Владимир Бабуров всё время был при деле
Год назад не стало известного хабаровского скульптора, члена Союза художников России Владимира Бабурова. Честно говоря, до сих пор в это не верится. Интеллигентнейший, экстравагантный мужчина, профессионал своего дела, великолепный рассказчик, он вовсе не тянул на свои семьдесят с хвостиком и был полон сил. И казалось, еще будет жить долго-долго.
К тому же рядом была его муза - очаровательная Анастасия, которая во многом благодаря своему учителю и мужу стала мастером ювелирного искусства. И 40-летняя разница в возрасте их нисколько не смущала. Они органично дополняли друг друга, главное - были счастливы.
Последняя встреча
Мудрый Бабуров будто предчувствовал свой уход и в последний год жизни словно торопился все успеть. За работой, помнится, я его и застал во время нашей последней встречи, которая состоялась буквально за три недели до внезапной смерти мастера.
Признаюсь, всегда с удовольствием приходил в эту уютную мастерскую, где всегда были рады гостям и угощали лучшим кофе в Хабаровске. Здесь какая-то особая аура. Всюду картины, уникальные фотографии, бюсты известных личностей. Как живые, смотрят на тебя Антон Чехов, Геннадий Невельской, Владимир Арсеньев, Святослав Фёдоров, Всеволод Сысоев и даже Сергей Шойгу…
Помнится, в тот последний мой визит Владимир Филиппович как-то по-особому раскрылся, рассказал много нового, ранее неизвестного мне.
Например, что его бабушка по материнской линии была полячкой, как она неожиданно пересекла границу с Россией и познакомилась с бравым моряком - участником Русско-японской войны, который стал в итоге дедом скульптора. Я еще пошутил: «Если бы они тогда не встретились, мы бы сейчас с вами тут не разговаривали…»
Еще Владимир Филиппович поведал о ковре в мастерской, на котором когда-то сидел сам Арсеньев, историю со старинными часами на стене, связанными с Чеховым, о своих встречах с Михаилом Задорновым, когда шла работа над памятником отцу сатирика, известному писателю Николаю Задорнову.
- Интересным Михаил Николаевич был человеком и сатириком острым, - вспоминал скульптор. - Он всегда говорил то, что думает, что у него наболело. Правда, мне Задорнов показался каким-то обиженным. Это невольно чувствовалось в разговоре.
… Время пролетело незаметно. На прощание Бабуров подарил мне свою книжку под названием «Художникам, если они хотят знать, чем же все-таки они занимаются?».
Я не собирался делать из нашей беседы интервью. Еще намекнул - обстоятельно, мол, поговорим в следующем году, на ваше 75-летие.
Вот так мы и расстались. Как выяснилось, навсегда…
Мифическая страна Аркадия
Во время того визита к Бабурову я обратил внимание на новые персонажи в мастерской. Сразу бросился вглаза огромный пень. Точнее, это уже не пень, а целое произведение искусства. На нем поместилась целая мифическая страна Древней Греции Аркадия с ее героями, многих из которых автор придумал сам.
- Я изобразил человечество, существовавшее еще до того, как луна появилась, - пояснял Владимир Филиппович. - Это было время абсолютной гармонии с природой, в таком обществе никто никого не ел, все жили дружно - и люди, и звери, и другие существа…
Кстати, этот здоровенный пень приволок однажды скульптору знакомый бутафор из музыкального театра. Год пень простоял в мастерской без дела. А тут самоизоляция, заняться нечем. Работа эта действительно уникальная, ведь ее можно покрутить и рассмотреть со всех сторон.
- Знаете, мне нравится то, что я делаю сейчас, - признался тогда Бабуров. - Ведь это абсолютно ничей заказ - просто для души. Идеи порой приходят спонтанно: вдруг что-то булькнуло в селезенке или зачесалось в левой пятке… И я начинаю творить.
Кстати, теперь об Аркадии, очевидно, знают уже многие хабаровчане и гости города. Ведь на протяжении трех месяцев эта работа находилась в «командировке» в Дальневосточном художественном музее и вернулась обратно в мастерскую, где сейчас хозяйка - Анастасия Номар - вдова Владимира Бабурова, буквально накануне годовщины со дня смерти мастера.
- Работа над композицией, которая началась спонтанно и продолжалась четыре месяца, шла на моих глазах, - рассказывает Настя. - Аркадия - не только мир, в котором соединяются реальность и вымысел, но и место, где сосуществуют прошлое и будущее. В стволе умершего дерева, по мысли Владимира Филипповича, находится место для новой жизни - комнатного цветка. И очень хорошо, что Аркадия стала достоянием масс.
Двери открыты для всех
Сама мастерская, к слову, за год стала еще больше похожа на музей. Настя поработала на славу, все ненужное выбросила, нашла под завалами массу уникальных вещей и словно заново с ними знакомилась. Сейчас здесь стало еще более уютно и главное - просторно.
