Большой педсовет: как научить ученика учиться
14.08.2014
378

Молодые педагоги на августовских чтениях внимательно прислушивались к новым идеям в педагогике
Завершилась краевая августовская научно-практическая конференция «От качества условий - к качеству образования». И если еще пару лет назад на августовских педагогических советах всё больше говорили о том, какое оборудование нужно школам, то сейчас ситуация изменилась. Главную идею конференции на пленарном заседании, где присутствовал губернатор края Вячеслав Шпорт, произнесла министр образования и науки Алла Кузнецова: «Ключевыми ориентирами нашей работы остаются доступность, качество, эффективность».
- Треть всего бюджета края тратится на сферу образования. И подчеркну, что это оправданные затраты, это вклад в наше будущее, - отметил губернатор Вячеслав Шпорт. - Почти тысяча учреждений в Хабаровском крае готовят к взрослой жизни 300 тысяч ребят. В системе образования края появились современные технологии, интерактивное оборудование, Интернет, доступная среда для детей с ограниченными возможностями. С 2011 года на модернизацию общего образования края направлено почти 1,5 миллиарда рублей, на развитие инфраструктуры - восемь миллиардов, из них более 3,5 миллиарда - на ремонт и строительство дошкольных учреждений. В настоящее время
99 % детей региона от 3 до 7 лет обеспечены дошкольным образованием. Система образования нашего края является практически ведущей в ДФО - это показывают результаты олимпиад, ЕГЭ. За последние два года победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников в крае стало больше, чем во всех субъектах ДФО.
Вячеслав Иванович поблагодарил педагогов за такие достижения.
Конечно, много внимания было уделено новым стандартам. А еще в наступающем учебном году по всей стране приступают к реализации федеральной программы повышения профессионального уровня педагогов. Программа предусматривает: внедрение профессионального стандарта, модернизацию педагогического образования, переход к эффективному контракту (работа на результат) и, конечно, повышение престижа профессии.
По-прежнему актуальным остается вопрос с дошкольниками. Сейчас очередей в детские сады для детей от трех лет - почти нет. Тем не менее, хотелось бы повысить охват, дать возможность посещать их как можно ближе к дому. До окончания 2014 года будет сдано 6 детсадов, завершатся текущие и капитальные ремонты для открытия 555 мест, планируется начать и продолжить строительство еще 9 дошкольных учреждений. Только в 2014 году расходы на реализацию мероприятий по доступности дошкольного образования составили 1 млд. 105 млн. рублей.
Также обсуждали вчера федеральные государственные стандарты всех уровней.
- Необходимо сломать стереотипы и привыкнуть к тому, что не детский сад готовит ребенка к школе - там дети должны играть, а школа готовится к обучению детей с разными образовательными потребностями, - отметила Алла Кузнецова. - И это одна из задач уже школьного стандарта общего образования. В наступающем учебном году закончит начальную школу первое поколение, полностью обучавшееся по новым стандартам - это дети, которым не просто давали знания, но и учили учиться.
Этот учебный год будет также решающим в подготовке школ к переходу на новый стандарт основного общего образования. Впервые в этом году начался большой и серьезный разговор и о стандартах для детей с проблемами здоровья. Они могут и должны учиться со сверстниками, в обычных школах. Но многие вопросы по доступности образования еще только решаются. Специальная секция конференции обсуждала вопросы, связанные с этим.
Еще важный вектор развития образования - результаты школьников.
- Критерий «доступность» для основной и старшей школы уже не означает физическую доступность как близость к месту жительства. Речь идет о доступности качественного образования, - отметила министр. - Показатель, который характеризует этот критерий, - это соотношение результатов ЕГЭ по русскому языку и математике в 10 % лучших и 10 % худших школ. По показателям дорожной карты на уровне России к 2018 году он должен снизиться до 1,58.
В Хабаровском крае этот показатель в 2014 году - 1,74. Выявлены главные причины низких результатов детей: малокомплектность школы, низкий уровень профессионализма педагогов, сложные социальные условия семей обучающихся, большая доля мигрантов и так далее. Для выравнивания возможностей обучающихся в получении качественного образования в новом учебном году стартует краевой проект «Школа, работающая в сложных социальных условиях». Цель проекта - помочь каждой школе составить «историю болезни» и определить тактику преодоления отставания.
Заговорили еще об одном аспекте, касающемся режима работы школ: ресурсом повышения качества образования педагоги видят снижение сменности обучения. Исследования медиков, физиологов, неврологов подтверждают, что учиться во вторую смену намного сложнее. Теперь в отрасли ищут возможности выстроить в школах такой режим. Между прочим, многие лицеи и гимназии давно работают именно в таком режиме. А во вторую смену проводят дополнительные занятия и кружки.
