Бюджет - это не арифметика
поиск
7 июля 2025, Понедельник
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Бюджет - это не арифметика

18.11.2011
Просмотры
972
- Идея повышения роли регионов в управлении страной и в её модернизации, пересмотра распределения бюджетных средств между регионами и центром, смещение их в пользу регионов и муниципалитетов, предложенная президентом РФ Дмитрием Медведевым на Президиуме Госсовета в Хабаровске, в обществе и научных кругах обсуждается давно. С тех пор, как процент отчислений налогов на местах и в центр изменился с большим перекосом в сторону Москвы.

В 90-х годах, напомню, налоги делились в соотношении 30 на 70 (30 - Москве, 70 - региону), потом в 1998 году стало 40 на 60, потом Примаков выдвинул лозунг 50 на 50, и это вызвало большую бучу. Но деваться было некуда, потому что дефицит был в бюджете страны. Тогда, напомним, у страны были большие проблемы с внешним долгом. Потом соотношение изменилось ещё больше в сторону центра, и вот, наконец, мы слышим, что надо возвращаться к старой схеме. Всё это имеет многочисленные последствия.

Президент однозначно прав в том, что именно на местах должен быть привлекательный  инвестиционный климат, современная  транспортная и социальная инфраструктура. Но регионы неоднородны. Они, как отметил и сам Медведев, очень отличаются друг от друга и по экономическому развитию, и по темпам модернизации, и по уровню жизни людей.  Где-то построено много жилья, где-то нет, где-то нормальное состояние коммунальных сетей, где-то нет, дорожная сеть у всех разная. Поэтому простое увеличение доли отчислений собираемых на территории налогов для кого-то может стать благом, а для кого-то бедой. Если регион самодостаточный, то он превратится в Норвегию, если область или край собирает налогов мало, каков бы ни был оставляемый региону процент, бюджет будет мал, и без поддержки из центра этот субъект не только не разовьётся, но и не выживет. Поэтому повысит ли только эта мера  реально роль регионов в управлении страной и её модернизации, что и было темой Госсовета, вопрос неоднозначный.  Если рост реальных доходов окажется меньше, чем рост затрат на выполнение полномочий, регион окажется в весьма затруднительном положении. Это очень тонкие моменты, которые трудно поддаются простому арифметическому подсчёту. Надеюсь, что эти моменты будут учтены обязательно в дальнейшей государственной политике.

Кстати, когда соотношение было 30 на 70, мы всё равно не укладывались в свои обязательства.

Другое дело, что регионы могут и должны принимать все меры, чтобы при имеющемся бюджете создавать благоприятный инвестклимат, способствовать модернизации, инновациям и так далее.  Государство неминуемо должно обозначить и назвать приоритеты и стимулы их развития со своей стороны.