Математик Корнилков работает за идею

05.10.2019 | Сегодня
Математик Корнилков работает за идею
Алексей Корнилков: «Важна не оценка, а то, как ученик размышляет»

Сдать пресловутые «отработки» по математике Алексею Петровичу Корнилкову, преподавателю Хабаровского колледжа отраслевых технологий и сервиса, не просто, а очень просто: надо просто прийти к назначенному часу. Вот только узнать, где и когда вас ждут, - сложнее. В объявлении на двери кабинета вместо ожидаемой даты - математическая формула, в которой эта самая дата и зашифрована.
С консультациями по этому предмету - и того круче: выбирайте либо «положительный корень предлагаемого уравнения минус квадрат однозначного совершенного числа», либо «площадь боковой поверхности с площадью осевого сечения» в виде дроби числа «пи» на 20 - и получите дату. Информация о кабинете и времени - в парочке других многоэтажных вычислений.
Ну, казалось бы, зачем вся эта математика современному человеку, к услугам которого уже даже не какие-то калькуляторы, а все могущество Интернета? Алексей Петрович с такой постановкой вопроса принципиально не согласен:
- Уж поверьте: от нее никуда не деться. Сказано же Ломоносовым: «Математику только затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Без нее сложно говорить о развитии логического мышления. Без нее современный школьник, который умеет пользоваться компьютером и подумывает о программировании, никогда до него не поднимется.
Это вообще основа основ. Та же физика - это, по сути, математика.
- Возьмите механическое движение, - убеждает Корнилков. - Вот тебе радиус вектора, вот тебе угол поворота, вот описание траектории… Сплошная математика! А химия: это же сплошные математические задачи на пропорции! Генетика - тоже. Везде важно овладеть логикой, которой учит математика.
С этой царицей наук у них давние хорошие отношения. Похоже, что это математика Корнилкова выбрала, а не наоборот: с детства легко давалась. Он вообще называет себя… лентяем: после школы поступил в хабаровский мединститут, но через три года оттуда ушел, потому что постоянно что-то учить оказалось не его делом. Его дело - понимать. За этим и пошел в биробиджанский педагогический. А еще - за идеей.
За ней он и в медицину подался - насмотрелся и начитался в свое время о врачах. Так что и в педагогике искренне хотел состояться.
После трехлетнего перерыва на 90 с лишним баллов сдал ЕГЭ и поступил сразу на три специальности, но вместо «модной» «информационные системы и технологии» пошел на учителя математики. За идею.
Из 28 человек в его группе до диплома дошли только 9: шесть девушек и трое парней. Учителями сегодня работают только две его одногруппницы и он. За 11 лет ни разу о своем выборе не пожалел - идея сбоя не дала.
Хотя и убийственной рутины и управленческих глупостей в системе образования, к сожалению, хватает, и эмоциональное выгорание стало для многих педагогов профессиональной болезнью.
- Поверьте: школьная математика - это просто решение по образцу, - считает Корнилков. - Но после 9 класса зачастую приходят дети, которые не умеют даже этого. Таблицу умножения не знают! Мы обязаны помочь им обрести специальность. Подготовить пусть не к жизни, но к дальнейшему обучению - точно.
После тепличных школьных условий (девять классов должны закончить все) попадает такой бедолага в ситуацию пусть небольшой, но конкуренции: чтобы выйти дипломированным специалистом, нужно потрудиться.
- И ведь растут! - радуется Алексей Петрович. - Я вижу, как они меняются с каждым годом. Хотя после середины второго курса мы расстаемся (у ребят заканчивается естественно-научный цикл), мы продолжаем встречаться по другим поводам.
Приходят ко мне уже как к руководителю информационно-вычислительного центра колледжа с чертежами или расчетами, и я вижу этот рост. И другие преподаватели тоже это отмечают. 
Он, конечно, мог бы перечислять всевозможные высоты, которых добились те или иные его студенты, но делать этого не хочет. Не моя, говорит, заслуга:
