Дальний Восток - ЭТО зона особого внимания
17.12.2019
331

Надо сделать еще многое, чтобы дальневосточники почувствовали изменения
Третий раз в Москве проходили Дни Дальнего Востока. В очередной раз жители и гости столицы могли познакомиться с уникальным регионом России. В московском метро был запущен Дальневосточный экспресс. На Арбате со второго была развернута большая ярмарка, где все регионы представляли свои товары, продукцию, морепродукты, мёд, сувениры. В рамках Дней Дальнего Востока, помимо ярмарки и фестиваля, прошло вручение наград общественно-деловой премии «Звезда Дальнего Востока». Немаловажным событием стало награждение лауреатов литературной премии «Дальний Восток» имени В.К. Арсеньева.
В ходе Дней Дальнего Восток состоялась большая пресс-конференция вице-премьера правительства РФ - полпреда в ДФО Юрия Трутнева и министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Александра Козлова.
Ю. Трутнев: Добрый день. Я хочу сказать, что мы с некоторым сомнением относились к предложению провести ярмарку, Дни Дальнего Востока в Москве, но исходим из того, что наши главные - работа на территориях Дальнего Востока, тем не менее Дальний Восток является частью Российской Федерации, те процессы, прежде всего связанные с развитием экономики, привлечением инвестиций, требуют того, чтобы о них знало как можно большее количество людей.
Москва - это столица нашей родины, город, в котором проживают инвесторы, город, в котором живет более 12 млн человек. Сегодня на Дальнем Востоке создаётся 163 тысячи рабочих мест, и мы очень надеемся заинтересовать и москвичей, и всех граждан России возможностью работать на предприятиях Дальнего Востока, возможностью познакомиться с его природой, достопримечательностями.
Вопрос: Следующий блок у нас большой - это развитие Дальнего Востока как территории, и это важная тема и для жителей, именно для этого мы занимаемся развитием экономики и других вопросов. Юрий Петрович, может, расскажете об итогах года, о перспективах.
Ю.Трутнев: Пять лет прошло с того периода, когда начала создаваться нормативная база для предоставления преференций по экономическим проектам на Дальнем Востоке. Что за эти 5 лет произошло: сегодня на территории Дальнего Востока с государственной поддержкой реализуется 2094 инвестиционных проекта, это довольно большая цифра.
Когда они все будут реализованы, то по этим проектам в экономику Дальнего Востока будет вложено 4,1 трлн рублей. Но это будущее. Если говорить о сегодняшнем дне, то 283 предприятия уже введены в эксплуатацию, объём инвестиций по ним составил 788 млрд рублей, создано 43 тысячи рабочих мест.
Какие в этом вижу проблемы: я уже сказал, что мы стартовали с экономики, я и сейчас уверен в том, что для того, чтобы развивать территории, прежде всего необходимо экономическое развитие. Чуть позже мы приступили к поддержке социальной сферы.
Есть программа социального развития центров экономического роста, строится более 700 объектов в рамках неё. И мы прекрасно понимаем, что развитие такой огромной территории не происходит одновременно.
Для того чтобы люди действительно почувствовали изменения, нужно, чтобы предприятия были введены и объекты построены, ну и в конце концов реализована программа развития Дальнего Востока, которую, вы знаете, мы вместе обсуждали.
Вопрос: Сейчас активно обсуждается на Дальнем Востоке ипотека под 2% для молодых семей, и молодежь на Дальнем Востоке реально интересуется этим и спрашивает, как ее можно получить. Вопрос такой: планируется ли разрешить брать ипотеку на вторичном рынке, потому что не везде, например, на Колыме, идет активное строительство новых домов?
А. Козлов: Планируется вторичное жилье на территории сельской местности - там где, к сожалению, новостроек очень мало и нужно время какое-то определенное, прежде чем строитель поймет, что туда надо приходить и строить.
Почему 2%? Когда на ВЭФ вместе с Юрием Петровичем мы предложили Владимиру Владимировичу поддержать наше предложение и снизить процентную ставку - она сегодня по Дальнему Востоку в среднем где-то составляет 9,1%. И мы посчитали, сколько люди платят за аренду жилья, получилось примерно вот эти 2%.
Понятно, что сложно, например, сравнивать Владивосток с Биробиджаном, но примерно это от 16 тысяч рублей квартира 50 с чем-то квадратов. И мы предложили такой продукт, который как раз позволял людям платить за свое жилье, а не за съемное. И президент нас поддержал. И молодая семья может воспользоваться этим.
