Всем пристегнуться. И светить!
Напоминаем автолюбителям края: с 20 ноября вступают в действие поправки к Правилам дорожного движения. Автолюбители особенно бурно дискутируют по поводу обязательного включения «дневного света».
Точка зрения ГИБДД известна. «Введение этой нормы вызвано, в первую очередь, соображениями безопасности. Ведь машины с включенными фарами заметнее на дороге для всех участников дорожного движения, особенно при неблагоприятных погодных условиях, - отметил заместитель начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации, генерал-майор милиции Владимир Кузин. - Во многих странах водители при движении обязаны включать ближний свет фар или дневные ходовые огни».
Проблема одна - забывчивость
Введение термина «дневные ходовые огни» определено требованием Конвенции о дорожном движении 1968 года. Рано или поздно, но к этому бы в России пришли. И не было бы на Дальнем Востоке возмущений, если бы ездили у нас на «свежих» европейских или американских автомобилях, на которых свет включается автоматически при начале движения и выключается, как только вытаскивается ключ зажигания.
- Почему-то противники этого нововведения в первую очередь боятся за свои аккумуляторы, - замечает хабаровский автолюбитель Павел Веретенников. - Вроде бы езда с постоянным включенным светом приведет к его быстрой разрядке. Ну, я бы понял еще, если бы такое говорили неопытные водители. Но порой это слышишь и от водителей со стажем.
На самом деле, по мнению Павла, проблема только одна - человеческая забывчивость. Если включить огни и, поставив авто на стоянку, забыть их выключить, то, конечно, за 2-3 часа аккумулятор разрядится, если сам он «слабенький», а машина небольшая. Особенно на морозе.
Оказывается, есть ярые противники этого нововведения. Они не собираются ездить с включенными фарами днем. Кстати, наказание за это мизерное - всего сто рублей.
А штрафов будет много
Изменения в статье 12.1 КоАП увеличивают штрафы за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, а также не прошедшим техосмотр. Теперь штраф за несвоевременную регистрацию составит от 300 до 800 рублей, а за отсутствие техосмотра - от 500 до 800 рублей.
Изменения в статье 12.15 КоАП: ответственность за выезд на трамвайные пути встречного направления, как выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, будет наступать в виде лишения права управления транспортными средствами на срок от 4 до 6 месяцев.
В целях пресечения выезда в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения, санкция части 4 статьи 12.15 кодекса дополнена штрафом в размере 5000 рублей, который будет налагаться за совершение указанного деяния, зафиксированного исключительно при помощи средств автоматической видеофиксации.
Изменения в статье 12.16 КоАП: за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дорог устанавливается ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере 300 рублей (в настоящее время - предупреждение или штраф 100 рублей).
Ответственность за выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, соединенный с разворотом или поворотом налево, включена в новой редакции в часть 2 статьи 12.16 кодекса. Санкция за правонарушение осталась прежней - штраф от 1000 до 1500 рублей.
Статья 12.16 КоАП дополняется частью 3, предусматривающей установление ответственности за движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением. Наказание предусмотрено в виде административного штрафа в размере 5000 рублей либо лишения права управления транспортными средствами на срок от 4 до 6 месяцев. В настоящее время данное нарушение предусматривает ответственность исключительно в виде лишения права управления. Альтернативное наказание в виде штрафа связано с тем, что во многих городах идет изменение схем организации дорожного движения, вводится одностороннее движение на участках дорог, ранее являвшихся двухсторонними, и нарушения водителей зачастую вызваны не умыслом, а невнимательностью, когда человек едет знакомым маршрутом и действует, что называется, «по привычке», не замечая установленные знаки, запрещающие въезд в нужном ему направлении.
Едем по новым правилам
При движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, следует быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями. Как видим, вопрос о пристегивании ремнями безопасности решен окончательно - «льготников» больше нет. Впрочем, право рисковать собой, не пристегиваясь ремнем, - это весьма сомнительная привилегия…
В новых правилах в пункте 14.1 четко прописано, что водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для перехода. Это значит, что доказать инспектору, что «пешеход был еще далеко», больше не удастся.
Также водителям придется постоянно ездить с ближним светом фар или дневных ходовых огней, что должно также способствовать сокращению числа аварий.
Изменится и круговое движение. На участках, где организовано круговое движение, главной дорогой будет признан сам круг, в случае отсутствия знаков, указывающих обратное.
