Социальный лифт для инженера

04.07.2013 | Новости | 3м. 41 c. | 15
Социальный лифт для инженера
Социальный лифт для инженера
Виктор Чудов, зампред правительства Хабаровского края по вопросам модернизации и промышленной политики: «Пусть реально воплощаются идеи!»

Виктор Чудов, заместитель председателя правительства Хабаровского края по вопросам модернизации и промышленной политики, размышляет о роли инженеров.

Виктор Владимирович - инженер по первому образованию, одним из главных моментов в формировании в крае современного сильного инженерного корпуса считает формирующийся кластер авиа-судостроения. О роли и потенциале нашего кластера мы беседовали с ним накануне Первого Дальневосточного конгресса инженеров.

- Каким образом кластер может повлиять на формирование инженерного сословия, Виктор Владимирович?

- Чтобы в Хабаровском крае сформировался современный сильный инженерный корпус, безусловно, необходимо повысить уровень вузовской подготовки кадров. Но главное - чтобы в технические вузы пришла талантливая молодёжь. Чтобы выпускники видели для себя перспективу в этой профессии.

В этом плане проблема номер один - зарплата. Предприятия пока не могут обеспечить своим сотрудникам высокий доход - для этого необходимо модернизировать производство, повысить производительность труда, конкурентоспособность продукции.
Сегодня молодёжь видит, что промышленность «поднимает голову», есть перспективные преуспевающие отрасли, и уже идёт рост абитуриентов на инженерные профессии, опережающий по сравнению с юристами и экономистами.

Ещё больше талантливой молодёжи пойдёт в профессию, если профессия инженера обеспечит человеку некий социальный лифт или широкие жизненные возможности. Выпускник технического вуза пришёл на завод, набрался опыта и ... либо сделал инженерную карьеру, либо ушёл в руководство корпорации, либо открыл собственный бизнес. Стать руководителем своего предприятия - очень неплохая перспектива.

Не каждый инженер может стать предпринимателем. Это, безусловно, разные вещи. Но есть и другие варианты. Мир открыт - можно поехать куда угодно. Была бы квалификация.

- Наверное, перспектива создать собственное дело - это наиболее интересный вариант, в том числе для экономики края. Но чтобы инженеру создать своё производственное предприятие - должны быть некий продукт и деньги, спрос и, конечно, технические мозги. У нас в этом плане есть опыт реализации технической направленности инновационных проектов. Привлекали Российскую венчурную компанию, СБАР,  Роснано. Некоторые компании дошли до серийного массового производства - кто угадал с рынком сбыта. Те же винтовые сваи. Или агрегат для починки кровли, который уже массово производится...

- Но зачастую инновационная деятельность оторвана от реального сектора экономики. Задача заключается в том, чтобы сблизить науку и производство. Для создания таких компаний необходим спрос на инновации, необходимы кадры - инженеры. И, конечно, необходима поддержка.
И сегодня мы приступили к решению этой триединой задачи. Хорошей поддержкой инновационных и просто небольших производственных компаний может стать и авиационно-судостроительный кластер, созданный в Хабаровском крае в прошлом году и получивший государственную поддержку в числе 25 подобных пилотных проектов. В него вошли 106 партнёров и участников. Задача кластера как раз в том и заключается, чтобы дать возможность развиться производственным малым и средним предприятиям вокруг сильных якорных компаний. Создать, как говорят, «пояс» малых и средних промышленных предприятий, которые занимаются производством деталей для авиационного завода, или покраской самолётов, разрабатывают дизайн судна на воздушной подушке. Таких компаний должно быть минимум сто. В Комсомольске-на-Амуре, Хабаровске, Амурске.

Якорные компании, тот же КнААЗ, должны стать заказчиками и таким образом инвесторами для малых и средних. Авиационная корпорация сегодня говорит: у нас есть работа для «малышей». Мы готовы какую-то часть отдать на аутсорсинг. Есть много непрофильных вещей: опытно-конструкторские работы, связанные с композиционными материалами, какие-то специфические детали, небольшие партии комплектующих. И ищут с фонариком - к кому обратиться. Вот и поле деятельности для инженеров, которые уже что-то из себя представляют и готовы стать во главе небольшой фирмы. Мы столкнулись с тем, что в крае нет ни одной компании, занятой промышленным дизайном.

