Прокатилась мельница по тенькинским перевалам
24.05.2013
455

С судна «Rubina» выгружаются мельницы в Магаданском порту
На руднике имени Матросова компании «Полюс Золото» продолжается строительство золотоизвлекательной фабрики и освоение Наталкинского месторождения. Этот проект стал самым крупным за всю историю Колымы. Сегодня на повестке второй этап разработки Наталки - большеобъемный, с применением высокотехнологичного оборудования. Недавно на строительную площадку Наталкинского ГОКа доставлена одна из самых крупных в мире шаровых мельниц для измельчения руды.
Колымский опыт
Операции по доставке подобных грузов всегда уникальны. Но у нашей отдаленной территории такой опыт есть. Он появился в процессе строительства Колымской, а затем Усть-Среднеканской ГЭС. Тогда из центральных районов для строящейся плотины везли трансформаторы, рабочие колеса и агрегаты. Уже тогда стало очевидным, что доставить тяжелые и сверхгабаритные грузы по колымской трассе будет очень непросто. Мало того, что не хватает ширины дорожного полотна, так еще и многие мосты через реки и ручьи просто не рассчитаны на такой вес. По этой причине турбины и агрегаты доставляли ранней весной, когда мерзлый грунт хорошо держал дорожное полотно и можно было по льду преодолевать небольшие ручьи. Аварийные мосты объезжали стороной, делая отсыпку для съезда.
И если тогда рабочие колеса и агрегаты можно было посчитать на пальцах одной руки, то на этот раз картина совсем иная - в адрес рудника имени Матросова на причал Магаданского морского торгового порта доставлено более шестидесяти габаритных позиций. Причем девять из них являются сверхгабаритными частями и весят по 97 тонн. Впечатляют и размеры. Например, диаметр барабана самой мельницы составляет девять метров. Уникальное оборудование для отработки Наталкинского месторождения изготовили в Австрии, некоторые детали - в Бразилии, Малайзии и ЮАР. В начале марта этого года загруженное горным оборудованием судно «Rubina» отчалило из бельгийского порта Антверпен, взяв курс на северо-восток. Особенностью судна является мощный кран, способный поднять тяжелые сегменты мельниц.
«Подушка» для причала
Транспортировку шаровых мельниц из Бельгии на Колыму и далее строительную площадку Наталкинского ГОКа организовали и обеспечили специалисты ЗАО «Полюс Логистика». Они тщательно исследовали Магаданский морской торговый порт, колымскую трассу, мосты, перевалы, провели большую подготовительную работу. Свою лепту в общее дело внес и Магаданский морской торговый порт.
- Чтобы нагрузка на причал распределялась равномерно, была построена специальная «подушка» из щебня, бруса и досок, - рассказал руководитель морпорта Анатолий Карпов. - Груз такого объема и веса мы принимаем впервые.
Выгрузка подобных габаритов на берег требует большого мастерства и сопряжена с определенным риском.
- Если бы при перегрузке на берег шаровая мельница оборвалась, «Rubina» могло опрокинуть на противоположную сторону, - пояснил капитан судна Владислав Ермаков. - Сработал бы известный принцип «коромысла». Чтобы этого не допустить, на судне установлены специальные балластные танки, заполненные водой. Благодаря им мы обеспечили равновесие, устойчивость судна. Весь процесс разгрузки от начала до конца контролировался судовым компьютером.
Уникальная операция
Во время выгрузки мельниц в морском торговом порту побывал и.о. губернатора Магаданской области В.П. Печеный. Вот как он прокомментировал происходящее событие:
- Мы являемся свидетелями уникальной логистической операции по доставке важного груза на нашу отдаленную территорию. От ее результата напрямую зависит начало освоения Наталкинского месторождения. Для нас это новые рабочие места, дополнительные поступления в бюджет для реализации социальных проектов и позитивные перспективы развития для Колымы.
Владимир Петрович заверил руководство компании «Полюс Золото» в том, что региональные власти окажут всю необходимую посильную помощь при доставке горного оборудования на строительную площадку ГОКа:
«Проделана большая предварительная работа по обустройству дорожного покрытия, выстраиванию объездов, специальных знаков, обучению всех тех, кто будет осуществлять эту транспортировку».
