Три четверти продовольствия в Хабаровский край завозится из других регионов и стран. При этом в самом крае производятся практически все разновидности съедобной продукции, а мощности местного пищепрома загружены едва ли наполовину. Покупать и продавать хабаровское - вопрос цены, качества или жёсткой директивы извне? - об этом и о том, как сделать хабаровские торговые сети более доступными для краевых производителей, шел разговор на последнем заседании совета по предпринимательству при губернаторе Хабаровского края.
Впрочем, оно было и первым заседанием в новом формате. В новом расширенном составе совета - 70 членов, в их числе предприниматели из почти всех районов края, руководители органов власти, общественных объединений и структур, взаимодействующих с бизнесом.
- В новом составе участникам совета предстоит большая работа! В первую очередь - это оперативное обсуждение и выработка решений по проблемным вопросам, участие в экспертизе краевого законодательства. Во-вторых, предстоит принять участие в работе по созданию института омбудсмена - уполномоченного по правам предпринимателей, - сказал, открывая заседание, губернатор Вячеслав Шпорт.
Толки о «золотой» полке
Разговор о проблемах взаимодействия местных производителей продуктов питания и торговых сетей начался с доклада заместителя председателя краевого правительства, министра сельского хозяйства и продовольствия Сергея Гоманюка.
- В общем объеме оборота продовольственных товаров доля завозной продукции в 2011 году составляла около 75 процентов. Завозятся они в основном из Москвы, Сибири, центральных районов России, отдельных регионов Дальнего Востока, Китая. В условиях возрастающей конкуренции одной из задач предприятий-производителей становится реализация продукции. Решающее значение имеет налаженное сотрудничество с розничными торговыми сетями, - резюмировал министр статистические данные о состоянии дел в пищепроме региона.
Он также сделал вывод о том, что развитие пищевой промышленности в крае сейчас происходит в условиях жесткой конкуренции на рынках сбыта. Недостаток собственной сырьевой базы, высокие тарифы на электро- и тепловую энергию, высокая стоимость завозного сырья - эти факторы влияют на себестоимость и цену продукции, при этом производственные мощности предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности края загружены не полностью, а на 30-65 процентов.
Генеральный директор компании «Невада-Восток», владелец сети гипермаркетов «Самбери» и сети мини-маркетов «Раз, два» Юрий Егоров поделился с участниками совета видением перспектив развития компании на ближайшие пять лет, пригласив предпринимателей к участию в экспансии «Самбери» в соседние регионы. А планов у компании действительно громадьё. Так если в 2012 году сеть «Самбери» насчитывает 13 торговых центров общей площадью 32 тысячи квадратных метров, то к 2017 году гипермаркетов под этой вывеской должно быть уже 34, а их площадь составит 130 тысяч квадратных метров. С 13 до 70 вырастет за пять лет и количество мини-маркетов «Раз, два».
Впрочем, только расширением географии дело не ограничится. «Невада-Восток» намерена уже в ближайшее время запустить в эксплуатацию логистический распределительный центр, который позволит существенно экономить на издержках логистики и транспортировки, возникающих при нынешних схемах поставки товара в торговую сеть. По мнению Юрия Егорова, это должно существенно повлиять на себестоимость товара в сети.
- Мы приглашаем производителей к участию в работе распределительного центра, но взамен хотели бы получить снижение цен при закупке товаров у компаний-производителей.
Гендиректор «Невады-Восток» также пригласил поставщиков сети к участию в автоматизации взаимодействия с ними, для этого компания устанавливает специальную автоматизированную систему. Сеть «Самбери» также готовится стать «территорией безопасных покупок». Сейчас целый ряд пищевых продуктов проходит лабораторные исследования при поддержке правительства края, а скоро и у самой компании на базе распределительного центра заработает своя лаборатория.
- Будем исследовать всю продукцию на содержание в ней вредных веществ и отказываться от продуктов с повышенным их содержанием, - объяснил Юрий Егоров.
Намерена компания вкладывать деньги и в собственную торговую марку, и в строительство хлебозавода в Хабаровске, и в создание современного тепличного хозяйства.
Кстати, в ходе пристрастного допроса представителей сети выяснилось, что на прилавках представлено 60 местных производителей, что в обороте составляет всего лишь шесть процентов. Эта цифра не вызвала восторга у присутствующих. Однако все претензии со стороны производителей по поводу входа в сеть «Самбери» парировались чёткими обоснованием - есть ежегодный переговорный процесс, и попадание товара местного производителя на прилавок - это вопрос цены и качества.