Буквально на днях выдали первые кредиты во Владивостоке, уже больше 120 заявок находится на рассмотрении. Пока только в 2 банках, мы ждем до конца декабря, что и остальные банки примут свои продукты - мы сейчас с ними по этому поводу работаем.
Вопрос: Привлечение людей на Дальний Восток - мы много говорим об этом и да, есть повышение зарплаты, «дальневосточный гектар», но речь идет о работоспособном населении. Может, поддержать местное население, например снижением пенсионного возраста?
Ю.Трутнев: Спасибо, я честно скажу - то, что вы сейчас произнесли, я бы не отнес к вопросу - это предложение. Я не смогу ответить на этот вопрос сейчас.
Вы предлагаете снизить пенсионный возраст для дальневосточников, у нас есть Правительство РФ, и вряд ли я могу, не посоветовавшись с коллегами, которые непосредственно занимаются вопросами пенсионного обеспечения, сейчас дать ответ.
Я могу только обещать, что я поговорю с ними принципиально - наверное, в этой мысли что-то есть, насколько это реализуемо, насколько это не нарушит законодательства и равенства условий живущих в России людей, я не знаю, надо подумать над этим предложением.
Вопрос: Юрий Петрович, сейчас крабовый рынок претерпел большие изменения. Мы перешли к крабовым аукционам, вы долгое время решали вопрос по идее строительства краболовного флота по принципу «где ловим - там и строим». Я знаю, что это был камень преткновения. Удалось ли все-таки урегулировать этот вопрос и, самое главное, - как он отразится на рыбопромышленной отрасли Дальнего Востока?
Ю.Трутнев: Давайте я несколько цифр назову. Что касается рыбопромыслового флота, то на Дальнем Востоке будет построено 18 судов. Что касается краболовов - 16, и еще 14 будет построено рыбоперерабатывающих заводов.
Это совсем неплохие цифры. Что касается того, где будут размещены заказы, - вы знаете, что мы обращались к президенту РФ Владимиру Владимировичу Путину, он нас поддержал и поручил разработать механизм субсидирования для тех судов, которые будут строиться на Дальнем Востоке, для того, чтобы поддержать суда, поддержать предприятия, которые будут выпускать новую для них продукцию.
Это, конечно, предприятиям поможет, но тем не менее это такой не обязательный, не директивный процесс. Предприятия должны осваивать новые виды продукции. Я неделю назад был в Приморье, там первое судно уже заложено, и работа над ним идет.
В Хабаровском крае ситуация на заводах разная, на Амурском судостроительном заводе тоже был недавно - и там не очень простая. Но вы знаете, невозможно из Москвы, из Правительства РФ, скажем так, создать план модернизации завода, снижения издержек на производстве.
Этим нужно заниматься на месте. Поэтому помогать мы будем, но самое главное - это та работа, которая сейчас должна быть проведена на предприятиях. Что касается порядка - он в разработке, я думаю, что в самое ближайшее время увидит свет.
Вопрос: Одно из главных событий для Якутии и вообще для Дальнего Востока, я считаю, стала новость о поддержке президентом страны проекта строительства моста через реку Лена. И недавно он вошел в план строительства новых мостовых переходов до 2024 года. Является ли он приоритетным и какой по списку? Не будет ли повторения ситуации шестилетней давности, когда по сути проект был одобрен, был проведен конкурс, победитель был определен, и оставалось дело лишь за подписанием соглашения, но внезапно проект сорвался, потому что Крымский мост «нарисовался»?
Ю. Трутнев: Первое. Неправда ваша. Шесть лет назад проект разрабатывался, но уж точно остановился не из-за Крымского моста. Я этот проект знаю не шесть лет, а знаю его еще когда работал министром природных ресурсов и экологии.
И сказать честно: на тот период я его не поддерживал, и мне иногда этим пеняют. Почему? Потому что финансирование предполагалось полностью за счет федерального бюджета, окупаемость моста - собственно говоря, бессмысленно было даже рассуждать.
Но сейчас ситуация существенно изменилась. Во-первых, около 30% планируется профинансировать за счет частных инвесторов, по механизму концессии. Это существенно, существенно удешевляет проект и делает его значительно более эффективным.