- Они добились этого сами. Я просто был рядом, направлял. Если человек не захочет двигаться сам, я не смогу его заставить ни угрозами, ни пряниками.
Сегодня немало спорят о том, в чем состоит задача учителя: давать ученику некую сумму знаний или научить добывать их? Алексей Корнилков считает, что спорить тут не о чем, потому что требуется и то и другое.
- И «втемяшивать» определенный набор научных сведений приходится, и сопровождать ученика надо, - говорит он.  А если в результате всех твоих усилий все-таки не получится - ну, что ж, значит, будет очередной рубец на сердце. По счастью, это случается очень редко. Может, потому - и Корнилков не стесняется в этом признаться - что ему очень жалко таких «неподдающихся».
Его математические «шифровки» по поводу отработок и консультаций - это тоже педагогика.
- Приходит ко мне такой должник в «зашифрованное» место и время - значит, справился с задачками, я все его отработки закрываю, - рассказывает Алексей Петрович. - Но, правда, сначала спрашиваю, как он решал.
И сразу видно: нашел ли он где-то готовый ответ или приложил собственные усилия. Я ведь еще старался так сформулировать задание, чтобы особо «находчивые» не смогли набрать его в Интернете: все эти скобочки, возведения в степень, линеечки… Подавляющее большинство все-таки работали сами!
Результат нравится не только учителю - он видел, какие счастливые лица были у ребят: «Ура! Я решил!» Это ведь и есть та самая ситуация успеха. Алексей Петрович не любит, когда к нему приходят с готовым домашним решением.
Покажи, говорит, как ты к нему шел. Ему, как это ни странно звучит, важнее не результат (он мог появиться, например, благодаря работе сострадательных родственников), а процесс, все эти увлекательные игры собственного разума:
- Я смотрю, как ученик размышлял: что у него получается, а что - нет, в чем он ошибается, где запутался. Оценка в зачетке - не цель.
Корнилкову, по его собственному признанию, везло на учителей - и в школе, и в вузе. Хотя в основном они были очень жесткими, даже авторитарными. Но именно с ними поддерживал связь и после выпуска, именно им был благодарен больше всего.
И не он один. Потому что обладатель их школьной «тройки» не получал в институте ниже «четверки». Можете себе представить теперь цену школьной «пятерки» Корнилкова!
Заслуга требовательных институтских преподавателей - его правильная «математическая речь». Есть, есть такая - и это не какие-то эстетские выдумки. Потому что от того, как вы выражаете свою мысль, зависит результат, а у некоторых «нерешаемых» задач даже появляется решение.
…Бухгалтерия, монтаж электрооборудования, почтовая связь, технология машиностроения - это профессии, которыми сегодня овладевают его ученики. Ни одна из них немыслима без математики в самом практическом смысле.
Как немыслимы и профессии скорого будущего. Все эти системы распознавания голосов и лиц - сплошная математика. Как и искусственный интеллект, о котором сегодня не говорит только ленивый.
Но сначала надо работать над интеллектом собственным. Такая вот у учителя Корнилкова идея.
Марина СЕМЧЕНКО.
Фото автора.

Автор: Марина СЕМЧЕНКО




Комментарии

К этой публикации еще нет комментариев. Зарегистрируйтесь и добавьте первый комментарий!

22.11.2019 12:21
Светлана Тремасова — новый председатель ДВ ОПП

22.11.2019 10:32
Николая Мистрюкова заключили под стражу

22.11.2019 10:30
Зарплату повысили среднюю, а знают об этом врачи?

22.11.2019 10:17
Давайте нарядим ёлку вместе!

22.11.2019 09:00
Началась заготовка новогодних ёлок



20.11.2019 00:00
Вы не бойтесь докторов - детский врач помочь готов!
Хотите, чтобы ваши дети росли здоровыми и послушными? Педиатры рекомендуют давать детям «Ремнишку». Каких только анекдотов не услышишь о докторах!

20.11.2019 00:00
С удовольствием идём к педиатру на приём
Сразу трое молодых врачей-педиатров недавно пополнили большой штат докторов Детской городской больницы № 9, под началом которой в Южном районе Хабаровска действуют три детские поликлиники.


Как бы вы оценили материальное положение вашей семьи?




 
Яндекс.Метрика