Стратегия, программа, закон...
15.11.2013
323
(Окончание. Начало в номерах за 13, 14 ноября.)
Финансовым источником реализации национального сценария является аккумулирование и конструктивное на принципах программно-целевого управления использование рентных доходов. Потребуется включение механизмов патернализма. Советский опыт хозяйствования показал их недостатки для северных территорий. Для бюджетных расходов они превращаются в «черные дыры». Поэтому в настоящих условиях необходима экономизация государственного патронажа. Суть ее - выбор наиболее эффективных направлений государственной поддержки как по сферам экономики, так и территории. Вот здесь и потребуются институты развития, особые экономические зоны, то есть специальные режимы хозяйствования. Примеры есть. Принятое в свое время соглашение о разделе продукции по шельфовым проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2» дало не только импульс их реализации, но и обеспечило создание на Дальнем Востоке нового высокотехнологичного кластера.
Требуется совершенствование институциональных механизмов всех уровней власти: федерального, регионального (краевого, областного) и муниципального. На высшем - необходимо принятие федерального закона «О развитии Дальнего Востока». В нем должны быть прописаны стратегические цели и задачи, механизмы их реализации, место и роль исполнительных органов власти, которые должны получить значительные полномочия и обязательства перед местным населением и Россией в выполнении своих геостратегических функций.
Требуется принять меры по повышению конкурентоспособности дальневосточной экономики. Особый акцент следует сделать на южных субъектах Дальнего Востока, где необходимо сформировать пояс из высокотехнологичных отраслей с постоянным населением.
Преодоление затратности экономики региона и включение ее в российский рынок требуют решения двух ключевых проблем: снижение тарифов на тепло, электроэнергию и транспорт; выплату северных (стимулирующих) надбавок из федерального бюджета.
Повышение качества жизни населения необходимо осуществлять не только косвенным образом, через развитие производства, а и непосредственно, развивая бесплатные высококачественное медицинское обслуживание и высшее образование, предоставляя дотации в размере не менее 50% стоимости строительства жилья и коммунальных услуг, обеспечивая бесплатный проезд один раз в год в западные регионы страны (либо приезд на Дальний Восток родственников).
Цена подобных мероприятий высока - более 1 трлн. руб. в год. Поэтому они должны реализовываться постепенно. Важно обозначить вектор и прописать его в концептуальной части закона. Тогда жители Дальнего Востока увидят ориентир отношения государства к региону и смогут с учетом его строить здесь свою жизнь.
На региональном уровне нужны крупные межрегиональные проекты, затрагивающие интересы многих субъектов региона. Таковым может стать проект комплексного неистощительного использования ресурсов Охотского моря. Это жемчужина Дальнего Востока мирового значения, способная дать значительный экономический эффект при рачительном их использовании.
В этот процесс должны активно включиться и муниципалитеты. Разработка качественных документов, отражающих объективные условия и факторы развития, увязка их с сопредельными территориями, использование современных механизмов реализации планов и проектов оборачиваются оживлением и развитием бизнес-среды.
Однако нельзя сбрасывать со счета и концессионный сценарий развития российского Дальнего Востока, но не компрадорский, а обеспечивающий интересы жителей России и Дальнего Востока. Уж очень неустойчива мировая экономика, и значительные, хотя и сторицей окупаемые, финансовые ресурсы нужны для реализации национального сценария.
Одним из путей движения к нему является создание пилотных зон внешнеэкономического сотрудничества. Так, в настоящее время Япония проявляет большой интерес к Сахалину. Учитывая ее исторический опыт освоения южной части острова, можно предположить, что формирование на базе Сахалинской области новой модели взаимоотношений двух стран позволит усилить сопряжение их экономик в направлении: создания на Сахалине топливно-энергетического центра Северо-Восточной Азии, превращения острова в трансконтинентальный мост «Япония - российский Дальний Восток - Европа», воспроизводства и использования на интенсивной основе биоресурсов моря и леса, развития нефте- и газохимии. Это позволяет стать области центром интеграции (зоны интенсивных контактов) российского Дальнего Востока, Японии и других стран АТР и рассматривать ее как пилотный проект создания в других субъектах региона подобных зон экономического сотрудничества.