Так, например, именно из этого соотношения поставки продукции тепличных хозяйств производятся из Амурской области и Приморского края, а мяса - с Алтая.
О том, что местные сельхозпроизводители не могут обеспечить торговые сети продукцией, соответствующей требованиям торговли и санитарии, рассказала и.о. директора ООО «Фирма «Три Толстяка» Наталья Циргибель. В частности, у хабаровских фермеров нет возможности поставлять в магазины должным образом порубленное и обработанное мясо.
Вслед за представителями торговли слово взяли производители - директор «Мерилена» Ринат Гайниахметов и гендиректор ООО «Фирма «Мостовик-1» Евгений Равкин. Оказалось, что производители - не антагонисты торговых сетей, и они готовы, по выражению Рината Гайниахметова, «закидать прилавки не только сосисками».
А Евгений Равкин философски отметил, что сети - «это просто торговые площади, где покупатель встречается с продукцией, и торговая сеть на покупателя, если он купил продукцию, которая есть в сети, повлиять уже не может».
Впрочем, генеральный директор «Мостовика-1» напомнил о тех объективных реалиях, из-за которых цена на местную колбасу на 25-35 рублей выше, чем на приморскую, и на 60 рублей - чем на якутскую.
Евгений Равкин обратился к торговому бизнесу с просьбой о снижении срока оплаты товара под реализацию до 10 дней, и попросил выделить местные товары на полках супермаркетов.
Председатель Дальневосточного объединения промышленников и предпринимателей Евгений Шулепов был более категоричен по отношению к торговцам продуктами. Он обвинил их в «борзости» и потребовал, чтобы в каждом магазине был вывешен плакат «Покупай хабаровское!», а под местные продукты были отданы «золотые» полки.
- Покупатель покупает мозгами, и чтобы он покупал наш товар, нужно в его мозг эту мысль вложить! - взывал Евгений Шулепов.
Уже под конец дискуссии прозвучало и еще одно здравое предложение: чтобы мелким и средним производителям еды было легче попасть в торговые сети, можно и нужно создать некоммерческое партнёрство оператора таких поставок, которое могло и взять на себя обязанность проводить предпродажную подготовку картофеля, мяса и тому подобных продуктов под требования торговых сетей.
Сергей Мингазов.
Наша справка
В Хабаровском крае осуществляют производственную деятельность 303 предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности, в том числе 9 - молокоперерабатывающих и 27 - мясоперерабатывающих, 2 предприятия алкогольной отрасли, 5 - пивоваренной и 17 - безалкогольной отраслей, 2 - пищевкусовой отрасли, 3 - зерноперерабатывающих предприятия, 12 специализированных предприятий по выпуску хлебобулочных, макаронных и кондитерских изделий, более 220 частных хлебопекарен малой мощности и кондитерских цехов.
Предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности края производятся практически все основные виды пищевой продукции. Ассортимент выпускаемой продукции насчитывает 1621 наименование продукции, в том числе 769 - колбасных изделий и полуфабрикатов, 162 - молочной, соево-молочной продукции и мороженого, 8 - майонеза, 28 - плодоовощных консервов, 66 - алкогольной продукции, 120 - пивобезалкогольных напитков и питьевой воды, 182 - хлеба и хлебобулочных изделий, 20 - макаронных, 251 - кондитерских изделий.
На продовольственном рынке края осуществляют деятельность 206 предприятий оптовой торговли, 27 оптово-розничных баз, 3770 предприятий розничной торговли, реализующих продовольственные товары, 18 универсальных розничных рынков, 39 ярмарок.
Из проекта решения
Рекомендовать министерству сельского хозяйства и продовольствия края:
- Обеспечить реализацию мероприятий, направленных на улучшение взаимодействия предприятий-производителей и организаций торговли, предусмотренных основными направлениями развития пищевой промышленности Хабаровского края до 2012 года и основными направлениями развития потребительского рынка в Хабаровском крае на период 2012-2015 годов.
- Совместно с главами городских округов и муниципальных районов края продолжить работу по выполнению мероприятий по увеличению объемов реализации алкогольной, молочной продукции и колбасных изделий краевых производителей в предприятиях торговли и общественного питания Хабаровского края, одобренных на совещании с главами городских округов и муниципальных районов края от 24.08.2010 г., имеющих статус «постоянно».
