Кому же «зебры» в Хабаровске помешали

27.10.2011 | Специальный репортаж | 7м. 53 c. | 694
Кому же «зебры» в Хабаровске помешали
Игорь Пугачёв: «Убирать «зебры» бессмысленно...»

Управление ГИБДД и администрация Хабаровска завалены жалобами горожан, которые не понимают,  почему теперь, идя на работу или в поликлинику, они должны делать приличный «крюк», чтобы перейти дорогу. Такие же вопросы есть и в редакционной почте. Почему  же с улиц Хабаровска исчезают «зебры»?

Из-за чего весь сыр-бор

По словам заместителя начальника отдела дорожной инспекции и организации движения УГИБДД края Дмитрия Протасова, так называемая оптимизация количества пешеходных переходов связана с заботой о пешеходах. Дело в том, что идет рост происшествий, связанных с наездом на пешеходов.

В Хабаровском крае  только в этом году под колесами автомобилей оказались 482 человека, 59 погибли, 450 получили серьезные ранения.

Что с этим делать, в МВД РФ ломают головы не первый год. В результате в ноябре прошлого года в Правила дорожного движения были внесены изменения по поводу нерегулируемых пешеходных переходов. Именно на них чаще всего происходит наезд на пешеходов. Раньше водитель, увидев на «зебре» пешехода, должен был сбавить скорость и не создавать  человеку помех. То есть мог, по сути, его объехать. Теперь все машины всех рядов должны остановиться, как только пешеход начал свой путь через дорогу, и стоять до тех пор, пока переход не будет свободным.

Впрочем, как это часто у нас бывает, эти законодательные нормы оказались нежизнеспособны. Смотришь иной раз, как некоторые водители реагируют на «зебры», и только диву даешься. Несутся так, что только успевай уворачиваться. В конце сентября в Николаевске-на-Амуре на пешеходном переходе были сбиты две школьницы. Одна скончалась на месте, вторая получила серьезные ранения. В Комсомольске-на-Амуре на «зеб­ре» под колеса машины попала женщина с младенцем. Несколько дней назад в Бикине при таких же обстоятельствах погиб мужчина.

Подобное отношение к закону, по словам Протасова, конечно же, недопустимо. И все горе-водители несут за это уголовную ответственность.

Впрочем, есть у новых правил и свой нюанс. Если представить, что все до одного автомобилисты станут исполнять новое требование закона, то город, и без того задыхающийся в пробках, вообще встанет. Особенно в часы «пик».

Тогда в ГИБДД Хабаровского края предложили другой вариант: уменьшить количество переходов. Принимать решение об этом должен  собственник дорог, то есть муниципальные власти. В администрации Хабаровска посчитали эту идею наиболее оптимальной.

- Мы в принципе тоже ее поддерживаем, - говорит Дмитрий Николаевич, - ликвидируются самые опасные для пешеходов переходы, там, где несколько автомобильных полос. Например, это отрезок улицы Карла Маркса от перекрестков с улицами Льва Толстого и Дикопольцева. Как только в этом районе закрыли две «зебры», число ДТП с гибелью пешеходов снизилось.

Кроме того, закрыты и некоторые регулируемые переходы, например, в районе площади им. Ленина, через улицу Карла Маркса. Это делается уже не столько для безопасности пешеходов, сколько в целях борьбы с пробками. Подобные меры должны увеличить пропускную способность дорог. Для этой же цели «приказали долго жить» «зебры» на пересечении улицы Ленина с улицами Волочаевская, Калинина, Дзержинского.

По мнению Протасова, «зебр» в Хабаровске  неоправданно много. По нормам, расстояние между ними должно быть 200-300 метров. Но это раньше, когда движение на городских улицах было не столь интенсивным. Нынешние реалии требуют, чтобы расстояние между пешеходными переходами было не менее 400 метров. Как между автобусными остановками. Дмитрий Николаевич считает, что условия для перехода улицы нужно создавать рядом с остановками, так как именно там люди чаще всего переходят дорогу.  

Есть и другой вариант: строить надземные или подземные пешеходные переходы. Недавно на месте «зебры» через улицу Южно-Портовую появился надземный переход. Теперь этот участок дороги инспекторы дорожной полиции вычеркнули из списка опасных для пешеходов.

В ближайшее время планируется разобраться с «зебрами» в районе железнодорожного вокзала. По мнению Протасова, они там вообще не нужны, так как там существует подземный переход. Сейчас он стоит без дела, но как только надземные переходы ликвидируют, люди будут вынуждены им пользоваться.

Кстати, строительство надземных и подземных переходов – это только часть программы, которую планируется провести в городе с целью наведения на дорогах порядка. Планируется также решить вопрос освещенности проблемных участков трасс, установить ограждение там, где этого требует безопасность.

Далеко не все горожане относятся к новшествам положительно. По словам Протасова, жалуются в основном люди пожилого возраста. И их можно понять. Идти лишние сто-двести метров для человека с больными ногами настоящее мучение.

