Как, сколько и зачем мы платим страховые взносы
03.05.2019
246
«Ни для кого не секрет, что в настоящее время распространенной формой оптимизации налогов, которой пользуются работодатели, является выплата доходов работникам без отражения в данных бухгалтерского и, соответственно, налогового учета, - говорит начальник отдела налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов УФНС России о Хабаровскому краю Ирина Кожемякина.
- У этой схемы много названий - «выплата заработной платы в конвертах», «черная» заработная плата (когда все идет мимо кассы), «серая» зарплата, когда в бухучете отражается только часть доходов.
По разным оценкам серый рынок труда достигает от 30 до 60 процентов от общего объема рынка». И такая организация выигрывает на налогах, которые исчисляются с фонда оплаты труда.
На комиссию вызываются
- По существу, такие организации практически обманывают государство, недоплачивая (либо вовсе не уплачивая) в бюджет и внебюджетные фонды необходимые суммы НДФЛ и страховых взносов, - говорит Ирина Кожемякина. - Этим они ставят себя в более выгодное положение по сравнению с добросовестными плательщиками, необоснованно повышают свою конкурентоспособность при ведении бизнеса.
- Тем не менее, многие жители края соглашаются работать в таком недобросовестном бизнесе. Главное - зарплата сегодня. А завтра что - не важно.
- Люди, которые работают на этих предприятиях, которые, работая без оформления трудовых отношений, лишают себя права на пенсию, ведь у них не засчитывается трудовой стаж, за них не производятся гарантированные перечисления в пенсионный фонд.
Кроме того, они не имеют прав на оплату больничных листов, отпускных и компенсационных выплат, нет возможности получения социальных и имущественных вычетов, оформления кредитов в банке и т. д.
- Налоговое ведомство как-то влияет на эту ситуацию?
- Вопросы, связанные с соблюдением трудового законодательства, напрямую с функционалом налоговых органов не связаны. Это прерогатива Гострудинспекции.
Но эти вопросы тесно переплетаются с администрированием налогов, связанных с доходами физических лиц. Ведь если предприятием не отражены (сокрыты, не полностью отражены) доходы, то налицо сокрытие объекта налогообложения. А это уже наша задача - вывести такие доходы из тени и обеспечить их вовлечение в облагаемый налогами оборот. Именно эти цели ставятся перед комиссиями по легализации налоговой базы, которые созданы в каждой налоговой инспекции.
Работа таких комиссий идет на постоянной основе. На них приглашаются руководители организаций и индивидуальные предприниматели, в отношении которых у налоговых органов есть вопросы в части исполнения ими обязанности налогового агента по полноте исчисления НДФЛ, а с 2017 года - и обязанностей страхователя в части исчисления страховых взносов во внебюджетные фонды.
- Из чего исходит налоговая служба, вызывая руководителя предприятия на комиссию? Ведь сам факт нарушения еще не зафиксирован.
- Такому приглашению предшествует работа инспекторов по анализу налоговой отчетности по НДФЛ и страховым взносам; сопоставление ее между собой и с другими формами отчетности. Например, по НДС, по прибыли, по спецрежимам - где можно отследить наличие выручки, а значит, факт ведения деятельности. Отслеживается движение средств на расчетных счетах организации; сопоставляются данные по численности работников из различных отчетных форм.
Кроме того, с учетом статистических данных о сложившихся в крае средних уровнях заработной платы по определенным видам деятельности проводится сопоставление данных статистики с расчетной суммой дохода на одного человека в месяц, которую работодатели отразили в своей отчетности.
Одним из рычагов в этой работе может служить взаимодействие с Государственной инспекцией труда в Хабаровском крае. В чем-то наши цели пересекаются, и нам надо это использовать. Их задача - обеспечить соблюдение норм трудового законодательства, в т. ч. легализация трудовых отношений. Наша цель - легализация доходов, в т. ч. и от трудовой деятельности, и уплата в полном объеме налогов от этой деятельности.
Большие полномочия
- Давайте еще раз четко для всех перечислим, какие же все-таки полномочия сегодня у налоговой службы есть в части страховых взносов. Потому что многие руководители предприятий до сих пор не понимают, когда заканчиваются полномочия внебюджетных фондов и начинаются налоговые службы.
- С 1 января 2017 года к налоговым органам перешли полномочия по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ. По приему страховых взносов и расчетов по страховым взносам. Мы занимаемся зачетами/возвратами сумм страховых взносов, в том числе за периоды, истекшие до 1 января 2017 года по решениям государственных внебюджетных фондов - Пенсионного фонда (ПФР) и Фонда социального страхования (ФСС).
