Малого бизнеса должно быть много
21.06.2013
326

- Развитие малого бизнеса - это в первую очередь решение вопроса занятости населения, формирования среднего класса, налоговые поступления, с другой стороны, удовлетворение наиболее полной потребности в товарах и услугах, - считает заместитель министра экономического развития и внешних связей правительства Хабаровского края Юрий Чайка.
- В цивилизованном обществе в малом и среднем бизнесе занято более 50 процентов экономически активного населения. Именно этот сектор наиболее чутко реагирует на потребности людей, на спрос, наиболее мобилен. Мы пока только на половине пути к этим благим целям. В Хабаровском крае, по оценкам, треть занятых (207 тысяч человек) сегодня работает в малом бизнесе. Налогов предприниматели платят в два раза меньше, чем коллеги из крупного бизнеса. Доля малого и среднего бизнеса в реальном секторе экономики, в производственной сфере, в Хабаровском крае, как и в России в целом, составляет лишь 8 процентов. Тогда как средний мировой показатель - 15 процентов. И это вполне объяснимо: опыт частного предпринимательства в иных странах насчитывает не одно столетие. У нас же - всего 20 лет. По сути предпринимательство, как вид деятельности, было под запретом семь десятилетий. Отсюда и невысокий процент населения, готового заниматься бизнесом, и отношение общества, и неразвитость инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса.
Эту ситуацию и должна в определённой мере изменить принятая государственная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае на 2013 - 2020 годы». Мы намерены приблизиться к мировым показателям, увеличивать число занятых в этом секторе экономики, повысить роль малого и среднего бизнеса в производственной сфере.
Она создана в развитие ранее принимавшихся программ. Всего их было семь. И призвана расшить те «узкие места», которые сдерживают развитие малого и среднего бизнеса.
Уникальность программы в том, что она восьмилетняя. Во-вторых, позиционируется как государственная целевая. В-третьих, эта программа предусматривает серьёзное финансирование. В бюджете края заложены средства - порядка 80 миллионов рублей в год,плюс к которым ежегодно будем привлекать 150 миллионов из федерального бюджета.
В разработке программы участвовали предпринимательские объединения. Она учитывает нюансы, которые возникли при реализации предыдущих программ.
По результатам социологических исследований, проведенных в Хабаровском крае научными и образовательными организациями, сдерживают развитие малого и среднего бизнеса:
- недостаток собственных финансовых ресурсов для развития бизнеса;
- высокая стоимость и сложность получения банковских кредитных ресурсов;
- неразвитость инфраструктуры для поддержки малого и среднего предпринимательства, особенно в муниципальных образованиях;
- недостаток квалифицированных кадров, знаний и информации для ведения предпринимательской деятельности;
- сложные стартовые условия для начала бизнеса;
- низкая производственная и инновационная активность малого бизнеса.
Ключевая проблема в малом предпринимательстве та же, что и в экономике Дальнего Востока в целом - это рынок труда. Число вакансий в Хабаровске превышает число официальных безработных. Наши малые предприниматели не могут предложить своим наёмным работникам столь высокую заработную плату, что на крупном производстве или в иных сферах экономики. Слишком высокая конкуренция на рынке не даёт возможности тратить больше средств на фонд оплаты труда.
Но движение идёт. Потребитель уже больше обращает внимание не на низкую цену, а на качество товаров, уровень обслуживания. И те бизнес-структуры, которые это обеспечивают, могут позволить себе привлекать персонал.
Краевая целевая программа направлена на поддержку того слоя, который пока не вышел на этот уровень. Мы предлагаем инициативным людям путь альтернативного производственного и инновационного бизнеса. То есть применить свои силы на том поле, где пока нет конкуренции.
