Следы загадочной авиакатастрофы

24.08.2018 | Память | 3м. 57 c. | 280
Следы загадочной авиакатастрофы
К месту крушения Ли-2 исследователи добирались долго

В ходе заключительного этапа межрегиональной поисковой экспедиции «Навечно в небе» участники поискового объединения «Авиа-Поиск» Приморского регионального отделения «Поискового движения России» провели разведку места падения транспортного самолёта Ли-2 в Советско-Гаванском районе. Поездка к месту падения транспортника стала самой сложной не только в самой экспедиции, но и среди остальных выездов уходящего сезона.

- Когда мы планировали маршрут в район падения самолёта, мы, как и все опытные поисковики, делали поправки на местность, погоду, форс-мажорные обстоятельства. Но немножко не подрасчитали, - рассказывает командир поискового объединения «АвиаПоиск» Ярослав Ливанский. - Вначале от города Советская Гавань нам пришлось проехать на подготовленной машине 220 километров до места высадки в тайге, затем 16 километров по реке и дикому лесу до самого самолёта. 
Когда команда поисковиков прибыла на место, времени на долгие полевые работы почти не оставалось. Поэтому было принято решение провести экстренную поисковую разведку местности и установить номера крылатой машины и её двигателей. На данный момент этот самолёт стал одним из самых загадочных на счету «АвиаПоиска». 
Когда произошла катастрофа, транспортник перевозил два авиационных мотора АМ-34НБ. Такие устанавливались на летающих лодках МБР-2. Судя по хорошо сохранившимся лопастям обоих моторов, они не крутились. Экипаж стал садить тяжело гружённую машину на берёзовый лес в долине реки, но самолёт с остановившимися моторами плохо слушается рулей. Ли-2 долго не планировал, он ударился почти плашмя, при этом один из лежащих в салоне моторов АМ-34НБ сорвало с креплений, и он всей массой влетел в кабину лётчиков, смяв её до самого носа, и перемолотив весь приборный ряд. 
- Судя по изломанным креслам, штурвалам и раскрошенной приборной панели, выжить экипажу не удалось, - рассуждает о последствиях катастрофы участник экспедиции Игорь Тетерин. - Сразу после удара о землю фюзеляж самолёта в прямом смысле разорвался на куски и загорелся. Вся центральная часть самолёта выгорела полностью до земли. Скорее всего, сгорел и стрелок-радист в своей турели. 
Теперь приморским поисковикам после такой уникальной находки предстоит подготовить запрос в архив, чтобы установить принадлежность крылатой машины и выяснить, что стало с погибшими лётчиками. Это сейчас основная загадка, так как никаких личных вещей и парашютного снаряжения, являющегося непременным атрибутом членов экипажей ВВС, на месте не обнаружено. По модификации транспортника поисковики предполагают, что катастрофа могла произойти не позже 1949 года. Среди обломков турели был обнаружен патрон пулемёта УБТ 1941 года выпуска, а один из моторов выпущен в 1942 году. 
Серьёзную помощь и поддержку экспедиции к месту гибели транспортного самолёта Ли-2 оказали глава и заместитель главы Советско-Гаванского района Юрий Бухряков и Юрий Мельзединов.
 Работа в рамках реализации проектов «Навечно в небе» ПО «АвиаПоиск» и «Небо Родины» «Поискового движения России» проводится с использованием гранта президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Ранее участники  объединения «АвиаПоиск»  совместно с общественниками села имени Полины Осипенко провели полевые работы на месте катастрофы бомбардировщика ТБ-3 в Хабаровском крае.
Это, наверное, одна из самых известных катастроф конца 1930-х годов. Здесь, в пойме реки Амгунь, на удалении более 120 км от нынешнего райцентра, 4 октября 1938 года столкнулись в воздухе два самолёта — тяжёлый бомбардировщик ТБ-3РН, на борту которого находилось около 15 человек, в том числе и командир корабля - командующий Военно-воздушными силами 2-й Отдельной Краснознамённой армии комдив Яков Васильевич Сорокин, и транспортник Douglas DC-3, на борту которого находились журналисты и Герой Советского Союза Александр Бряндинский. В результате столкновения самолёты упали в тайгу на расстоянии 320 метров друг от друга и загорелись.
Вокруг катастрофы, данные о которой полностью не обнародованы, ходит множество слухов и домыслов. Экипажи самолётов погибли при выполнении задач по спасению женского экипажа самолёта «Родина», совершившего вынужденную посадку в районе села Дуки. Яков Сорокин должен был выбрать площадку для десантирования спасателей, но в результате недисциплинированности пилотов «Дугласа» погиб и он, и большое количество людей.
- Нашей задачей было поставить точку в трагедии 1938 года. В открытых источниках нет чёткой информации о захоронении погибших членов экипажей самолётов, только разноречивые слухи, — говорит командир поискового объединения «АвиаПоиск» Ярослав Ливанский. — Для этого мы распланировали маршрут так, чтобы поработать на местах падения и подтвердить или опровергнуть факт захоронения в Комсомольске-на-Амуре всех погибших.
Результаты превзошли ожидания поисковиков. За три дня полевых работ на месте гибели одного только ТБ-3 были найдены и собраны 204 костных фрагмента членов экипажа, а также огромное количество пряжек от парашютных систем общим количеством на 11 человек, пуговицы, лётные очки, наушники шлемофонов, штурманское оборудование, набор гаечных ключей и, самое главное, - орден «Знак Почёта».
- Орден лежал вместе с останками одного из членов экипажа, которого мы подняли в районе расположения носовой части бомбардировщика, — рассказывает поисковик Игорь Тетерин.  — По информации о награждениях, такой орден был у командующего ВВС 2-й ОКА Якова Васильевича Сорокина. Если информация, что в экипаже был только один обладатель этой награды, подтвердится, значит, останки знаменитого лётчика не были захоронены в Комсомольске, как раньше считалось.
Поисковики считают, что ставить точку в трагедии двух экипажей пока рано, но уже можно закрыть вопрос с поисковыми работами на ТБ-3. Останки погибших здесь полностью собраны и приготовлены к захоронению, которое, как считают участники экспедиции, должно состояться в Комсомольске-на-Амуре, где часть людей с двух самолётов была предана земле в 1990-х годах. На месте падения «Дугласа» «АвиаПоиск» предполагает провести работы уже в следующем году.
Большую помощь в организации экспедиции на месте гибели ТБ-3 оказала министерство промышленности и транспорта Хабаровского края в лице Сергея Ивашкина и Андрея Шевелёва, администрация села имени Полины Осипенко в лице Юрия Яковченко, а также местные жители Игорь Иконников, Николай Маципура и Игорь Лоскутников.
Т. ВИХАРЕВА.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

