Путешествие из Владивостока в Хабаровск
19.10.2012
807
- Только что делегация института вернулась из Владивостока, где открыла свою лабораторию. Так что у меня была возможность посмотреть, действительно ли так серьёзно преобразился вечный конкурент Хабаровска в связи с инвестициями к саммиту АТЭС. Может быть, это сочтут за лжепатриотизм, но никакого особого преображения я там не увидел. Кроме дорог и мостов, построенных к саммиту.
Жители города, конечно, всему этому рады, но иронично называют новые трассы скоростными дорогами, которые резко сокращают время в пути до «пробок». «Пробки» как были, так и остались, поскольку в самом городе в этом смысле ничего не сделано.
Сами дороги имеют некоторые особенности. Практически отсутствуют «карманы» для остановки. Практически нет развязок, чтобы свернуть в нужном тебе направлении. Встал на эту скоростную трассу - и шуруй до «пробки».
Мосты хорошие, но есть чисто экономическое подозрение, что мост на Мыс Чуркина через пролив Босфор-Восточный стоит дороже, чем если бы к этому месту построили нормальную дорожную инфраструктуру, развязки и эстакады в рамках города. При этом время в пути было бы не намного меньше, зато город получил бы развитую дорожную сеть.
Ситуация эта, на мой взгляд, отражает общий подход к тому, как сделать нас, дальневосточников, счастливыми. Как закрепить население. Зачастую представляется, что для этого надо просто направить сюда больше инвестиций или одарить все предприятия на территории 6 миллионов квадратных километров льготами по налогу на прибыль и основные средства. При этом как-то не учитывается, что населению нужны не только производственные гиганты, развитие железной дороги, портов и так далее. Населению нужно, чтобы качество жизни и уровень её были не хуже, а, может быть, лучше, чем в иных регионах страны.
Когда мне говорят, что у нас, на Дальнем Востоке и в Хабаровском крае в частности, низкие темпы развития, я просто смеюсь. Дальний Восток благодаря добывающей, нефтяной промышленности и машиностроению показывает рост ВРП - 7,5 процента на фоне 3,5 в целом по России. Хабаровский край развивается на тех ресурсах, которые у него есть. Якутия - на своих, Сахалин - тоже. Приморье благодаря АТЭСовскому рывку вырвалось вперёд.
Общая ситуация со структурой дальневосточной и хабаровской экономики в частности стала лучше. Инвестиционная и вообще финансовая ситуация и квалификация управления финансами стала лучше. В основных секторах экономики дела обстоят вполне прилично, хотя с учётом общей ситуации в мировой экономике могло быть и хуже.
Но при этом остаются социальные проблемы.
Несмотря на огромные инвестиции в здравоохранение, ситуация в этой сфере неоднозначная. Уникальная аппаратура, новые кардиоцентры соседствуют с безумными очередями в поликлиниках, нехваткой персонала, особенно в районах.
Ситуация в образовании продолжает ухудшаться, ситуация в жилищном секторе просто ужасающая и становится всё хуже. Ситуация с госуслугами тоже не улучшается, несмотря на попытки ввести электронное правительство и прочие современные вещи. Попробуйте просто поменять паспорт. Федеральный университет во Владивостоке новый. А «начинка» - старая. Те же вузы, что и были.
Что делать? На мой взгляд, нельзя делать ставку только на развитие крупной тяжёлой промышленности. Нужен средний класс, предприниматели. А у нас, как мне представляется, экономикой до сих пор считается только серьёзное машиностроение или литьё стали, или добыча угля. Нужно точечное стимулирование развития новой экономики, ориентированной на новые рынки, которая продвинет Дальний Восток и Хабаровский край в частности. Мы знаем, что потенциал - научный и технический для этого в крае есть. В добывающие отрасли капитал придёт без лишних льгот.