Характеристика текущего состояния в сфере малого и среднего предпринимательства, существующих проблем
Малое и среднее предпринимательство играет значительную роль в социально-экономической структуре Хабаровского края. Оно присутствует практически во всех отраслях экономики края. Деятельность малого и среднего предпринимательства оказывает существенное влияние на социально-экономическое развитие территорий: создает конкурентную рыночную среду, обеспечивает занятость населения, особенно в отдаленных районах края, смягчая социальные проблемы.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики, по итогам 2011 года в Хабаровском крае зарегистрировано 52438 субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе: 138 - средних, 16506 - малых предприятий и 35794 - индивидуальных предпринимателей. Увеличение общего числа субъектов малого и среднего предпринимательства по сравнению с предыдущим годом составляет 5,7 процента, или 2824 единиц.
По числу субъектов малого и среднего предпринимательства, а также по численности занятых на малых и средних предприятиях по итогам 2011 года Хабаровский край занимал 2 место в Дальневосточном Федеральном округе после Приморского края.
Доля занятых в малом и среднем бизнесе в общем числе занятых в экономике края по итогам 2011 года составляет 28,3 процента.
За 2011 год поступления денежных средств от малого и среднего бизнеса в бюджет края составили 9,2 млрд. рублей, в бюджеты всех уровней - 13 млрд. рублей.
Оборот малых предприятий за 2011 год составил 169 млрд. рублей, с ростом к 2010 году на 27 процентов, оборот средних предприятий - 48,5 млрд. рублей. При этом по средним предприятиям наблюдается снижение доли оборота в общем обороте экономики края на 1 процент, по малым предприятиям - увеличение доли оборота на 4,2 процента.
Структурное распределение малого и среднего бизнеса по видам экономической деятельности в крае, в основном, соответствует общероссийской ситуации и на протяжении ряда лет существенно не изменилось. Сфера торговли и услуг - это часть экономики края, в которой традиционно доминируют малые и средние предприятия.
Порядка 40 процентов малых и средних предприятий занимаются торговлей, около 22 процентов действуют в сфере услуг (здравоохранение, социальные услуги, ЖКХ, наука, информационные технологии и др.). Производственный малый бизнес представляют 8,3 процента от общего числа компаний. Строительством занимается 15,3 процента, около 6 процентов - транспортом и связью, 3 процента - гостиничным бизнесом, 2,3 процента - сельским и лесным хозяйством.
Распределение индивидуальных предпринимателей по видам экономической деятельности: «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» - 58 процентов от общего числа зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» - 12,8 процента, «Транспорт и связь» - 7,8 процента, «Обрабатывающие производства» - 5,4 процента, «Предоставление прочих коммунальных, персональных и социальных услуг» - 5,1 процента.
Непроизводственная сфера по-прежнему более привлекательна, чем реальный сектор экономики. В малом предпринимательстве преобладают фирмы с невысокими инвестиционными возможностями, ориентированные на узкий рынок и сферу с быстрой оборачиваемостью капитала.
Территориально основная часть средних (60,7 процента), малых (80 процентов) предприятий и индивидуальных предпринимателей (69 процентов) сосредоточена в городах Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре.
Меньше всего малых и средних предприятий приходится на Аяно-Майский, Тугуро-Чумиканский, Охотский, Бикинский, Ульчский, Вяземский, Нанайский, Комсомольский и имени Полины Осипенко районы (менее
1 процента от общего числа малых и средних предприятий края).
Реализуемые в рамках краевых целевых программ развития и поддержки малого и среднего предпринимательства меры стимулируют предпринимательскую инициативу.
Это позволило за период 2009 - 2011 годы увеличить показатели оборота малых и средних предприятий края на 4,6 процента.
За этот период выросли показатели доли занятых в малом и среднем бизнесе в общем числе занятых в экономике (28,3 процента) и численности занятых в малом и среднем предпринимательстве, включая работников по найму (207 тыс. человек). Рост налоговых поступлений от малого и среднего бизнеса в бюджет края к 2008 году составил 180 процентов, или 4,1 млрд. рублей.
Несмотря на положительный тренд основных показателей в секторе малого и среднего бизнеса, результаты опубликованного в 2011 году рейтинга Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» «Предпринимательский климат в России: Индекс ОПОРЫ 2010 - 2011» показали низкую оценку предпринимателями Хабаровского края качества условий для развития малого и среднего бизнеса. Рейтинг 40 регионов возглавляют Московская область, Краснодарский край, Челябинская область, Ставропольский край и Самарская область. Хабаровский край, наряду с Ростовской и Иркутской областями, замыкают рейтинговую таблицу.
