Общественный транспорт: битвы местного значения

04.10.2016 | Подробности | 8м. 30 c. | 179
Общественный транспорт: битвы местного значения
Новых автобусов в Хабаровске как праздника ждут и пассажиры, и автотранспортники

Прошел месяц, как общественный транспорт в Хабаровске начал работать по федеральному закону о пассажирских перевозках. И он оказался самым напряженным за последние годы. Кажется, в один момент пересеклись на улицах города интересы пассажиров и автоперевозчиков, конкурирующих автопредприятий и органов власти. Что ждет в ближайшем будущем краевой центр - транспортный коллапс или нормальная работа? На этот вопрос Сергей Суковатый, и. о. начальника управления транспорта администрации Хабаровска, отвечает со сдержанным оптимизмом. Ибо все, что не делается сегодня в рамках ФЗ № 220, он считает, к лучшему.
Хуже уже не будет, лучше уже есть
- До вступления в силу Федерального закона № 220 в 2015 году, - говорит он, - транспортное обслуживание в Хабаровске формировалось практически стихийно. К примеру, муниципальные пассажирские предприятия работали, в основном, по сформированной еще в советский период маршрутной сети. А коммерческие перевозчики маршруты «создавали» сами, порой просто встраивая их в сложившиеся пассажиропотоки. Это привело к тому, что по тому же маршруту троллейбуса № 1 работали «маршрутки» № 60, а по пути следования трамвая № 1 - «маршрутки» № 72.
В результате подрывалась экономическая основа работы муниципального трамвайно-троллейбусного предприятия, а коммерческие перевозчики компенсировали свои издержки активизацией работы в час пик, которая сопровождалась гонками на дорогах. И тем самым создавалась угроза безопасности перевозок. А с уменьшением числа пассажиров в вечернее время - перевозчики уходили с маршрута. Все эти, мягко скажу, «безобразия» вызывали справедливые нарекания жителей города.
Второй кричащей проблемой был значительный износ пассажирского транспорта. Пример по его обновлению показывали лишь муниципальные транспортные предприятия. По поручению мэра города Александра Николаевича Соколова за последние десять лет было приобретено 39 новых транспортных средств на сумму 339 миллионов рублей. В этом году продолжится обновление электротранспорта, и для трамвайно-троллейбусного управления будет поставлено еще три новых трамвая.
Вопросы повышения культуры и качества транспортного обслуживания населения в тех условиях мы неоднократно поднимали, но особого отклика со стороны перевозчиков не находили.
Поэтому долгожданный ФЗ № 220, наконец, дал право муниципалитетам, субъектам федерации приступить к решению основных болевых моментов в развитии рынка общественного транспорта.
Но при его реализации мы столкнулись с жутким сопротивлением части перевозчиков. Они выступили против проведения конкурса в Хабаровске на право пассажирских перевозок, к чему обязывал нас федеральный закон. Предприниматели были заинтересованы работать по старинке, выжимая из своего бизнеса максимальный доход.
А когда конкурс все-таки состоялся, наши оппоненты попытались оспорить его результаты. Но им это не удалось. Федеральная антимонопольная служба, прокуратура, другие надзорные органы признали правомочными действия управления транспорта администрации Хабаровска по процедуре проведения конкурса. Потому что он прошел в соответствии со всеми нормами закона.
Оппонирующая сторона ждала, что перевозчики, выигравшие право перевозок, не справятся с объемами работ. Но и этого не произошло. Предприниматели увидели в новом федеральном законе необратимость перехода на цивилизованные правила работы на рынке и определили свое будущее в этом бизнесе. Они приложили максимум усилий, чтобы пассажирский транспорт для жителей города оставался не только доступным, но и рос в части комфорта.
Неожиданно для нас ситуация с пассажирскими перевозками усугубилась тем, что уже третью неделю сотрудники ГИБДД ведут арест машин этих предпринимателей. В результате на таких маршрутах, как № 14, № 21, возникли серьезные проблемы по перевозке. И не только по ним. Формально надзорный орган все делает в рамках действующего законодательства. А фактически уменьшается число машин на маршрутах. Время ожидания автобусов на остановках увеличивается и, соответственно, растет справедливое возмущение жителей города.
Новые против старых
- Предприниматели в один голос заявляют, что при выполнении обязательств по обновлению автобусного парка попали в западню. Автобусов новых в России просто нет. 
- Действительно, выиграв конкурс и получив свидетельство на право перевозок в течение пяти лет, коммерческие предприятия стали брать кредиты, вкладывать собственные денежные средства в модернизацию общественного транспорта. Но столкнулись при этом с колоссальной проблемой, характерной сегодня для всей страны.
Автопром к запросу рынка на обновление пассажирских автобусов оказался не готов. Есть информация, что правительство Москвы в лице Мосгортранса сделало предварительную оплату Ликинскому автомобильному заводу на 600 единиц новых автобусов. И он только эту заявку не может выполнить до сих пор.
Наши перевозчики вынуждены просто выцарапывать автобусы, где только можно. Мы уже сообщали, что полностью заменен автобусный парк маршрута № 88, № 61 «С», № 4. Пришла первая партия автобусов на маршрут № 8. В октябре предприниматель ждет новую колонну из Южной Кореи. Также идет несколько колонн машин из Европейской части страны для транспортного предприятия «Васильев». Несколько машин первой колонны уже пришли своим ходом в Хабаровск. Профинансированы заявки на поставку автобусов предпринимателями, обслуживающими маршруты № 29, № 11.
Вышли мы и на Белоруссию. Провели переговоры с Минским автомобильным заводом. Теперь предприниматели заключают с ним договоры. И скоро новые «МАЗы» появятся на дорогах Хабаровска. Как видим, работа по обновлению пассажирского транспорта в краевом центре принимает масштабный характер. И мы добьемся того, чтобы возраст автобусов в Хабаровске не превышал 5-7 лет. 
Этой же цели хотят достичь и другие муниципалитеты России. Но к ней надо идти без потрясений на региональных рынках пассажирских перевозок. Их можно будет в будущем избежать, если на федеральном уровне будет принят закон, запрещающий эксплуатировать на дорогах страны автобусы старше 5-7 лет. Тогда автоматически снимутся все конфликтные ситуации с эксплуатацией общественного транспорта, которые мы видим в нашем городе.
- Для того чтобы коллективно защищать свои интересы, предприниматели, в основном выигравшие конкурс, создали ассоциацию независимых перевозчиков пассажирского транспорта города Хабаровска. Сергей Николаевич, на самом деле, это было «народное» решение или, как говорят, мэрии?
- Это решение, продиктованное временем и ситуацией. В данном случае поступками людей не кто-то двигал, а сами проблемы заставили действовать. Хотя нет секрета в том, что в ассоциацию независимых перевозчиков пассажирского транспорта вошли предприниматели, выигравшие конкурс на право пассажирских перевозок в течение предстоящих пяти лет. Им в этот период предстоит решать сложнейшие задачи при реформировании отрасли. Преодолевать барьеры, которые уже стеной стали перед ними. И очень правильно, что коммерсанты это осознали и объединились в общественную независимую ассоциацию.