- Какова роль правительства края, губернатора?

- Правительство края позиционирует себя как активного участника кластера. Мы работаем с его учредителями, выполняем организующую функцию, формируем инфраструктуру. В ходе конгресса инженеров, думаю, участники уже организационно оформятся, создадут управляющую компанию, определят ряд проектов, интересных всем участникам этого объединения.

- Чтобы вступить в кооперацию с нашими передовыми предприятиями, нужно самим быть на высоком технологическом уровне. Как малые предприятия наладят производство новых и при этом дешёвых или резко повышающих уровень самолётов деталей, сплавов и так далее?
- Это действительно серьёзный вопрос. Именно поэтому на совете кластера было принято решение о создании первого общего проекта - регионального центра инжиниринга - на базе Дальневосточного агентства содействия инновациям (ДАСИ). Край подал заявку на участие в федеральном конкурсе - создание сети подобных центров поддерживается на уровне правительства, в частности Министерства экономического развития России. Ближайший подобный центр - Томск. Со своей стороны, край поддержит создание материальной базы центра - оборудование, обучающие мероприятия.

Направления работы инжинирингового центра - прототипирование (разработка прототипов или опытных образцов продукции), стимулирование создания малых инновационных компаний путём оказания услуг производственным предпринимателям. Ни один начинающий предприниматель не может позволить себе купить дорогую систему проектирования, систему инженерного анализа. Нужны миллионы рублей, чтобы подготовить специалиста, способного работать на этом оборудовании. Предприниматель сможет прийти со своей идеей или эскизом в центр и заказать инженерное решение, компьютерную модель, документацию, бизнес-план. Если нужно, технологическую модель - оборудование, необходимое для выпуска новой продукции. Блок прототипирования тут же выдаёт прототип - опытный образец. Если заказать такую работу на коммерческой основе, потребуются очень большие средства. Кроме того, в центре будет и блок маркетинга, продвижения, привлечения инвестора, возможно, венчурное финансирование. Инвестиционная инфраструктура не готова работать с идеей, но готова работать с образцом, с технологической моделью производства.

Центр станет связующим звеном между якорными компаниями и малыми производственными предприятиями: компьютерный инжиниринг позволяет смоделировать внедрение той или иной новой технологии на действующее производство, посмотреть, что в итоге получится, с какими характеристиками и каким оборудованием.

- На каком этапе создание центра?

- Пока - создание материальной базы, организационные вопросы. Далее будут подбираться кадры и приобретаться соответствующие компетенции. Уже есть сеть партнёров Хабаровского инжинирингового центра по всей стране. Это компании, которые уже этим занимаются, готовые обучить наших специалистов и поучаствовать в этих проектах. Высокотехнологичные компании страны интересует наш рынок. Они хотят создавать здесь свои филиалы. Это Екатеринбург, Санкт-Петербург. Всем нужны специалисты на месте. Они рассматривают наш инжиниринговый центр как некую кузницу кадров для своих будущих филиалов.

В рамках инжинирингового центра мы думаем создать и консалтинговый блок с применением ТРИЗ-инструментов, то есть практики решения изобретательских задач. Он должен помогать решать инженерные задачи предприятиям, у которых нет специалистов нужной квалификации. Малые внедренческие предприятия зачастую не могут содержать много высококвалифицированных инженеров. Нет средств. А тут, пожалуйста, специалисты, готовые выдать решение. Это инженерный консалтинг.

- Очевидно, на инжиниринговом центре мы не остановимся.

- Следующий шаг - создание технопарка в Хабаровске, в районе ТОГУ. Площадь его предполагается - пять тысяч квадратных метров. Это учебный технопарк - для выпускников вузов. Один может генерировать идеи. Другой тяжёл на идеи, но, если озадачить, сделает 3D-модель, на станке может сделать деталь. Третий - менеджер, может сделать бизнес. Всех троих надо собрать в команду. Для этого нужна площадка. Технопарк.

