено.
В ряде случаев целесообразным является направление запроса о занимаемой должности в кадровое подразделение по последнему месту службы, с одновременным уведомлением о приёме на работу бывшего служащего, в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 21.01.2015 № 29.
А. Барсуков,
старший помощник
прокурора Кировского
района г. Хабаровска.
В частности, статьей 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрено, что работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Аналогичная норма закреплена в ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557 утвержден Перечень должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Соответствующие перечни должностей утверждены федеральными государственными органами в соответствии с названным Указом Президента РФ, к примеру, приказом МВД России от 31.10.2013 № 875, приказом Росимущества от 11.05.2016 № 170, приказ ФССП России от 15.09.2015 № 437, приказ ФНС РФ от 25.08.2009 № ММ‑7–4/430 и т. д.
В свою очередь, постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 №29 утверждены Правила сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы.
Практика осуществления прокурорского надзора за соблюдением антикоррупционного законодательства свидетельствует, что не всеми работодателями в полной мере соблюдаются данные требования закона.
В связи с этим прокуратура предупреждает, что неисполнение работодателем вышеуказанной обязанности является правонарушением и влечет ответственность по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, санкция которой предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 4 000 рублей; на должностных лиц – от 20 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц – 100 000 до 500 000 рублей.
Необходимо отметить: как следует из сложившейся судебной практики применения административной ответственности по указанной статье КоАП РФ, отсутствие в трудовой книжке записи о конкретной должности, которую занимал бывший государственный или муниципальный служащий, не исключает административную ответственность работодателя за неисполнение обязанностей, предусмотренных ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» и ст. 64.1 ТК РФ.
Из вышеизложенного следует, что в случае если из документов принимаемого на работу лица (в первую очередь трудовой книжки) следует, что данное лицо ранее проходило государственную либо муниципальную службу и к моменту трудоустройства не истек двухлетний срок с даты увольнения со службы, работодателям необходимо принимать все меры по выяснению должности государственной или муниципальной службы, с которой такое лицо было уволено.
В ряде случаев целесообразным является направление запроса о занимаемой должности в кадровое подразделение по последнему месту службы, с одновременным уведомлением о приёме на работу бывшего служащего, в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 21.01.2015 № 29.
А. Барсуков,
старший помощник
прокурора Кировского
района г. Хабаровска.