Мы едем, едем, едем…
12.07.2024
1138

Владимир Ощановский: «Развитие общественного транспорта в Хабаровске идёт в ногу со временем»
Каждому человеку хоть изредка приходится быть пассажиром. Поэтому, мы знаем, что такое общественный транспорт. Знаем, как важно, чтобы пришёл вовремя автобус, у троллейбуса не упали «рога» посреди дороги, а на трамвайных путях не застрял лихой джип. Знаем, как может испортить настроение переполненный салон и хамство водителя и, наоборот, сделать начало рабочего дня вовремя пришедший автобус и комфортная поездка в чистом красивом трамвае.
Сегодня пассажиры общественного транспорта пользуются услугами тридцати трех перевозчиков, в том числе и муниципального предприятия «Городской электротранспорт». Среди перевозчиков большинство работают не первый год, конкурируют друг с другом в сервисе, комфорте и качестве автобусов и регулярно участвуют в конкурсах на маршруты. Для кого-то этот бизнес уже стал семейным делом: вместе работают отцы и сыновья, расширяют транспортный парк и укрупняют свои предприятия.
- Люди вкладывают деньги в свое будущее, - говорит начальник управления промышленности, транспорта и связи администрации Хабаровска Владимир Ощановский, – к примеру, ИП Трофименко, ИП Шадуя, ИП Рябцев или ИП Артамонов: на одном маршруте работает отец, на другом - сын. Радует, что на конкурсе сейчас перевозчики одни и те же. И конкурсы проводятся реже. Очередной будет в августе. Возить людей надо всюду по городу, а некоторые маршруты, вроде 47-го, перевозчики не любят, поэтому приходится сочетать его как добавку. И на конкурс мы выдаем его в один лот с рентабельным маршрутом, к прибыльным прибавляем неприбыльные, чтобы скомпенсировать. Скажем, «единицу» хотят выиграть все! Ну, значит, берите к ней или к 29-му маршруту нагрузку в виде 47-го и работайте. Это справедливо.
Новая форма «единички»
За последние пять лет заметное улучшение произошло в вопросах замены общественного транспорта. Обновление транспортного парка идет активно. Всё больше на маршрутах появляется комфортных машин с удобными для пассажиров салонами. По словам мэра Хабаровска Сергея Кравчука, люди должны чувствовать комфорт, когда садятся в салон автобуса. Поэтому предпринимателям, занимающимися перевозками, необходимо следить за тем, чтобы транспорт был новым, современным и ухоженным.
- Приобретение автобусов сегодня инвестируется нашими перевозчиками, - рассказывает Владимир Ощановский, - недавно «Пять звезд» и ИП Артамонов демонстрировали тридцать закупленных ими китайских автобусов: автоматическая коробка передач, кондиционеры, информаторы, удобства для пассажиров, хорошие условия для водителя…
Эти же перевозчики нынче должны еще сорок таких автобусов закупить, у них контракты заключены - машины поступят к концу осени. В прошлом году ИП Артамонов закупил 15 белых «Ютонгов», а «Пять звезд» - десять «Джонтонгов». Остальные предприниматели тоже, глядя на них, потихоньку меняют свой парк машин. И такая работа будет продолжаться.
По словам руководителя управления, в 2023-м году было заменено около шестидесяти автобусов. Конечно, не все они абсолютно новые, с завода, но значительно более свежие, не 10-15-летние. Сейчас из пятисот автобусов, работающих на городских маршрутах, 64 процента, а это 328 машин, - не старше семи лет эксплуатации.
Новые автобусы выгодно отличаются своим современным видом, украшая город и создавая больший комфорт хабаровчанам. На маршруте номер один появились новенькие оранжевые машины с низким полом, это будет фирменный цвет перевозчиков города.
Историческая победа города
Градоначальник Сергей Кравчук считает общественный транспорт одной из составляющих комфортного проживания хабаровчан.