Постепенно все сегменты мельниц подняты из трюма и размещены на специальные многоосные тралы с поворотными осями, которые позволят плавно преодолевать препятствия на пути. В качестве тяговой силы - седельные тягачи с колесной формулой «восемь на шесть» фирмы «Man» и «Iveco».
Когда был выгружен последний элемент мельницы и закреплен на тралах, колонна из 20 автомашин и вахтовых автобусов в ночь на 15 марта отправилась в путь. В числе сопровождающих - медики, энергетики, связисты, сотрудники ГИБДД. Во время всего движения груза по трассе бригады жили в вахтовых автобусах, питание обеспечивали мобильные передвижные кухни.
Колонна со скоростью около 5 - 7 километров в час начинает двигаться по ночному городу, а потом постепенно выезжает за его черту. Чтобы добраться до строительной площадки Наталкинского ГОКа, ей предстоит преодолеть 400 километров.
- В такой ситуации, к сожалению, невозможно избежать пробок - сверхгабаритный груз просто перекрывает узкие дороги, что и происходило время от времени на пути из Магадана до Палатки, - вспоминает командир взвода ДПС УМВД по Магаданской области Сергей Марикин. - Мы были к этому готовы, и как только появлялись широкие участки или «карманы», начинали оперативно пропускать автобусы и машины.
Четыре перевала и 47 мостов
Тенькинская трасса считается одной из самых сложных и опасных. Чтобы добраться до рудника имени Матросова, необходимо преодолеть перевалы «Тещин язык», «Гусакова», «Мадаунский» и 131-й километр. Они характерны не только своими крутыми подъемами, но и поворотами. Самым сложным считается «Мадаунский», который разворачивается по спирали почти на 180 градусов.
Еще одна характерная особенность тенькинской трассы - острые камни, которыми щедро усыпана дорога. Они, словно острая бритва, способны в мгновенье ока распороть шину. Опытные водители знают - чем выше скорость, тем больше шансов порвать резину, поэтому следуют известному принципу: тише едешь, дальше будешь.
И хотя тяжелые мельницы хорошо закреплены на тралах, вероятность их срыва на крутых подъемах и поворотах не была исключена. Если бы, не дай бог, трал перевернулся и мельница ушла в кювет, а еще хуже в пропасть, достать ее оттуда было бы практически невозможно. А значит, срок пуска фабрики мог бы сдвинуться на более поздний срок.
Понимая всю важность операции по транспортировке мельниц, В.П. Печеный побывал не только в Магаданском морском торговом порту, но и на тенькинской трассе, по которой следовали тралы. Руководитель территории отслеживал буквально каждый километр колонны, обсуждал с сопровождающей группой на привалах пройденный путь.
По воспоминаниям участников этой эпопеи, одним из самых трудных был участок трассы Палатка - Кулу- Нексикан. Чтобы не допустить сбоев прохождения колонны, дорожники сопровождали ее на протяжении всего пути следования.
- Даже небольшой бугор для трала становился непреодолимым препятствием, - вспоминает водитель Александр Евдрашкин. - Тогда вперед запускали автогрейдер, который срезал его отвалом. - На крутых подъемах мощности машины не хватало, на помощь приходили мощные карьерные погрузчики рудника им. Матросова, которые брали нас на буксир. Так, в единой сцепке медленно поднимались наверх.
По искусственной плотине
Серьезным препятствием для колонны стала река Армань, мост через которую находится в аварийном состоянии, а новый еще только строится. Для прохождения тралов колонны дорожники сделали объезд, отсыпав плотину на мелководье.
- Операция по доставке мельниц - это один из важнейших этапов строительства Наталкинского ГОКа, - сказал генеральный директор ОАО «Рудник им. Матросова» Вячеслав Соколов. - Она стала самой масштабной за всю историю Магаданской области и была выполнена в рекордные сроки - за 8 дней.
Пока шла доставка мельниц, ни на минуту не прекращалось строительство Наталкинского ГОКа. В пробуренные скважины устанавливаются сваи, строятся фундаменты и каркасы зданий. Сюда, на фабрику будет доставляться руда, добытая из карьера. Общий объем инвестиций «Полюса» в этот проект превышает 1,7 миллиарда долларов - это крупнейшая в России стройка, осуществляемая за счет частной компании. После пуска первой очереди фабрика за счет доставленных из Бельгии мельниц будет перерабатывать до 10 миллионов тонн руды в год, из которой ежегодно будет извлекаться до 15 тонн золота.
