поиск
27 июля 2024, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Безопасному городу быть

05.07.2019
Просмотры
292
Безопасному городу быть
На этом табло весь Хабаровск как на ладони
Минувшей весной на расширенном заседании правительства края губернатору было доложено, что большая часть камер хабаровского аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» не работает ввиду того, что последние годы средства на это не выделялись ни из муниципального, ни из регионального бюджета.

Сергей Фургал дал поручение своим подчиненным разобраться в вопросе. То же самое решил сделать и наш корреспондент, выяснивший, что информация о плачевном состоянии оборудования системы не соответствует действительности. Однако вопрос финансирования действительно стоит весьма остро.

А помнишь, как всё начиналось

- Изначально система создавалась на базе УМВД по Хабаровскому краю, но в 2012 году было принято решение передать ее единственной организации в крае, которая может обслуживать, то есть нам, - говорит Владимир Зинченко, директор МУП «Научно-производственный центр организации дорожного движения».
- Для обеспечения его работоспособности предполагалось софинансирование на основе выделения субсидий: 70 процентов - край, 30 - муниципалитет. Так и было до 2017 года.
Однако на сегодняшний день регламентное обслуживание АПК прекращено ввиду того, что ни в 2018, ни 2019 годах деньги на эти цели не выделялись.
Как следствие, из 330 камер, что на балансе предприятия, от 161 действительно не поступает сигнал в центр управления нарядами на улицу Тимирязева, 65, где находится УМВД по городу Хабаровску, но это не значит, что они не работают. 
- Реально неисправны 10-15 процентов камер. Они требуют диагностики и возможного ремонта, - подчеркивает Юрий Кононенко, ведущий инженер МУП «НПЦ ОДД».
- На самом деле речь идет о нарушенной централизации. То есть если кабель, ведущий на объект, поврежден, то от установленного там оборудования и не будет сигнала на центральный пульт. Однако в локальные центры в отделениях полиции картинка поступает, а архивы пишутся.
Несмотря на отсутствие финансирования, МПЦ ОДД продолжает себе в убыток производить обслуживание системы, хоть и не в полном объеме. В основном производятся работы, требующие минимальных затрат, и невыполнение которых приведет к катастрофическим последствиям.
Например, регулярно предпринимаются меры по ликвидации провисания оптико-волоконных кабелей. Если хоть один из них оборвется, то восстановление обойдется в треть миллиона рублей: сварка, прозвонка, изготовление муфты, подключение, подвес обратно.
- Мы продолжаем обслуживать за свой счет, но есть моменты, где без финансирования просто никак, - отмечает Владимир Зинченко. - Например, у нас есть узлы, которые находятся на территории сторонних структур, а значит, необходимо платить арендную плату, существуют и затраты по электропитанию.
Все это идет нам в убыток, но чтобы не запустить АПК «Безопасный город» полностью, мы вынуждены все это обслуживать, зарабатывая на других контрактах. Если мы бросим, то 350 миллионов, потраченные на все это, вылетят в трубу.
Сейчас для приведения системы в нормативное состояние требуется порядка 11 миллионов рублей. Эти деньги позволят произвести замену аналоговых камер, установку антивандальных шкафов, частично замену кондиционирующего оборудования и восстановить систему связи.
Учитывая, что безопасность и комфорт проживания граждан для администрации муниципалитета в приоритете, мэр Хабаровска на недавнем заседании подтвердил, что «Безопасному городу» - быть. Однако до настоящего времени финансовый вопрос не решен.
- Обговариваем эту проблему и с правительством региона, там этим вопросом занимаются сразу три структурных подразделения, - поясняет Владимир Зинченко. - Решается вопрос направления средств на содержание и восстановление АПК. Если их выделят или хотя бы дадут гарантию, что выделят, - мы готовы хоть завтра начать регламентные работы согласно графику.