Однако, по мнению сотрудников ГИБДД, проблема эта выросла на пустом месте.

- Люди просто не хотят думать и отходить от привычных стереотипов, - говорит Дмитрий Николаевич, - можно ведь выбрать такой путь, который не будет длиннее прежнего, пойти другой дорогой, воспользоваться другим маршрутом автобуса и так далее. Варианты есть. Потому что, принимая решение о ликвидации переходов, учитывался и принцип безбарьерной среды для жителей города. Никаких особых неудобств эти новшества для горожан не составляют. Те, кто жалуется, просто не желают понять, что та работа, которая ведется, делается на благо всех жителей города. Все мы пользуемся общественным транспортом, и всем нам не нравится, когда автобус «застревает» в пробке. Мало того, что это съедает большое количество времени, так еще и серьезно вредит экологии, ведь «стадо» ползущих по городу машин отравляет воздух почище лесных пожаров.

Такова, уточним, точка зрения одного из руководителей ГИБДД.

Пальцем в небо

У Евгения Тараканова, который до недавнего времени был руководителем научно-производственного центра организации дорожного движения администрации города, мнение по поводу исчезновения «зебр» кардинально противоположное.

- Заботой о пешеходах тут и не пахнет, - считает Евгений Иванович, - наоборот, эти меры могут увеличить число наездов на людей. Например, убрали на улице Карла Маркса в районе городской администрации два нерегулируемых перехода. Теперь от перекрестков с улицами Дикопольцева и Гайдара нет ни одного перехода, только на светофорах, расстояние между которыми почти километр. Найдутся и такие, кто решит сократить расстояние и сиганет через трассу. То же самое касается и других мест. Ликвидацию пешеходных переходов выдают за средство борьбы с пробками на дорогах? Но делать это таким способом все равно, что «тыкать пальцем в небо». Во всяком случае никаких научных обоснований эти меры под собой не имеют.

Борьбу с пробками, по мнению Тараканова, нужно начинать с другого. Во-первых, разобраться с несанкционированными парковками. Во-вторых, расширить узкие трассы, увеличить количество полос. В-третьих, ограничить время перехода улиц для пешеходов на светофорах.

Все это требует больших денег. Ликвидация «зебр» дело не столь дорогое. Но, как уверяет Евгений Иванович, бесполезное.

- Вот пример: закрыли пешеходный переход на площади им. Ленина, - говорит он. - Поначалу улица Пушкина, которая вечно стояла в «пробке», действительно разгрузилась. Но когда водители это поняли, стали больше пользоваться именно этим путем. И ситуация возобновилась, но теперь даже в худшей степени. Теперь «пробка» перешла на Карла Маркса, туда, где раньше ее не было. Транспортный поток, как вода: где-то перекрыл, он тут же перетек в другое место и уже там создается затор.

Облегчить ситуацию на дорогах, по мнению Тараканова, можно с помощью регулирования работы светофоров. Эффективность этой меры доказана на практике. Речь идет о так называемой «зеленой волне». С помощью специальной аппаратуры светофоры настраиваются таким образом, что машинам на протяжении всей трассы будет гореть зеленый свет. Но это при условии соблюдения скоростного режима.

Так были отрегулированы светофоры по улицам 60-летия Октября, Большой и Пионерской. Это, по словам Тараканова, увеличило их пропускную способность в несколько раз.

Проблему с несанкционированными парковками можно тоже решить, так сказать, малой кровью. Приобретение эвакуаторов, строительство дополнительных штрафных стоянок - дорого. Дешевле стоят приборы, с помощью которых инспекторы фотографируют машины нарушителей. Выносится постановление о штрафе, и горе-автолюбитель получает по почте «письмо счастья». Евгений Иванович считает, что тотальное применение подобных мер способно воздействовать на желающих оставлять свое авто где попало.

На интеллект денег нет

О том, как разгрузить город от «пробок», знают хабаровские ученые. Но их, к сожалению, никто не слушает. По словам доктора технических наук, профессора кафедры автомобильных дорог ТОГУ Игоря Пугачева, его факультет выпускает специалистов, которые знают, как избавить город от дорожных проблем. Но большинство из них после окончания учебы оказываются не у дел. В ведомствах, где занимаются этими вопросами, годами работают бывшие учителя, врачи и прочие специалисты, далекие от научного понимания проблемы.

С 2008 года ученые ТОГУ бьются за создание в Хабаровске Центра организации дорожного движения. Это интеллектуальная транспортная система, чьи специалисты, обладая специальными знаниями и аппаратурой, смогут управлять всеми транспортными потоками города. Такую возможность даст своего рода электронная карта всех городских дорог. С ее помощью ученые смогут наблюдать за ситуацией в режиме реального времени. Но самое главное, смогут понять, какие меры в борьбе с «пробками» будут самыми эффективными. В мире сегодня существует масса электронных программ, позволяющих понять, как, например, изменится ситуация в городе, если на какой-то улице появится новый дорожный знак. Или, например, исчезнет «зебра».

