Национальный проект «Доступное дополнительное образование» передал свои права проекту «Успех каждого ребенка», который нацелен на то, чтобы дать возможности развивать способности детей вне зависимости от места проживания, сделать кружки и секции интересными, заменить часть на более современные и востребованные, увеличить их количество.
И, конечно, ставит еще одну важную задачу: помощь в самоопределении школьников в будущей профессии. Системе дополнительного образования России исполнилось 100 лет, именно на этом рубеже пришло время оценить ресурсы, изменить подходы и технологии.
С одной стороны, мы видим сегодня много способов проводить свободное время.
С другой - в этом многообразии не так легко разобраться. К тому же хочется, чтобы ребенок не просто хорошо и увлекательно проводил время, а проводил его с пользой.
В декабре исполнился год Региональному модельному центру дополнительного образования детей Хабаровского края. Здесь не только координируют деятельность учреждений дополнительного образования края, но и собирают методики, внедряют лучший опыт педагогов, помогают изучать и использовать новые технологии в дополнительном образовании, разрабатывают и проводят множество конкурсов для всех участников образовательного процесса, продумывают обновление материальной базы, координируют выездные мероприятия, конкурсы и фестивали.
О Кванториуме, роботах, вершинах Сикачи-Аляна, научных открытиях и необычных педагогах - наш разговор с директором центра Викторией ДОРОВСКОЙ.
Роботы поселились в Комсомольске
- В нацпроекте «Образование» очень важное место отведено новым, современным, увлекательным направлениям, по большей части - техническим, - рассказывает Виктория Викторовна. - Например, в Комсомольске-на-Амуре работает Кванториум. Это образовательный центр, а их в России целая сеть, задуман Агентством стратегических инициатив и нацелен на технические, инженерные направления. Название такое потому, что в его составе есть определенные единицы - «кванты» - это некий образовательный набор, комплект направлений. Например, IT-квантум, аэро-квантум, био-квантум.
В крае Кванториум стал необычным, неформатным центром, в нем много креативных молодых педагогов, современное оборудование, особое оформление аудиторий. Пока он в регионе один, но коллектив участвует во всех обучающих мероприятиях, во всех событиях образовательной сферы, создает методики, которые в дальнейшем внедряются во многие другие учреждения края.
- Новое оборудование есть и в других центрах! Его база эффективно используется и для детей, и для педагогов, - отмечает Виктория Доровская. - Например, мы видели необычные эксперименты в био-квантуме. Их вполне реально проводить практически во всех учреждениях, где есть естественно-научное направление. К тому же, статьи, программы, информации, разработки - всё это мы печатаем в журналах, выкладываем на нашем сайте - всё одинаково доступно каждому району края.
Кружок, объединение или секция - это то, что ребенок выбирает по душе. Это не «обязаловка» и важно, чтобы на занятия хотелось приходить. Поэтому равнозначны и содержание курса, и педагог, ведущий курс, и материально-техническая база для его освоения.
Современных детей не удивишь 3D-принтерами и 3D-ручками, программируемыми квадрокоптерами и электронными микроскопами. Важно «зацепить» нестандартными подходами к обучению, новыми, интересными возможностями, открывающимися для ребенка.
Используются и online-технологии: например, чтобы посетить какой-нибудь известный научный центр и посмотреть работу ученых и разработчиков, музей или концертный зал, достаточно зайти в Интернет. Педагогам, вдобавок, дистанционно или оффлайн побывать на занятиях коллег, которые проводятся и в очном формате.
Например, методические объединения педагогов края собираются не только в одной аудитории, а в дистанционном режиме подключаются отдаленные районы, когда в формате онлайн в обсуждениях и решениях текущих задач участвуют представители районов края, на расстоянии, при помощи телекоммуникационных сетей.
Атлас новых профессий
Если в школьном образовании говорят о метапредметности: знания, методики и подходы, используемые на любом уроке, должны быть применимы на другом, то в дополнительном образовании также актуальны такие подходы.
Сам Региональный модельный центр - это необычное учреждение. Он стал неким ядром, задающим движение для всех педагогов края.
- Мы знаем, что в каждом учреждении есть определенный, часто уже устоявшийся набор традиционных программ, - продолжает гендиректор. - Хабаровский край - большой регион. Да, в отдаленных районах края мы не можем похвастаться, что там много учреждений, но программы там разные. Но, может быть, их недостаточно?
И развивают ли они наших детей, готовят ли для будущего? А, может, именно там есть уникальные методики, о которых мы не знаем. Поэтому, важно проанализировать, провести инвентаризацию и составить «картину мира дополнительного образования». А что у нас есть? Какая база? Что необходимо менять, а что, наоборот, необходимо развивать?
