Как сделать себя управленцем

Как сделать себя управленцем
Ирина Зикунова, декан факультета «Менеджер» ХГАЭП

В России в целом, и в Хабаровском крае в частности по-прежнему ощущается нехватка квалифицированных профессионалов-управленцев. Хорошего специалиста «делают», во-первых, образование, во-вторых, опыт, который приобретается, начиная с первых дней работы по специальности. Кто-то остановится на позиции наемного менеджера, кто-то пойдет дальше и откроет собственное дело, но главное здесь - знать и оценивать свои возможности. О том, как построить карьеру, - наш разговор с доктором экономических наук, профессором, деканом факультета «Менеджер» Хабаровской государственной академии экономики и права Ириной ЗИКУНОВОЙ.

- Ирина Валерьевна, девиз международного форума, которому посвящен выпуск: «Город бизнеса, творчества, карьеры». Пожалуй, это триединство наиболее ярко проявляется в экономическом образовании.

- В экономические вузы априори приходят школьники с амбициями, настроенные на достижение успеха. Потому что экономическая деятельность сама по себе предполагает причастность к сферам, которые обещают интересную должностную позицию и хороший доход (в форме заработной платы или в форме прибыли предпринимателя). Это еще и высокий статус, статус человека, причастного к сложным экономическим решениям, к сложной финансовой информации и аналитическим приемам ее обработки.

У людей, которые хотят связать себя со сферой бизнеса, несколько путей, ведь не каждый сразу откроет свое дело. Во-первых, сфера торгово-посреднической деятельности, коммерческой деятельности. Сфера продаж в любой компании - это фронт деятельности, который чрезвычайно важен, чтобы компания зарабатывала прибыль. Поэтому сотрудников, занимающихся сбытом, логистическими системами, как правило, очень ценят в компаниях, а потому такие менеджеры получают удовольствие от самореализации, большого количества контактов с партнерами по работе. И кому-то в управленческой профессии этого будет достаточно.

Другим направлением самореализации является деятельность в качестве наемного руководителя, привлеченного собственником для того, чтобы управлять неким проектом, филиалом компании, бизнес-линией, предприятием. Как декан скажу, что нередко собственники или руководители компаний обращаются с просьбой подобрать толкового выпускника, способного взять на себя такую комплексно-организационную функцию. Им хочется «вырастить» своего специалиста. Этот вид деятельности - наиболее интересный и сложный с квалификационной точки зрения, потому что руководитель направления или бизнес-линии в целом должен быть осведомлен о финансах, он должен понимать маркетинг, организацию производства, управление людьми, он должен быть хорошим психологом, быть контактным, ответственным, предсказуемым деловым партнером и, в конце концов, он просто должен быть обаятельным, располагать к себе людей, потенциальных клиентов и потребителей.

На таком направлении подготовки - системном менеджменте, который способен давать личность, управляющую всеми процессами в компании сразу, и специализируется наш факультет.

- Ирина Валерьевна, сейчас часто говорят о том, что строить карьеру нужно уже со студенчества. Какие карьерные возможности есть у тех, кто решит связать свою жизнь с профессией менеджера?

- Планировать карьеру, конечно, нужно уже в старших классах школы. Сначала решить, куда поступать - оценить свои интеллектуальные возможности, в каком городе предстоит учиться. Затем - хотя бы примерно определиться, в какой сфере работать. Это помогают сделать, конечно, в процессе учебы. Право на ошибку есть у тех, кто еще, будучи студентом, пошел работать. Многие студенты и выпускники факультета «Менеджер» начинают с нижних или средних управленческих должностей, с клиент-менеджмента, с менеджмента по продажам, операционистами в банковской сфере. Но те, у кого есть потенциал, конечно, хотят и начинают расти. Такая философия роста заложена в каждом выпускнике факультета, академии, потому что по-другому получить диплом невозможно. Учеба - это уже модель карьеры. В процессе учебы возникает здоровая, хорошая конкуренция между ребятами, когда на общем фоне есть стремление приобрести репутацию продвинутого человека: в современных технологиях, во владении актуальной экономической информацией, в контактности, в умении видеть возможности. Тогда, уже в период студенчества можно иметь работу и собственные доходы, купить авто, путешествовать на каникулах.

Сейчас на факультете мы стараемся показать еще одно направление самореализации наших выпускников в своей управленческой профессии - это возможность вести бизнес, свое дело. Одна из задач государственной политики - развивать молодежное предпринимательство. Государство озадачено экономической стабильностью, заинтересовано в появлении среднего класса, чтобы активные молодые люди закреплялись в регионах. Молодежи даются возможности! Самореализация в качестве бизнесмена и предпринимателя - творческая, она наивысшая в сфере экономико-управленческой деятельности.

Другое дело, что в этой деятельности много рисков и сложностей. Возможно, кто-то выберет этот путь, а кто-то решит стать наемным управленцем. Поэтому студенты ориентированы на разные сферы: свободное предпринимательство, наемный общий менеджмент и различные сферы управления.