В свое время подобная комплексная транспортная система спасла от «пробок» Великобританию. Долгое время там не знали, что это такое. Сейчас из-за увеличения количества машин ситуация опять изменилась в худшую сторону. Но в условиях Хабаровска интеллектуальное решение дорожных проблем стало бы спасением на более длительный срок.

- Перемена режима одного-единственного светофора способна повлиять на дорожную ситуацию всего города, - говорит Игорь Николаевич. - Городские дороги - это как артерии единого организма. Если где-то затор ликвидирован, то он обязательно появится в другом месте. К сожалению, принимая решение о ликвидации пешеходных переходов, никто такого анализа не делал.

И сделать его пока невозможно. Для того, чтобы создать достоверную карту автомобильных дорог города, необходимо сделать технический паспорт каждой улицы, где будут указаны не только ее длина и ширина, но и все повороты, съезды, дорожные знаки, ограждения и так далее. На основании этих документов улицы должны быть внесены в единый государственный реестр. Эти документы позволят создавать грамотный проект развития города, который разрабатывают для Хабаровска ученые из Санкт-Петербургского университета.

Но проблема как всегда упирается в деньги. Технические паспорта, о которых говорит Пугачев, стоят больших денег. Администрация города пошла по более дешевому пути, заказав эти документы в БТИ. Но, по мнению Игоря Николаевича, такие паспорта не дают полной картины и не способны помочь в деле организации дорожного движения.

- Думаю, что ликвидация пешеходных переходов никак ситуацию не изменит. Во всяком случае, с научной точки зрения это никак не обосновано, - говорит Пугачев. - Если уж и заниматься этим вопросом, то начинать нужно было со строительства альтернативных переходов. Подземных, потому что надземные очень неудобны для пешеходов. Их высота - 7 метров. Человек проходит столько вверх, потом столько же вниз. Молодые устают, не говоря уже о людях пожилого возраста. Подземные переходы в этом смысле гораздо удобнее. Но строительство одного стоит 100 миллионов рублей. Тогда как возведение надземного «виадука» обходится в 50 миллионов.

Есть и другой вариант избавления города от пробок. Игорь Николаевич привел пример Сеула, где ограничен въезд транспорта в центр города. Установлены специальные посты, и если человек хочет проехать к месту своей службы на своей машине, обязан заплатить деньги. Но при этом система работы городского транспорта отлажена таким образом, что люди могут попасть в любое место без особого труда. Причем на трамваи, троллейбусы, автобусы и метро существует единый электронный билет. И если время между пересадками составляет не более 30 минут, то поездка обходится в сущие копейки.

В российской действительности зарубежный опыт почему-то не приживается. У нас ведь власть идет по самому простому пути - закрыть, запретить и т.д. То есть мы, пешеходы, для нее помеха. Ей было бы, наверное, лучше, если бы мы на улицы вообще не выходили...

Автор: Оксана Омельчук. Фото Вячеслава РЕУТОВА.






Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

06.05.2024 16:41
Юные пилоты дронов сразятся на всероссийских состязаниях

06.05.2024 16:26
Выбираем главное дерево страны: голосуем за ясень Арсеньева

06.05.2024 16:13
Как экономить ресурсы и делать переработку пластика знают в Ванино

06.05.2024 15:52
Кто стал лучшим экспортером Хабаровского края

06.05.2024 15:49
Люблю кино в начале мая: Wink.ru представляет премьеры месяца

06.05.2024 14:51
Федеральный список КМНС формируют в Хабаровском крае

06.05.2024 11:18
Где и как купить алюминиевые трубы

06.05.2024 11:13
Сдать ГТО и поплавать приглашают хабаровчан

05.05.2024 09:10
Губернатор Хабаровского края поздравил с Пасхой

05.05.2024 08:30
В Хабаровском крае есть даже свои шампиньоны

05.05.2024 08:18
Как Хабаровский край готовится к Пасхе

04.05.2024 08:32
Патрули защищают леса Хабаровского края



24.01.2024 09:36
Катание на собачьих упряжках и… пальмы на льду
Если жители Переяславки в минувшие выходные встречали на улицах поселка и в его окрестностях человека в яркой спортивной одежде, то они точно знали, что это участник соревнований по зимнему плаванию.

04.01.2024 01:29
Год семьи в Хабаровске встретили с размахом! И праздник продолжается
Год семьи в Хабаровске встретили весело, под звуки фейерверков и, как всегда, традиционно, по-семейному. Самый главный, долгожданный праздник каждый, как водится, провёл с близкими, дорогими людьми.

Поздравления, подарки, подведение итогов, планы на будущее – было всё. Каждая семья собралась за праздничным столом и, послушав послание президента, торжественно подняла бокалы.