Основные выводы исследования:
- 2/3 опрошенных руководителей компаний считают свой регион благоприятным местом для ведения бизнеса, однако каждый второй участник опроса отмечает серьезные сложности на этапе старта;
- нехватка инженеров и квалифицированных рабочих, дефицит финансирования, высокие тарифы на электроэнергию вкупе с низкой доступностью новых энергетических мощностей - основные слабые стороны предпринимательского климата;
- наиболее позитивно оцениваются - доступность поставщиков и возможность дополнительного обучения;
- более половины руководителей компаний полагают, что региональная власть должна уделять больше внимания вопросам развития предпринимательства. В региональные программы поддержки вовлечены менее 10 процентов участников исследования. Использование инфраструктуры поддержки (бизнес-инкубаторы, промпарки, гарантийные фонды и др.) «стремится к нулю».
По результатам социологических исследований, проведенных в Хабаровском крае научными и образовательными организациями, на развитие малого и среднего предпринимательства оказывает влияние ряд факторов, имеющих как общероссийское, так и местное значение. Наиболее значимые из них:
- недостаток собственных финансовых ресурсов для развития бизнеса;
- высокая стоимость и сложность получения банковских кредитных ресурсов;
- неразвитость инфраструктуры для поддержки малого и среднего предпринимательства, особенно в муниципальных образованиях;
- недостаток квалифицированных кадров, знаний и информации для ведения предпринимательской деятельности;
- сложные стартовые условия для начала бизнеса;
- низкая производственная и инновационная активность малого бизнеса;
- недостаточно позитивное восприятие предпринимательства населением, а также недостаточно активное взаимодействие власти и бизнеса;
- недостаток средств в муниципальных бюджетах на развитие малого и среднего предпринимательства.
По итогам социологического опроса «Состояние, проблемы и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае», проведенного в конце 2010 года ГОУ ВПО «Дальневосточная академия государственной службы», предпринимательство районного звена более всего нуждается в финансовой (льготном кредитовании, субсидировании затрат), информационной (о проектах поддержки), консультационной (оформление документов, открытие своего бизнеса, налоговое и земельное законодательство) и имущественной поддержках.
Исследование отметило также недостаточную включенность предпринимательского сообщества муниципальных районов в работу общественных организаций и союзов.
Прогноз конечных результатов Программы
В результате реализации мероприятий Программы ожидается увеличение:
количества субъектов малого и среднего предпринимательства до 53 тыс. единиц к 2015 году и до 55 тыс. единиц к 2020 году;
количества малых и средних предприятий в расчете на 1 тыс. человек населения до 13 единиц к 2015 году и до 15 единиц к 2020 году;
оборота продукции (услуг), производимой малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями, и индивидуальными предпринимателями, до 238 млн. рублей по итогам этапа и до 251 млн. рублей к 2020 году;
доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций края до 26 процентов к 2015 году и до 28 процентов к 2020 году;
суммы налоговых поступлений от малого и среднего предпринимательства в бюджеты всех уровней до 14,5 млрд. рублей по итогам I этапа и до 18 млрд. рублей к 2020 году;
доли налоговых поступлений от малого и среднего предпринимательства в бюджеты всех уровней в общем объеме налоговых платежей в бюджеты всех уровней до 18 процентов к 2015 году и до 20 процентов к 2020 году.
Итогом реализации Программы станет улучшение конкурентной среды в сфере предпринимательства, снижение барьеров, препятствующих развитию предпринимательской деятельности, повышение уровня заработной платы работников, занятых в сфере малого и среднего предпринимательства.
В сопряжении с достижением целей государственной политики края реализация Программы будет способствовать созданию оптимальных условий для устойчивого социально-экономического развития края:
- увеличение числа предприятий, занятых в области инноваций и промышленного производства, организаций, осуществляющих внешнеэкономическую, сельскохозяйственную деятельность;
- развитие молодежного предпринимательства;
- прирост численности занятых в экономике края;
- увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;
- увеличение ассортимента товаров (работ, услуг), производимых на территории края.