Виталий ХОЛОИМОВ.
Колымский опыт
Операции по доставке подобных грузов всегда уникальны. Но у нашей отдаленной территории такой опыт есть. Он появился в процессе строительства Колымской, а затем Усть-Среднеканской ГЭС. Тогда из центральных районов для строящейся плотины везли трансформаторы, рабочие колеса и агрегаты. Уже тогда стало очевидным, что доставить тяжелые и сверхгабаритные грузы по колымской трассе будет очень непросто. Мало того, что не хватает ширины дорожного полотна, так еще и многие мосты через реки и ручьи просто не рассчитаны на такой вес. По этой причине турбины и агрегаты доставляли ранней весной, когда мерзлый грунт хорошо держал дорожное полотно и можно было по льду преодолевать небольшие ручьи. Аварийные мосты объезжали стороной, делая отсыпку для съезда.
И если тогда рабочие колеса и агрегаты можно было посчитать на пальцах одной руки, то на этот раз картина совсем иная - в адрес рудника имени Матросова на причал Магаданского морского торгового порта доставлено более шестидесяти габаритных позиций. Причем девять из них являются сверхгабаритными частями и весят по 97 тонн. Впечатляют и размеры. Например, диаметр барабана самой мельницы составляет девять метров. Уникальное оборудование для отработки Наталкинского месторождения изготовили в Австрии, некоторые детали - в Бразилии, Малайзии и ЮАР. В начале марта этого года загруженное горным оборудованием судно «Rubina» отчалило из бельгийского порта Антверпен, взяв курс на северо-восток. Особенностью судна является мощный кран, способный поднять тяжелые сегменты мельниц.
«Подушка» для причала
Транспортировку шаровых мельниц из Бельгии на Колыму и далее строительную площадку Наталкинского ГОКа организовали и обеспечили специалисты ЗАО «Полюс Логистика». Они тщательно исследовали Магаданский морской торговый порт, колымскую трассу, мосты, перевалы, провели большую подготовительную работу. Свою лепту в общее дело внес и Магаданский морской торговый порт.
- Чтобы нагрузка на причал распределялась равномерно, была построена специальная «подушка» из щебня, бруса и досок, - рассказал руководитель морпорта Анатолий Карпов. - Груз такого объема и веса мы принимаем впервые.
Выгрузка подобных габаритов на берег требует большого мастерства и сопряжена с определенным риском.
- Если бы при перегрузке на берег шаровая мельница оборвалась, «Rubina» могло опрокинуть на противоположную сторону, - пояснил капитан судна Владислав Ермаков. - Сработал бы известный принцип «коромысла». Чтобы этого не допустить, на судне установлены специальные балластные танки, заполненные водой. Благодаря им мы обеспечили равновесие, устойчивость судна. Весь процесс разгрузки от начала до конца контролировался судовым компьютером.
Уникальная операция
Во время выгрузки мельниц в морском торговом порту побывал и.о. губернатора Магаданской области В.П. Печеный. Вот как он прокомментировал происходящее событие:
- Мы являемся свидетелями уникальной логистической операции по доставке важного груза на нашу отдаленную территорию. От ее результата напрямую зависит начало освоения Наталкинского месторождения. Для нас это новые рабочие места, дополнительные поступления в бюджет для реализации социальных проектов и позитивные перспективы развития для Колымы.
Владимир Петрович заверил руководство компании «Полюс Золото» в том, что региональные власти окажут всю необходимую посильную помощь при доставке горного оборудования на строительную площадку ГОКа:
«Проделана большая предварительная работа по обустройству дорожного покрытия, выстраиванию объездов, специальных знаков, обучению всех тех, кто будет осуществлять эту транспортировку».
Постепенно все сегменты мельниц подняты из трюма и размещены на специальные многоосные тралы с поворотными осями, которые позволят плавно преодолевать препятствия на пути. В качестве тяговой силы - седельные тягачи с колесной формулой «восемь на шесть» фирмы «Man» и «Iveco».