- Город прирастает новыми жилыми кварталами, увеличивается пассажиропоток. Мы намерены развивать электрический транспорт как наиболее экономичный и экологичный, а также вместе с предпринимательским сообществом будем пополнять и обновлять автобусный парк, - подчеркивал он ранее.
Постепенное обновление автобусов горожане наблюдают давно. А вот с троллейбусами и трамваями этот процесс складывался сложнее.
- Трамвайно-троллейбусное управление у нас с 2016 года находилось в состоянии банкротства, - объясняет Владимир Ощановский, - и город с тех пор всё время работал над тем, что пытался вернуть имущество, которое было у конкурсного управляющего, и его арендовал созданный в 2017 году «Горэлектротранс». Но вкладывать финансовые средства в чужое имущество, пока оно находилось в конкурсной массе, мы просто юридически не имели права. Поэтому практически ни одного ремонта: ни на контактной сети, ни на трамвайном полотне, ни на подстанции не сделали.
Благодаря особому вниманию, которое мэр города Сергей Анатольевич Кравчук уделял электрическому транспорту, мы не сдались.
За пять лет пришлось, конечно, много побороться, много отстаивать во всех инстанциях. Это имущество не могло продаваться по частям, а только в комплексе, и первоначальная цена составляла полтора миллиарда рублей, оценена налоговой инспекцией, которая была основным кредитором нашего имущества. Два года проходили торги, и мы дошли до того, что всё имущество оказалось стоимостью в миллион рублей.
И вот, наконец, в этом году состоялся суд, который определил, что конкурсное управление закончилось: оно закрыто, а имущество передано в город. В истории Хабаровска это, наверное, первый случай, что после конкурсных управляющих имущество предприятия вернулось назад в казну города.
Мы отстояли, получили, и город уже передал имущество в оперативное управление своему предприятию - МУП «ГЭТ» («Горэлектротранспорт»). Будем теперь работать на развитие, по возможности участвовать во всех программах и развивать в Хабаровске электротранспорт.
Свободный ход без тока
- Перевозки электротранспортом осуществляются на трёх троллейбусных маршрутах – 1, 2, 3 – и трёх трамвайных – 1, 2, 5, - продолжает Владимир Иосифович, - так как у нас сохранилась вся контактная сеть, мы сегодня используем троллейбусы с удлиненным или свободным ходом. Для этого в течение последних двух лет закупили 17 белорусских троллейбусов такого вида. Десять машин приобрела администрация города, а семь – за федеральные деньги по программе развития Дальнего Востока.
На этот год также при помощи федеральных средств, это казначейские кредиты, мы закупили 16 троллейбусов со свободным ходом до 30 км в городе Владимире, на заводе «Волгабас».
Благодаря тому, что машина с удлиненным ходом может двигаться без подзарядки от контактной сети, такой троллейбус идет, как автобус.
Напомним, что в июне прошлого года по поручению мэра Хабаровска Сергея Кравчука был открыт новый троллейбусный маршрут №2, который еще называют маршрутом «трёх вокзалов». Машины передвигаются от аэропорта по улице Карла Маркса, затем поворачивают на Большую, доезжают до Воронежской, по ней движутся через автовокзал до железнодорожного вокзала и следуют обратно.
Тогда же у горожан появилась возможность совершать на железнодорожном вокзале пересадку с троллейбуса на трамвай и, наоборот без повторной оплаты, если воспользоваться правом проезда в течение двух часов. Оплатив билет один раз и просто предъявив его в следующем транспорте, хабаровчане теперь могут доехать из аэропорта и на «Химфармзавод», и в посёлок Кирова. У жителей была потребность в таком соединении трех точек города, а приобретённые троллейбусы, оснащенные системой автономного хода, позволили это сделать.
- Расстояние на автономном ходу троллейбусы преодолевают без проблем, - заверяет Ощановский, – это используется уже и на 3-м маршруте, когда троллейбус идет от аэропорта до бывшей гостиницы «Турист», выходит на Ленинградскую, около вокзала опускает свои контакты и двигается в обратном направлении на автовокзал, по улице Шелеста, на Большую и в аэропорт.
А сейчас мы переводим с автобусного на троллейбусное сообщение троллейбус со свободным ходом от конечной остановки 28-го автобусного маршрута «Рынок», через вокзал до дачного поселка «Авиатор», где
Малый аэропорт. Это теперь вполне возможно на троллейбусах с удлиненным ходом, которые мы закупили.
На шестнадцать ожидаемых троллейбусов, как сказал начальник управления, уже есть свои планы.
- Мы прорабатываем возможность соединить Первый микрорайон, железнодорожный вокзал, автовокзал и онкоцентр. Чтобы из центра можно было спокойно сесть и поехать туда и обратно. И, так как вдоль
Воронежской сейчас идет большое строительство жилых кварталов, я думаю, что этот маршрут оправдает себя, - подчеркивает руководитель управления транспорта.
Оранжевый трамвай желания
Не останется без внимания и вопрос развития трамвайного сообщения в Хабаровске. В нашем городе трамвай зачастую бывает очень востребованным видом транспорта.
Обновление вагонов, особенно на маршруте номер пять, давно назрело. И оно не за горами: по федеральной программе приобретено десять новых трамваев, поставщик – Усть-Катавский трамвайный завод.
- Аналогичный трамвай оранжевого цвета у нас ходит на «однёрке», - говорит Владимир Ощановский, - и до октября должны доставить их в Хабаровск: более цивилизованные, комфортные, с низким полом, видеонаблюдением, кондиционером, с информационным блоком. Держим постоянно связь с заводом и постараемся привезти пораньше. Может быть, даже к первому сентября несколько таких трамваев придёт.
Работать они будут в основном на маршруте номер один, а на пятый маршрут перейдут те десять трамваев, которые сейчас работают на первом.
В дальнейшем, если программа сохранится, мы и на 2025 год запланировали приобрести еще 20 трамваев и десять троллейбусов. Будем дальше развивать троллейбусные маршруты с удлинённым ходом и осваивать другие маршруты, которые позволят, может быть, и в Южный микрорайон из Первого микрорайона двигать.
В 2026 году хотим купить еще десять трамваев: в итоге получим сорок вагонов, которые практически полностью заменят старый трамвайный парк. И если сегодня у нас 5-10 минут ожидания трамвая, то это будет 3-5 минут. Это важно для наших жителей, особенно зимой.
Один трамвай «РВЗ» оставим как историческую музейную ценность, он будет у нас кататься как ретро-трамвай для проведения каких-то мероприятий. Их рабочий стаж - 40-60 лет! Облагородим, приведем в порядок и будем выпускать на линию как историческую достопримечательность - в знак благодарности за то, что они столько лет проработали.
В дорожной карте развития электротранспорта мы, конечно, заложили ремонт трамвайных путей, - сообщает Владимир Иосифович, - запланировали с 2025-го по 2028 год отремонтировать 76 км – от Красной Речки до Базы КАФ, с заездом на железнодорожный вокзал и Пятую площадку. При условии, что будет специальная программа развития электротранспорта и федеральное финансирование, потому что такой ремонт предусматривает 3 млрд 350 млн рублей, и у города таких денег просто нет.
Также необходимо нам заменить контактную сеть под трамвай 76 км – стоит это за три миллиона.
Что касается троллейбусной контактной сети, то там надо будет заменить 152 км. Она уже не выдерживает никакой критики. Требуется замена наших одиннадцати подстанций. И плюс, уже надо смотреть в сторону онкоцентра и строить там новую контактную сеть, чтобы троллейбус дальше пошёл - может быть, на Полярную или даже дальше. Город растет, расширяются его транспортные линии, требуются новые маршруты и новый транспорт. В связи с этим возникают и новые задачи, которые нам предстоит решать, - подытожил Владимир Ощановский.