Говорили и о здоровье детей. В школах проводятся 3 часа физкультуры в неделю, закуплено спортивное оборудование, строятся спортивные залы. Как известно, через год предстоит, конечно, очень неоднозначное, но тем не менее, важное событие: внедрение всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». В Хабаровском крае определены пилотные школы, в которых начнется апробация организационных механизмов подготовки и сдачи норм ГТО. А со следующего учебного года к реализации комплекса приступят все образовательные учреждения.
Также шел серьезный разговор о развитии профессионального образования в крае. Он касался не только учебных заведений среднего звена, но и школ. Если вовремя не начать профориентацию, то мы попросту не получим ни квалифицированных рабочих, ни инженеров, а потребность в этих кадрах в крае - «номер один». Поэтому сейчас ожидается появление новых классов, которые помогали бы детям определиться. Упор делается на физику и математику. Этот аспект обсуждается уже не первый год, в том числе на августовской конференции. Краевым советом по вопросам физико-математического образования под руководством директора Хабаровского отделения Института прикладной математики Дальневосточного отделения Российской академии наук В. Быковского разработан план по развитию физико-математического образования в Хабаровском крае до 2020 года. Сейчас он будет проходить экспертизу.
С этого года все училища сменили вывески. Теперь это профессиональные образовательные организации, произошла их реорганизация. Это делается для повышения качества профессионального образования, оно становится многоуровневым. В этом году произойдет важное событие: откроются многофункциональные центры прикладных квалификаций на базе уже действующих учебных заведений. Для их работы в этом году приобретается оборудование на 20 млн. рублей.
Центры будут реализовывать так называемые «короткие» программы обучения профессии (от нескольких часов до 1 года), что позволит любому человеку, независимо от возраста и уровня знаний, быстро освоить ту или иную профессию, а работодателю - с наименьшими затратами подготовить для своего предприятия кадры.
А еще с 1 сентября текущего года начнут свою деятельность профессиональные центры для лиц с ограниченными возможностями здоровья, созданные на базе профессиональных образовательных учреждений № 6 в Хабаровске и № 18 в Комсомольске-на-Амуре.
Задач в новом учебном году, конечно, много. Но образование должно меняться, чтобы идти в ногу со временем. Подобные педсоветы пройдут во всех районах края. Задачи поставлены, но, конечно, главная цель - чтобы дети получали знания и смогли сделать правильный выбор в жизни.
- Треть всего бюджета края тратится на сферу образования. И подчеркну, что это оправданные затраты, это вклад в наше будущее, - отметил губернатор Вячеслав Шпорт. - Почти тысяча учреждений в Хабаровском крае готовят к взрослой жизни 300 тысяч ребят. В системе образования края появились современные технологии, интерактивное оборудование, Интернет, доступная среда для детей с ограниченными возможностями. С 2011 года на модернизацию общего образования края направлено почти 1,5 миллиарда рублей, на развитие инфраструктуры - восемь миллиардов, из них более 3,5 миллиарда - на ремонт и строительство дошкольных учреждений. В настоящее время
99 % детей региона от 3 до 7 лет обеспечены дошкольным образованием. Система образования нашего края является практически ведущей в ДФО - это показывают результаты олимпиад, ЕГЭ. За последние два года победителей и призеров Всероссийской олимпиады школьников в крае стало больше, чем во всех субъектах ДФО.
Вячеслав Иванович поблагодарил педагогов за такие достижения.
Конечно, много внимания было уделено новым стандартам. А еще в наступающем учебном году по всей стране приступают к реализации федеральной программы повышения профессионального уровня педагогов. Программа предусматривает: внедрение профессионального стандарта, модернизацию педагогического образования, переход к эффективному контракту (работа на результат) и, конечно, повышение престижа профессии.
По-прежнему актуальным остается вопрос с дошкольниками. Сейчас очередей в детские сады для детей от трех лет - почти нет. Тем не менее, хотелось бы повысить охват, дать возможность посещать их как можно ближе к дому. До окончания 2014 года будет сдано 6 детсадов, завершатся текущие и капитальные ремонты для открытия 555 мест, планируется начать и продолжить строительство еще 9 дошкольных учреждений. Только в 2014 году расходы на реализацию мероприятий по доступности дошкольного образования составили 1 млд. 105 млн. рублей.
Также обсуждали вчера федеральные государственные стандарты всех уровней.
