Корабли умирают в гавани

24.11.2010 | Только у нас | 2м. 48 c. | 488
Корабли умирают в гавани

Газетная публикация «Десант на Фуюань» («Тихоокеанская звезда» от 27.08.10 г.) привела в редакцию хабаровчанина Анатолия Александровича Назарова.

В той газетной публикации участник войны с Японией В. Коряков рассказывал о том, как десант наших войск освобождал китайский город Фуюань от японцев. В газете было помещено несколько фотографий. На одной из них на речной глади Амура виден был силуэт корабля с мощной трубой посередине. Этот снимок и привел Назарова в редакцию.

Анатолий Александрович, в прошлом амурский речник с большим опытом, ныне пенсионер, рассказал следующее. В составе Амурской флотилии были различные суда, в том числе и колесные буксиры РЧБ, построенные более 70 лет назад. Они участвовали в войне с японцами, переоборудованные для боевых действий. Шло время, и со временем амурская армада пароходов начала стареть, ветшать, от них начали избавляться. Так произошло и с буксиром-пароходом РЧБ-3, последним из своих собратьев. Эксплуатировать его перестали, и «старик» стоял в акватории теперь уже бывшей Базы КАФ. А в 2004 году он затонул.

- Просто так корабли, конечно, не тонут - утверждает Назаров. - И я догадываюсь, почему это произошло с РЧБ-3. Там стояли добротные кингстоны из цветного металла, до них и добрались воры-«металлисты», вывернули, и амурская вода хлынула внутрь. Глубина здесь небольшая, поэтому труба и часть палубных надстроек с рубкой при небольшой воде были хорошо видны.

«Символ» гибнущего амурского флота глубоко задел душу речного механика Назарова, и у него родилась идея спасти затонувший корабль, поднять его из воды и превратить в музей речного флота Амура.

- На всем Амуре нет подобного музея, о чем можно лишь сожалеть. С идеей его создания я обращался в разные инстанции, выступал на телевидении, писал письма руководителям пароходства, своим однокурсникам, была публикация и в вашей газете. Но корабельная труба так и торчит из воды до сих пор.

Назаров считает, что затопленный корабль еще можно «оживить», надо провести на нем восстановительные работы, и он будет способен совершать даже небольшие рейсы от речного вокзала в пределах городской акватории.

В самом деле, по силам ли нам поднять из воды затонувшее судно? Назаров не видит здесь большой проблемы и ссылается на мнение почетного работника речного флота, заслуженного речника Амура Г.Т. Лаподуша: «Основную трудность в осуществлении проекта составляет трудоемкий и якобы дорогостоящий подъем судна, приведение его в плавучее состояние. Но специалисты так не считают. Помнится, Амурское пароходство за навигацию поднимало до девяти затонувших по различным причинам барж. Один пароход поднять вполне возможно».

Теперь возникает закономерный вопрос: где взять для этого средства и как найти энтузиастов воплощения музейного проекта? Власти краевого центра, правительство края давно озабочены развитием местного туризма. Пока он почему-то неважно вживается в нашу экономическую структуру: мало что можно показать нашим любопытным соседям из Японии, Китая, Кореи. За день-другой все наши достопримечательности видны им как на ладони. Стало быть, необходимо разрабатывать новые познавательные объекты, маршруты, расширять схемы туристического показа и т.п. Старенький РЧБ, став музеем на воде, дополнит список этих объектов.

Почему так долго длится история с амурским кораблем? Ко мне попал протокол заседания совета ветеранов Краснознаменной Амурской флотилии от 14 сентября 1999 года. На повестке стоял всего один вопрос: сохранение речного буксира РЧБ-3. Вот о чем говорили его участники. «Речной буксир-3» - единственный корабль колесного типа, который остался на плаву от ликвидированной в 1955 году Краснознаменной Амурской флотилии.

Участники заседания единогласно проголосовали за сохранение РЧБ-3 и придания ему статуса памятника истории и культуры. После этого совет ветеранов направил письма с просьбой поддержать идею и оказать помощь - губернатору края, обществу охраны памятников, руководству центра по их охране и использованию. Но никто не откликнулся - ни чиновники, ни местные олигархи.

Из истории судна. Пароход построен по проекту «СБ-48». Автор проекта ЦКБ киевского завода «Ленинская кузница». Первым капитаном парохода был Афанасий Зиновьевич Плаксин. В войну с Японией (1945 г.) выполнял работу по перевозке советских десантников. В 1955 году работал при подъеме затонувшего в районе  п. Троицкое парохода «Менжинский» и баржи «Грузия» (у Комсомольска-на-Амуре). «Кема» занимался буксировкой новых кораблей в открытое море. В 1994 году в День Военно-морского флота принимал участие в параде. Это был его последний выход на просторы Амура.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

05.05.2024 09:10
Губернатор Хабаровского края поздравил с Пасхой

05.05.2024 08:30
В Хабаровском крае есть даже свои шампиньоны

04.05.2024 08:32
Патрули защищают леса Хабаровского края

03.05.2024 14:49
Социальные проекты из Чегдомына расширяют горизонты

03.05.2024 13:10
ВТБ удвоил ипотечные выдачи в Хабаровском крае

03.05.2024 13:10
В Хабаровске сдан долгострой

03.05.2024 13:09
«Амурские тигрицы» — чемпионки из Хабаровского края

03.05.2024 12:34
Хабаровчан приглашают на Забег!

03.05.2024 11:50
В Хабаровском крае в разгаре посевная

03.05.2024 11:45
Отдыхаем в Хабаровском крае интересно

03.05.2024 11:40
Попасть к врачу через Госуслуги - удобнее

03.05.2024 11:34
«Земля приключений» ждёт дальневосточников



03.04.2024 08:12
«Рыболовецкие бригады встали на фронтовые вахты»
В летопись Великой Победы вписан каждый из 1418 дней, предшествующих 9 мая 1945 года. В том числе и благодаря публикациям газеты «Тихоокеанская звезда».

29.03.2024 00:49
Кому в Хабаровском крае жить хорошо
Владимир Арсеньев, Аркадий Гайдар, Николай Задорнов…    Это – далеко не полный список людей, которые в разные периоды жили, работали, творили в Хабаровском крае.