Когда был выгружен последний элемент мельницы и закреплен на тралах, колонна из 20 автомашин и вахтовых автобусов в ночь на 15 марта отправилась в путь. В числе сопровождающих - медики, энергетики, связисты, сотрудники ГИБДД. Во время всего движения груза по трассе бригады жили в вахтовых автобусах, питание обеспечивали мобильные передвижные кухни.
Колонна со скоростью около 5 - 7 километров в час начинает двигаться по ночному городу, а потом постепенно выезжает за его черту. Чтобы добраться до строительной площадки Наталкинского ГОКа, ей предстоит преодолеть 400 километров.
- В такой ситуации, к сожалению, невозможно избежать пробок - сверхгабаритный груз просто перекрывает узкие дороги, что и происходило время от времени на пути из Магадана до Палатки, - вспоминает командир взвода ДПС УМВД по Магаданской области Сергей Марикин. - Мы были к этому готовы, и как только появлялись широкие участки или «карманы», начинали оперативно пропускать автобусы и машины.
Четыре перевала и 47 мостов
Тенькинская трасса считается одной из самых сложных и опасных. Чтобы добраться до рудника имени Матросова, необходимо преодолеть перевалы «Тещин язык», «Гусакова», «Мадаунский» и 131-й километр. Они характерны не только своими крутыми подъемами, но и поворотами. Самым сложным считается «Мадаунский», который разворачивается по спирали почти на 180 градусов.
Еще одна характерная особенность тенькинской трассы - острые камни, которыми щедро усыпана дорога. Они, словно острая бритва, способны в мгновенье ока распороть шину. Опытные водители знают - чем выше скорость, тем больше шансов порвать резину, поэтому следуют известному принципу: тише едешь, дальше будешь.
И хотя тяжелые мельницы хорошо закреплены на тралах, вероятность их срыва на крутых подъемах и поворотах не была исключена. Если бы, не дай бог, трал перевернулся и мельница ушла в кювет, а еще хуже в пропасть, достать ее оттуда было бы практически невозможно. А значит, срок пуска фабрики мог бы сдвинуться на более поздний срок.
Понимая всю важность операции по транспортировке мельниц, В.П. Печеный побывал не только в Магаданском морском торговом порту, но и на тенькинской трассе, по которой следовали тралы. Руководитель территории отслеживал буквально каждый километр колонны, обсуждал с сопровождающей группой на привалах пройденный путь.
По воспоминаниям участников этой эпопеи, одним из самых трудных был участок трассы Палатка - Кулу- Нексикан. Чтобы не допустить сбоев прохождения колонны, дорожники сопровождали ее на протяжении всего пути следования.
- Даже небольшой бугор для трала становился непреодолимым препятствием, - вспоминает водитель Александр Евдрашкин. - Тогда вперед запускали автогрейдер, который срезал его отвалом. - На крутых подъемах мощности машины не хватало, на помощь приходили мощные карьерные погрузчики рудника им. Матросова, которые брали нас на буксир. Так, в единой сцепке медленно поднимались наверх.
По искусственной плотине
Серьезным препятствием для колонны стала река Армань, мост через которую находится в аварийном состоянии, а новый еще только строится. Для прохождения тралов колонны дорожники сделали объезд, отсыпав плотину на мелководье.
- Операция по доставке мельниц - это один из важнейших этапов строительства Наталкинского ГОКа, - сказал генеральный директор ОАО «Рудник им. Матросова» Вячеслав Соколов. - Она стала самой масштабной за всю историю Магаданской области и была выполнена в рекордные сроки - за 8 дней.
Пока шла доставка мельниц, ни на минуту не прекращалось строительство Наталкинского ГОКа. В пробуренные скважины устанавливаются сваи, строятся фундаменты и каркасы зданий. Сюда, на фабрику будет доставляться руда, добытая из карьера. Общий объем инвестиций «Полюса» в этот проект превышает 1,7 миллиарда долларов - это крупнейшая в России стройка, осуществляемая за счет частной компании. После пуска первой очереди фабрика за счет доставленных из Бельгии мельниц будет перерабатывать до 10 миллионов тонн руды в год, из которой ежегодно будет извлекаться до 15 тонн золота.
Виталий ХОЛОИМОВ.