В числе полномочий налоговой службы: предоставление отсрочки (рассрочки) по страховым взносам; взыскание недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам, в том числе возникшей до 1 января 2017 года.
И, обратите внимание, при этом у ПФР и ФСС сохранились полномочия по приему страховых взносов расчетов по страховым взносам за отчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года. Они же занимаются контролем правильности исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов за периоды до 1 января 2017 года (камеральные и выездные проверки).
В их полномочиях также: прием заявлений от плательщиков страховых взносов о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней, штрафов за отчетные периоды до 1 января 2017 года, принятие решений по данным заявлениям и направлению указанных решений в налоговые органы для исполнения.
Кроме того, у ПФР осталась обязанность ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
ФСС остался администратором страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Также за ФСС РФ сохранились полномочия по проведению проверок правильности заявленных плательщиками в расчетах по страховым взносам, представленных в налоговый орган, расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и сообщению об итогах данных проверок в налоговые органы.
Тарифы идут на понижение или в рост
- Для плательщиков страховых взносов Налоговым кодексом предусмотрены пониженные и дополнительные тарифы. Расскажите, какие здесь изменения в этом году?
- Начиная с отчетного периода - 1 квартала 2019 года, сразу несколько категорий плательщиков утратили право на применение пониженных тарифов страховых взносов.
Это - плательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), и основной вид деятельности которых указан в пп. 5 п. 1 ст. 427 Налогового кодекса - код тарифа «08». Также и аптечные организации, и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, уплачивающие единый налог на вмененный доход (ЕНВД) - код тарифа «09». Индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, - код тарифа «12».
Они теперь рассчитывают страховые взносы по основным тарифам:
Нет больше понижения на обязательное пенсионное страхование (ОПС) - 22% с сумм выплат и вознаграждений по каждому работнику в пределах установленной законодательством предельной величины (на 2019 год - 1 150 тыс. руб.) и 10% свыше предельной величины. Также и на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности, и в связи с материнством (ОСС) - 2,9% в пределах установленной предельной величины (на 2019 год - 865 тыс. руб.). Для иностранных работников - 1,8% в пределах установленной величины. На обязательное медицинское страхование (ОМС) - 5,1% независимо от размера выплат.
- Для кого сохранились пониженные тарифы?
- Для плательщиков страховых взносов, применяющих УСН. В их числе: некоммерческие организации (за исключением государственных (муниципальных) учреждений); организации, осуществляющие в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального) - код тарифа «10»; благотворительные организации - код тарифа «11».
Для такой категории плательщиков в течение 2019-2024 гг. тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливаются: на ОПС - 20%, на ОСС и ОМС - 0 процентов.
Кроме того, имеют право применять пониженные тарифы страховых взносов: российские организации в области информационных технологий (ИТ-организации) до 2023 года включительно тариф в размере 14% (на ОПС - 8%, ОСС - 2%, ОМС - 4%). Также и плательщики, осуществляющие технико-внедренческую деятельность на территории определенных особых экономических зон (ОЭЗ), а также туристско-рекреационную деятельность на территории туристско-рекреационных ОЭЗ, объединенных в кластер.
- Для хабаровских и вообще дальневосточных компаний какие есть поводы понижения тарифов?
- Для плательщиков, производящих выплаты членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (за исключением используемых для хранения и перевалки нефти, нефтепродуктов в морских портах РФ), в течение 2017-2027 годов устанавливается нулевой (0) тариф.
Плательщики, получившие статус резидента территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) и свободного порта Владивосток, в течение 10 лет со дня получения ими такого статуса применяют пониженный тариф в размере 7,6% (на пенсионное страхование - 6%, социальное - 1,5%, медицинское - 0,1%).
При этом с 26.06.2018 пониженные тарифы страховых взносов применяются плательщиками исключительно в отношении базы для исчисления страховых взносов, определенной в отношении физических лиц, занятых на новых рабочих местах.
Под новым рабочим местом понимается впервые создаваемое резидентом ТОСЭР или резидентом свободного порта Владивосток при исполнении соглашения об осуществлении деятельности.
Физическим лицом, занятым на новом рабочем месте, признается лицо, которое заключило трудовой договор с резидентом ТОСЭР или резидентом свободного порта Владивосток и трудовые обязанности которого непосредственно связаны с исполнением соглашения об осуществлении деятельности, в том числе с эксплуатацией объектов основных средств, созданных в результате исполнения соглашения об осуществлении деятельности.