Не скрываю, управление транспорта администрации города начинает с ней совместно решать вопросы, которые сегодня актуальны для органов власти, пассажиров и самих перевозчиков.
В первую очередь мы договорились вести согласованную тарифную политику. Руководствоваться принципом: перед тем, как сделать какой-то шаг по изменению цены за проезд, семь раз отмерь и потом отрежь. И как уже официально сообщалось, цены за проезд мы оставили на прежнем уровне. А на маршрутах автобусов № 61, 79 перевозчики снизили цену за проезд с 24 до 22 рублей, на маршруте № 30 до 20 рублей.
Мы также договорились в рамках софинансирования (органов власти и бизнеса) приступить к благоустройству конечных автобусных остановок (порядка 30), где автобусы разворачиваются и отстаиваются. На них экипажи обедают, какое-то время отдыхают. В этих местах будут оборудованы площадки для туалетов, контейнеров для сбора мусора. Это повысит культуру работы экипажей автобусов. Этого шага ждут от нас и жители прилегающих к остановкам домов.
Управление транспорта намерено также привлечь ассоциацию к реализации постановления правительства РФ о переводе специального транспорта на работу на газомоторном топливе. Для отдельных районов Хабаровска, где загазованность в час пик довольно высокая, работа экологически чистого транспорта очень актуальна. При этом специалисты подсчитали, что автобусы, работающие на газе, примерно на 30 процентов экономичнее работающих на дизтопливе. И по комфорту они на порядок выше.
- Как близко мы продвинулись в газификации пассажирского транспорта?
- В Хабаровске уже работает 23 автобуса на газе. В частности, на маршруте № 21. Уровень комфорта в этих машинах у хабаровчан получил положительную оценку. Проблема в том, что в городе нет пока автомобильных газонаполнительных станций (АГНКС). И мы теперь активно занимаемся этим вопросом.
На первом этапе по поручению мэра города будет построено в Хабаровске три таких станции. Первая будет сдана «под ключ» в третьем квартале будущего года в районе «Ореховая сопка». Вторую планируем построить в Южном микрорайоне на пересечении улиц Панфиловцев-Малиновского к концу 2017 года. И третья станция планируется на улице Выборгской или Промышленной.
Проектирование и строительство газонаполнительных станций в Хабаровске ведет специализированное предприятие ООО «Газпром Газомоторное топливо» г. Томск.
Реализация же этого проекта позволит уже в течение ближайших полутора лет перевести часть общественного транспорта на газомоторное топливо. И мэром города уже принято решение о покупке таких автобусов.
На почве диалога
- Что ждет перевозчиков, проигравших конкурс?
- У всех перевозчиков есть полное право участвовать в следующих конкурсах. К примеру, объявлен конкурс на маршрут № 16. Об этом мы размещаем информацию в СМИ. И тем перевозчикам, кто подал заявку первым или кто имеет более новый по возрасту подвижной состав, дается право работать на нем в течение 180 дней. А дальше конкурс. Кто победит в нем, тот и будет пять лет на данном маршруте оказывать транспортные услуги.
Надо понять главное. Определена стратегия развития рынка пассажирских перевозок в городе Хабаровске. Определен механизм получения права на пассажирские перевозки - только конкурс. И есть положение федерального закона о том, что на одном маршруте может работать только один перевозчик. Исходя из этих основополагающих принципов, мы и будем двигаться дальше. Ситуация с невозможностью купить на рынке новые автобусы для обновления автобусного парка показывает, что определенные коррективы в свою работу мы будем, видимо, вносить. Это жизнь. Но не более того.
Если это принимается, милости просим. Без всякого диалога. Качественной работы на рынке пассажирских перевозок в Хабаровске всем хватит. 
- А муниципальный транспорт останется на рынке города?
- Этот болезненный вопрос уже около года волнует работников муниципальных пассажирских предприятий, жителей Хабаровска и местные органы власти. Особенно сейчас, когда предприятия проходят процедуру банкротства. Администрация города исходит из того, что муниципальный транспорт всегда был системообразующим ядром на рынке пассажирских перевозок. И на нем лежала вся социальная нагрузка.
Только в автобусном парке работает более тысячи человек. Есть профсоюзная организация, которая активно отстаивает интересы трудового коллектива. Создана вся необходимая инфраструктура для эффективной работы: боксы для машин, ремонтные цеха, участки диагностики и предрейсового осмотра автобусов, медицинский пункт… Ведется обучение профессиональных водителей.
И еще один показательный факт. До конкурса на рынке общественного транспорта работало 86 коммерческих перевозчиков и два муниципальных предприятия. Даже в стадии процедуры банкротств их налоговые платежи за прошлый год в семь раз превысили отчисления коммерческих перевозчиков Хабаровска.
Государство задолжало нашим муниципальным предприятиям более шести миллиардов рублей за перевозки льготных категорий населения. Мы через суды выиграли 1,2 миллиарда. Иски на сумму более одного миллиарда находятся в судах.
И если посмотреть с государственной точки зрения, то такие предприятия должны на рынке работать. Они, я уверен, через процедуру банкротства выйдут из финансового кризиса и вновь займут достойное место на рынке пассажирских перевозок.
- Какие следующие шаги мэрии следует ожидать в плане в развитии рынка пассажирских перевозок в Хабаровске?
- Мы должны выйти на согласованные всеми сторонами условия и сроки обновления всего автобусного парка краевого центра. Таким образом, под жестким административным контролем будет повышаться безопасность проезда в пассажирском транспорте.
Одновременно идет работа по модернизации маршрутной сети пассажирских перевозок. Развиваются новые микрорайоны, и в этих направлениях также надо выстраивать маршруты, чтобы они устраивали жителей районов и были рентабельными. К примеру, к новому микрорайону «Волочаевский городок» по поручению мэра города построена подъездная дорога с полным благоустройством прилегающей территории. После ее сдачи в эксплуатацию в этот микрорайон начнут ходить рейсовые автобусы.
Началась плановая работа по повышению качества пассажирских перевозок. Автобусы стали оснащаться автоинформаторами, видеокамерами. Теперь в салоне идет видеозапись. Это дисциплинирует водителей, кондукторов и пассажиров. На транспорте появились подсветка и информация о его маршруте движения. Это удобно для пассажиров.
Вот так пошагово мы будем реформировать наш рынок пассажирских перевозок. Уверен, пройдет несколько лет, и общественный транспорт станет одной из визитных карточек Дальневосточной столицы.
Подготовил Анатолий ФИЛИППОВ.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