В коммюнике 24 встречи мэров городов Сибири и Дальнего Востока с мэрами городов западного побережья Японии (21-22 августа 2013 г.) была подчеркнута «важность взаимовыгодных проектов между Россией и Японией в области энергетики, сельского хозяйства, пищевой промышленности, инфраструктуры, логистики и др. Высказано единое мнение о том, что энергетика является одной из основных сфер российско-японского сотрудничества. После произошедшего в восточных регионах Японии в марте 2011 г. катастрофического стихийного бедствия в стране вырос спрос на энергоносители. В этой ситуации заинтересованность России в обеспечении стабильного экспорта энергоресурсов создает объективные благоприятные условия для налаживания их стабильных поставок в Японию на взаимовыгодной основе».
Другой масштабный проект можно рассматривать в части внешнеэкономического сотрудничества Камчатского края. Он располагает колоссальным туристическим потенциалом. Однако его реализация требует значительных инвестиций, которые не «по карману» отечественным бизнесменам. Значит, необходимы особые механизмы привлечения иностранных финансов. Долговременность их окупаемости требует соответствующих длительных арендных отношений.
Таким образом, в последние годы принят ряд важных институциональных документов, ориентирующих экономику Дальнего Востока на ускоренное развитие. Обеспечить это можно и без улучшения демографических процессов.
Сохранение же Дальнего Востока российским требует акцента на значительном росте качества жизни, и не опосредованно (это весьма длительный процесс), а непосредственно путем использования новых механизмов развития во всех направлениях жизнедеятельности.
Геостратегические эффекты, где ключевым является рост постоянного населения, должны учитываться в экономических расчетах. Это позволит получить объективную оценку роли региона в жизни страны не только в настоящее время, но и на обозримую перспективу, а дальневосточнику - почувствовать свою нужность для России.
В. ЗАУСАЕВ, доктор экономических наук, профессор, директор ДальНИИ рынка при Минрегионе России.
Финансовым источником реализации национального сценария является аккумулирование и конструктивное на принципах программно-целевого управления использование рентных доходов. Потребуется включение механизмов патернализма. Советский опыт хозяйствования показал их недостатки для северных территорий. Для бюджетных расходов они превращаются в «черные дыры». Поэтому в настоящих условиях необходима экономизация государственного патронажа. Суть ее - выбор наиболее эффективных направлений государственной поддержки как по сферам экономики, так и территории. Вот здесь и потребуются институты развития, особые экономические зоны, то есть специальные режимы хозяйствования. Примеры есть. Принятое в свое время соглашение о разделе продукции по шельфовым проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2» дало не только импульс их реализации, но и обеспечило создание на Дальнем Востоке нового высокотехнологичного кластера.
Требуется совершенствование институциональных механизмов всех уровней власти: федерального, регионального (краевого, областного) и муниципального. На высшем - необходимо принятие федерального закона «О развитии Дальнего Востока». В нем должны быть прописаны стратегические цели и задачи, механизмы их реализации, место и роль исполнительных органов власти, которые должны получить значительные полномочия и обязательства перед местным населением и Россией в выполнении своих геостратегических функций.
Требуется принять меры по повышению конкурентоспособности дальневосточной экономики. Особый акцент следует сделать на южных субъектах Дальнего Востока, где необходимо сформировать пояс из высокотехнологичных отраслей с постоянным населением.
Преодоление затратности экономики региона и включение ее в российский рынок требуют решения двух ключевых проблем: снижение тарифов на тепло, электроэнергию и транспорт; выплату северных (стимулирующих) надбавок из федерального бюджета.
Повышение качества жизни населения необходимо осуществлять не только косвенным образом, через развитие производства, а и непосредственно, развивая бесплатные высококачественное медицинское обслуживание и высшее образование, предоставляя дотации в размере не менее 50% стоимости строительства жилья и коммунальных услуг, обеспечивая бесплатный проезд один раз в год в западные регионы страны (либо приезд на Дальний Восток родственников).