И есть второе, а если точнее первое обстоятельство - это решение принял президент Российской Федерации. Я работаю полномочным представителем президента в Дальневосточном федеральном округе - заместителем председателя правительства, и я обязан его решения выполнять и контролировать, чтобы эти решения выполнялись в срок и качественно. Ровно этим я буду заниматься.
А. Козлов: Я хотел бы проинформировать всех. Действительно, правительственная комиссия состоялась на днях, и там были решения, важные для многих дальневосточников.
Я просто приведу пример. Вы знаете, что через нас проходит Транссиб, БАМ. И железная дорога не только соединяет города, но есть моменты, где она разъединяет автомобильные дороги, поэтому есть такая инфраструктура, как виадук, которая позволяет перемещаться из одной части дороги до другой.
Для нас это острый вопрос, потому что есть такие, которые, к сожалению, как недавно упавший в Свободном, есть, которые нужно содержать, есть новые, которые предстоит построить, потому что невозможно стоять на железнодорожном переезде и ждать.
Решение принято. В этой программе 40 виадуков будет построено на Дальнем Востоке. Это очень дорогостоящие объекты, и такое решение мы ждали давно.
Принято решение - мост в городе Благовещенске, который, к сожалению, находится в аварийном состоянии.
По Владивостоку принято решение о том, что с острова Русский на остров Елена будет также сделан мостовой переход. Очень важные решения приняты о переходе дорог из региональной собственности в федеральную, и это позволит сэкономить деньги на их содержании, направить на более важные моменты, а «Росавтодор» дополнительно выделит эти деньги.
Такие важные участки, как обход Читы в Забайкалье, трасса Благовещенск - Свободный, ведь в городе строится завод, это Южно-Сахалинск - Оха, очень важный объект, о котором очень часто говорят, - эти решения приняты. И много важных моментов принято, связанных именно с мостами. К сожалению, на Дальнем Востоке все мостовые переходы были такого временного конструктива, 60-80-х годов, в основном деревянные.
Принято (решение) в этом плане, что мосты будут железобетонные, основательные, и в последующем будут строиться. Сейчас наша задача - дождаться реализации вместе с Министерством транспорта, чтобы это было сделано вовремя и в срок.
Вопрос: Меня интересует транспортная доступность Дальнего Востока. И вопрос про авиацию, про тарифы, про стоимость билетов. Что предпринимается, чтобы нам, жителям страны, было легче и дешевле добираться до Дальнего Востока? Ну, и соответственно жителям Дальнего Востока летать отдыхать в Крым, а не в Китай, Корею?
А. Козлов: Хороший вопрос. Он в действительности всех волнует: тех, кто живет на Дальнем Востоке, тех, кто приезжает. И государство разработало несколько мер поддержки. Есть такое понятие «плоский тариф» - это когда «Аэрофлот» берет на себя определенную цену билета, ее выдерживает и соответственно оказывает эту услугу.
Но, к сожалению, не везде у нас есть территории, где мы можем прилетать «Аэрофлотом». И существует несколько форм поддержки. Есть такое понятие «магистральные» (перевозки) - это когда из столицы региона можно прилететь в Москву.
В данном случае субсидируется категория граждан. Это молодежь, наше старшее поколение и в данном случае многодетные, которым куда-то съездить семьей получается накладно.
Раньше эта норма распространялась с апреля по октябрь, с текущего года это действует все с 1 января по 31 декабря. Это очень важно, потому что больше времени можно воспользоваться этой льготой.
Было увеличено финансирование и значительно, потому что порядка восьми миллиардов (рублей) по сравнению с прошлым годом, который коррелировался порядка 2,8 (миллиарда рублей).
Это большая разница. И в этом году будет перевезено больше 1,2 миллиона пассажиров с Дальнего Востока в столицу Москвы и обратно. В том числе получилось увеличить количество маршрутов. Это с учетом прихода двух территорий - Бурятии и Забайкалья, которые вошли в Дальневосточный федеральный округ.
И когда мы говорим об их интеграции, то говорим не о географии, а о мерах поддержки, которые сегодня оказываются дальневосточникам. И количество маршрутов было увеличено со 126 до 146 - плюс 20 маршрутов.
Есть маршруты, когда нужно из Якутска прилететь в Благовещенск, из Благовещенска в Хабаровск. Это называется региональные авиаперевозки. В данном случае субсидируется не категория граждан, а именно сам перелет.
