Школа уязвима, а должна быть безопасной
30.09.2022
1249

- Трагедия, происшедшая в ижевской школе на этой неделе, потрясла общество. Она заставляет задуматься о том, как предотвратить подобные явления. В психиатрии поведение нападавшего называется гомицидом. То есть расширенный суицид. Это некий протест отчаявшегося либо фанатичного человека против реальности. Он может быть связан с идеологическими соображениями, эмоционально-психологическим состоянием, которое он выражает таким жутким способом.
Для того, чтобы трагедия случилась, должны быть фон, почва (скажем, семейное, социальное неблагополучие, психологическое, психиатрическое) и третье - намерение. Очевидно, такая дикая форма самовыражения давно им разрабатывалась. Как бы мы ни объясняли поступок, он не становится менее ужасным.
Гомициды очень опасны. Они называются ещё термином «монополия на насилие». Это очень редкая форма суицида. Но происходят эти случаи в самых уязвимых местах не толькфо нашей, но и любой другой страны: школах, больницах, детских садах. То есть там, где нет достаточной охраны, достаточной системы контроля. И это почти всегда приводит к массовым жертвам.
Что можно сделать, неоднократно высказывалось людьми, которые сталкиваются с гомицидом в клинической медицине, судебной психиатрии, в структурах МВД. Первое - это хорошая подготовленность людей, которые могут оказаться в таком уязвимом положении. Информированность, как вести себя в таких ситуациях. Учителя и дети должны знать некий алгоритм, как вести себя, если в школе это происходит.
В ижевской школе, кстати, учителя и дети поступили как раз очень грамотно. Это значительно снизило количество жертв нападения. Были забаррикадированы двери в классы, ученики отошли от окон, сгруппировались в отдалении класса. Они оказали помощь раненому учителю и позвонили всем, кто в тот момент находился в школе, в оперативные службы.
Второй момент - система устойчивой и профессиональной охраны. На сегодня, судя по происходящему не только в ижевской школе, но и в других местах, где ранее случались подобные трагедии, надёжной системы охраны, увы, нет. Как и прежде, охрана обеспечивается на средства, которые собирают с родителей учеников. А реалии-то поменялись.
Я думаю, что необходимо принять меры по обеспечению настоящей профессиональной охраны, экстренного реагирования в школах. Это относится к вопросам социальной политики, безопасности, к реализации прав, которые несовершеннолетние имеют: право на образование, на жизнь и безопасность. Это вопрос государственной политики.
Настало время делать это централизованно, профессионально. На мой взгляд, охрана учебных заведений должна стать расходной частью бюджета образования, которая полностью покрывает и реализует права на безопасное получение образования у всех участников учебного процесса.
То, что нападающие зачастую совершают свой жестокий поступок в школе, где учились, необязательно свидетельствует о том, что учебное заведение в их сознании связано с худшими моментами их жизни, с ненавистью именно к своей школе.
Просто в своей школе они лучше ориентируются, знают о её уязвимости.
Но, конечно, усилить психологическую составляющую учебного процесса, в том числе для избежания подобных инцидентов, необходимо. Мы это обсуждаем на августовских конференциях. Во многих школах профилактика негативного психологического состояния учеников уже работает.
Психиатрическое заболевание нападавшего в Ижевске, на которое делается упор во многих публикациях, - тоже не главный фактор его поведения. Это тоже фон для поступка.
Просто от того, что у человека шизофрения, такое не случается. Люди с подобным диагнозом не обладают повышенной агрессивностью. Они ведут обычный образ жизни - преподают, оперируют, создают семьи. Почти всегда это очень миролюбивые граждане. Чтобы произошёл вопиющий случай, должны сложиться все факторы, которые я упомянул.
Заметить какие-то резко негативные изменения в состоянии такого человека, конечно, должны его окружающие люди. И вся система реагирования в этом случае прописана в законе о психиатрической помощи. Превентивной принудительной госпитализации в нём нет. И это правильно, иначе мы ушли бы в карательную медицину.