Цена подобных мероприятий высока - более 1 трлн. руб. в год. Поэтому они должны реализовываться постепенно. Важно обозначить вектор и прописать его в концептуальной части закона. Тогда жители Дальнего Востока увидят ориентир отношения государства к региону и смогут с учетом его строить здесь свою жизнь.
На региональном уровне нужны крупные межрегиональные проекты, затрагивающие интересы многих субъектов региона. Таковым может стать проект комплексного неистощительного использования ресурсов Охотского моря. Это жемчужина Дальнего Востока мирового значения, способная дать значительный экономический эффект при рачительном их использовании.
В этот процесс должны активно включиться и муниципалитеты. Разработка качественных документов, отражающих объективные условия и факторы развития, увязка их с сопредельными территориями, использование современных механизмов реализации планов и проектов оборачиваются оживлением и развитием бизнес-среды.
Однако нельзя сбрасывать со счета и концессионный сценарий развития российского Дальнего Востока, но не компрадорский, а обеспечивающий интересы жителей России и Дальнего Востока. Уж очень неустойчива мировая экономика, и значительные, хотя и сторицей окупаемые, финансовые ресурсы нужны для реализации национального сценария.
Одним из путей движения к нему является создание пилотных зон внешнеэкономического сотрудничества. Так, в настоящее время Япония проявляет большой интерес к Сахалину. Учитывая ее исторический опыт освоения южной части острова, можно предположить, что формирование на базе Сахалинской области новой модели взаимоотношений двух стран позволит усилить сопряжение их экономик в направлении: создания на Сахалине топливно-энергетического центра Северо-Восточной Азии, превращения острова в трансконтинентальный мост «Япония - российский Дальний Восток - Европа», воспроизводства и использования на интенсивной основе биоресурсов моря и леса, развития нефте- и газохимии. Это позволяет стать области центром интеграции (зоны интенсивных контактов) российского Дальнего Востока, Японии и других стран АТР и рассматривать ее как пилотный проект создания в других субъектах региона подобных зон экономического сотрудничества.
В коммюнике 24 встречи мэров городов Сибири и Дальнего Востока с мэрами городов западного побережья Японии (21-22 августа 2013 г.) была подчеркнута «важность взаимовыгодных проектов между Россией и Японией в области энергетики, сельского хозяйства, пищевой промышленности, инфраструктуры, логистики и др. Высказано единое мнение о том, что энергетика является одной из основных сфер российско-японского сотрудничества. После произошедшего в восточных регионах Японии в марте 2011 г. катастрофического стихийного бедствия в стране вырос спрос на энергоносители. В этой ситуации заинтересованность России в обеспечении стабильного экспорта энергоресурсов создает объективные благоприятные условия для налаживания их стабильных поставок в Японию на взаимовыгодной основе».
Другой масштабный проект можно рассматривать в части внешнеэкономического сотрудничества Камчатского края. Он располагает колоссальным туристическим потенциалом. Однако его реализация требует значительных инвестиций, которые не «по карману» отечественным бизнесменам. Значит, необходимы особые механизмы привлечения иностранных финансов. Долговременность их окупаемости требует соответствующих длительных арендных отношений.
Таким образом, в последние годы принят ряд важных институциональных документов, ориентирующих экономику Дальнего Востока на ускоренное развитие. Обеспечить это можно и без улучшения демографических процессов.
Сохранение же Дальнего Востока российским требует акцента на значительном росте качества жизни, и не опосредованно (это весьма длительный процесс), а непосредственно путем использования новых механизмов развития во всех направлениях жизнедеятельности.
Геостратегические эффекты, где ключевым является рост постоянного населения, должны учитываться в экономических расчетах. Это позволит получить объективную оценку роли региона в жизни страны не только в настоящее время, но и на обозримую перспективу, а дальневосточнику - почувствовать свою нужность для России.
В. ЗАУСАЕВ, доктор экономических наук, профессор, директор ДальНИИ рынка при Минрегионе России.