Светлана Лазуткина и её особенный дом

24.09.2021 | Трудная тема | 4м. 28 c. | 503
Светлана Лазуткина и её особенный дом
К каждому ребёнку нужен индивидуальный подход

Слово «интернат» Светлане Лазуткиной не нравится. Она бы предпочла называть это место семейным домом. В Хабаровском психоневрологическом интернате, где Светлана Ильинична работает учителем-логопедом, живут ребята, родители которых не стали брать на себя ответственность за воспитание особенных детей.

Эти мальчишки и девчонки потеряли возможность назвать кого-то мамой и папой, а здоровье у многих из них отняло возможность даже говорить. Сотрудники специализированного учреждения стараются восполнить образовавшуюся пустоту.

Ребята, которые попадают в такой интернат, условно делятся на две категории: «сохранных» и детей с более серьезными нарушениями развития. «Сохранным» легче адаптироваться в обществе, они самостоятельно себя обслуживают. И самое главное - они сохранили речь. Другие же из-за болезней не могут или не умеют общаться.

- У нас очень разные дети, и у всех проблемы со здоровьем, - говорит Светлана Лазуткина. - Есть те, которые не умеют разговаривать. Здесь не только нужно владеть обычной специальностью, как учитель-логопед. Нужно обязательно знать психологию этих детей.

У каждого ребенка разные нарушения, свои особенности развития. Здесь одна система образования не работает. Нужен индивидуальный подход к каждому ребенку. Поэтому разрабатываются личностные методики и приемы, а одно занятие никогда не похоже на предыдущее.

Свет мой, зеркальце, скажи…


В кабинете Светланы Ильиничны очень светло. Солнечные лучи отражаются от зеркал разного размера и формы. Они - важная часть занятий, которые проводит логопед с воспитанниками интерната.
Большое зеркало со столом занимает часть кабинета. Садясь перед ним, дети вместе с логопедом проговаривают звуки и буквы, учатся правильности произношения.

- Вот у нас есть специальное американское зеркало, - Светлана Лазуткина берет в руки вытянутое квадратное зеркало с круглым вырезом внизу. - Ребенок смотрит в эту дырочку: он меня видит, я его вижу. Слежу за правильностью произношения, показываю сама. К тому же у зеркала необычная форма, и ребенку интересно с ним заниматься.

Еще одно зеркало называется «говорящим». Ребенок нажимает на кнопку, произносит слова, а оно за ним повторяет. Тут тоже срабатывает любопытство: интересно послушать свой собственный голос.

С полки шкафа Светлана Ильинична достает маленький контейнер. В нем хранятся инструменты, которые на первый взгляд напоминают стоматологические. Благодаря им дети тренируют мышцы языка, как спортсмены тренируют мышцы тела в зале.

Такие инструменты помогают ставить артикуляцию, правильно произносить звуки и буквы, а потом - целые слова и предложения.

Материалов для упражнений в кабинете логопеда много, и все они разные. Например, есть карточки с рисунком, в котором вырезаны круглые отверстия. Задача - вставить в них специальные круглые «фишки». Для ребенка без проблем с нервной системой процесс не составит труда. Воспитанникам интерната этому приходится учиться, и порой это занимает не одно занятие.

Волшебный сундучок


В учебном процессе важно, с каким настроением ребенок пришел на занятие. Если Светлана Лазуткина видит, что сегодня воспитанник не в духе, то качественного урока не получится. Тогда на помощь приходит волшебный сундучок.

- Здесь пальчиковые куклы, сюжетно-ролевые игры, - делится Светлана Лазуткина. - Можно разучить маленький сюжет, и детям это нравится, настроение поднимается. Есть так называемые свистульки - они разрабатывают дыхание, производят звук, и у ребенка сразу появляется интерес.

По соседству с сундучком на полке ровными рядами стоят разноцветные баночки. В одних находится песок, в других - мягкие влажные шарики, в третьих - древесные опилки. Все это помогает развитию речи через осязание.
- Мы понимаем, что на кончиках пальцев находятся рецепторы, которые отвечают за речь. Занятия, как правило, строятся таким образом, что мы отводим время на развитие мелкой моторики.

Все нарушения здоровья взаимосвязаны, поэтому как таковой цели научить ребенка разговаривать у педагогов нет. Они определяют точку ближайшего развития. А дальше индивидуально. Цель считается достигнутой, если у детей получается самостоятельно держать столовые приборы.

Система развития строится в формате игры. Именно такая работа не перегружает ребенка, но правильно его развивает, причем любого. Педагоги подчеркивают важность тактильных ощущений: катать и ловить мячик, собирать пазлы, строить пирамидки - все это помогает ребенку осваивать мир чувств, а в будущем избавит от проблем с речью.