Все пониженные тарифы применяются в пределах установленной предельной величины базы для исчисления соответствующих страховых взносов (свыше предельной величины страховые взносы не начисляются).
Оплатите дополнительно
- В отношении работников, занятых на работах с вредными, опасными и тяжелыми условиями труда, указанных в п. 1-18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», предусмотрена обязанность работодателей начислять страховые взносы на ОПС не только по общим тарифам, но и по дополнительным тарифам, - говорит Ирина Кожемякина.
Это является необходимым условием включения в специальный стаж периодов работы по профессии в целях назначения досрочной пенсии.
Страховые взносы на ОПС по дополнительным тарифам начисляются на все выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц, занимающих должности на работе с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда (за исключением сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами). В данном случае не действует ограничение по предельной величине базы для исчисления страховых взносов на ОПС.
Обратите внимание, до 1 января 2019 года при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов на ОПС применялись специальная оценка условий труда работников (СОУТ) и результаты проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда. Теперь вместо аттестации рабочих мест должна быть СОУТ.
В случае если для работника не проведена СОУТ, но он занят на видах работ, указанных в п. 1-18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», то страховые взносы по дополнительным тарифам на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, начисляются по максимальному тарифу.
Дополнительные тарифы на социальное страхование также начисляются на выплаты (вознаграждения) в пользу членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации (14%) и отдельных категорий работников организаций угольной промышленности (6,7%).
В случае если доход плательщика за текущий календарный год превысил 300 тыс. руб., помимо фиксированного платежа, плательщик в срок не позднее 1 июля следующего года должен оплатить страховые взносы на ОПС в размере 1% с суммы дохода, превышающего 300 тыс. рублей.
При этом размер страховых взносов на ОПС за 2019 г. не может быть более 234 832 руб., за 2018 г. - 212 360 рублей.
Когда ИП освобождаются
- Индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от уплаты страховых взносов, - говорит Ирина Кожемякина, - а также адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики и патентные поверенные, занимающиеся частной практикой, медиаторы и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Причем в целом ряде случаев: прохождение ими военной службы по призыву; уход одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет; уход, осуществляемый трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет; проживание супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства; проживание за границей супругов работников, направленных, в частности, в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации; за периоды, в которых приостановлен статус адвоката, и в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность.
Для освобождения от уплаты страховых взносов необходимо представить в налоговый орган по месту учета заявление об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающие документы.
Следует отметить, что в случае, если в течение расчетного периода плательщиками, имеющими право на освобождение от уплаты страховых взносов, осуществлялась соответствующая деятельность, они уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в соответствующих размерах пропорционально количеству календарных месяцев, в течение которых ими осуществлялась указанная деятельность.
Сдавайте даже «нулевые» РСВ
- Вне зависимости от осуществления (неосуществления) деятельности плательщики - работодатели обязаны представлять в налоговые органы расчёт по начисленным-уплаченным страховым взносам (РСВ), причем даже с нулевыми показателями, - говорит Ирина Кожемякина.
РСВ представляют плательщики, которые осуществляют выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; обособленные подразделения организаций, которые наделены полномочиями по исчислению выплат и иных вознаграждений физическим лицам; индивидуальные предприниматели, если имеют наемных работников; физические лица - работодатели; главы крестьянских (фермерских) хозяйств.
Работодатели представляют РСВ в срок не позднее 30 числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом. А им признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
Главы крестьянских (фермерских) хозяйств представляют РСВ один раз в год - до 30 января календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Взносы на все выплаты
- Следует отметить, - говорит Ирина Кожемякина, - что объектом обложения страховыми взносами признаются все выплаты, производимые работодателем в рамках трудовых отношений. В том числе, как на основании положений трудовых договоров, так и при отсутствии положений о тех или иных выплатах в указанных договорах, но производимые в связи с наличием трудовых отношений между работником и работодателем.
Также объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты:
- по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг. В данном случае плательщики не исчисляют и не уплачивают страховые взносы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ОСС);
- по договорам авторского заказа в пользу авторов произведений;
- по договорам об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями.
База для исчисления страховых взносов плательщиками-работодателями определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала года нарастающим итогом.
Работодатели осуществляют уплату страховых взносов не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.
В 2018 г. по сравнению с 2017 г. наблюдалось увеличение поступлений страховых взносов на 6,9 млрд. руб., или на 9,3 процента.
В 2018 г. поступления в государственные внебюджетные фонды составили
80,5 млрд. руб., в 2017 г. - 73,6 млрд. рублей.