- А можно ли научиться быть предпринимателем?

- Вообще, это должно быть, конечно, личностно дано, предпринимательская жилка - это врожденное качество. Холодно проанализировать рынок и сказать, какие там есть свободные ниши, - это одно, этому мы учим. Но действительно найти креативную идею - это дается не всем. Я думаю, что здесь должны сойтись два момента: сгенерировать идею, востребованную на рынке, и организовать разумное и прибыльное ее продвижение.

Но есть возможность, конечно, что-то выработать в себе, преодолеть. И, конечно, этому помогает образование. Человек должен быть универсалом по части общепрофессиональной подготовки в экономике. Я всегда была в этом убеждена, и еще с 90-х годов, когда мы создавали планы под менеджмент для рыночной экономики, учебный план был построен как гармоничный продукт, в котором сочетались все необходимые в будущем предметы. Не буду говорить про экономическую теорию. Хотя она тоже нужна для того, чтобы видеть конъюнктуру, системные кризисы и т.д. В обязательном порядке изучаются такие прикладные предметы, как, например, экономика фирмы, бизнес-планирование, маркетинг, исследование рынка, изучаются правовые аспекты бизнеса и управления. Затем то, что называется операционный менеджмент, бухгалтерский учет, налоги и налогообложение, аудит. Это архиважный «пакет данных» для успешного старта!

Широкое универсальное экономическое образование дает возможность выбрать именно свою сферу приложения, а если возникнет необходимость - переключиться в другую. И вполне успешно можно заниматься управлением финансами или управлением персоналом. А можно пойти дальше и углубить свои знания и компетенции в магистратуре.

Есть ребята, которые сделали после учебы на специализации «Международный менеджмент» прекрасную карьеру в сфере международной логистики. Есть выпускники, которые закончили операционно-производственный менеджмент, а ныне владельцы кафе, ресторанов, пиццерий, автосервисных станций. Кто-то специализируется в сфере управления персоналом. Многие пошли в банки, эти учреждения в принципе предъявляют большой спрос на менеджеров.

Большое преимущество в сегодняшнем обучении на нашем факультете заключается в универсальности, которая позволяет реализоваться в любом качестве. Много внимания уделяется именно тому, как нужно себя позиционировать. Есть такие интересные предметы, как, например, организационное поведение, где рассматриваются вопросы управленческой психологии, деловой этики, вопросы построения организационной культуры, ведь понятно, что успешность компании в силе ее управленческой команды. Сейчас сложно надеяться на эффективность административных или бюрократических методов управления - нужны командные методы работы. И этому тоже мы наших ребят учим.

Бывает и такое, что человек не сразу после окончания вуза уходит в свой бизнес, а вырастает как профессионал: приобретает компетенции в какой-либо компании, а затем такой опытный специалист уже и сам создает свое предприятие. Таких примеров немало.

По большому счету в управлении компанией нужен не один человек, а целая команда управленцев. Например, по мнению Ицхака Адизеса, теоретика и консультанта в менеджменте, важно создать в компании комплементарную управленческую команду: успешность дел зависит от того, насколько хорошо в ней представлены четыре генеральных управленческих человеческих ресурса. Первый - это производитель, он умеет обеспечивать конкретный результат деятельности - продукт, процесс, услугу. Второе качество связано с предприимчивостью, с креативностью, видением новой возможности. Третий ресурс у управленца, который должен быть наделен качествами администратора, способностью организовать, контролировать, выстраивать рабочий процесс. И четвертый компонент связан с тем, кто будет вносить дух человеческих отношений, создавать связи, морально-психологический климат, теплоту общения.

Поэтому могу сказать точно, в управленческой сфере может самореализоваться каждый. После окончания факультета «Менеджер» можно стать и бизнесменом, и отличным управленцем. Все зависит от потенциала, амбиций, личного желания.

Мария ИВАНОВА.



Комментарии

К этой публикации еще нет комментариев. Зарегистрируйтесь и добавьте первый комментарий!

24.09.2018 10:12
Рыбаки просят сетей

24.09.2018 10:02
25, 26, 27 сентября гастроли Сахалинского международного театрального центра им. А.П. Чехова

24.09.2018 09:06
«СКА-Нефтяник» новый чемпионат начнёт в Сыктывкаре

23.09.2018 21:53
1700 сотрудников краевого УМВД следили за порядком на выборах

23.09.2018 20:39
Расследуется вброс бюллетеней на избирательном участке в Хабаровске



01.09.2018 09:16
Приёмная кампания… ещё идёт
Шанс получить престижное высшее образование в Дальневосточном государственном университете путей сообщения все еще есть у каждого!

15.06.2018 12:00
Как получить сто баллов по информатике
В Хабаровском крае появились первые стобалльники ЕГЭ. Три максимальных результата по информатике получили три школьника - из Краевого центра образования, лицея инновационных технологий и комсомольской школы № 16.


А вы одинокий человек?




 
Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика