Между людьми пора строить пандусы
11.12.2020
592
- У нас многое делается по программе «Доступная среда», чтобы создать полноценные условия для интеграции людей с ограниченными физическими возможностями в общественную жизнь.
Но, к сожалению, по всей стране ее понимают однобоко, сводя все к архитектурной доступности.
Конечно, сделать города и села, их инфраструктуру и социальные учреждения доступными для инвалидов важно, и здесь еще много чего предстоит сделать.
Не все здесь происходит быстро, ведь это серьезные финансовые вложения, да и некоторые здания и объекты требуют тотальной перестройки. Однако процесс идет.
А вот с культурной и информационной адаптацией все обстоит гораздо хуже. Возьмем любой кинотеатр - вы там когда-нибудь глухих видели? И лишь потому, что элементарно нет сурдоперевода к фильму, и для них это мертвое искусство, оно с ними не разговаривает.
А слепые? Они же и на выставки не ходят в музеи, и в храме ничего не видят. Это тоже большая проблема. Думаете, им не хочется узреть Христа или Богородицу, понять как они выглядят? И мы должны дать им эту возможность - увидеть, пусть и руками.
Не надо думать, что это касается только людей с инвалидностью. Пожилые люди тоже слепнут, у них ухудшается слух и снижается мобильность.
А мамы с колясками, им же тоже нужны пандусы, разве нет? Поэтому я считаю, что стоит говорить не о доступной среде, а об универсальной, в которой будет удобно всем.
Однако все это лишь физическая адаптация. Пандусы и таблички, конечно, важны, но еще важнее другое: нет у нас пока самого главного пандуса - между людьми.
И не потому, что общество не хочет принимать этих людей с их особенностями, хотя и такое случается, - оно просто не умеет с ними взаимодействовать.
Именно этот момент многие не замечают в программе «Доступная среда».
А она предусматривает обучение волонтеров, специалистов всех уровней, да и простых граждан специфике взаимодействия с инвалидами. Люди должны научиться видеть не недостатки другого, а его таланты.
У человека без ног могут быть золотые руки - надо лишь дать ему образование и рабочее место. У ребенка с задержкой развития может быть потрясающий художественный талант или уникальный голос.
Надо лишь распознать, увидеть и дать возможность развить свои способности. Принять его таким, как есть, принять как равного, а не оставлять в одиночестве петь в пустоту крохотной кухни.
Но, к сожалению, по всей стране ее понимают однобоко, сводя все к архитектурной доступности.
Конечно, сделать города и села, их инфраструктуру и социальные учреждения доступными для инвалидов важно, и здесь еще много чего предстоит сделать.
Не все здесь происходит быстро, ведь это серьезные финансовые вложения, да и некоторые здания и объекты требуют тотальной перестройки. Однако процесс идет.
А вот с культурной и информационной адаптацией все обстоит гораздо хуже. Возьмем любой кинотеатр - вы там когда-нибудь глухих видели? И лишь потому, что элементарно нет сурдоперевода к фильму, и для них это мертвое искусство, оно с ними не разговаривает.
А слепые? Они же и на выставки не ходят в музеи, и в храме ничего не видят. Это тоже большая проблема. Думаете, им не хочется узреть Христа или Богородицу, понять как они выглядят? И мы должны дать им эту возможность - увидеть, пусть и руками.
Не надо думать, что это касается только людей с инвалидностью. Пожилые люди тоже слепнут, у них ухудшается слух и снижается мобильность.
А мамы с колясками, им же тоже нужны пандусы, разве нет? Поэтому я считаю, что стоит говорить не о доступной среде, а об универсальной, в которой будет удобно всем.
Однако все это лишь физическая адаптация. Пандусы и таблички, конечно, важны, но еще важнее другое: нет у нас пока самого главного пандуса - между людьми.
И не потому, что общество не хочет принимать этих людей с их особенностями, хотя и такое случается, - оно просто не умеет с ними взаимодействовать.
Именно этот момент многие не замечают в программе «Доступная среда».
А она предусматривает обучение волонтеров, специалистов всех уровней, да и простых граждан специфике взаимодействия с инвалидами. Люди должны научиться видеть не недостатки другого, а его таланты.
У человека без ног могут быть золотые руки - надо лишь дать ему образование и рабочее место. У ребенка с задержкой развития может быть потрясающий художественный талант или уникальный голос.
Надо лишь распознать, увидеть и дать возможность развить свои способности. Принять его таким, как есть, принять как равного, а не оставлять в одиночестве петь в пустоту крохотной кухни.