За два года (2017-2018 гг.) администрирования налоговыми органами страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов в целом плательщиками Хабаровского края перечислено
154,1 млрд. рублей.
- У этой схемы много названий - «выплата заработной платы в конвертах», «черная» заработная плата (когда все идет мимо кассы), «серая» зарплата, когда в бухучете отражается только часть доходов.
По разным оценкам серый рынок труда достигает от 30 до 60 процентов от общего объема рынка». И такая организация выигрывает на налогах, которые исчисляются с фонда оплаты труда.
На комиссию вызываются
- По существу, такие организации практически обманывают государство, недоплачивая (либо вовсе не уплачивая) в бюджет и внебюджетные фонды необходимые суммы НДФЛ и страховых взносов, - говорит Ирина Кожемякина. - Этим они ставят себя в более выгодное положение по сравнению с добросовестными плательщиками, необоснованно повышают свою конкурентоспособность при ведении бизнеса.
- Тем не менее, многие жители края соглашаются работать в таком недобросовестном бизнесе. Главное - зарплата сегодня. А завтра что - не важно.
- Люди, которые работают на этих предприятиях, которые, работая без оформления трудовых отношений, лишают себя права на пенсию, ведь у них не засчитывается трудовой стаж, за них не производятся гарантированные перечисления в пенсионный фонд.
Кроме того, они не имеют прав на оплату больничных листов, отпускных и компенсационных выплат, нет возможности получения социальных и имущественных вычетов, оформления кредитов в банке и т. д.
- Налоговое ведомство как-то влияет на эту ситуацию?
- Вопросы, связанные с соблюдением трудового законодательства, напрямую с функционалом налоговых органов не связаны. Это прерогатива Гострудинспекции.
Но эти вопросы тесно переплетаются с администрированием налогов, связанных с доходами физических лиц. Ведь если предприятием не отражены (сокрыты, не полностью отражены) доходы, то налицо сокрытие объекта налогообложения. А это уже наша задача - вывести такие доходы из тени и обеспечить их вовлечение в облагаемый налогами оборот. Именно эти цели ставятся перед комиссиями по легализации налоговой базы, которые созданы в каждой налоговой инспекции.
Работа таких комиссий идет на постоянной основе. На них приглашаются руководители организаций и индивидуальные предприниматели, в отношении которых у налоговых органов есть вопросы в части исполнения ими обязанности налогового агента по полноте исчисления НДФЛ, а с 2017 года - и обязанностей страхователя в части исчисления страховых взносов во внебюджетные фонды.
- Из чего исходит налоговая служба, вызывая руководителя предприятия на комиссию? Ведь сам факт нарушения еще не зафиксирован.
- Такому приглашению предшествует работа инспекторов по анализу налоговой отчетности по НДФЛ и страховым взносам; сопоставление ее между собой и с другими формами отчетности. Например, по НДС, по прибыли, по спецрежимам - где можно отследить наличие выручки, а значит, факт ведения деятельности. Отслеживается движение средств на расчетных счетах организации; сопоставляются данные по численности работников из различных отчетных форм.
Кроме того, с учетом статистических данных о сложившихся в крае средних уровнях заработной платы по определенным видам деятельности проводится сопоставление данных статистики с расчетной суммой дохода на одного человека в месяц, которую работодатели отразили в своей отчетности.
Одним из рычагов в этой работе может служить взаимодействие с Государственной инспекцией труда в Хабаровском крае. В чем-то наши цели пересекаются, и нам надо это использовать. Их задача - обеспечить соблюдение норм трудового законодательства, в т. ч. легализация трудовых отношений. Наша цель - легализация доходов, в т. ч. и от трудовой деятельности, и уплата в полном объеме налогов от этой деятельности.
Большие полномочия
- Давайте еще раз четко для всех перечислим, какие же все-таки полномочия сегодня у налоговой службы есть в части страховых взносов. Потому что многие руководители предприятий до сих пор не понимают, когда заканчиваются полномочия внебюджетных фондов и начинаются налоговые службы.
- С 1 января 2017 года к налоговым органам перешли полномочия по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ. По приему страховых взносов и расчетов по страховым взносам. Мы занимаемся зачетами/возвратами сумм страховых взносов, в том числе за периоды, истекшие до 1 января 2017 года по решениям государственных внебюджетных фондов - Пенсионного фонда (ПФР) и Фонда социального страхования (ФСС).
В числе полномочий налоговой службы: предоставление отсрочки (рассрочки) по страховым взносам; взыскание недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам, в том числе возникшей до 1 января 2017 года.
