Какой он, учитель завтрашнего дня?

13.08.2019 | Подробности | 3м. 15 c. | 355
Какой он, учитель завтрашнего дня?

У национального проекта «Образование» есть направление - тоже проект «Учитель будущего», какой он - также обсуждали в рамках ежегодной августовской конференции, тема которой в этом году звучала так: «Образование в интересах человека: драйверы изменений».
На конференции всё про будущее, даже термины, которые использовались в программе, - драйверы, к примеру.

Маршруты без остановок

- Мы понимаем, что реальность многих школьников, которых называют «Поколение Z», поменялась, это соединение виртуальной и физической жизни, где компьютерные технологии переплелись с обычными формами познания, - говорит министр образования и науки Алла Кузнецова. - Мы должны понимать и те компетенции, которые будут нужны людям 21-го века, поэтому на наших фуджитал-митапах обсуждение хард и софт-компетенций.
Несмотря на необычные форматы, например, импульс-пленумы, обсуждались вполне реальные и важные проблемы: доступности образования для детей с разными возможностями здоровья, функционировании библиотек в нашем цифровом пространстве, новые подходы в дополнительном образовании.
Преобразования идут теперь не от школы, а исходя из интересов каждого ребенка. Этот вопрос решается и в рамках инфраструктуры - новые здания удобны для детей с проблемами здоровья, и в рамках образовательного пути каждого ребенка - например, в процессе внедрения персонифицированных сертификатов на дополнительное образование, чтобы у семьи была возможность отдать не туда, где бесплатно, а туда, куда нравится, даже если это частный центр.
За сертификатом - реальные деньги, которые выделяет государство. С этого года выдача начнется в тестовом режиме в ряде районов края.
Драйверы у компьютерщиков - это программы, которые «объясняют» компьютеру, что он умеет делать с тем или иным устройством. У молодежи «драйв» - это ощущение эмоционального подъема, удовольствия от происходящего. Это то, что мотивирует, вдохновляет, вооружает инструментом решения задач. 
Это еще и движение. Учителя к ученику. Ученика к знаниям. В современном обществе эти пути бывают разные, в этом и множество вариантов решений, с одной стороны, и сложность - с другой. Поэтому «августовка» дает старт на этом пути и помогает выбрать те «волшебные предметы», которые, как в сказке, помогут путнику для решения задач. 

Вчера - поколение «P», сегодня - «Z»

Какой он учитель «из завтра»? Можно много говорить про компьютерные технологии, но на самом деле учитель будущего - это человек, который работает сегодня и любит свою работу, детей, который не боится мечтать и верит в себя и своих подопечных.
Наверное, поэтому на августовских конференциях ежегодно награждают тех, кем Хабаровский край гордится, и слова благодарности звучат от губернатора региона Сергея Фургала на пленарном заседании.
- Важно, чтобы все эти изменения только положительно сказались на качестве образования детей нашего края. Число школьников и студентов у нас ежегодно увеличивается, в среднем, на 3000 ребят.
Очень важно для края, чтобы наши выпускники школ имели возможность без выезда за пределы региона получить профессию по душе, - отметил Сергей Фургал. - И чтобы после выпуска из учебных заведений они были востребованы на предприятиях или смогли открыть свой бизнес.
Самое ценное в крае - это люди. Если мы будем вместе действовать в их интересах, уверен, все у нас получится. Тем более, что учитель - одна из самых самоотверженных профессий и, к счастью, у нас в крае много прекрасных педагогов.
Разумеется, меняться без понимания векторов и технологий невозможно, поэтому направление «Учитель будущего» - с мощной методической поддержкой.
- В 2021 году в крае будет создан центр непрерывного повышения профмастерства в структуре Хабаровского краевого института развития образования, - рассказала министр. - Его задача - разработка и реализация уникальных программ по пяти основным группам компетенций.
Второй центр повышения профмастерства педагогов будет создан в 2022 году в структуре Хабаровского центра развития психологии и детства «Психология». Здесь будут работать со специалистами сопровождения для детей с ОВЗ и инвалидов, служб ранней помощи, психолого-педагогических консилиумов.
- Мы понимаем, что все вышеназванные проекты требуют серьезной переподготовки более 20 тысяч педагогических работников. Вместе с тем, для новых проектов требуется современный организационный механизм для быстрого, персонифицированного и массового повышения профессионального мастерства педагогов и управленцев, - сообщила министр образования и науки Хабаровского края Алла Кузнецова.
Сегодня примерно 140 учителей технологии, ОБЖ, информатики, педагоги дополнительного образования осваивают технологии программирования, 3D-моделирования, дизайн-мышления, дизайн-анализа, геоинформационные технологии, спектры Hard- и Soft-компетенций, технологии виртуальной и дополненной реальности.
Кроме того, ведется подготовка персонала для центра цифрового образования «IT-куб» в Хабаровске. Педагоги проходят обучение при участии компаний Яндекс и Самсунг по изучению основ программирования, интернет-технологий, робототехники, разработки мобильных предложений, виртуальной и дополненной реальности, кибер-безопасности.