Практика показывает, что это хороший вариант реализации для инженеров и создания малых предприятий. В Новосибирске уже построен технопарк на десятки тысяч квадратных метров, работают бизнес-инкубаторы, производственные площадки для приборостроения. Вокруг уже формируется индустриальный парк. Там реально воплощают идеи. Мы посмотрели эту модель. Будем применять. Бизнес-инкубатор в Комсомольске будет обязательно - документация проектно-сметная уже есть. Следующий проект - технопарк. Проектно-сметную докумнетацию разрабатываем. В 2014 году приступим к строительству Хабаровского технопарка.

Кластер решает и второй вопрос - о материальном достатке инженеров. Все знают, что существенная доля расходов - это жильё. Ипотека, аренда съедают значительную часть заработка. А можно предоставить молодым специалистам арендное жильё, субсидируя аренду за счёт предприятия. Участников кластера интересует в первую очередь социальная инфраструктура. Это будет недорого для них, это недорого для предприятия. Поэтому мы приглашаем на нашу секцию и Агентство ипотечного жилищного кредитования. Такие дома уже строятся в Новосибирске, Ульяновске.

Кроме авиасудостроительного, сегодня в крае вызревает строительный кластер. Думаю, что оформление его произойдёт быстро - у строителей есть СРО, на базе его можно создать кластер. В рамках этого второго кластера планируется создание технопарка для строительных технологий, материалов.

Работа с малыми инновационными компаниями - это часть работы. Поэтому при ДАСИ создаётся патентный центр по поддержке разработок и трансферу технологий. Покупаем сегодня достаточно дорогую систему доступа к мировой патентной базе (85 миллионов патентов), чтобы патентный поиск вести по всему миру и не изобретать велосипед. А дальше уже проект «упаковывается». Поиск того, что можно «упаковать», ведётся постоянно.

Эти предприятия поддерживаются в рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства. Гранты предусмотрены инновационным компаниям, есть субсидии на закупку оборудования и на лизинг.  

26 июня состоялось первое чтение закона Хабаровского края об инновационной деятельности. К осени планируется его принять. Подобные законы есть в 30 субъектах Федерации. Это существенный момент в плане получения поддержки федеральных органов. Закон чётко определит, что мы относим к инновационной деятельности, как её можно поддерживать в рамках организационных и финансовых полномочий края.

Беседовала Раиса ПАЛЕЙ.

Фото по теме

Виктор Чудов, зампред правительства Хабаровского края по вопросам модернизации  и промышленной политики: «Пусть реально воплощаются идеи!»






Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматической регистрации

Введите слово на картинке*

Нет комментариев

28.10.2021 18:06
Нерабочие дни и «антиковидные» ограничения: ответы на основные вопросы
В Правительстве Хабаровского края подготовили ответы на самые актуальные вопросы о предстоящей нерабочей неделе

27.10.2021 14:06
В Хабаровском крае доставка пенсий в ноябре начнётся раньше графика
Почта России начнёт доставку пенсий и социальных выплат за ноябрь раньше установленного графика, с 1 ноября.

27.10.2021 13:04
В Хабаровском крае зарегистрированы права почти на 4 тысячи ранее учтенных объектов недвижимости
За 3 месяца реализации 518-ФЗв Хабаровском крае Единый реестр недвижимости пополнился сведениями почти о 4 тысячах правообладателей

27.10.2021 11:51
Покупка квартиры: рассматриваем вторичный рынок
Рассматривая рынок недвижимости в поисках подходящего жилья, многие люди делают выбор в пользу вторичного сегмента.

27.10.2021 11:00
Аэропорты становятся федеральными
В рамках создания Единой дальневосточной авиационной компании правительство края инициировало передачу в федеральную собственность аэропортового имущества



23.06.2021 14:46
Спутниковый интернет поможет юноше из глубинки Хабаровского края исполнить мечту
Проект РТКОММ «Меняем жизнь людей» поможет 18-летнему Валерию Калугину с нарушением зрения из хабаровской глубинки реализовать заветную мечту — получить профессию копирайтера и программиста.

02.10.2020 10:36
Режим ЧС ещё для двух районов
Режим краевой ЧС в связи с паводками распространен на Ульч­ский и Николаевский районы распоряжением врио губернатора края Михаила Дегтярева.


Как бы вы оценили материальное положение вашей семьи?