И, обратите внимание, при этом у ПФР и ФСС сохранились полномочия по приему страховых взносов расчетов по страховым взносам за отчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года. Они же занимаются контролем правильности исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов за периоды до 1 января 2017 года (камеральные и выездные проверки).
В их полномочиях также: прием заявлений от плательщиков страховых взносов о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней, штрафов за отчетные периоды до 1 января 2017 года, принятие решений по данным заявлениям и направлению указанных решений в налоговые органы для исполнения.
Кроме того, у ПФР осталась обязанность ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
ФСС остался администратором страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Также за ФСС РФ сохранились полномочия по проведению проверок правильности заявленных плательщиками в расчетах по страховым взносам, представленных в налоговый орган, расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и сообщению об итогах данных проверок в налоговые органы.
Тарифы идут на понижение или в рост
- Для плательщиков страховых взносов Налоговым кодексом предусмотрены пониженные и дополнительные тарифы. Расскажите, какие здесь изменения в этом году?
- Начиная с отчетного периода - 1 квартала 2019 года, сразу несколько категорий плательщиков утратили право на применение пониженных тарифов страховых взносов.
Это - плательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), и основной вид деятельности которых указан в пп. 5 п. 1 ст. 427 Налогового кодекса - код тарифа «08». Также и аптечные организации, и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, уплачивающие единый налог на вмененный доход (ЕНВД) - код тарифа «09». Индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, - код тарифа «12».
Они теперь рассчитывают страховые взносы по основным тарифам:
Нет больше понижения на обязательное пенсионное страхование (ОПС) - 22% с сумм выплат и вознаграждений по каждому работнику в пределах установленной законодательством предельной величины (на 2019 год - 1 150 тыс. руб.) и 10% свыше предельной величины. Также и на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности, и в связи с материнством (ОСС) - 2,9% в пределах установленной предельной величины (на 2019 год - 865 тыс. руб.). Для иностранных работников - 1,8% в пределах установленной величины. На обязательное медицинское страхование (ОМС) - 5,1% независимо от размера выплат.
- Для кого сохранились пониженные тарифы?
- Для плательщиков страховых взносов, применяющих УСН. В их числе: некоммерческие организации (за исключением государственных (муниципальных) учреждений); организации, осуществляющие в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального) - код тарифа «10»; благотворительные организации - код тарифа «11».
Для такой категории плательщиков в течение 2019-2024 гг. тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливаются: на ОПС - 20%, на ОСС и ОМС - 0 процентов.
Кроме того, имеют право применять пониженные тарифы страховых взносов: российские организации в области информационных технологий (ИТ-организации) до 2023 года включительно тариф в размере 14% (на ОПС - 8%, ОСС - 2%, ОМС - 4%). Также и плательщики, осуществляющие технико-внедренческую деятельность на территории определенных особых экономических зон (ОЭЗ), а также туристско-рекреационную деятельность на территории туристско-рекреационных ОЭЗ, объединенных в кластер.
- Для хабаровских и вообще дальневосточных компаний какие есть поводы понижения тарифов?
- Для плательщиков, производящих выплаты членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (за исключением используемых для хранения и перевалки нефти, нефтепродуктов в морских портах РФ), в течение 2017-2027 годов устанавливается нулевой (0) тариф.
Плательщики, получившие статус резидента территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) и свободного порта Владивосток, в течение 10 лет со дня получения ими такого статуса применяют пониженный тариф в размере 7,6% (на пенсионное страхование - 6%, социальное - 1,5%, медицинское - 0,1%).
При этом с 26.06.2018 пониженные тарифы страховых взносов применяются плательщиками исключительно в отношении базы для исчисления страховых взносов, определенной в отношении физических лиц, занятых на новых рабочих местах.
Под новым рабочим местом понимается впервые создаваемое резидентом ТОСЭР или резидентом свободного порта Владивосток при исполнении соглашения об осуществлении деятельности.
Физическим лицом, занятым на новом рабочем месте, признается лицо, которое заключило трудовой договор с резидентом ТОСЭР или резидентом свободного порта Владивосток и трудовые обязанности которого непосредственно связаны с исполнением соглашения об осуществлении деятельности, в том числе с эксплуатацией объектов основных средств, созданных в результате исполнения соглашения об осуществлении деятельности.
Все пониженные тарифы применяются в пределах установленной предельной величины базы для исчисления соответствующих страховых взносов (свыше предельной величины страховые взносы не начисляются).