Образование меняется - экономика диктует правила: появляются новые профессии, есть навыки, которые еще недавно были «не для всех», а теперь без них просто не возможна жизнь! И система дополнительного образования должна всё это учесть.
- Существуют новые интересные ресурсы, которые стараются опережать даже экономические изменения. Например, «Атлас новых профессий», - говорит В. Доровская. - Там есть настолько необычные профессии, что даже не верится, что это всерьез! Но правда жизни такова: многие специальности трансформируются, а некоторые и вовсе исчезают. Очень простой пример: раньше в гостиницах на каждом этаже сидела горничная, которая следила за комнатами общего пользования, выдавала ключи, сейчас информационные системы делают большую часть работы, наблюдает за этим процессом за монитором оператор.
С одной стороны, технологизация - это хорошо: упрощается жизнь, управление, происходит систематизация и автоматизация процессов. С другой стороны - много людей остаются без привычной работы.
В современном, меняющемся обществе не страшно остаться без привычного рабочего места - пора принять это, важно быть готовым учиться в постоянном режиме и знать, где работать потом, где еще «найти себя». Поэтому, важно развивать такие качества, которые помогут быстро сориентироваться, пройти обучение, найти работу, адаптироваться к новым реалиям. Это, например, такие качества, как коммуникабельность, умение работать в команде, критическое мышление, ответственность, серьезное отношение к поставленным задачам, умение работать с людьми, ставить и выполнять задачи.
- Да, скорее всего, постоянно будут требоваться новые качества, но человек, который умеет учиться, их быстро освоит. Сейчас говорят о таких навыках (компетенциях), как «хард-скиллс» (жесткие навыки) и «софт-скиллс» (мягкие навыки), - рассказывает собеседник. - Хард-скиллс - это конкретные профессиональные навыки, например, точить деталь из металла. Или написать программу для робота. А софт - это как раз личностные, к примеру, умение коммуницировать и объединять собственные усилия с усилиями других профессионалов.
Как раз дополнительное образование, в своем многообразии и возможностях, и формирует эти самые софт-скиллс.
В драмкружок, кружок по фото…
Пожалуй, многие из нас имеют аттестаты музыкальной школы, полученные, честно сказать, благодаря «категорическому императиву» родителей. Великими музыкантами мы не стали. Но уже сейчас понятно, что приобрели иное - важные жизненные навыки: усидчивость, терпение, коммуникацию, эстетическое развитие и умение смотреть на мир нестандартно.
- Соглашусь с этим. Да, система дополнительного образования развивает человека и показывает ему мир возможностей. И не ставит задачу стать великим шахматистом, дизайнером, танцором или певцом, - рассуждает Виктория Викторовна. - Задача - дать ребенку «попробовать» себя в разных направлениях деятельности. Мы обсуждали с коллегами важный вопрос: что помогло известным, уважаемым нам людям стать такими, какие они сейчас, состояться? Что нас делало профессионалами? А ответ прост: именно те навыки, которые содержательно заложены в систему допобразования!
И, конечно, не все традиционные формы занятий приемлемы для современных детей. Нужно найти баланс современных технологий и деятельности в реальной жизни. Тот же Интернет, при правильном использовании, - друг и помощник, а не пожиратель времени.
Например, хореографические коллективы могут смотреть постановки лучших мировых коллективов. Юные художники могут побывать на виртуальных экскурсиях в музеях мира. Вариантов полезного пользования много!
- Очень важно, чтобы наши дети чувствовали себя сопричастными и мировой культуре, и науке, - отмечает Виктория Викторовна. - У нас есть очно-заочные школы, ребята могут получать задания, слушать лекции, причем в интерактивном режиме, участвовать в обсуждениях. На портале министерства образования и науки Прообраз очень часто реализуются разработанные нами дистанционные образовательные проекты, конкурсы и викторины, конечно же, с региональным компонентом. Они доступны для всех ребят края.
Нужно сказать и о том, что нельзя заставлять ребенка посещать именно один какой-то кружок. Да, педагогу легче работать в сплоченном постоянном коллективе, но задача дополнительного образования другая - дать возможность совершить в период взросления множество «проб», найти своё в разных видах деятельности.
Особенность такой деятельности - она должна приносить удовольствие, это не потому, что «надо». В большинстве объединений нет как таковых оценок, и для каждого ребенка строится индивидуальный «путь» в этой сфере.
Обычно понимание, что на самом деле хочется, к чему проявляется склонность, приходит к 11-12 годам.
Да, в современном мире, безусловно, есть приоритетные направления: естественно-научное и техническое. Таковы вызовы экономики, нацеленной сейчас на раннюю профориентацию. Но, опять же, здесь должен быть баланс и, конечно, выбор программ, интересных детям.
Наш центр умеет выстраивать взаимодействие со школами и профессиональными образовательными учреждениями, взаимовыгодно выстраивая отношения, используя возможности материальной базы других, привлекая специалистов.