Нам было выделено порядка 1,6 млрд (рублей) для того, чтобы осуществлять эти перевозки. И ожидаем, что по концу года где-то 200 тысяч человек будет перевезено. Скажу, что состоялось решение следующего года. Нам выделен 1,7 млрд (рублей), и мы ожидаем 240 тысяч перевезенных пассажиров.
Самое главное, что здесь в течение года смогли добиться, что авиакомпаниям будет субсидироваться реальная стоимость провозной платы, потому что многие из них просто не хотели - компании «Аврора», «Якутия», - потому что компенсации не соответствуют затратам. Вопрос сейчас решен.
Но у нас есть вопрос, который нам нужно обязательно решить. Мы сейчас с коллегами из Минтранса занимаемся, чтобы эти же размеры денежные средств, которые выделены, сохранились и в следующем году. Вчера прошло совещание у президента.
Этот вопрос был поставлен на особый контроль. И очень важно, чтобы количество маршрутов между регионами на Дальнем Востоке никак не уменьшалось. К сожалению, динамика идет на уменьшение. И Минтранс принял для себя решение: они взяли наш Дальний Восток как пилот.
Сейчас с авиакомпаниями они собирают до конца года всю маршрутную сеть и хотят сделать защищенные маршруты, чтобы это не выглядело, как это происходит сейчас: каждый год все заявляются и рассматриваются.
Чтобы это было базово - один раз и на долгий период времени, потому что это проблема не одного года, ведь эти расстояния никуда не уйдут от нас. Очень важно это учитывать.
Вопрос: Хотел бы спросить, как вы в целом оцениваете роль китайских инвесторов в развитии Дальнего Востока? Планируются ли новые меры для их привлечения? И второй вопрос. В ходе июньского визита Си Цзиньпина был принят ряд значимых соглашений. Можно ли говорить, что они уже сказываются на развитии Дальнего Востока или это больше долгосрочные перспективы?
Ю. Трутнев: Смотрите, сегодня Китай - это самый крупный из ближайших стран инвестор на территории Дальнего Востока. Но чтобы у нас не было такой деформации в голове, хочу сказать, что 93% инвестиций на Дальний Восток - это инвестиции российских предприятий. В числе оставшихся 7% Китай на первом месте.
Что мы сейчас считаем важным - мы уверены, что можем гораздо быстрее двигаться в совместной работе по развитию инфраструктуры и в работе по развитию сельскохозяйственных проектов. У нас сейчас в сельское хозяйство на Дальнем Востоке инвестируют Китай, Япония, Индия, Вьетнам, США, Австралия и ряд других стран.
Это точно можно делать быстрее. Мы стараемся сейчас предоставлять землю, стараемся создавать условия. Надеемся, что у нас еще рост инвестиций в сельское хозяйство впереди. Вот примерно такая картина.
Вопрос: Как вы считаете, достаточно ли сейчас принимается мер для уменьшения оттока населения с Дальнего Востока и будут ли еще какие-то меры приниматься?
Ю. Трутнев: Нет, недостаточно. Если отток продолжается, а он продолжается к сожалению, то, значит, мер недостаточно. Но дело все в чем - для того чтобы люди оставались на Дальнем Востоке, приезжали на Дальний Восток, условия жизни должны быть не хуже, а еще лучше, чем в Центральной России по всем показателям, таким как медицина, образование, дороги, жилье и так далее.
Эта задача, которая стоит впереди, она будет реализовываться в рамках новой программы развития Дальнего Востока, мы о ней говорили - она буквально несколько дней назад одобрена председателем правительства, и сейчас мы готовимся докладывать ее президенту, потому что эта программа будет принята Указом Президента РФ.
В то же самое время я надеюсь, что определенный вклад в интерес к Дальнему Востоку внесет двухпроцентная ипотека.
Мы об этом не говорили, давайте скажем простую вещь - человек, который сейчас живет в центральной части России, но возможности приобрести жилье не имеет, он может сейчас получить гектар и получить кредит под строительство дома на этом гектаре.
Вопрос: Юрий Петрович, вы затронули тему национальной программы развития Дальнего Востока. А можно чуть-чуть поподробнее это развить?
Ю. Трутнев: Чуть-чуть поподробнее можно, но именно чуть-чуть. Программа, я уже сказал, разработана, одобрена председателем правительства, согласована с Министерством финансов.
Вы помните, мы называли цифру 2 трлн рублей, на сегодняшний день в программе 1 трлн 560 млрд - мне кажется, что это неплохая история, если говорить о том, что до 2025 года на территорию Дальнего Востока придет 1,5 трлн рублей инвестиций из федерального бюджета на строительство медицинских учреждений, школ, дорог, жилья.