При этом, подчеркну, оружие люди с диагнозом легально приобрести не могут. Но нельзя исключить, что оно появится в их руках нелегально.
Для того, чтобы трагедия случилась, должны быть фон, почва (скажем, семейное, социальное неблагополучие, психологическое, психиатрическое) и третье - намерение. Очевидно, такая дикая форма самовыражения давно им разрабатывалась. Как бы мы ни объясняли поступок, он не становится менее ужасным.
Гомициды очень опасны. Они называются ещё термином «монополия на насилие». Это очень редкая форма суицида. Но происходят эти случаи в самых уязвимых местах не толькфо нашей, но и любой другой страны: школах, больницах, детских садах. То есть там, где нет достаточной охраны, достаточной системы контроля. И это почти всегда приводит к массовым жертвам.
Что можно сделать, неоднократно высказывалось людьми, которые сталкиваются с гомицидом в клинической медицине, судебной психиатрии, в структурах МВД. Первое - это хорошая подготовленность людей, которые могут оказаться в таком уязвимом положении. Информированность, как вести себя в таких ситуациях. Учителя и дети должны знать некий алгоритм, как вести себя, если в школе это происходит.
В ижевской школе, кстати, учителя и дети поступили как раз очень грамотно. Это значительно снизило количество жертв нападения. Были забаррикадированы двери в классы, ученики отошли от окон, сгруппировались в отдалении класса. Они оказали помощь раненому учителю и позвонили всем, кто в тот момент находился в школе, в оперативные службы.
Второй момент - система устойчивой и профессиональной охраны. На сегодня, судя по происходящему не только в ижевской школе, но и в других местах, где ранее случались подобные трагедии, надёжной системы охраны, увы, нет. Как и прежде, охрана обеспечивается на средства, которые собирают с родителей учеников. А реалии-то поменялись.
Я думаю, что необходимо принять меры по обеспечению настоящей профессиональной охраны, экстренного реагирования в школах. Это относится к вопросам социальной политики, безопасности, к реализации прав, которые несовершеннолетние имеют: право на образование, на жизнь и безопасность. Это вопрос государственной политики.
Настало время делать это централизованно, профессионально. На мой взгляд, охрана учебных заведений должна стать расходной частью бюджета образования, которая полностью покрывает и реализует права на безопасное получение образования у всех участников учебного процесса.
То, что нападающие зачастую совершают свой жестокий поступок в школе, где учились, необязательно свидетельствует о том, что учебное заведение в их сознании связано с худшими моментами их жизни, с ненавистью именно к своей школе.
Просто в своей школе они лучше ориентируются, знают о её уязвимости.
Но, конечно, усилить психологическую составляющую учебного процесса, в том числе для избежания подобных инцидентов, необходимо. Мы это обсуждаем на августовских конференциях. Во многих школах профилактика негативного психологического состояния учеников уже работает.
Психиатрическое заболевание нападавшего в Ижевске, на которое делается упор во многих публикациях, - тоже не главный фактор его поведения. Это тоже фон для поступка.
Просто от того, что у человека шизофрения, такое не случается. Люди с подобным диагнозом не обладают повышенной агрессивностью. Они ведут обычный образ жизни - преподают, оперируют, создают семьи. Почти всегда это очень миролюбивые граждане. Чтобы произошёл вопиющий случай, должны сложиться все факторы, которые я упомянул.
Заметить какие-то резко негативные изменения в состоянии такого человека, конечно, должны его окружающие люди. И вся система реагирования в этом случае прописана в законе о психиатрической помощи. Превентивной принудительной госпитализации в нём нет. И это правильно, иначе мы ушли бы в карательную медицину.
При этом, подчеркну, оружие люди с диагнозом легально приобрести не могут. Но нельзя исключить, что оно появится в их руках нелегально.