28.04.2024 10:43
Юрий Трутнев: дальневосточная система мер поддержки помогает

27.04.2024 16:32
Прием заявок от кандидатов на праймериз «Единой России» продлен

27.04.2024 14:56
Выставка работ уникального художника из Амурска открылась в ДВХМ

27.04.2024 14:15
Предотвращением паводков занимаются в Хабаровском крае

27.04.2024 13:53
В праздники всё расцветает и благоухает

26.04.2024 15:12
«Бульварные новости»: когда старт продаж квартир 2-й очереди в ЖК Воронежский Бульвар?

26.04.2024 12:36
Как стать Муравьевым-Амурским

26.04.2024 11:14
Новый ФАП открылся в Кругликово

26.04.2024 10:30
Питер, встречай: виртуальная экскурсия от создателей сериала «Всё ОК»

26.04.2024 09:42
Я горжусь Хабаровским краем!

26.04.2024 09:00
Приглашаем в Хабаровский край!

25.04.2024 11:26
Генпрокуратура России контролирует противодействие кибермошенничеству на Дальнем Востоке



26.04.2024 00:16
В «Парусе» жили Гагарин и Ким Ир Сен
Отель «Парус» – уникальный объект. Он расположен в самом центре Хабаровска, в здании, построенном ещё в начале ХХ века. Оно строилось для Амурской казенной палаты на улице Алексеевской (ныне на улице Шевченко).

26.04.2024 00:16
Озеро Амут - настоящая жемчужина
Озеро Амут считается жемчужиной Хабаровского края. Оно находится в Солнечном районе на высоте 761 м над уровнем моря. Из посёлка Горного 10 километров по горному серпантину дороги – и вы у цели.