Это не простой процесс - в крае развивать ПОЭЗ

06.06.2013 | Подробности | 6м. 0 c. | 275
Это не простой процесс - в крае развивать ПОЭЗ
Общая площадь территории Ванинско-Совгаванской ПОЭЗ будет составлять около двух тысяч гектаров

На прошлой неделе сразу два мероприятия были посвящены вопросу создания в Хабаровском крае портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ) в Советской Гавани. Точнее, проблемам, сопутствующим этому созданию. Сначала этот вопрос обсуждался на правительственном часе в Законодательной думе Хабаровского края, а на следующий день - непосредственно на месте, в Советской Гавани. Такое внимание к созданию ПОЭЗ говорит о серьезности и нужности этой экономической зоны для дальнейшего развития нашего региона.

До мыса Марии из Москвы далеко

«Днем рождения» ПОЭЗ можно считать 31 декабря 2009 года, когда было утверждено постановление правительства Российской Федерации о создании портовой зоны в Хабаровском крае. Этот документ был подписан в соответствии с Федеральным законом 2005 года №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Пилотных проектов по созданию таких зон в России было определено три - в Ульяновске, в Мурманске и в Советской Гавани. Дело новое, затратное и законодательно не отработанное.

- Нами в тесном взаимодействии с Минэкономразвития России была проделана вся подготовительная работа, необходимая для реализации пилотного проекта в Хабаровском крае, - говорит первый заместитель краевого министра экономического развития и внешних связей Александр Купряков. - Перечислю самые основные: заключено Соглашение о создании ПОЭЗ на территории Советско-Гаванского муниципального района; утвержден комплекс мероприятий по ее созданию, который, по сути, является «дорожной картой»; определены границы первой очереди; проведены инвентаризационные мероприятия по земельным участкам и имущественным комплексам, которые переданы в управление и распоряжение Минэкономразвития России. В ноябре прошлого года правительство края вышло с предложениями о поэтапном развитии портовой зоны с первоочередным освоением наиболее инфраструктурно обеспеченного мыса Марии, и эти предложения Минэкономразвития РФ утвердило.

Среди прочих мероприятий, которые ведутся сейчас, Александр Петрович назвал также разработку проекта планировки и плана обустройства ПОЭЗ на мысе Марии с перечнем объектов инфраструктуры - этим занимаются специалисты ОАО «Особые экономические зоны» (ОЭЗ). Готова проектно-сметная документация на строительство первоочередных инфраструктурных объектов водоснабжения и автодорог до мысов Марии и Вячеслава, получены положительные заключения госэкспертизы. Ведется работа с ОАО «Российские железные дороги» по развитию железнодорожной структуры на подходах к ПОЭЗ. Решается вопрос о создании управляющей компании по управлению особой зоной.

В настоящее время есть заявки от двух потенциальных резидентов на ведение здесь своей деятельности - они рассматриваются в Экспертном совете по ПОЭЗ Мин­экономразвития. Свои намерения работать и инвестировать выразили ООО «Советско-Гаванский морской торговый порт» (ООО «УК Петропавловск - Черная Металлургия») и ООО «Морской порт Новая Советская Гавань» (ОАО «Росагроснаб»). Создание особой зоны должно активизировать инвестиционную деятельность и на прилегающей к ПОЭЗ территории (о своих намерениях расширять деятельность заявили ООО «Терминал Совгавань», ООО «Дальневосточная производственная стивидорная компания», ООО «Компания Ремсталь» и другие). С решением вопроса по строительству железной дороги от станции Советская Гавань до мыса Муравьева возможно начать освоение второй площадки ПОЭЗ.

- Правительство края выполнило огромный объем подготовительных работ, но если проанализировать выполнение комплекса мероприятий в целом, то мы увидим несоблюдение сроков, необходимых для создания ПОЭЗ, со стороны Минэкономразвития России и ОАО «ОЭЗ», - считает Александр Купряков. - Например, сама концепция создания особой зоны была разработана и утверждена лишь в сентябре 2011 года вместо ноября 2010 года. Проект планировки территории ПОЭЗ разрабатывается до сих пор, хотя по срокам его утверждение было запланировано на июнь 2011 года. Задержка уже составляет два года. В связи с тем, что у Мин­экономразвития РФ нет определенности по управляющей компании, министерством трижды отклонены по формальным признакам заявки инвесторов, планирующих размещение бизнеса на мысе Марии. Негативно на создании особой зоны сказалась и неоднократная смена руководства в ОАО «ОЭЗ» - за три года четыре руководителя. Необходимо отметить, что по инициативе крупных российских компаний правительство края в октябре 2012 года обратилось в Минэкономразвития России с предложением о расширении особой зоны, в связи с чем процесс создания ПОЭЗ приобрел новый статус.

В конце ноября прошлого года предложение Хабаровского края было одобрено, и новый план-график увеличил площадь ПОЭЗ «Советская Гавань» за счет границы территории Ванинского морского торгового порта и участков береговой полосы Ванинского муниципального района площадью около 1400 гектаров. Таким образом общая площадь территории Ванинско-Совгаванской ПОЭЗ теперь будет составлять около двух тысяч гектаров.

Что касается перспектив. По словам Александра Купрякова, общий грузооборот ПОЭЗ в Советской Гавани и Ванино, заявляемый инвесторами, составит около 125 миллионов тонн в год, объем частных инвестиций за период действия особой зоны - около 210 миллиардов рублей, или 97% в общем объеме инвестиций в ПОЭЗ. Дополнительно в ПОЭЗ и смежных отраслях двух районов будет создано до пяти тысяч новых рабочих мест.

Основными сдерживающими факторами в создании и функционировании ПОЭЗ, согласно докладу Александра Купрякова, являются: отсутствие полномочий правительства Хабаровского края по управлению процессом создания и развития особой зоны; низкая пропускная способность БАМа, особенно в районе станции Токи (Ванино) и отсутствие железнодорожной линии от станции Советская Гавань - город до мыса Муравьева, который является конечной точкой ПОЭЗ; несоблюдение Минэкономразвития РФ и ОАО «ОЭЗ» сроков выполнения поручений по расширению территории ПОЭЗ.

Узкое место - железная дорога

С этим докладом Александр Купряков сначала выступил в Законодательной думе Хабаровского края. Краевые депутаты свою заинтересованность в проведении «Правительственного часа» именно на эту тему объяснили таким образом.

- Проект создания портовой особой экономической зоны - один из самых перспективных и «прорывных» для экономики Хабаровского края, - считает исполняющий обязанности председателя думы Сергей Луговской. - Важно развивать потенциал территории через этот механизм, который уже заявлен в программе развития Дальнего Востока. Ход реализации этого проекта необходимо держать на постоянном контроле. Поэтому мы и хотим услышать, как этот вопрос решается на федеральном уровне, ведь на сегодняшний момент функций и полномочий для того, чтобы самим проявлять и развивать необходимые для реализации проекта инициативы, у региона недостаточно. Работа, на мой взгляд, несколько затянулась и вызывает недоумение.

Депутаты недоумевали и по той причине, что правительство Хабаровского края не обратилось за поддержкой в Министерство развития Дальнего Востока.

- Федеральный закон предусматривает взаимодействие по всем вопросам только с Минэкономразвития РФ, - ответил Александр Купряков. - Мы и работаем в соответствии с законом. Уже создана корпорация по управлению особой зоной. Пока уставной фонд на сто процентов состоит из краевых денег. Таким образом мы хотим стимулировать Минэкономразвития на вступление федеральным капиталом в эту корпорацию, даем понять, что субъект делает все от него возможное, чтобы форсировать события и ускорить процесс создания ПОЭЗ.