- В цивилизованном обществе в малом и среднем бизнесе занято более 50 процентов экономически активного населения. Именно этот сектор наиболее чутко реагирует на потребности людей, на спрос, наиболее мобилен. Мы пока только на половине пути к этим благим целям. В Хабаровском крае, по оценкам, треть занятых (207 тысяч человек) сегодня работает в малом бизнесе. Налогов предприниматели платят в два раза меньше, чем коллеги из крупного бизнеса. Доля малого и среднего бизнеса в реальном секторе экономики, в производственной сфере, в Хабаровском крае, как и в России в целом, составляет лишь 8 процентов. Тогда как средний мировой показатель - 15 процентов. И это вполне объяснимо: опыт частного предпринимательства в иных странах насчитывает не одно столетие. У нас же - всего 20 лет. По сути предпринимательство, как вид деятельности, было под запретом семь десятилетий. Отсюда и невысокий процент населения, готового заниматься бизнесом, и отношение общества, и неразвитость инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса.
Эту ситуацию и должна в определённой мере изменить принятая государственная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае на 2013 - 2020 годы». Мы намерены приблизиться к мировым показателям, увеличивать число занятых в этом секторе экономики, повысить роль малого и среднего бизнеса в производственной сфере.
Она создана в развитие ранее принимавшихся программ. Всего их было семь. И призвана расшить те «узкие места», которые сдерживают развитие малого и среднего бизнеса.
Уникальность программы в том, что она восьмилетняя. Во-вторых, позиционируется как государственная целевая. В-третьих, эта программа предусматривает серьёзное финансирование. В бюджете края заложены средства - порядка 80 миллионов рублей в год,плюс к которым ежегодно будем привлекать 150 миллионов из федерального бюджета.
В разработке программы участвовали предпринимательские объединения. Она учитывает нюансы, которые возникли при реализации предыдущих программ.
По результатам социологических исследований, проведенных в Хабаровском крае научными и образовательными организациями, сдерживают развитие малого и среднего бизнеса:
- недостаток собственных финансовых ресурсов для развития бизнеса;
- высокая стоимость и сложность получения банковских кредитных ресурсов;
- неразвитость инфраструктуры для поддержки малого и среднего предпринимательства, особенно в муниципальных образованиях;
- недостаток квалифицированных кадров, знаний и информации для ведения предпринимательской деятельности;
- сложные стартовые условия для начала бизнеса;
- низкая производственная и инновационная активность малого бизнеса.
Ключевая проблема в малом предпринимательстве та же, что и в экономике Дальнего Востока в целом - это рынок труда. Число вакансий в Хабаровске превышает число официальных безработных. Наши малые предприниматели не могут предложить своим наёмным работникам столь высокую заработную плату, что на крупном производстве или в иных сферах экономики. Слишком высокая конкуренция на рынке не даёт возможности тратить больше средств на фонд оплаты труда.
Но движение идёт. Потребитель уже больше обращает внимание не на низкую цену, а на качество товаров, уровень обслуживания. И те бизнес-структуры, которые это обеспечивают, могут позволить себе привлекать персонал.
Краевая целевая программа направлена на поддержку того слоя, который пока не вышел на этот уровень. Мы предлагаем инициативным людям путь альтернативного производственного и инновационного бизнеса. То есть применить свои силы на том поле, где пока нет конкуренции.
Характеристика текущего состояния в сфере малого и среднего предпринимательства, существующих проблем
Малое и среднее предпринимательство играет значительную роль в социально-экономической структуре Хабаровского края. Оно присутствует практически во всех отраслях экономики края. Деятельность малого и среднего предпринимательства оказывает существенное влияние на социально-экономическое развитие территорий: создает конкурентную рыночную среду, обеспечивает занятость населения, особенно в отдаленных районах края, смягчая социальные проблемы.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики, по итогам 2011 года в Хабаровском крае зарегистрировано 52438 субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе: 138 - средних, 16506 - малых предприятий и 35794 - индивидуальных предпринимателей. Увеличение общего числа субъектов малого и среднего предпринимательства по сравнению с предыдущим годом составляет 5,7 процента, или 2824 единиц.