Альтернативная коммуникация


Есть такие моменты, когда логопедические занятия бессильны. Тогда зона ближайшего развития корректируется, и ставится задача помочь ребенку социализироваться, научить обслуживать себя.

Дети, не умеющие говорить, озвучивают свои потребности невербально. Для этого педагоги психоневрологического интерната используют карточки Пекс. Это магнитная доска, к которой крепятся карточки с изображениями.

Зачастую на них нарисован распорядок дня: проснуться, умыться, позавтракать… Читать такие дети не могут научиться, поэтому познают мир через такие рисунки.

- Мы учим, чтобы дети знали, что такое взять бумагу, вытереть руки, - говорит Светлана Лазуткина. - Или, например, показываем, что пришло время спать или заниматься. Ребята на эмоциональном уровне и на жестовом неплохо схватывают. Природа не терпит пустоты, и какая-то область активизируется. Потом они могут научиться воспринимать твою речь, хотя сами не умеют говорить.

Между собой дети тоже общаются через игру. Могут часами вместе катать машинки, придумывают свои, понятные им игры. А еще очень любят, когда к ним в интернат приезжают на праздники.

Особенная судьба


Светлана Лазуткина в профессии уже 18 лет и по опыту судит: дети с особенностями здоровья очень эмоциональны и чувствительны. Чутко реагируют на настроение педагога, ощущают малейшие его изменения.

В этом и сложность педагога для детей с особыми образовательными потребностями: что бы ни произошло накануне, на работу идешь только в хорошем расположении. Существует и ряд правил, которым должен следовать педагог.

- Здесь нужна определенная этика, - раскрывает свои секреты Светлана Ильинична. - Нельзя повышать голос, нельзя возвышаться над ребенком. Допустим, я всегда тоже сажусь на маленький стульчик, чтобы не быть выше ребенка. Работать нужно на эмоционально хорошей волне. В этой профессии иначе никак нельзя.

Больше шести лет она проработала на группе - вела детей до самого выпуска из интерната. За это время каждый становится родным, и отпускать их трудно.

- Это твои дети уже. Тут сложно вспоминать без внутреннего надрыва. Дети плакали тоже. Ты их взращиваешь, а потом раз - и все: их нет, - говорит Светлана Лазуткина, и на глаза наворачиваются слезы.

Учитель-логопед также отмечает: дети, которых она воспитывает, очень добрые и открытые. Понимают, что не такие, как все, но тянутся к людям и миру, который почему-то не протягивает руки в ответ.

Кстати, ребята, которые смогли освоить речь, в будущем осваивают рабочие профессии и покидают стены психоневрологического интерната. Те, кому особенности здоровья не позволяют овладеть речевыми навыками, проводят свою жизнь в закрытых учреждениях. К сожалению, такие еще существуют…

Автор: Анастасия ШУСТОВА.






Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

26.04.2024 15:12
«Бульварные новости»: когда старт продаж квартир 2-й очереди в ЖК Воронежский Бульвар?

26.04.2024 12:36
Как стать Муравьевым-Амурским

26.04.2024 11:14
Новый ФАП открылся в Кругликово

26.04.2024 10:30
Питер, встречай: виртуальная экскурсия от создателей сериала «Всё ОК»

26.04.2024 09:42
Я горжусь Хабаровским краем!

26.04.2024 09:00
Приглашаем в Хабаровский край!

25.04.2024 11:26
Генпрокуратура России контролирует противодействие кибермошенничеству на Дальнем Востоке

24.04.2024 09:18
Из-за репетиций Парада в Хабаровске изменится движение общественного транспорта

24.04.2024 09:06
Опрос ВТБ: переводы по СБП используют более 70% дальневосточников

24.04.2024 09:01
На северный завоз – продукты с субсидией

24.04.2024 09:00
Школьники узнали о карьерном росте

24.04.2024 08:50
Алексей Милешин - третий в России



03.11.2022 11:06
Где живут волшебники?
Чаще всего люди, которые хотят взять в свою семью ребенка из детского дома, думают о малыше. Желательно, чтобы он вообще был грудничком. Многие считают, что с дошкольниками меньше проблем в воспитании, поэтому их даже сразу усыновляют.

21.10.2022 09:56
Семья Краснопёровых из Хабаровска борется за жизнь сына
Всё произошло 11 мая этого года в Хабаровске. Утром второклассник Артём пошёл в свою 62-ю школу, благополучно вернулся после уроков - дорога до дома недолгая и хорошо знакомая. Позвонил папе и после 14 часов, сделав домашнюю работу, ушел на прогулку.