- Необходимо сломать стереотипы и привыкнуть к тому, что не детский сад готовит ребенка к школе - там дети должны играть, а школа готовится к обучению детей с разными образовательными потребностями, - отметила Алла Кузнецова. - И это одна из задач уже школьного стандарта общего образования. В наступающем учебном году закончит начальную школу первое поколение, полностью обучавшееся по новым стандартам - это дети, которым не просто давали знания, но и учили учиться.
Этот учебный год будет также решающим в подготовке школ к переходу на новый стандарт основного общего образования. Впервые в этом году начался большой и серьезный разговор и о стандартах для детей с проблемами здоровья. Они могут и должны учиться со сверстниками, в обычных школах. Но многие вопросы по доступности образования еще только решаются. Специальная секция конференции обсуждала вопросы, связанные с этим.
Еще важный вектор развития образования - результаты школьников.
- Критерий «доступность» для основной и старшей школы уже не означает физическую доступность как близость к месту жительства. Речь идет о доступности качественного образования, - отметила министр. - Показатель, который характеризует этот критерий, - это соотношение результатов ЕГЭ по русскому языку и математике в 10 % лучших и 10 % худших школ. По показателям дорожной карты на уровне России к 2018 году он должен снизиться до 1,58.
В Хабаровском крае этот показатель в 2014 году - 1,74. Выявлены главные причины низких результатов детей: малокомплектность школы, низкий уровень профессионализма педагогов, сложные социальные условия семей обучающихся, большая доля мигрантов и так далее. Для выравнивания возможностей обучающихся в получении качественного образования в новом учебном году стартует краевой проект «Школа, работающая в сложных социальных условиях». Цель проекта - помочь каждой школе составить «историю болезни» и определить тактику преодоления отставания.
Заговорили еще об одном аспекте, касающемся режима работы школ: ресурсом повышения качества образования педагоги видят снижение сменности обучения. Исследования медиков, физиологов, неврологов подтверждают, что учиться во вторую смену намного сложнее. Теперь в отрасли ищут возможности выстроить в школах такой режим. Между прочим, многие лицеи и гимназии давно работают именно в таком режиме. А во вторую смену проводят дополнительные занятия и кружки.
Говорили и о здоровье детей. В школах проводятся 3 часа физкультуры в неделю, закуплено спортивное оборудование, строятся спортивные залы. Как известно, через год предстоит, конечно, очень неоднозначное, но тем не менее, важное событие: внедрение всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». В Хабаровском крае определены пилотные школы, в которых начнется апробация организационных механизмов подготовки и сдачи норм ГТО. А со следующего учебного года к реализации комплекса приступят все образовательные учреждения.
Также шел серьезный разговор о развитии профессионального образования в крае. Он касался не только учебных заведений среднего звена, но и школ. Если вовремя не начать профориентацию, то мы попросту не получим ни квалифицированных рабочих, ни инженеров, а потребность в этих кадрах в крае - «номер один». Поэтому сейчас ожидается появление новых классов, которые помогали бы детям определиться. Упор делается на физику и математику. Этот аспект обсуждается уже не первый год, в том числе на августовской конференции. Краевым советом по вопросам физико-математического образования под руководством директора Хабаровского отделения Института прикладной математики Дальневосточного отделения Российской академии наук В. Быковского разработан план по развитию физико-математического образования в Хабаровском крае до 2020 года. Сейчас он будет проходить экспертизу.
С этого года все училища сменили вывески. Теперь это профессиональные образовательные организации, произошла их реорганизация. Это делается для повышения качества профессионального образования, оно становится многоуровневым. В этом году произойдет важное событие: откроются многофункциональные центры прикладных квалификаций на базе уже действующих учебных заведений. Для их работы в этом году приобретается оборудование на 20 млн. рублей.
Центры будут реализовывать так называемые «короткие» программы обучения профессии (от нескольких часов до 1 года), что позволит любому человеку, независимо от возраста и уровня знаний, быстро освоить ту или иную профессию, а работодателю - с наименьшими затратами подготовить для своего предприятия кадры.
А еще с 1 сентября текущего года начнут свою деятельность профессиональные центры для лиц с ограниченными возможностями здоровья, созданные на базе профессиональных образовательных учреждений № 6 в Хабаровске и № 18 в Комсомольске-на-Амуре.
Задач в новом учебном году, конечно, много. Но образование должно меняться, чтобы идти в ногу со временем. Подобные педсоветы пройдут во всех районах края. Задачи поставлены, но, конечно, главная цель - чтобы дети получали знания и смогли сделать правильный выбор в жизни.