Увидеть лицо человека
поиск
22 марта 2025, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Увидеть лицо человека

30.05.2013
Просмотры
355
Увидеть лицо человека
Надежда Майданская на открытии кинофорума в Хабаровске
Член Союза кинематографистов, режиссер Надежда Майданская по профессии - журналист и редактор. Она работала в центральных российских СМИ, была директором Международного кинофорума «Золотой Витязь», затем генеральным директором Международного фестиваля военно-патриотического фильма имени С. Ф. Бондарчука «Волоколамский рубеж».

Картина «Фотограф», которая была представлена на XXII кинофоруме «Золотой Витязь» во внеконкурсной программе в Хабаровске, - ее режиссерский дебют в неигровом кино.

- Надежда Николаевна, поделитесь вашими впечатлениями от насыщенной кинофестивальной недели.

- Кинофорум можно оценивать с разных точек зрения: с конкурсной программы, организации, атмосферы. Мне трудно делать это как бы со стороны, потому что я несколько лет была внутри этого фестиваля: сначала в должности пресс-секретаря, а затем директора. Сегодня я впервые на нем в качестве гостя-участника: в рамках фестиваля организована фотовыставка Миколы Гнисюка, заслуженного деятеля искусств России, удивительного фотохудожника, снимавшего в течение 40 лет мир кино, увы, ушедшего из жизни. И в качестве гостя я чувствую, наверное, то, что чувствуют и другие участники этого фестиваля, окунувшись в какую-то дружеско-притягательную, добрую атмосферу. Ведь слова о нравственности, о возвышении души не могут быть просто словами. Даже если их просто произносить много и часто, они все равно сделают свое дело.
Но на «Золотом Витязе» девизу фестиваля посвящено всё, и в первую очередь, отбор конкурсной программы. Хорошие фильмы бывают и на других фестивалях, но здесь они  так сконцентрированы, что рождают определенную атмосферу. Когда с экрана тебя не унижают, не уничтожают, ты, действительно, поднимаешься над собой, пусть даже чуть-чуть.

Фестиваль прошел огромный путь, и то, что он с него не свернул, безусловная заслуга его основателя и президента Николая Петровича Бурляева. Он - стержень этого фестиваля. И одному богу известно, каких усилий требует это служение. Отношение к фестивалю, настороженное в первые годы, сегодня совсем иное. Побывавшие на нем однажды стремятся вернуться. А «завсегдатаи» уже и жизни своей без него не мыслят.

Зрителям-любителям кино «Золотой Витязь» интересен, прежде всего, тем, что здесь в течение нескольких дней можно увидеть всю жанровую палитру фильмов: игровые, документальные, анимационные, студенческие, телевизионные. Причем все фильмы новые, созданные за два последних года.

- Расскажите о своем фильме «Фотограф». Ваш герой - фотограф с мировой известностью Микола Гнисюк. Как вы считаете, такой талант дается от рождения?

- Не знаю, возможно. Ведь Микола родился в глухой деревне Винницкой области, откуда уехал в 14 лет благодаря маме. Она поняла, что мальчику нужно учиться. Она уговорила военного, который несколько лет подряд приезжал в деревню отдыхать, взять Миколу с собой в Ригу.

Когда они приехали, оказалось, что приемные экзамены в училище краснодеревщиков (куда решено было отдать Миколу) уже закончились. И тогда он стал «сыном полка» в Прибалтийском военном округе, закончил музыкальную школу, играл на трубе в военном оркестре. Но здоровье подкачало, из армии его комиссовали. Однажды совершенно случайно Микола прочел объявление том, что Рижской киностудии требуется проявщик пленки. Он стал ассистентом оператора, затем оператором, потом взял в руки фотокамеру.

Со временем имя Гнисюка вошло в историю. В двух мировых энциклопедиях - «Современный фотограф», изданной в Англии, и «Камера Обскура», вышедшей в Швейцарии, - он в числе лучших фотографов, родившихся на нашей планете с 1839 года. Николай был первым советским фотографом, приглашенным Американской киноакадемией на церемонию вручения «Оскара». Его персональные выставки проходили в десятках стран.

И все-таки одного таланта, наверное, мало. Микола не стал бы собой, если бы столько не работал. Он никогда не выходил из дома без фотоаппарата. Миллионы кадров, пленок, лиц, сюжетов... Он не успевал проявлять пленки. Материала хватит на множество выставок. Одну я привезла на кинофорум, открытие прошло в кинотеатре «Совкино».  

- Как Миколе Гнисюку удавались портреты?

- У Омара Хайяма есть изречение, которое часто цитировал Гнисюк: «Самая интересная поверхность на земле - лицо человека». Он говорил, что может снимать, только когда человек ему нравится. Глядя на его фотографии, можно ощутить эту любовь.
Микола часто повторял, что снимает так, чтобы после этого с ним еще здоровались. И речь здесь не только о таланте и мастерстве фотографа, но и о его душевных качествах. Ведь не случайно, все, кто знал Миколу лично, в первую очередь, отмечают его прекрасные человеческие качества. Он дышал фотоискусством и не расставался с камерой.

Подготовила Марина Литвинова. Фото Вячеслава Реутова.