Это не 2 трлн, это немножко меньше, но ничего еще не кончилось, мы будем продолжать работу, уверен в том, что до 2025 года многое еще можно сделать для финансирования Дальнего Востока.
Подготовил В. ИЛИН.
В ходе Дней Дальнего Восток состоялась большая пресс-конференция вице-премьера правительства РФ - полпреда в ДФО Юрия Трутнева и министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Александра Козлова.
Ю. Трутнев: Добрый день. Я хочу сказать, что мы с некоторым сомнением относились к предложению провести ярмарку, Дни Дальнего Востока в Москве, но исходим из того, что наши главные - работа на территориях Дальнего Востока, тем не менее Дальний Восток является частью Российской Федерации, те процессы, прежде всего связанные с развитием экономики, привлечением инвестиций, требуют того, чтобы о них знало как можно большее количество людей.
Москва - это столица нашей родины, город, в котором проживают инвесторы, город, в котором живет более 12 млн человек. Сегодня на Дальнем Востоке создаётся 163 тысячи рабочих мест, и мы очень надеемся заинтересовать и москвичей, и всех граждан России возможностью работать на предприятиях Дальнего Востока, возможностью познакомиться с его природой, достопримечательностями.
Вопрос: Следующий блок у нас большой - это развитие Дальнего Востока как территории, и это важная тема и для жителей, именно для этого мы занимаемся развитием экономики и других вопросов. Юрий Петрович, может, расскажете об итогах года, о перспективах.
Ю.Трутнев: Пять лет прошло с того периода, когда начала создаваться нормативная база для предоставления преференций по экономическим проектам на Дальнем Востоке. Что за эти 5 лет произошло: сегодня на территории Дальнего Востока с государственной поддержкой реализуется 2094 инвестиционных проекта, это довольно большая цифра.
Когда они все будут реализованы, то по этим проектам в экономику Дальнего Востока будет вложено 4,1 трлн рублей. Но это будущее. Если говорить о сегодняшнем дне, то 283 предприятия уже введены в эксплуатацию, объём инвестиций по ним составил 788 млрд рублей, создано 43 тысячи рабочих мест.
Какие в этом вижу проблемы: я уже сказал, что мы стартовали с экономики, я и сейчас уверен в том, что для того, чтобы развивать территории, прежде всего необходимо экономическое развитие. Чуть позже мы приступили к поддержке социальной сферы.
Есть программа социального развития центров экономического роста, строится более 700 объектов в рамках неё. И мы прекрасно понимаем, что развитие такой огромной территории не происходит одновременно.
Для того чтобы люди действительно почувствовали изменения, нужно, чтобы предприятия были введены и объекты построены, ну и в конце концов реализована программа развития Дальнего Востока, которую, вы знаете, мы вместе обсуждали.
Вопрос: Сейчас активно обсуждается на Дальнем Востоке ипотека под 2% для молодых семей, и молодежь на Дальнем Востоке реально интересуется этим и спрашивает, как ее можно получить. Вопрос такой: планируется ли разрешить брать ипотеку на вторичном рынке, потому что не везде, например, на Колыме, идет активное строительство новых домов?
А. Козлов: Планируется вторичное жилье на территории сельской местности - там где, к сожалению, новостроек очень мало и нужно время какое-то определенное, прежде чем строитель поймет, что туда надо приходить и строить.
Почему 2%? Когда на ВЭФ вместе с Юрием Петровичем мы предложили Владимиру Владимировичу поддержать наше предложение и снизить процентную ставку - она сегодня по Дальнему Востоку в среднем где-то составляет 9,1%. И мы посчитали, сколько люди платят за аренду жилья, получилось примерно вот эти 2%.
Понятно, что сложно, например, сравнивать Владивосток с Биробиджаном, но примерно это от 16 тысяч рублей квартира 50 с чем-то квадратов. И мы предложили такой продукт, который как раз позволял людям платить за свое жилье, а не за съемное. И президент нас поддержал. И молодая семья может воспользоваться этим.
Буквально на днях выдали первые кредиты во Владивостоке, уже больше 120 заявок находится на рассмотрении. Пока только в 2 банках, мы ждем до конца декабря, что и остальные банки примут свои продукты - мы сейчас с ними по этому поводу работаем.