По числу субъектов малого и среднего предпринимательства, а также по численности занятых на малых и средних предприятиях по итогам 2011 года Хабаровский край занимал 2 место в Дальневосточном Федеральном округе после Приморского края.
Доля занятых в малом и среднем бизнесе в общем числе занятых в экономике края по итогам 2011 года составляет 28,3 процента.
За 2011 год поступления денежных средств от малого и среднего бизнеса в бюджет края составили 9,2 млрд. рублей, в бюджеты всех уровней - 13 млрд. рублей.
Оборот малых предприятий за 2011 год составил 169 млрд. рублей, с ростом к 2010 году на 27 процентов, оборот средних предприятий - 48,5 млрд. рублей. При этом по средним предприятиям наблюдается снижение доли оборота в общем обороте экономики края на 1 процент, по малым предприятиям - увеличение доли оборота на 4,2 процента.
Структурное распределение малого и среднего бизнеса по видам экономической деятельности в крае, в основном, соответствует общероссийской ситуации и на протяжении ряда лет существенно не изменилось. Сфера торговли и услуг - это часть экономики края, в которой традиционно доминируют малые и средние предприятия.
Порядка 40 процентов малых и средних предприятий занимаются торговлей, около 22 процентов действуют в сфере услуг (здравоохранение, социальные услуги, ЖКХ, наука, информационные технологии и др.). Производственный малый бизнес представляют 8,3 процента от общего числа компаний. Строительством занимается 15,3 процента, около 6 процентов - транспортом и связью, 3 процента - гостиничным бизнесом, 2,3 процента - сельским и лесным хозяйством.
Распределение индивидуальных предпринимателей по видам экономической деятельности: «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» - 58 процентов от общего числа зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» - 12,8 процента, «Транспорт и связь» - 7,8 процента, «Обрабатывающие производства» - 5,4 процента, «Предоставление прочих коммунальных, персональных и социальных услуг» - 5,1 процента.
Непроизводственная сфера по-прежнему более привлекательна, чем реальный сектор экономики. В малом предпринимательстве преобладают фирмы с невысокими инвестиционными возможностями, ориентированные на узкий рынок и сферу с быстрой оборачиваемостью капитала.
Территориально основная часть средних (60,7 процента), малых (80 процентов) предприятий и индивидуальных предпринимателей (69 процентов) сосредоточена в городах Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре.
Меньше всего малых и средних предприятий приходится на Аяно-Майский, Тугуро-Чумиканский, Охотский, Бикинский, Ульчский, Вяземский, Нанайский, Комсомольский и имени Полины Осипенко районы (менее
1 процента от общего числа малых и средних предприятий края).
Реализуемые в рамках краевых целевых программ развития и поддержки малого и среднего предпринимательства меры стимулируют предпринимательскую инициативу.
Это позволило за период 2009 - 2011 годы увеличить показатели оборота малых и средних предприятий края на 4,6 процента.
За этот период выросли показатели доли занятых в малом и среднем бизнесе в общем числе занятых в экономике (28,3 процента) и численности занятых в малом и среднем предпринимательстве, включая работников по найму (207 тыс. человек). Рост налоговых поступлений от малого и среднего бизнеса в бюджет края к 2008 году составил 180 процентов, или 4,1 млрд. рублей.
Несмотря на положительный тренд основных показателей в секторе малого и среднего бизнеса, результаты опубликованного в 2011 году рейтинга Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» «Предпринимательский климат в России: Индекс ОПОРЫ 2010 - 2011» показали низкую оценку предпринимателями Хабаровского края качества условий для развития малого и среднего бизнеса. Рейтинг 40 регионов возглавляют Московская область, Краснодарский край, Челябинская область, Ставропольский край и Самарская область. Хабаровский край, наряду с Ростовской и Иркутской областями, замыкают рейтинговую таблицу.
