Профессия учителя стала опасной
11.07.2014
467
- Тот факт, что власти России пытаются взять учителей под защиту, безусловно, радует. К сожалению, в нашей стране за последние двадцать лет престиж профессии учителя значительно упал. Сегодня самая мирная профессия - учитель, к стыду нашего общества, стала опасной.
Печально смотреть видеоролики, в которых дети унижают учителей, издеваются над ними и даже применяют физическую силу.
Смотреть художественные фильмы о современной школе не менее грустно. Скажете, они отражают жизнь? От того и грустно. Фильмы, конечно, обнажают проблемы современной школы, но, увы, престиж профессии учителя не поднимают.
На мой взгляд, корни этого явления в далёких девяностых, когда общество начало расслаиваться и всегда востребованные профессии врача и учителя стали самыми низкооплачиваемыми. В результате во многих семьях сложилось мнение, что учителями работают только неудачники, те, кто не способен зарабатывать. И, естественно, эти семьи и формируют у детей нелицеприятный имидж учителя - человека-неудачника.
А ведь на самом деле большинство педагогов работало и работает в школах по призванию, качественно и ответственно, в большинстве своём переживают за успехи своих учеников. Не спорю, равнодушные бывают. Но их очень мало. А для большинства успехи в учёбе ребёнка - это результат совместной с родителями работы. И его неудачи - это наши общие неудачи. Увы, проблемы и конфликты в школе были, есть и будут всегда. Главное - их вовремя и грамотно решать.
Как правило, в конфликтах не всегда виноваты дети. Они во все времена были и будут детьми: и шкодливыми, и ленивыми, и бескомпромиссными, и максималистами… И это для их возраста нормально. Дети во все времена могли и нагрубить педагогу, и повести себя, мягко скажем, неприемлемо. Но, если за таким поступком следует адекватная оценка и учителей, и родителей, ребёнок понимает, что поступил плохо. А если в семьях обвиняют только учителя - дети копируют поведение своих родителей.
В последнее время педагоги отмечают потребительское отношение родителей к школе: отстранившись от воспитания детей, не принимая участия в их обучении, требуют от системы образования индивидуального подхода и результата. Между тем в законе «Об образовании в Российской Федерации» записано, что за образование детей несут ответственность их родители, а школа - это инструмент, причём не единственный. И если мы хотим, чтобы ребенок получил достойное качественное образование, то гораздо лучше нам быть союзниками, а не противниками. Но, к сожалению, далеко не все родители это понимают.
И в такой обстановке очень радует законодательная инициатива ввести уголовную ответственность за оскорбление учителя и насмешки со стороны родителей. И то, что привлекаться будут именно родители, а никак не дети, - правильно. Единственно, я бы предложила штрафы заменить общественными работами в свободное от основной деятельности родителей время. Чтобы и материальное положение ребёнка не ухудшать, и чтобы мера ответственности производила воспитательный эффект.
И то, что законопроект вызвал широкий общественный резонанс, тоже очень хорошо. Проблема назрела давно. А теперь к ней привлечено внимание всего общества.
Печально смотреть видеоролики, в которых дети унижают учителей, издеваются над ними и даже применяют физическую силу.
Смотреть художественные фильмы о современной школе не менее грустно. Скажете, они отражают жизнь? От того и грустно. Фильмы, конечно, обнажают проблемы современной школы, но, увы, престиж профессии учителя не поднимают.
На мой взгляд, корни этого явления в далёких девяностых, когда общество начало расслаиваться и всегда востребованные профессии врача и учителя стали самыми низкооплачиваемыми. В результате во многих семьях сложилось мнение, что учителями работают только неудачники, те, кто не способен зарабатывать. И, естественно, эти семьи и формируют у детей нелицеприятный имидж учителя - человека-неудачника.
А ведь на самом деле большинство педагогов работало и работает в школах по призванию, качественно и ответственно, в большинстве своём переживают за успехи своих учеников. Не спорю, равнодушные бывают. Но их очень мало. А для большинства успехи в учёбе ребёнка - это результат совместной с родителями работы. И его неудачи - это наши общие неудачи. Увы, проблемы и конфликты в школе были, есть и будут всегда. Главное - их вовремя и грамотно решать.
Как правило, в конфликтах не всегда виноваты дети. Они во все времена были и будут детьми: и шкодливыми, и ленивыми, и бескомпромиссными, и максималистами… И это для их возраста нормально. Дети во все времена могли и нагрубить педагогу, и повести себя, мягко скажем, неприемлемо. Но, если за таким поступком следует адекватная оценка и учителей, и родителей, ребёнок понимает, что поступил плохо. А если в семьях обвиняют только учителя - дети копируют поведение своих родителей.
В последнее время педагоги отмечают потребительское отношение родителей к школе: отстранившись от воспитания детей, не принимая участия в их обучении, требуют от системы образования индивидуального подхода и результата. Между тем в законе «Об образовании в Российской Федерации» записано, что за образование детей несут ответственность их родители, а школа - это инструмент, причём не единственный. И если мы хотим, чтобы ребенок получил достойное качественное образование, то гораздо лучше нам быть союзниками, а не противниками. Но, к сожалению, далеко не все родители это понимают.
И в такой обстановке очень радует законодательная инициатива ввести уголовную ответственность за оскорбление учителя и насмешки со стороны родителей. И то, что привлекаться будут именно родители, а никак не дети, - правильно. Единственно, я бы предложила штрафы заменить общественными работами в свободное от основной деятельности родителей время. Чтобы и материальное положение ребёнка не ухудшать, и чтобы мера ответственности производила воспитательный эффект.
И то, что законопроект вызвал широкий общественный резонанс, тоже очень хорошо. Проблема назрела давно. А теперь к ней привлечено внимание всего общества.