Вопрос: Привлечение людей на Дальний Восток - мы много говорим об этом и да, есть повышение зарплаты, «дальневосточный гектар», но речь идет о работоспособном населении. Может, поддержать местное население, например снижением пенсионного возраста?
Ю.Трутнев: Спасибо, я честно скажу - то, что вы сейчас произнесли, я бы не отнес к вопросу - это предложение. Я не смогу ответить на этот вопрос сейчас.
Вы предлагаете снизить пенсионный возраст для дальневосточников, у нас есть Правительство РФ, и вряд ли я могу, не посоветовавшись с коллегами, которые непосредственно занимаются вопросами пенсионного обеспечения, сейчас дать ответ.
Я могу только обещать, что я поговорю с ними принципиально - наверное, в этой мысли что-то есть, насколько это реализуемо, насколько это не нарушит законодательства и равенства условий живущих в России людей, я не знаю, надо подумать над этим предложением.
Вопрос: Юрий Петрович, сейчас крабовый рынок претерпел большие изменения. Мы перешли к крабовым аукционам, вы долгое время решали вопрос по идее строительства краболовного флота по принципу «где ловим - там и строим». Я знаю, что это был камень преткновения. Удалось ли все-таки урегулировать этот вопрос и, самое главное, - как он отразится на рыбопромышленной отрасли Дальнего Востока?
Ю.Трутнев: Давайте я несколько цифр назову. Что касается рыбопромыслового флота, то на Дальнем Востоке будет построено 18 судов. Что касается краболовов - 16, и еще 14 будет построено рыбоперерабатывающих заводов.
Это совсем неплохие цифры. Что касается того, где будут размещены заказы, - вы знаете, что мы обращались к президенту РФ Владимиру Владимировичу Путину, он нас поддержал и поручил разработать механизм субсидирования для тех судов, которые будут строиться на Дальнем Востоке, для того, чтобы поддержать суда, поддержать предприятия, которые будут выпускать новую для них продукцию.
Это, конечно, предприятиям поможет, но тем не менее это такой не обязательный, не директивный процесс. Предприятия должны осваивать новые виды продукции. Я неделю назад был в Приморье, там первое судно уже заложено, и работа над ним идет.
В Хабаровском крае ситуация на заводах разная, на Амурском судостроительном заводе тоже был недавно - и там не очень простая. Но вы знаете, невозможно из Москвы, из Правительства РФ, скажем так, создать план модернизации завода, снижения издержек на производстве.
Этим нужно заниматься на месте. Поэтому помогать мы будем, но самое главное - это та работа, которая сейчас должна быть проведена на предприятиях. Что касается порядка - он в разработке, я думаю, что в самое ближайшее время увидит свет.
Вопрос: Одно из главных событий для Якутии и вообще для Дальнего Востока, я считаю, стала новость о поддержке президентом страны проекта строительства моста через реку Лена. И недавно он вошел в план строительства новых мостовых переходов до 2024 года. Является ли он приоритетным и какой по списку? Не будет ли повторения ситуации шестилетней давности, когда по сути проект был одобрен, был проведен конкурс, победитель был определен, и оставалось дело лишь за подписанием соглашения, но внезапно проект сорвался, потому что Крымский мост «нарисовался»?
Ю. Трутнев: Первое. Неправда ваша. Шесть лет назад проект разрабатывался, но уж точно остановился не из-за Крымского моста. Я этот проект знаю не шесть лет, а знаю его еще когда работал министром природных ресурсов и экологии.
И сказать честно: на тот период я его не поддерживал, и мне иногда этим пеняют. Почему? Потому что финансирование предполагалось полностью за счет федерального бюджета, окупаемость моста - собственно говоря, бессмысленно было даже рассуждать.
Но сейчас ситуация существенно изменилась. Во-первых, около 30% планируется профинансировать за счет частных инвесторов, по механизму концессии. Это существенно, существенно удешевляет проект и делает его значительно более эффективным.
И есть второе, а если точнее первое обстоятельство - это решение принял президент Российской Федерации. Я работаю полномочным представителем президента в Дальневосточном федеральном округе - заместителем председателя правительства, и я обязан его решения выполнять и контролировать, чтобы эти решения выполнялись в срок и качественно. Ровно этим я буду заниматься.
А. Козлов: Я хотел бы проинформировать всех. Действительно, правительственная комиссия состоялась на днях, и там были решения, важные для многих дальневосточников.