От Пизы к PISA

Российское Министерство просвещения, анализируя результаты регионов, просит учителей не только «тренировать» в рамках ЕГЭ, но и развивать мышление детей, обозначив важные цели обучения в школе: коммуникация, совместная работа и умение выстраивать свою деятельность.
Один из показателей - оценка по шкалам Международной программы по оценке качества обучения PISA (Programme for International Student Assessment). Она проводится раз в три года.
Цель этого масштабного тестирования - провести оценку грамотности 15-летних школьников (есть и другие программы, но эта отражает мышление ребят в конце школьного пути) в разных видах учебной деятельности: естественно-научной, математической, компьютерной и читательской. В 2015 году Россия заняла 26-ую позицию. США, кстати, ненамного выше - 24-ую.
- Остается проблема практического применения знаний, особенно в естественно-научном направлении, хотя результаты наших школьников далеко не хуже других, - подчеркнула Надежда Колесникова, главный редактор АО «Просвещение». - У нашей страны серьезные стратегические задачи - войти в экономическую десятку, и образование - это фундамент. Самые хорошие результаты в международном рейтинге занимают страны Азии: Китай, Тайвань, Сингапур, Южная Корея, Япония. После них по уже сложившейся традиции расположились Финляндия, Лихтенштейн, Швейцария и Нидерланды. Чем выше интеллект населения, тем выше качество жизни.
Поэтому сейчас и меняются подходы к подготовке дидактических материалов и учеников. Создаются учебные кейсы, которые сочетают не только «бумажные» книги, но и виртуальные задания. Более того, в школах сейчас говорят не только о безопасности в жизни, но и кибер-, уметь выбирать правильный контент, а не «фейки».
Этот пример из блока «Естес­твенно-научная грамотность» привела Надежда Колесникова. Ситуация из жизни: бежит человек, нужно учитывать температуру воздуха, потоотделение, влажность воздуха, пьет он воду или нет и решать конкретные ситуации, следить за обезвоживанием, понимать, когда и сколько нужно пить, чтобы предотвратить тепловой удар, например, и так далее. Россияне, кстати, неплохо справляются с такими заданиями.
- Секрет финского успеха в том, что учитель - это очень уважаемая профессия, - считает Юха Янхунен, профессор Хельсинкского университета. - Также в Финляндии практически не задают домашние задания, финский язык довольно простой и понятный, что облегчает понимание информации, а дети обучаются в школе 12 лет, и не только обучение для них бесплатное, но и питание в школах.
А большое внимание уделяется «слабым» ученикам. В этом, конечно, есть и минус - особых программ для отличников нет, учитель сам выстраивает для них индивидуальную траекторию по своему усмотрению. Поэтому именно «средний» уровень так высок.
Финский лингвист также отметил, что все задания стараются сделать максимально практико-ориентированными. Чтобы та реальность, которую приходится решать вне школы, не отличалась от той, которой посвящали столько времени в школе.
Педагоги края два дня обсуждали и искали решения вопроса, как совместить четкие требования ЕГЭ и «вызовы» современной России. Конечно, это сложно, но у многих получается, к тому же в помощь - программы для развития одаренных детей, которые, в отличие от Финляндии, у нас с хорошей господдержкой и реализуются в крае.
Например, можно было научиться вполне прикладным навыкам на практикуме «Технология использования Автоматизированной информационной системы (АИС) ПМПК», «Реальные и виртуальные развивающие пространства библиотечных центров» и так далее.
Немало важных тем затронули и на секциях, касающихся профессионального образования, где обсуждали онлайн-технологии в разных аспектах, пути развития педагогов, программы опережающей профессиональной подготовки.
- Цифровизация - этот процесс, который будет только развиваться, поэтому необходимо понимать его, использовать в своей деятельности, наша задача - помочь педагогу, дать инструменты, показать, где и как осваивать новые технологии, и, конечно, стараться, чтобы каждый конкретный ребенок получал не только хорошее образование, но и увидел свои личные перспективы в этой жизни. Конференция закончилась, но тема еще открыта и будет обсуждаться на электронных площадках, где также любой найдет информацию, полезные материалы и единомышленников.

Мария ИВАНОВА.
Фото автора.

Автор: Мария ИВАНОВА






Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

29.03.2024 13:19
«Ростелеком» представил в Хабаровске возможности централизованной Системы-112 для экстренных оперативных служб

29.03.2024 09:08
Особый противопожарный режим в Хабаровском крае

29.03.2024 08:58
В Хабаровске ветка упала на автомобиль - заплатит УК

29.03.2024 08:52
В приоритете - семьи и защитники Отечества

29.03.2024 08:38
При чём тут борщ?

26.03.2024 08:37
План посевной – рост в гектарах

26.03.2024 07:39
В Хабаровском крае готовятся к посевной

25.03.2024 11:55
Один дома или никого: видеонаблюдение поможет контролировать все удаленно

23.03.2024 19:22
Циклон принесёт снег на большую территорию Хабаровского края

23.03.2024 16:14
В связи с трагическими событиями просим жителей Хабаровского края быть предельно бдительными

23.03.2024 15:56
В день трагедии в Красногорске на соревнованиях находилась команда по спортивным и бальным танцам Хабаровского края с тремя тренерами

23.03.2024 11:52
Развлекательные мероприятия на территории Хабаровского края в ближайшие дни отменяются в связи с трагедией в Красногорске



29.03.2024 00:53
Законодательной Думе - 30 лет
30 лет назад – 13 марта 1994 года – состоялись выборы в новый высший орган законодательной власти региона – краевую Думу, которая сменила краевой совет народных депутатов. А уже 31 марта состоялось первое заседание депутатов

26.03.2024 00:25
Молодые профессионалы соревновались на региональном чемпионате
Региональный чемпионат «Профессионалы-2024» стал отличной возможностью для молодых специалистов