Где найти профессии будущего, квантумы и романтику океана

22.12.2018 | Образование | 7м. 50 c. | 315
Где найти профессии будущего, квантумы и романтику океана
Педагоги дополнительного образования празднуют столетие отрасли

Национальный проект «Доступное дополнительное образование» передал свои права проекту «Успех каждого ребенка», который нацелен на то, чтобы дать возможности развивать способности детей вне зависимости от места проживания, сделать кружки и секции интересными, заменить часть на более современные и востребованные, увеличить их количество.
И, конечно, ставит еще одну важную задачу: помощь в самоопределении школьников в будущей профессии. Системе дополнительного образования России исполнилось 100 лет, именно на этом рубеже пришло время оценить ресурсы, изменить подходы и технологии.
С одной стороны, мы видим сегодня много способов проводить свободное время.
С другой - в этом многообразии не так легко разобраться. К тому же хочется, чтобы ребенок не просто хорошо и увлекательно проводил время, а проводил его с пользой.
В декабре исполнился год Региональному модельному центру дополнительного образования детей Хабаровского края. Здесь не только координируют деятельность учреждений дополнительного образования края, но и собирают методики, внедряют лучший опыт педагогов, помогают изучать и использовать новые технологии в дополнительном образовании, разрабатывают и проводят множество конкурсов для всех участников образовательного процесса, продумывают обновление материальной базы, координируют выездные мероприятия, конкурсы и фестивали.
О Кванториуме, роботах, вершинах Сикачи-Аляна, научных открытиях и необычных педагогах - наш разговор с директором центра Викторией ДОРОВСКОЙ.

Роботы поселились в Комсомольске
- В нацпроекте «Образование» очень важное место отведено новым, современным, увлекательным направлениям, по большей части - техническим, - рассказывает Виктория Викторовна. - Например, в Комсомольске-на-Амуре работает Кванториум. Это образовательный центр, а их в России целая сеть, задуман Агентством стратегических инициатив и нацелен на технические, инженерные направления. Название такое потому, что в его составе есть определенные единицы - «кванты» - это некий образовательный набор, комплект направлений. Например, IT-квантум, аэро-квантум, био-квантум.
В крае Кванториум стал необычным, неформатным центром, в нем много креативных молодых педагогов, современное оборудование, особое оформление аудиторий. Пока он в регионе один, но коллектив участвует во всех обучающих мероприятиях, во всех событиях образовательной сферы, создает методики, которые в дальнейшем внедряются во многие другие учреждения края.
- Новое оборудование есть и в других центрах! Его база эффективно используется и для детей, и для педагогов, - отмечает Виктория Доровская. - Например, мы видели необычные эксперименты в био-квантуме. Их вполне реально проводить практически во всех учреждениях, где есть естественно-научное направление. К тому же, статьи, программы, информации, разработки - всё это мы печатаем в журналах, выкладываем на нашем сайте - всё одинаково доступно каждому району края.
Кружок, объединение или секция - это то, что ребенок выбирает по душе. Это не «обязаловка» и важно, чтобы на занятия хотелось приходить. Поэтому равнозначны и содержание курса, и педагог, ведущий курс, и материально-техническая база для его освоения.
Современных детей не удивишь 3D-принтерами и 3D-ручками, программируемыми квадрокоптерами и электронными микроскопами. Важно «зацепить» нестандартными подходами к обучению, новыми, интересными возможностями, открывающимися для ребенка.
Используются и online-технологии: например, чтобы посетить какой-нибудь известный научный центр и посмотреть работу ученых и разработчиков, музей или концертный зал, достаточно зайти в Интернет. Педагогам, вдобавок, дистанционно или оффлайн побывать на занятиях коллег, которые проводятся и в очном формате.
Например, методические объединения педагогов края собираются не только в одной аудитории, а в дистанционном режиме подключаются отдаленные районы, когда в формате онлайн в обсуждениях и решениях текущих задач участвуют представители районов края, на расстоянии, при помощи телекоммуникационных сетей.

Атлас новых профессий
Если в школьном образовании говорят о метапредметности: знания, методики и подходы, используемые на любом уроке, должны быть применимы на другом, то в дополнительном образовании также актуальны такие подходы.
Сам Региональный модельный центр - это необычное учреждение. Он стал неким ядром, задающим движение для всех педагогов края.
- Мы знаем, что в каждом учреждении есть определенный, часто уже устоявшийся набор традиционных программ, - продолжает гендиректор. - Хабаровский край - большой регион. Да, в отдаленных районах края мы не можем похвастаться, что там много учреждений, но программы там разные. Но, может быть, их недостаточно?
И развивают ли они наших детей, готовят ли для будущего? А, может, именно там есть уникальные методики, о которых мы не знаем. Поэтому, важно проанализировать, провести инвентаризацию и составить «картину мира дополнительного образования». А что у нас есть? Какая база? Что необходимо менять, а что, наоборот, необходимо развивать?
Образование меняется - экономика диктует правила: появляются новые профессии, есть навыки, которые еще недавно были «не для всех», а теперь без них просто не возможна жизнь! И система дополнительного образования должна всё это учесть.
- Существуют новые интересные ресурсы, которые стараются опережать даже экономические изменения. Например, «Атлас новых профессий», - говорит В. Доровская. - Там есть настолько необычные профессии, что даже не верится, что это всерьез! Но правда жизни такова: многие специальности трансформируются, а некоторые и вовсе исчезают. Очень простой пример: раньше в гостиницах на каждом этаже сидела горничная, которая следила за комнатами общего пользования, выдавала ключи, сейчас информационные системы делают большую часть работы, наблюдает за этим процессом за монитором оператор.
С одной стороны, технологизация - это хорошо: упрощается жизнь, управление, происходит систематизация и автоматизация процессов. С другой стороны - много людей остаются без привычной работы.
В современном, меняющемся обществе не страшно остаться без привычного рабочего места - пора принять это, важно быть готовым учиться в постоянном режиме и знать, где работать потом, где еще «найти себя». Поэтому, важно развивать такие качества, которые помогут быстро сориентироваться, пройти обучение, найти работу, адаптироваться к новым реалиям. Это, например, такие качества, как коммуникабельность, умение работать в команде, критическое мышление, ответственность, серьезное отношение к поставленным задачам, умение работать с людьми, ставить и выполнять задачи.
- Да, скорее всего, постоянно будут требоваться новые качества, но человек, который умеет учиться, их быстро освоит. Сейчас говорят о таких навыках (компетенциях), как «хард-скиллс» (жесткие навыки) и «софт-скиллс» (мягкие навыки), - рассказывает собеседник. - Хард-скиллс - это конкретные профессиональные навыки, например, точить деталь из металла. Или написать программу для робота. А софт - это как раз личностные, к примеру, умение коммуницировать и объединять собственные усилия с усилиями других профессионалов.
Как раз дополнительное образование, в своем многообразии и возможностях, и формирует эти самые софт-скиллс. 

В драмкружок, кружок по фото…
Пожалуй, многие из нас имеют аттестаты музыкальной школы, полученные, честно сказать, благодаря «категорическому императиву» родителей. Великими музыкантами мы не стали. Но уже сейчас понятно, что приобрели иное - важные жизненные навыки: усидчивость, терпение, коммуникацию, эстетическое развитие и умение смотреть на мир нестандартно.
- Соглашусь с этим. Да, система дополнительного образования развивает человека и показывает ему мир возможностей. И не ставит задачу стать великим шахматистом, дизайнером, танцором или певцом, - рассуждает Виктория Викторовна. - Задача - дать ребенку «попробовать» себя в разных направлениях деятельности. Мы обсуждали с коллегами важный вопрос: что помогло известным, уважаемым нам людям стать такими, какие они сейчас, состояться? Что нас делало профессионалами? А ответ прост: именно те навыки, которые содержательно заложены в систему допобразования!
И, конечно, не все традиционные формы занятий приемлемы для современных детей. Нужно найти баланс современных технологий и деятельности в реальной жизни. Тот же Интернет, при правильном использовании, - друг и помощник, а не пожиратель времени.
Например, хореографические коллективы могут смотреть постановки лучших мировых коллективов. Юные художники могут побывать на виртуальных экскурсиях в музеях мира. Вариантов полезного пользования много!
- Очень важно, чтобы наши дети чувствовали себя сопричастными и мировой культуре, и науке, - отмечает Виктория Викторовна. - У нас есть очно-заочные школы, ребята могут получать задания, слушать лекции, причем в интерактивном режиме, участвовать в обсуждениях. На портале министерства образования и науки Прообраз очень часто реализуются разработанные нами дистанционные образовательные проекты, конкурсы и викторины, конечно же, с региональным компонентом. Они доступны для всех ребят края.
Нужно сказать и о том, что нельзя заставлять ребенка посещать именно один какой-то кружок. Да, педагогу легче работать в сплоченном постоянном коллективе, но задача дополнительного образования другая - дать возможность совершить в период взросления множество «проб», найти своё в разных видах деятельности.
Особенность такой деятельности - она должна приносить удовольствие, это не потому, что «надо». В большинстве объединений нет как таковых оценок, и для каждого ребенка строится индивидуальный «путь» в этой сфере.
Обычно понимание, что на самом деле хочется, к чему проявляется склонность, приходит к 11-12 годам.
Да, в современном мире, безусловно, есть приоритетные направления: естественно-научное и техническое. Таковы вызовы экономики, нацеленной сейчас на раннюю профориентацию. Но, опять же, здесь должен быть баланс и, конечно, выбор программ, интересных детям.
Наш центр умеет выстраивать взаимодействие со школами и профессиональными образовательными учреждениями, взаимовыгодно выстраивая отношения, используя возможности материальной базы других, привлекая специалистов.
Немаловажно поддерживать отношения с некоммерческим сектором, с производством, общественными организациями, взаимодействовать со всеми отраслями.
Например, в работе очно-заочных школ принимают участие ученые и преподаватели вузов края, известные общественные деятели. А это не только знания, но и личный пример, который, безусловно, способен помочь ребенку в самоопределении.