08.05.2024 14:51
Хабаровский «Хонда клуб» поддерживает наших ветеранов

08.05.2024 14:46
Владимир Путин вступил в должность президента

08.05.2024 12:12
Об ответственности за мелкое взяточничество

08.05.2024 11:18
Ветеранов края поздравит президент

08.05.2024 09:53
Работников связи поздравили с Днём радио

08.05.2024 09:30
Алексей Младов открыл школу программирования в Городе юности

08.05.2024 09:00
Поезд Победы приехал в Хабаровск

08.05.2024 09:00
В ожидании пасхального фестиваля

08.05.2024 08:45
Золотые награды в память о наставнике

08.05.2024 08:29
Путешествие по затерянным островам

08.05.2024 08:24
Волонтёры помогут найти героев-фронтовиков

08.05.2024 08:06
Футбольная школа «Искра» - в шорт-листе



22.02.2024 00:57
Имя Макарова - на стеле Героев
Подвиг Вячеслава Владимировича Макарова навсегда останутся в наших сердцах

30.01.2024 10:11
125-граммовый хлебный паёк получили хабаровчане из блокадного Ленинграда
Во всероссийской акции «Блокадный хлеб», посвящённой 80-летию освобождения Ленинграда от фашистской блокады, приняли участие жители Хабаровского края во всех районах. И для краевой столицы акция давно стала традиционной. Начиная с 2017-го каждый год 27 января местным жителям дают попробовать 125-граммовый хлебный паёк, приготовленный по рецепту военного времени. В акции участвуют активисты и волонтёры патриотических организаций края.

Например, раздавать хлеб в ТРЦ «Большая медведица» помогала Анастасия Смирнова – воспитанница поисково-юнармейского отряда «Журавли» имени героя России А. А. Аксенова. В акции девушка участвует третий год подряд.