Внутренний мир светофора

- В Хабаровске 223 перекрестка, оснащенных светофорными объектами, 178 из них включены в автоматизированную систему управления дорожным движением, - напоминает Владимир Зинченко. - Мы их видим у себя в центре управления, а значит, можем управлять ими в автоматическом режиме либо вручную.
Например, утром весь народ едет в центр, а вечером наоборот. Работают диспетчеры, если они видят, что пробка в определенную сторону, то они могут активно участвовать: увеличить время на пересечение или, наоборот, на прохождение улицы в зависимости от ситуации.
Сейчас предприятие участвует в федеральной целевой программе по внедрению новых светофоров. Выделяемые в рамках федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения» средства позволят модернизировать светофорные объекты на 8 перекрестках города. На них будут установлены новые устройствами повышенной яркости.
Старые тоже не пойдут на свалку, а будут использоваться в качестве запасных частей для все еще действующих линзовых. Также из федерального бюджета будет направлено 46 миллионов для оборудования подходов к учебным заведениям.
На дорогах, примыкающих к образовательным учреждениям, будут установлены искусственные неровности, дополнительные дорожные знаки повышенной яркости, пешеходные светофоры, что значительно повысит безопасность детей, идущих в школы.
- Кроме того, будет увеличиваться число камер, контролирующих дорожное движение. Помимо уже существующих приборов контроля скоростного режима «Крис-С», «Кречет», «Автопатруль» активно внедряются аппаратно-программные комплексы консорциума «Интегра-С», которые не только следят за дорожной обстановкой, но и фиксируют нарушения ПДД на перекрестках города, - подчеркивает Владимир Зинченко.
- Правда, два из них на ул. Павла Морозова и переулке Конечном были расстреляны из пневматического оружия. Вандализм в этом году у нас не в первый раз - уже обратились в полицию.
- «Научно-производственный центр организации дорожного движения» - предприятие уникальное. Второго такого в крае просто нет, - считает его директор. - Есть, конечно, конкуренты по отдельным видам деятельности, но такого, чтобы объединял все наши наукоемкие и производственные направления,  нет.
У нас работает более 100 человек квалифицированного персонала, имеется собственная производственная база и парк техники. Это позволяет выполнять работы не только в Хабаровске, но и на всей территории региона.
Кроме вышеперечисленных направлений деятельности, предприятие занимается установкой и ремонтом дорожных ограждений и знаков, в том числе повышенной яркости, около социальных объектов. А 60 тонн нитроэмали усилиями «НПЦ ОДД» ежегодно превращаются в дорожную разметку на улицах города.

Что такое «Умный город»