Возможности для каждого
- Разумеется, это нам, специалистам в этой сфере, понятно, какие есть кружки и секции, что в них есть, - отмечает Виктория Викторовна. - Но для нас важно, чтобы родители и дети могли получать доступную и исчерпывающую информацию. Поэтому мы создаем специальный информационный ресурс «Навигатор дополнительного образования детей Хабаровского края».
Это портал, где можно легко подобрать ребенку дело по интересам. Удобные разделы, поисковые параметры, в которых необходимо задать критерии поиска. Например, возраст, место проживания, направление деятельности.
Более того, на этом портале можно будет в дальнейшем записаться в учреждение. Вот адрес:
р27.навигатор.дети
Ценность подобных порталов в том, что они должны содержать актуальную информацию, а чтобы она была таковой, в каждом районе края существуют муниципальные опорные центры.
- Опорный центр - это одно, как правило, из лучших учреждений района, через него можно оперативно информировать коллег из районов о каких-то изменениях, рассылать документы, анонсы обучающих семинаров, вебинаров, интересных мероприятий, материалы для обучения, изучения, транслировать технологии, - отмечает Виктория Доровская. - Центры в свою очередь передают информацию педагогам, методистам всего своего района.
Такое взаимодействие дает возможности не только эффективно решать текущие задачи, но и помогать коллегам развиваться. На сайте регионального модельного центра есть реестр всех опорных центров, в «Навигаторе» зарегистрированы все учреждения края, где реализуются программы дополнительного образования. А эта информация нужна как специалистам, так и родителям, разумеется.
Также центр организовывает большие краевые конкурсы и фестивали. Например, «РобоФест», который все больше популярен в крае. Проводятся выезды, походы, тематические летние школы на базе нашего центра у моря - «Авангард» в Приморском крае и на базе Сикачи-Алян вблизи Хабаровска.
Правильно организованное свободное время ребенка не мешает учебе ребенка. Наоборот, развивает его способности, помогает жить интересно. А помочь с выбором помогут не только указанные выше ресурсы, но и сайт центра: kcdod.khb.ru

Автор: Мария ИВАНОВА.






Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

27.04.2024 14:56
Выставка работ уникального художника из Амурска открылась в ДВХМ

27.04.2024 14:15
Предотвращением паводков занимаются в Хабаровском крае

27.04.2024 13:53
В праздники всё расцветает и благоухает

26.04.2024 15:12
«Бульварные новости»: когда старт продаж квартир 2-й очереди в ЖК Воронежский Бульвар?

26.04.2024 12:36
Как стать Муравьевым-Амурским

26.04.2024 11:14
Новый ФАП открылся в Кругликово

26.04.2024 10:30
Питер, встречай: виртуальная экскурсия от создателей сериала «Всё ОК»

26.04.2024 09:42
Я горжусь Хабаровским краем!

26.04.2024 09:00
Приглашаем в Хабаровский край!

25.04.2024 11:26
Генпрокуратура России контролирует противодействие кибермошенничеству на Дальнем Востоке

24.04.2024 09:18
Из-за репетиций Парада в Хабаровске изменится движение общественного транспорта

24.04.2024 09:06
Опрос ВТБ: переводы по СБП используют более 70% дальневосточников



13.02.2024 00:38
В «Сириусе» углублённо изучают математику и физику
В Хабаровске на базе регионального центра выявления, развития и поддержки способностей и талантов у детей и молодежи «Сириус-27» начал работу краевой физико-математический класс.

27.12.2023 09:49
Восьмиклассники хабаровской школы № 43 готовятся в медработники
Первый в Хабаровске предпрофильный медицинский класс в этом году открылся в школе № 43. В экспериментальном 8-м классе (трое юношей и пятнадцать девушек) ученики углублённо изучают биологию и химию, посещают лекции и практические занятия педагогов из медколледжа, бывают на тематических экскурсиях и всерьёз подумывают связать судьбу с медициной.

- Чем раньше школьники поймут, что им нужно, тем вернее выберут путь, которым предстоит идти всю жизнь, - считает классная руководитель экспериментального класса, учитель биологии Елена Абрамова.