Оплатите дополнительно
- В отношении работников, занятых на работах с вредными, опасными и тяжелыми условиями труда, указанных в п. 1-18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», предусмотрена обязанность работодателей начислять страховые взносы на ОПС не только по общим тарифам, но и по дополнительным тарифам, - говорит Ирина Кожемякина.
Это является необходимым условием включения в специальный стаж периодов работы по профессии в целях назначения досрочной пенсии.
Страховые взносы на ОПС по дополнительным тарифам начисляются на все выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц, занимающих должности на работе с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда (за исключением сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами). В данном случае не действует ограничение по предельной величине базы для исчисления страховых взносов на ОПС.
Обратите внимание, до 1 января 2019 года при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов на ОПС применялись специальная оценка условий труда работников (СОУТ) и результаты проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда. Теперь вместо аттестации рабочих мест должна быть СОУТ.
В случае если для работника не проведена СОУТ, но он занят на видах работ, указанных в п. 1-18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», то страховые взносы по дополнительным тарифам на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, начисляются по максимальному тарифу.
Дополнительные тарифы на социальное страхование также начисляются на выплаты (вознаграждения) в пользу членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации (14%) и отдельных категорий работников организаций угольной промышленности (6,7%).
В случае если доход плательщика за текущий календарный год превысил 300 тыс. руб., помимо фиксированного платежа, плательщик в срок не позднее 1 июля следующего года должен оплатить страховые взносы на ОПС в размере 1% с суммы дохода, превышающего 300 тыс. рублей.
При этом размер страховых взносов на ОПС за 2019 г. не может быть более 234 832 руб., за 2018 г. - 212 360 рублей.
Когда ИП освобождаются
- Индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от уплаты страховых взносов, - говорит Ирина Кожемякина, - а также адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики и патентные поверенные, занимающиеся частной практикой, медиаторы и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Причем в целом ряде случаев: прохождение ими военной службы по призыву; уход одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет; уход, осуществляемый трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет; проживание супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства; проживание за границей супругов работников, направленных, в частности, в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации; за периоды, в которых приостановлен статус адвоката, и в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность.
Для освобождения от уплаты страховых взносов необходимо представить в налоговый орган по месту учета заявление об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающие документы.
Следует отметить, что в случае, если в течение расчетного периода плательщиками, имеющими право на освобождение от уплаты страховых взносов, осуществлялась соответствующая деятельность, они уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в соответствующих размерах пропорционально количеству календарных месяцев, в течение которых ими осуществлялась указанная деятельность.
Сдавайте даже «нулевые» РСВ
- Вне зависимости от осуществления (неосуществления) деятельности плательщики - работодатели обязаны представлять в налоговые органы расчёт по начисленным-уплаченным страховым взносам (РСВ), причем даже с нулевыми показателями, - говорит Ирина Кожемякина.
РСВ представляют плательщики, которые осуществляют выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; обособленные подразделения организаций, которые наделены полномочиями по исчислению выплат и иных вознаграждений физическим лицам; индивидуальные предприниматели, если имеют наемных работников; физические лица - работодатели; главы крестьянских (фермерских) хозяйств.
Работодатели представляют РСВ в срок не позднее 30 числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом. А им признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
Главы крестьянских (фермерских) хозяйств представляют РСВ один раз в год - до 30 января календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Взносы на все выплаты
- Следует отметить, - говорит Ирина Кожемякина, - что объектом обложения страховыми взносами признаются все выплаты, производимые работодателем в рамках трудовых отношений. В том числе, как на основании положений трудовых договоров, так и при отсутствии положений о тех или иных выплатах в указанных договорах, но производимые в связи с наличием трудовых отношений между работником и работодателем.
Также объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты:
- по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг. В данном случае плательщики не исчисляют и не уплачивают страховые взносы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ОСС);
- по договорам авторского заказа в пользу авторов произведений;
- по договорам об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями.
База для исчисления страховых взносов плательщиками-работодателями определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала года нарастающим итогом.
Работодатели осуществляют уплату страховых взносов не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.
В 2018 г. по сравнению с 2017 г. наблюдалось увеличение поступлений страховых взносов на 6,9 млрд. руб., или на 9,3 процента.
В 2018 г. поступления в государственные внебюджетные фонды составили
80,5 млрд. руб., в 2017 г. - 73,6 млрд. рублей.
За два года (2017-2018 гг.) администрирования налоговыми органами страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов в целом плательщиками Хабаровского края перечислено
154,1 млрд. рублей.