Напомним, что изначально проект «Безопасный город» реализовывался в интересах правоохранительных органов, ведь главное его предназначение - обеспечение безопасности граждан.
Камеры в первую очередь расставлялись в местах массового скопления людей: набережная, площади, рынки, пруды, торговые центры. Однако постепенно появились объекты по линии других ведомств: школы, детские сады, больницы, спортивные объекты.
На данных объектах установлено еще порядка 1400 видеокамер, и создавались данные системы видеонаблюдения как часть «Безопасного города». Сигналы с большинства камер также можно транслировать в заинтересованные структуры, и это не только правоохранительные органы, доступ к сигналам от большинства камер можно открыть для граждан.
- Дальше планировалось осуществлять контроль за вывозом мусора, видеонаблюдение в подъездах и потенциально опасных объектах, подключить датчики состояния тепловых сетей, параметры работоспособности сетей водоснабжения, данные гидро-, метеослужб и т. п., - объясняет Юрий Кононенко.
- «Безопасный город» - это не только камеры, а целая система, охватывающая управление всеми городскими службами. Это лишь первая часть того большого проекта, который должен был быть реализован к настоящему моменту. АПК «Безопасный город» уже должен был переродиться в «Умный город».
Уже сейчас существующие сегменты «Безопасного города», установленные в МУП г. Хабаровска НПЦОДД, могут контролировать движение автотранспорта по государственным номерным знакам.
Могут идентифицировать граждан, выделяя их из толпы прохожих. Определять скопление автотранспорта и при помощи «умных» светофоров управлять пробками на дорогах.
В Хабаровске, благодаря усилиям муниципалитета и при поддержке краевых властей, для этого есть вся инфраструктура, все предпосылки, и даже аппаратные и программные средства. Благодаря им «Безопасный город» может получить дальнейшее развитие. Он должен стать центром поддержки принятия решения.
Со всех ключевых точек управления городскими службами информация будет стекаться в единый центр, где анализироваться программными средствами с целью принятия выработки стандартизированных предложений для принятия решений.
Такая система уже вырисовывается на примере дорожных камер и светофоров, которые также входят в структуру АПК.
- Вспомните ретроспективу, как еще три года назад люди добирались из Южного или Северного микрорайонов в центр города - пробки были колоссальными, - говорит Юрий Кононенко.
- Для решения этой проблемы где-то расширялись улицы, но в большинстве своем их пропускная способность осталось прежней. Зато парк автомобилей неуклонно растет, но коллапса в городе нет.
Дело в том, что мы на основе консолидированных данных камер и датчиков, стекающих в единый пульт управления, вносим предложения по изменению схемы движения.
Где-то перенастраиваются параметры работы светофоров, где-то меняется разметка, запрещаются повороты, переносятся пешеходные переходы, вводится одностороннее движение.
НПЦ ОДД активно участвует в разработке долгосрочного плана развития дорожной сети города, который в настоящий момент уже сформирован до 2024 года.

Евгений ИВАШКИН.



Между тем

В Хабаровском крае собираются создать единого оператора по установке и обслуживанию камер фиксации нарушений на дорогах. Идею на совещании при губернаторе региона озвучил начальник управления ГИБДД по краю Игорь Петряшин.
«Сегодня в Хабаровском крае насчитывается 116 стационарных рубежей видеофиксации, которыми управляют пять разных владельцев. При этом лишь 66 систем регистрируют показания официально. Остальные выполняют роль муляжей либо подключены, но воспользоваться их данными нельзя, так как установка камер проведена не по ГОСТу. Предлагаем рассмотреть возможность передачи всех видеокамер одной организации, которая будет полноценно развивать это направление», - предложил начальник управления ГИБДД по краю Игорь Петряшин.
Участники совещания, в частности, обсудили ситуацию в Хабаровске. Там администрация за федеральные деньги по проекту «Безопасные и качественные» дороги установила 78 рубежей видеофиксации, однако лишь с 43 из них полиция может использовать информацию. Остальные комплексы не соответствуют нормативным требованиям и фактически простаивают. При этом средства на их обслуживание государство продолжает выделять.
«Мы проанализировали обстановку на дорогах, оборудованных видеокамерами, и на трассах, где их нет. В первом случае повсеместно происходит снижение количества ДТП, числа пострадавших и погибших в авариях. Без камер ситуация, как правило, ухудшается. К примеру, в Хабаровске только за первую половину этого года число погибших в авариях выросло сразу на 50%. Считаем, что уже пора решать вопрос кардинально», - добавил Игорь Петряшин.
Губернатор поддержал руководителя регионального управления ГИБДД. Сергей Фургал поручил в кратчайшие сроки подготовить краевую концепцию развития комплексов видеофиксации в регионе. По его словам, для этих целей можно было бы использовать одну из уже существующих организаций.
«Одним из потенциальных кандидатов на роль регионального оператора может стать краевая структура Хабуправтодор. Это предприятие напрямую имеет отношение к обустройству дорожной сети, а также дорожному фонду, куда перечисляются штрафы за нарушения. Специалисты организации могут взять на себя не только установку новых камер фиксации, но и их дальнейшее обслуживание», - отметили в пресс-службе правительства края.