Обогнал или опередил?
В действующей редакции ПДД обгоном считается опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы. В новой редакции ПДД обгоном является опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части). Таким образом, все остальное обгоном считаться не будет, даже если подобный маневр совершается в зоне действия знака 3.20 «Обгон запрещен». Это связано с тем, что в ПДД вносится новый термин «опережение», который прежде отсутствовал. Под опережением законодатель понимает движение транспортного средства со скоростью большей, чем скорость попутного транспортного средства, не связанное с выездом на полосу встречного движения.
В одном из новых параграфов правил записано: если на дороге установлен знак «Обгон запрещен», то запрещается обгон всех транспортных средств, кроме тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски. Согласно «Основным положениям по допуску ТС к эксплуатации», скорость тихоходного средства устанавливается заводом-изготовителем и не должна превышать 30 км/час.
Что делать водителю, если по дороге движется тихоход, а линия разметки сплошная? Объезжать тихоход при этом нужно по правилам, то есть без выезда на встречную полосу движения. Иначе вам грозит лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев (ст. 12.15. ч. 4 КоАП). Таким образом, при наличии знака 3.20 «Обгон запрещен» и отсутствии сплошной линии разметки обгонять тихоходные транспортные средства можно.
При отсутствии знака 3.20 «Обгон запрещен», но при наличии на проезжей части визуально наблюдаемой сплошной линии разметки, обгон тихоходного транспортного средств чреват для водителя лишением прав. И еще один нюанс. Непонятно, как водитель сможет доказать сотруднику ГИБДД, что это тихоход, ибо он двигался со скоростью 28 км/ч, а не 32 км/ч. В данном случае благоразумный водитель обратит внимание на то, что тихоходное транспортное средство не только характеризуется скоростью, но и отмечается специальным знаком - красным треугольником. Отсюда вывод: есть красный треугольник на автомобиле - перед тобой тихоход, даже если он летит со скоростью 32 км/ч. Нет красного треугольника - транспортное средство как тихоходное вами не опознано, даже если оно ползет со скоростью, близкой к нулю.
В новой редакции правил легализовано положение о приоритете дорожных знаков перед линией горизонтальной разметки. Что это значит? Если на дороге установлен знак 3.20 «Обгон запрещен», а линия горизонтальной разметки прерывистая, водитель должен руководствоваться требованием дорожного знака. Исключение - разрешенный в данной ситуации обгон тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, мотоциклов и мопедов. И еще: в новой редакции правила разрешают водителям совершать обгон на пешеходных переходах при условии, что пешеходов на них нет.
И категорически запрещен обгон на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях, даже если это позволяет разметка. За такой маневр водитель может лишиться прав.
Осторожно - препятствие!
Согласно внесенным в ПДД изменениям, препятствием является неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефекты проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющие водителю продолжить движение по этой полосе.
Не является препятствием затор на дороге или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями правил. То есть если на полосе, по которой вы двигаетесь, находится сломанный автомобиль, упавшее дерево, яма, открытый колодец, авария - это препятствие. А вот автобус, остановившийся для высадки пассажиров, автомобильная пробка и т.д. препятствием не считаются.
С одной стороны, эти изменения призваны помочь водителям. Сотрудники ГИБДД теперь не смогут утверждать, что авария на дороге является помехой, а не препятствием. С другой стороны, определение препятствия все равно оставляет возможность для двусмысленного толкования. А именно такие формулировки правил на практике всегда используются против водителей.
В частности, у юристов уже сейчас возникает вопрос, к чему следует отнести ремонт дороги и можно ли его считать препятствием? Непонятно, как водители и сотрудники ГИБДД будут трактовать «дефект дороги» и будет ли их мнение единообразным.
В любом случае объехать препятствие по полосе встречного движения без административного наказания не получится. Выезд на «встречку» карался всегда. И после внесения поправок в ПДД и КоАП РФ для водителей ничего не меняется. Разница только в наказании: иногда за эти действия можно будет отделаться штрафом, а иногда поплатиться своими правами.
Знатоки утверждают: водителям нужно удвоить бдительность. До тех пор, пока не сформируется новая судебная практика, а КоАП РФ не приведут в соответствие с внесенными в правила изменениями, читайте ПДД так, как их читают сотрудники ГИБДД, т.е. буквально! А все противоречия в правилах толкуйте против себя. И останетесь с правами.