Немаловажно поддерживать отношения с некоммерческим сектором, с производством, общественными организациями, взаимодействовать со всеми отраслями.
Например, в работе очно-заочных школ принимают участие ученые и преподаватели вузов края, известные общественные деятели. А это не только знания, но и личный пример, который, безусловно, способен помочь ребенку в самоопределении.
Возможности для каждого
- Разумеется, это нам, специалистам в этой сфере, понятно, какие есть кружки и секции, что в них есть, - отмечает Виктория Викторовна. - Но для нас важно, чтобы родители и дети могли получать доступную и исчерпывающую информацию. Поэтому мы создаем специальный информационный ресурс «Навигатор дополнительного образования детей Хабаровского края».
Это портал, где можно легко подобрать ребенку дело по интересам. Удобные разделы, поисковые параметры, в которых необходимо задать критерии поиска. Например, возраст, место проживания, направление деятельности.
Более того, на этом портале можно будет в дальнейшем записаться в учреждение. Вот адрес:
р27.навигатор.дети
Ценность подобных порталов в том, что они должны содержать актуальную информацию, а чтобы она была таковой, в каждом районе края существуют муниципальные опорные центры.
- Опорный центр - это одно, как правило, из лучших учреждений района, через него можно оперативно информировать коллег из районов о каких-то изменениях, рассылать документы, анонсы обучающих семинаров, вебинаров, интересных мероприятий, материалы для обучения, изучения, транслировать технологии, - отмечает Виктория Доровская. - Центры в свою очередь передают информацию педагогам, методистам всего своего района.
Такое взаимодействие дает возможности не только эффективно решать текущие задачи, но и помогать коллегам развиваться. На сайте регионального модельного центра есть реестр всех опорных центров, в «Навигаторе» зарегистрированы все учреждения края, где реализуются программы дополнительного образования. А эта информация нужна как специалистам, так и родителям, разумеется.
Также центр организовывает большие краевые конкурсы и фестивали. Например, «РобоФест», который все больше популярен в крае. Проводятся выезды, походы, тематические летние школы на базе нашего центра у моря - «Авангард» в Приморском крае и на базе Сикачи-Алян вблизи Хабаровска.
Правильно организованное свободное время ребенка не мешает учебе ребенка. Наоборот, развивает его способности, помогает жить интересно. А помочь с выбором помогут не только указанные выше ресурсы, но и сайт центра: kcdod.khb.ru
У меня уже есть регистрация на toz.su
Я новый пользователь
На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.
Адрес e-mail:*
Имя:
Пароль:*
Фамилия:
Подтверждение пароля:*
Защита от автоматических сообщений
Подтвердите, что вы не робот*
27.04.2024 14:56
Выставка работ уникального художника из Амурска открылась в ДВХМ
27.04.2024 14:15
Предотвращением паводков занимаются в Хабаровском крае
27.04.2024 13:53
В праздники всё расцветает и благоухает
26.04.2024 15:12
«Бульварные новости»: когда старт продаж квартир 2-й очереди в ЖК Воронежский Бульвар?
26.04.2024 12:36
Как стать Муравьевым-Амурским
26.04.2024 11:14
Новый ФАП открылся в Кругликово
26.04.2024 10:30
Питер, встречай: виртуальная экскурсия от создателей сериала «Всё ОК»
26.04.2024 09:42
Я горжусь Хабаровским краем!
26.04.2024 09:00
Приглашаем в Хабаровский край!
25.04.2024 11:26
Генпрокуратура России контролирует противодействие кибермошенничеству на Дальнем Востоке
24.04.2024 09:18
Из-за репетиций Парада в Хабаровске изменится движение общественного транспорта
24.04.2024 09:06
Опрос ВТБ: переводы по СБП используют более 70% дальневосточников
13.02.2024 00:38
В «Сириусе» углублённо изучают математику и физику
В Хабаровске на базе регионального центра выявления, развития и поддержки способностей и талантов у детей и молодежи «Сириус-27» начал работу краевой физико-математический класс.
27.12.2023 09:49
Восьмиклассники хабаровской школы № 43 готовятся в медработники
Первый в Хабаровске предпрофильный медицинский класс в этом году открылся в школе № 43. В экспериментальном 8-м классе (трое юношей и пятнадцать девушек) ученики углублённо изучают биологию и химию, посещают лекции и практические занятия педагогов из медколледжа, бывают на тематических экскурсиях и всерьёз подумывают связать судьбу с медициной.
- Чем раньше школьники поймут, что им нужно, тем вернее выберут путь, которым предстоит идти всю жизнь, - считает классная руководитель экспериментального класса, учитель биологии Елена Абрамова.
Нет комментариев