- Во взаимодействии с администрациями муниципальных образований края продолжить ведение мониторинга наличия продукции предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности края в организациях торговли. Обеспечить, по результатам мониторинга, принятие эффективных управленческих решений, направленных на улучшение взаимодействия между товаропроизводителями и торговыми сетями.
- Продолжить работу по оказанию содействия в развитии деловой активности хозяйствующих субъектов сферы торговли по заключению прямых договоров с предприятиями-производителями края по реализации произведенной продукции.
- В целях усиления роли общественных предпринимательских объединений активизировать работу по созданию и развитию ассоциаций предприятий-производителей края.
- Оказывать содействие предприятиям пищевой и перерабатывающей промышленности края в продвижении продукции и стимулировании потребительского спроса.
- Обеспечить регулярное обновление реестра хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере производства пищевых продуктов, с указанием информации о выпускаемой продукции, новинках производства, реквизитов сбытовых служб.
- Продолжить практику проведения заседаний в форме «круглых столов» с участием представителей предприятий-производителей края и организаций торговли в муниципальных районах края.
- Провести совещание по вопросу взаимодействия торговых сетей и местных производителей продуктов питания на уровне губернатора края.
- Создать на базе действующих советов при министерстве сельского хозяйства и продовольствия края координационный совет по торговле и потребительскому рынку.
Рекомендовать руководителям предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности края – местным производителям продуктов питания:
- Продолжить работу по совершенствованию деятельности сбытовых и маркетинговых служб с использованием новейших форм и методов продвижения продукции, в том числе:
- применять современные методы по продвижению товара (этикетки, буклеты, ценники, вывески и др.), использовать опыт предприятий пищевой промышленности других регионов РФ;
- активизировать работу по проведению дегустаций, выставок-продаж, ярмарок, конкурсов;
- расширить географию поставок продукции краевых производителей продуктов питания.
Рекомендовать руководителям предприятий торговли края изыскать возможность предоставления на бесплатной основе торговых площадей для проведения предприятиями-производителями края промоакций и дегустаций, позиционирования на полочном пространстве продукции местных производителей.
Рекомендовать органам государственной власти края и органам местного самоуправления направлять в Хабаровское УФАС России материалы, свидетельствующие о признаках нарушения законодательства об основах государственного регулирования торговой деятельности.
У меня уже есть регистрация на toz.su
Я новый пользователь
На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.
Адрес e-mail:*
Имя:
Пароль:*
Фамилия:
Подтверждение пароля:*
Защита от автоматических сообщений
Подтвердите, что вы не робот*
20.03.2023 15:04
В Хабаровском крае по требованию военного прокурора жильцам многоквартирных домов произведен перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги
20.03.2023 10:23
Исчерпывающее руководство по регистрации компании в ОАЭ
19.03.2023 14:04
Специальные автолавки появились в Хабаровском крае
18.03.2023 12:17
Новые меры поддержки КМНС
17.03.2023 14:38
Управление Росреестра по Хабаровскому краю с 20-24 марта проводит «Марафон горячих линий»
01.03.2023 09:57
Систему оповещения населения о ЧС проверили в Хабаровском крае
Сегодня утром с 10.40 до 10.45 во всех 19 районах Хабаровского края проверяли электросирены и громкоговорители региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения (РАСЦО). Но звукового оповещения в этот раз не было, запуск системы произошел исключительно в целях проверки ее работы.
Напомним, что в случае звукового сигнала необходимо немедленно включить телевизор или радио. Где в исполнении диктора прозвучит записанное заранее сообщение с четким алгоритмом действий жителей в случае каждой конкретной чрезвычайной ситуации.
21.02.2023 10:35
Жители Хабаровского края часто обращаются в госжилнадзор
С начала текущего года только с помощью системы по обработке обращений граждан в социальных сетях Инцидент Менеджмент зафиксировано более 250 вопросов в сфере ЖКХ, волнующих жителей нашего региона. На обращения отвечает заместитель начальника Главного управления регионального государственного контроля и лицензирования правительства Хабаровского края Александр Саласин.
Лариса Хомченко интересуется: - По адресу: Комсомольск-на-Амуре, улица Калинина, д. № № 11, 13 по аллее Авиастроителей произрастают деревья. После урагана многие из них повалило. Сделали обрезку, но почему-то не всех деревьев. Сейчас кажется, что некоторые из них, как раз за нашими домами, скоро упадут.
Нет комментариев