Невольно от оперативности федерального министерства зависят и действия инвесторов. Планы создания на территории особой зоны угольного и зернового терминалов, компаний по контейнерным перевозкам и перевозкам зерновых культур, рыборазводного и судоремонтного заводов и других предприятий пока остаются планами. В том числе ждут инвесторы и принятия решений со стороны «Российских железных дорог». Мнение железнодорожников на этот счет в Советской Гавани озвучил начальник ДВЖД Михаил Заиченко:

- Нам бы хотелось уже сейчас конкретизировать объемы планируемых к перевозке грузов и гарантии этих объемов, - говорит Михаил Михайлович. - Мы должны знать, с кем вы договариваетесь и куда мы будем вкладывать деньги. На участке железной дороги Советская Гавань - Советская Гавань-Сортировочная заявлено восемь миллионов тонн. В прошлом году мы на этом участке не перевезли и полмиллиона. Поэтому нам нужна конкретика. Мы готовы развивать железнодорожные линии на этом направлении, и 260 миллиардов рублей, выделенных на развитие БАМа, свидетельствует о том, что мы настроены серьезно.

- Это серьезный пилотный проект, и мы регулярно сталкиваемся с различными проблемами, - подвел итог двухдневного обсуждения вопроса по ПОЭЗ временно исполняющий обязанности губернатора края Вячеслав Шпорт. - Но, смею вас заверить, в Мурманске, где также ведется строительство портовой особой экономической зоны, дела идут гораздо хуже. Чтобы процесс пошел, надо было, оказывается, переписывать федеральные законы. И с нашей подачи необходимые поправки были внесены. Это важнейший объект для всего Дальнего Востока, на этот порт завязаны и ЕАО, и Амурская область, и резиденты, и инвесторы. Но сейчас их всех сдерживает узкое место - это железная дорога. Как озвучил Михаил Заиченко, в планах модернизация линии, строительство новых станций. На это будет выделено 260 миллиардов рублей, плюс триста миллиардов еще в дефиците. Я уверен, что для развития железнодорожной инфраструктуры будет оказана государственная поддержка. И это сейчас самое главное. Все остальное мы решим в самое ближайшее время.

Игорь Мирошников.
Хабаровск - Советская Гавань - Хабаровск.
Фото В. СПИДЛЕНА.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

17.05.2024 14:00
Аварии на коммунальных сетях: как действовать?

17.05.2024 12:33
В Хабаровском районе чинят дороги по нацпроекту

17.05.2024 12:33
Как школьникам выбрать специальность горной отрасли

17.05.2024 12:32
В Гвасюках — новый дизельный генератор

17.05.2024 12:32
Как молодой семье улучшить жилищные условия

17.05.2024 10:54
Для бойцов СВО доставили гуманитарный груз от дальневосточников

17.05.2024 10:54
Как видят иностранные студенты Хабаровский край

17.05.2024 10:53
Собрная Хабаровского края в тройке лидеров «Кибердрома»

17.05.2024 10:50
Работу портов Китая посмотрела делегация края

17.05.2024 10:50
Диспансеризация в районах края — продолжается

17.05.2024 10:44
На «Ночь в музее» приглашают дальневосточников

17.05.2024 09:27
Премьера фильма «Огненный лис» пройдет при поддержке ВТБ



17.05.2024 00:00
Кавалер ордена Мужества Денис Ткаченко работал в МУП «Водоканал»
В хабаровской школе № 30, а она находится в центре города, на улице Дзержинского, увековечена память об учившемся здесь выпускнике Денисе Ткаченко.

17.05.2024 00:00
Главный полумарафон в Хабаровске пройдёт 19 мая
19 мая Хабаровск в шестой раз примет главный полумарафон страны – Забег.РФ. В ближайшее воскресенье одновременно с другими регионами России в краевой столице выйдут на старт около 700 участников, которые пробегут по центральным улицам города.