- Гости, которые у меня бывают, от всего увиденного приходят в восторг, - улыбается Настя. - Пожалуйста, говорю, приходите, двери мастерской открыты для всех. Конечно, хочется, чтобы все это было всенародным достоянием. Для кого, в конце концов, Владимир Филиппович создавал тех же Арсеньева, Сысоева и Дерсу Узала? Но сделать из этой «штаб-квартиры» официальный музей, как говорится, не в моей компетенции. Ведь это мастерская Хабаровского отделения Союза художников РФ.
Кстати, если бы Анастасия Номар ничего бы из себя не представляла как художник и скульптор, ее давно попросили бы, что называется, на выход. Но девушка - не просто вдова известного скульптора, а сама уже добилась в этой жизни очень многого.
У Насти проходят персональные выставки в краевом центре, ее работы выставляются и в других городах страны. Однажды она сделала золотую пепельницу для… Людмилы Сенчиной. Это был заказ от поклонницы певице.
Если вы еще не видели уникальные и, главное, эксклюзивные колье, броши, серьги и многое другое, что сотворила девушка, то многое потеряли. Причем в своём ювелирном деле молодая художница пошла неординарным путем.
Наряду с металлом она использует не часто применяемые в ювелирной технике материалы, такие, как бисер, горячие эмали, черный и белый перламутр, рог, когти животных… Всё это органично вписывается в композиционный замысел её изделий.
Счастливая встреча с мастером
К слову, сама Настя с детства мечтала заниматься творчеством. Но в её родном поселке Рощино, что в Приморском крае, не имелось возможностей для этого. Тогда у девушки была мотивация: вырваться из деревенской среды и стать художником-ювелиром.
Для осуществления задуманного Настя отправилась в Хабаровск и поступила в Тихоокеанский государственный университет на специальность «Технология художественной обработки материалов». Уже на втором курсе она стала осознавать, что теория, конечно, хорошо, но нужны практические навыки.
Вот тогда-то она и разыскала маститого художника Владимира Бабурова и буквально напросилась к нему в ученицы.
- Владимир Филиппович много сил в меня вложил, - считает Настя. - При общении с мэтром я росла и как художник, и как личность. Хотя поначалу он шутя называл меня «девка-чернявка» (улыбается). Я тогда была у Бабурова как бы в подмастерьях.
Впрочем, ученица оказалась очень способной и, несмотря на яркие успехи на творческом поприще самого Владимира Филипповича, пожалуй, стала его лучшим «творением». Бабуров своей ученицей и музой очень гордился.
Ставишь сверхзадачи - и вперёд
Внезапная смерть Владимира Бабурова стала для многих его друзей и коллег настоящим шоком. А каково было Насте?.. Даже трудно себе представить, что пережила тогда девушка. Что делать? Как жить дальше?
Поначалу у Анастасии буквально все валилось из рук. Но потом поняла, что надо действовать: она сильная, она сможет. Тем более и Владимир Филиппович учил девушку идти к намеченной цели до конца. Настю спасла работа. Появились новые задумки, цели, нестандартные решения. Словом, она вернулась к жизни.
- Владимир Филиппович любил жизнь, ценил каждый момент, прожил ее ярко, творчески, со вкусом, - считает Анастасия. - Супруг мне говорил много вещей - он это называл «на потом». Я, только когда его не стало, начала понимать, что все это значит. Например, он говорил, что вдова никогда не должна показывать свое горе. А отвлечься от плохих мыслей можно только делом. Ставишь сверхзадачи - и вперед.
Кроме того, Настя бережно хранит все то, что оставил после себя Владимир Бабуров. А отдельные работы мастера она планирует время от времени демонстрировать на различных городских и краевых выставках. Это, пожалуй, и будет лучшей памятью о Владимире Филипповиче, замечательном скульпторе и человеке.
Владимир Бабуров – автор и исполнитель более десятка памятников и мемориальных досок в Хабаровске и крае. В их числе:
• Памятник первым русским, вышедшим к берегам Тихого океана в устье реки Улья на побережье Охотского моря, в 1971 году;
• Памятник к тридцатилетию Победы возле технического университета в Хабаровске в 1975-м;
• Памятники односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны в сёлах Хабаровского края: Гродеково в 1980-м и Киселёвка в 1982-м;
• Памятник выпускникам школы № 20 в Вяземском, павшим смертью храбрых в годы войны, в 1981-м;
• Памятник писателю Николаю Задорнову на набережной реки Амур в Хабаровске в 1999-м;
• Мемориал в память академика Святослава Фёдорова на фасаде комплекса «Микрохирургия глаза» в 2003-м;
• Мемориальные доски Г. Е. Подгаеву и А. К. Чёрному на фасаде здания краевой Законодательной думы в 2003–2005 гг.;
• Мемориальная доска «Заслуженному художнику России Г. С. Зорину».
Автор: Дмитрий ИГОЛИНСКИЙ.
Спасибо, Ваш комментарий отправлен.
Нет комментариев