Я просто приведу пример. Вы знаете, что через нас проходит Транссиб, БАМ. И железная дорога не только соединяет города, но есть моменты, где она разъединяет автомобильные дороги, поэтому есть такая инфраструктура, как виадук, которая позволяет перемещаться из одной части дороги до другой.
Для нас это острый вопрос, потому что есть такие, которые, к сожалению, как недавно упавший в Свободном, есть, которые нужно содержать, есть новые, которые предстоит построить, потому что невозможно стоять на железнодорожном переезде и ждать.
Решение принято. В этой программе 40 виадуков будет построено на Дальнем Востоке. Это очень дорогостоящие объекты, и такое решение мы ждали давно.
Принято решение - мост в городе Благовещенске, который, к сожалению, находится в аварийном состоянии.
По Владивостоку принято решение о том, что с острова Русский на остров Елена будет также сделан мостовой переход. Очень важные решения приняты о переходе дорог из региональной собственности в федеральную, и это позволит сэкономить деньги на их содержании, направить на более важные моменты, а «Росавтодор» дополнительно выделит эти деньги.
Такие важные участки, как обход Читы в Забайкалье, трасса Благовещенск - Свободный, ведь в городе строится завод, это Южно-Сахалинск - Оха, очень важный объект, о котором очень часто говорят, - эти решения приняты. И много важных моментов принято, связанных именно с мостами. К сожалению, на Дальнем Востоке все мостовые переходы были такого временного конструктива, 60-80-х годов, в основном деревянные.
Принято (решение) в этом плане, что мосты будут железобетонные, основательные, и в последующем будут строиться. Сейчас наша задача - дождаться реализации вместе с Министерством транспорта, чтобы это было сделано вовремя и в срок.
Вопрос: Меня интересует транспортная доступность Дальнего Востока. И вопрос про авиацию, про тарифы, про стоимость билетов. Что предпринимается, чтобы нам, жителям страны, было легче и дешевле добираться до Дальнего Востока? Ну, и соответственно жителям Дальнего Востока летать отдыхать в Крым, а не в Китай, Корею?
А. Козлов: Хороший вопрос. Он в действительности всех волнует: тех, кто живет на Дальнем Востоке, тех, кто приезжает. И государство разработало несколько мер поддержки. Есть такое понятие «плоский тариф» - это когда «Аэрофлот» берет на себя определенную цену билета, ее выдерживает и соответственно оказывает эту услугу.
Но, к сожалению, не везде у нас есть территории, где мы можем прилетать «Аэрофлотом». И существует несколько форм поддержки. Есть такое понятие «магистральные» (перевозки) - это когда из столицы региона можно прилететь в Москву.
В данном случае субсидируется категория граждан. Это молодежь, наше старшее поколение и в данном случае многодетные, которым куда-то съездить семьей получается накладно.
Раньше эта норма распространялась с апреля по октябрь, с текущего года это действует все с 1 января по 31 декабря. Это очень важно, потому что больше времени можно воспользоваться этой льготой.
Было увеличено финансирование и значительно, потому что порядка восьми миллиардов (рублей) по сравнению с прошлым годом, который коррелировался порядка 2,8 (миллиарда рублей).
Это большая разница. И в этом году будет перевезено больше 1,2 миллиона пассажиров с Дальнего Востока в столицу Москвы и обратно. В том числе получилось увеличить количество маршрутов. Это с учетом прихода двух территорий - Бурятии и Забайкалья, которые вошли в Дальневосточный федеральный округ.
И когда мы говорим об их интеграции, то говорим не о географии, а о мерах поддержки, которые сегодня оказываются дальневосточникам. И количество маршрутов было увеличено со 126 до 146 - плюс 20 маршрутов.
Есть маршруты, когда нужно из Якутска прилететь в Благовещенск, из Благовещенска в Хабаровск. Это называется региональные авиаперевозки. В данном случае субсидируется не категория граждан, а именно сам перелет.
Нам было выделено порядка 1,6 млрд (рублей) для того, чтобы осуществлять эти перевозки. И ожидаем, что по концу года где-то 200 тысяч человек будет перевезено. Скажу, что состоялось решение следующего года. Нам выделен 1,7 млрд (рублей), и мы ожидаем 240 тысяч перевезенных пассажиров.
Самое главное, что здесь в течение года смогли добиться, что авиакомпаниям будет субсидироваться реальная стоимость провозной платы, потому что многие из них просто не хотели - компании «Аврора», «Якутия», - потому что компенсации не соответствуют затратам. Вопрос сейчас решен.