Но, главное, нужно то, что труднее всего изменить - новые отношения между людьми и властью, людьми между собой, ветвями власти между собой. Необходимо дать людям ощущение свободы. Чтобы человек знал, что за инициативу ему не отобьют пальцы, не начнут чинить всевозможные препятствия, не возьмут мзду. Вопрос, как это сделать?
Жители города, конечно, всему этому рады, но иронично называют новые трассы скоростными дорогами, которые резко сокращают время в пути до «пробок». «Пробки» как были, так и остались, поскольку в самом городе в этом смысле ничего не сделано.
Сами дороги имеют некоторые особенности. Практически отсутствуют «карманы» для остановки. Практически нет развязок, чтобы свернуть в нужном тебе направлении. Встал на эту скоростную трассу - и шуруй до «пробки».
Мосты хорошие, но есть чисто экономическое подозрение, что мост на Мыс Чуркина через пролив Босфор-Восточный стоит дороже, чем если бы к этому месту построили нормальную дорожную инфраструктуру, развязки и эстакады в рамках города. При этом время в пути было бы не намного меньше, зато город получил бы развитую дорожную сеть.
Ситуация эта, на мой взгляд, отражает общий подход к тому, как сделать нас, дальневосточников, счастливыми. Как закрепить население. Зачастую представляется, что для этого надо просто направить сюда больше инвестиций или одарить все предприятия на территории 6 миллионов квадратных километров льготами по налогу на прибыль и основные средства. При этом как-то не учитывается, что населению нужны не только производственные гиганты, развитие железной дороги, портов и так далее. Населению нужно, чтобы качество жизни и уровень её были не хуже, а, может быть, лучше, чем в иных регионах страны.
Когда мне говорят, что у нас, на Дальнем Востоке и в Хабаровском крае в частности, низкие темпы развития, я просто смеюсь. Дальний Восток благодаря добывающей, нефтяной промышленности и машиностроению показывает рост ВРП - 7,5 процента на фоне 3,5 в целом по России. Хабаровский край развивается на тех ресурсах, которые у него есть. Якутия - на своих, Сахалин - тоже. Приморье благодаря АТЭСовскому рывку вырвалось вперёд.
Общая ситуация со структурой дальневосточной и хабаровской экономики в частности стала лучше. Инвестиционная и вообще финансовая ситуация и квалификация управления финансами стала лучше. В основных секторах экономики дела обстоят вполне прилично, хотя с учётом общей ситуации в мировой экономике могло быть и хуже.
Но при этом остаются социальные проблемы.
Несмотря на огромные инвестиции в здравоохранение, ситуация в этой сфере неоднозначная. Уникальная аппаратура, новые кардиоцентры соседствуют с безумными очередями в поликлиниках, нехваткой персонала, особенно в районах.
Ситуация в образовании продолжает ухудшаться, ситуация в жилищном секторе просто ужасающая и становится всё хуже. Ситуация с госуслугами тоже не улучшается, несмотря на попытки ввести электронное правительство и прочие современные вещи. Попробуйте просто поменять паспорт. Федеральный университет во Владивостоке новый. А «начинка» - старая. Те же вузы, что и были.
Что делать? На мой взгляд, нельзя делать ставку только на развитие крупной тяжёлой промышленности. Нужен средний класс, предприниматели. А у нас, как мне представляется, экономикой до сих пор считается только серьёзное машиностроение или литьё стали, или добыча угля. Нужно точечное стимулирование развития новой экономики, ориентированной на новые рынки, которая продвинет Дальний Восток и Хабаровский край в частности. Мы знаем, что потенциал - научный и технический для этого в крае есть. В добывающие отрасли капитал придёт без лишних льгот.
Но, главное, нужно то, что труднее всего изменить - новые отношения между людьми и властью, людьми между собой, ветвями власти между собой. Необходимо дать людям ощущение свободы. Чтобы человек знал, что за инициативу ему не отобьют пальцы, не начнут чинить всевозможные препятствия, не возьмут мзду. Вопрос, как это сделать?