Основные выводы исследования:
- 2/3 опрошенных руководителей компаний считают свой регион благоприятным местом для ведения бизнеса, однако каждый второй участник опроса отмечает серьезные сложности на этапе старта;
- нехватка инженеров и квалифицированных рабочих, дефицит финансирования, высокие тарифы на электроэнергию вкупе с низкой доступностью новых энергетических мощностей - основные слабые стороны предпринимательского климата;
- наиболее позитивно оцениваются - доступность поставщиков и возможность дополнительного обучения;
- более половины руководителей компаний полагают, что региональная власть должна уделять больше внимания вопросам развития предпринимательства. В региональные программы поддержки вовлечены менее 10 процентов участников исследования. Использование инфраструктуры поддержки (бизнес-инкубаторы, промпарки, гарантийные фонды и др.) «стремится к нулю».
По результатам социологических исследований, проведенных в Хабаровском крае научными и образовательными организациями, на развитие малого и среднего предпринимательства оказывает влияние ряд факторов, имеющих как общероссийское, так и местное значение. Наиболее значимые из них:
- недостаток собственных финансовых ресурсов для развития бизнеса;
- высокая стоимость и сложность получения банковских кредитных ресурсов;
- неразвитость инфраструктуры для поддержки малого и среднего предпринимательства, особенно в муниципальных образованиях;
- недостаток квалифицированных кадров, знаний и информации для ведения предпринимательской деятельности;
- сложные стартовые условия для начала бизнеса;
- низкая производственная и инновационная активность малого бизнеса;
- недостаточно позитивное восприятие предпринимательства населением, а также недостаточно активное взаимодействие власти и бизнеса;
- недостаток средств в муниципальных бюджетах на развитие малого и среднего предпринимательства.
По итогам социологического опроса «Состояние, проблемы и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае», проведенного в конце 2010 года ГОУ ВПО «Дальневосточная академия государственной службы», предпринимательство районного звена более всего нуждается в финансовой (льготном кредитовании, субсидировании затрат), информационной (о проектах поддержки), консультационной (оформление документов, открытие своего бизнеса, налоговое и земельное законодательство) и имущественной поддержках.
Исследование отметило также недостаточную включенность предпринимательского сообщества муниципальных районов в работу общественных организаций и союзов.
Прогноз конечных результатов Программы
В результате реализации мероприятий Программы ожидается увеличение:
количества субъектов малого и среднего предпринимательства до 53 тыс. единиц к 2015 году и до 55 тыс. единиц к 2020 году;
количества малых и средних предприятий в расчете на 1 тыс. человек населения до 13 единиц к 2015 году и до 15 единиц к 2020 году;
оборота продукции (услуг), производимой малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями, и индивидуальными предпринимателями, до 238 млн. рублей по итогам этапа и до 251 млн. рублей к 2020 году;
доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций края до 26 процентов к 2015 году и до 28 процентов к 2020 году;
суммы налоговых поступлений от малого и среднего предпринимательства в бюджеты всех уровней до 14,5 млрд. рублей по итогам I этапа и до 18 млрд. рублей к 2020 году;
доли налоговых поступлений от малого и среднего предпринимательства в бюджеты всех уровней в общем объеме налоговых платежей в бюджеты всех уровней до 18 процентов к 2015 году и до 20 процентов к 2020 году.
Итогом реализации Программы станет улучшение конкурентной среды в сфере предпринимательства, снижение барьеров, препятствующих развитию предпринимательской деятельности, повышение уровня заработной платы работников, занятых в сфере малого и среднего предпринимательства.
В сопряжении с достижением целей государственной политики края реализация Программы будет способствовать созданию оптимальных условий для устойчивого социально-экономического развития края:
- увеличение числа предприятий, занятых в области инноваций и промышленного производства, организаций, осуществляющих внешнеэкономическую, сельскохозяйственную деятельность;
- развитие молодежного предпринимательства;
- прирост численности занятых в экономике края;
- увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;
- увеличение ассортимента товаров (работ, услуг), производимых на территории края.