Но у нас есть вопрос, который нам нужно обязательно решить. Мы сейчас с коллегами из Минтранса занимаемся, чтобы эти же размеры денежные средств, которые выделены, сохранились и в следующем году. Вчера прошло совещание у президента.
Этот вопрос был поставлен на особый контроль. И очень важно, чтобы количество маршрутов между регионами на Дальнем Востоке никак не уменьшалось. К сожалению, динамика идет на уменьшение. И Минтранс принял для себя решение: они взяли наш Дальний Восток как пилот.
Сейчас с авиакомпаниями они собирают до конца года всю маршрутную сеть и хотят сделать защищенные маршруты, чтобы это не выглядело, как это происходит сейчас: каждый год все заявляются и рассматриваются.
Чтобы это было базово - один раз и на долгий период времени, потому что это проблема не одного года, ведь эти расстояния никуда не уйдут от нас. Очень важно это учитывать.
Вопрос: Хотел бы спросить, как вы в целом оцениваете роль китайских инвесторов в развитии Дальнего Востока? Планируются ли новые меры для их привлечения? И второй вопрос. В ходе июньского визита Си Цзиньпина был принят ряд значимых соглашений. Можно ли говорить, что они уже сказываются на развитии Дальнего Востока или это больше долгосрочные перспективы?
Ю. Трутнев: Смотрите, сегодня Китай - это самый крупный из ближайших стран инвестор на территории Дальнего Востока. Но чтобы у нас не было такой деформации в голове, хочу сказать, что 93% инвестиций на Дальний Восток - это инвестиции российских предприятий. В числе оставшихся 7% Китай на первом месте.
Что мы сейчас считаем важным - мы уверены, что можем гораздо быстрее двигаться в совместной работе по развитию инфраструктуры и в работе по развитию сельскохозяйственных проектов. У нас сейчас в сельское хозяйство на Дальнем Востоке инвестируют Китай, Япония, Индия, Вьетнам, США, Австралия и ряд других стран.
Это точно можно делать быстрее. Мы стараемся сейчас предоставлять землю, стараемся создавать условия. Надеемся, что у нас еще рост инвестиций в сельское хозяйство впереди. Вот примерно такая картина.
Вопрос: Как вы считаете, достаточно ли сейчас принимается мер для уменьшения оттока населения с Дальнего Востока и будут ли еще какие-то меры приниматься?
Ю. Трутнев: Нет, недостаточно. Если отток продолжается, а он продолжается к сожалению, то, значит, мер недостаточно. Но дело все в чем - для того чтобы люди оставались на Дальнем Востоке, приезжали на Дальний Восток, условия жизни должны быть не хуже, а еще лучше, чем в Центральной России по всем показателям, таким как медицина, образование, дороги, жилье и так далее.
Эта задача, которая стоит впереди, она будет реализовываться в рамках новой программы развития Дальнего Востока, мы о ней говорили - она буквально несколько дней назад одобрена председателем правительства, и сейчас мы готовимся докладывать ее президенту, потому что эта программа будет принята Указом Президента РФ.
В то же самое время я надеюсь, что определенный вклад в интерес к Дальнему Востоку внесет двухпроцентная ипотека.
Мы об этом не говорили, давайте скажем простую вещь - человек, который сейчас живет в центральной части России, но возможности приобрести жилье не имеет, он может сейчас получить гектар и получить кредит под строительство дома на этом гектаре.
Вопрос: Юрий Петрович, вы затронули тему национальной программы развития Дальнего Востока. А можно чуть-чуть поподробнее это развить?
Ю. Трутнев: Чуть-чуть поподробнее можно, но именно чуть-чуть. Программа, я уже сказал, разработана, одобрена председателем правительства, согласована с Министерством финансов.
Вы помните, мы называли цифру 2 трлн рублей, на сегодняшний день в программе 1 трлн 560 млрд - мне кажется, что это неплохая история, если говорить о том, что до 2025 года на территорию Дальнего Востока придет 1,5 трлн рублей инвестиций из федерального бюджета на строительство медицинских учреждений, школ, дорог, жилья.
Это не 2 трлн, это немножко меньше, но ничего еще не кончилось, мы будем продолжать работу, уверен в том, что до 2025 года многое еще можно сделать для финансирования Дальнего Востока.
Подготовил В. ИЛИН.