Картина вернулась в музей под охраной автоматчиков
поиск
26 марта 2025, Среда
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Картина вернулась в музей под охраной автоматчиков

29.02.2016
Просмотры
352
Картина вернулась в музей под охраной автоматчиков
Светлана Жук презентует вернувшийся шедевр ДВХМ
В Дальневосточный художественный музей вчера вернулась картина классика академической живописи XIX века Жан-Леона Жерома, на которой изображён пастух с флейтой. Её передало музею Управление ФСБ России по Хабаровскому краю.
С этой картиной, равно как и вообще с творениями этого непопулярного при жизни и причисленного к классикам лишь полвека назад французского художника, в России происходит уже далеко не первая детективная, даже можно сказать мистическая, история.
Пятнадцать лет назад из зала Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге кто-то варварски вырезал из рамы и похитил полотно «Бассейн в гареме», написанное Жеромом в 1875 году. Пропажу обнаружили в тот же день, но так и не нашли. Лишь через шесть лет некий гражданин, пожелавший остаться неизвестным, передал изрядно пострадавший от неправильного хранения холст прямо на улице московскому парламентарию, который вернул картину в Эрмитаж.
Приключения картины с пастухом в Хабаровске начались гораздо раньше с путаницы в названиях. Вскоре после утверждения Советской власти на Дальнем Востоке здесь начали формировать культурные фонды. В 1931 году в Хабаровск прибыла партия картин западно-европейских мастеров из собрания Эрмитажа для того, чтобы люди на самых крайних рубежах нашей страны могли прикоснуться к прекрасному, но столь далекому географически искусству. Что интересно, в эрмитажном каталоге эта небольшая картина значилась как «Пиффераро» - так называли человека, играющего на флейте пифферо. А в акте передачи картина почему-то названа «Пастух».
Выставка западно-европейского искусства ДВХМ в 1946 году располагалась в здании бывшей синагоги на улице Фрунзе в помещении площадью 180 м2, разделенном шестью перегородками, на которых висели картины. Кроме посетителей, в зале находился лишь один кассир-смотритель и таинственное исчезновение «Пастуха» или «Пиффераро» - кому как больше нравится - не заметил. Это неудивительно - портрет пастушка, играющего на флейте, написан на доске всего 22,8х14,9 см и мог быть срезан с веревки, на которой крепился к стене, и унесен под полой одежды.
В архиве ДВХМ хранится акт, составленный со слов двух женщин-зрительниц, заметивших пропажу. Но как все было на самом деле, до сих пор доподлинно неизвестно. Времена были сложные, послевоенные. На долгие семьдесят лет об этой картине забыли, наверное, все. Вряд ли дожили до наших дней очевидцы той пропажи.
Однако прошлым летом портрет кисти Жерома вновь оказался в стенах ДВХМ. Правда, никто из свидетелей этого события поначалу и не догадывался, что это та самая, давно списанная из фондов пропажа.
К заведующей реставрационной мастерской Елене Евстратовой обратилась девушка - проконсультировать по поводу картины, подаренной бабушкой с наказом ее особенно беречь - решила проверить, насколько ценно наследство. Елена сразу же поняла, что держит в руках музейный экспонат.
- В изобразительном искусстве много подделок, и это первое, что должен выяснить реставратор, - рассказывает Елена Евстратова. - Паркетаж, позволяющий долго хранить картину без угрозы деформации, явно делали в музее. Но нижняя планка, на которой, как правило, пишут инвентаризационный номер, отсутствовала. Однако окончательно определить подлинность в условиях нашей мастерской невозможно, только везти в Москву или Санкт-Петербург на научную экспертизу в химической лаборатории.
Елена не стала утверждать то, в чем не была абсолютно уверена, поэтому просто привела работу в экспозиционный вид - скрыла следы гвоздевых проколов по периметру, убрала «запись» краской другого цвета, заменила деструктивный лак на свежий и вернула заказчице. Реставрация заняла около двух месяцев.
В конце прошлого года в краевое управление ФСБ поступила информация о том, что на чёрном рынке для продажи может появиться редкая картина. Была проведена оперативная работа, выявлена нынешняя владелица картины, которая к похищению раритета в 1946 году отношения не имела. И вот в сопровождении эскорта спецсотрудников в камуфляже и с автоматами экспонат вручили главному хранителю ДВХМ Светлане Жук под прицелами фото- и телекамер хабаровских репортеров.
К началу марта портрет пастушка с флейтой получит достойное обрамление в красивую багетную раму и займет свое по-прежнему законное место на экспонирующейся именно в эти дни выставке «Неизвестный Эрмитаж». На ней собраны лучшие произведения академической живописи из той самой партии 1931 года прибытия, с которой в Хабаровск приехал и «Пиффераро». Совпадение? Мистика? Чудо?..
За недолгие в общем-то для произведения искусства 150 лет портрет, который на сегодняшнем антикварном рынке мог бы стоить около 3 млн. долларов, испытал немало приключений, и теперь в ДВХМ гарантируют, что более ничего подобного не допустят.
Елена РОМАНОВА.
Фото автора.