Марина Валентинова.
Сегодня пассажиры общественного транспорта пользуются услугами тридцати трех перевозчиков, в том числе и муниципального предприятия «Городской электротранспорт». Среди перевозчиков большинство работают не первый год, конкурируют друг с другом в сервисе, комфорте и качестве автобусов и регулярно участвуют в конкурсах на маршруты. Для кого-то этот бизнес уже стал семейным делом: вместе работают отцы и сыновья, расширяют транспортный парк и укрупняют свои предприятия.
- Люди вкладывают деньги в свое будущее, - говорит начальник управления промышленности, транспорта и связи администрации Хабаровска Владимир Ощановский, – к примеру, ИП Трофименко, ИП Шадуя, ИП Рябцев или ИП Артамонов: на одном маршруте работает отец, на другом - сын. Радует, что на конкурсе сейчас перевозчики одни и те же. И конкурсы проводятся реже. Очередной будет в августе. Возить людей надо всюду по городу, а некоторые маршруты, вроде 47-го, перевозчики не любят, поэтому приходится сочетать его как добавку. И на конкурс мы выдаем его в один лот с рентабельным маршрутом, к прибыльным прибавляем неприбыльные, чтобы скомпенсировать. Скажем, «единицу» хотят выиграть все! Ну, значит, берите к ней или к 29-му маршруту нагрузку в виде 47-го и работайте. Это справедливо.
Новая форма «единички»
За последние пять лет заметное улучшение произошло в вопросах замены общественного транспорта. Обновление транспортного парка идет активно. Всё больше на маршрутах появляется комфортных машин с удобными для пассажиров салонами. По словам мэра Хабаровска Сергея Кравчука, люди должны чувствовать комфорт, когда садятся в салон автобуса. Поэтому предпринимателям, занимающимися перевозками, необходимо следить за тем, чтобы транспорт был новым, современным и ухоженным.
- Приобретение автобусов сегодня инвестируется нашими перевозчиками, - рассказывает Владимир Ощановский, - недавно «Пять звезд» и ИП Артамонов демонстрировали тридцать закупленных ими китайских автобусов: автоматическая коробка передач, кондиционеры, информаторы, удобства для пассажиров, хорошие условия для водителя…
Эти же перевозчики нынче должны еще сорок таких автобусов закупить, у них контракты заключены - машины поступят к концу осени. В прошлом году ИП Артамонов закупил 15 белых «Ютонгов», а «Пять звезд» - десять «Джонтонгов». Остальные предприниматели тоже, глядя на них, потихоньку меняют свой парк машин. И такая работа будет продолжаться.
По словам руководителя управления, в 2023-м году было заменено около шестидесяти автобусов. Конечно, не все они абсолютно новые, с завода, но значительно более свежие, не 10-15-летние. Сейчас из пятисот автобусов, работающих на городских маршрутах, 64 процента, а это 328 машин, - не старше семи лет эксплуатации.
Новые автобусы выгодно отличаются своим современным видом, украшая город и создавая больший комфорт хабаровчанам. На маршруте номер один появились новенькие оранжевые машины с низким полом, это будет фирменный цвет перевозчиков города.
Историческая победа города
Градоначальник Сергей Кравчук считает общественный транспорт одной из составляющих комфортного проживания хабаровчан.
- Город прирастает новыми жилыми кварталами, увеличивается пассажиропоток. Мы намерены развивать электрический транспорт как наиболее экономичный и экологичный, а также вместе с предпринимательским сообществом будем пополнять и обновлять автобусный парк, - подчеркивал он ранее.
Постепенное обновление автобусов горожане наблюдают давно. А вот с троллейбусами и трамваями этот процесс складывался сложнее.
- Трамвайно-троллейбусное управление у нас с 2016 года находилось в состоянии банкротства, - объясняет Владимир Ощановский, - и город с тех пор всё время работал над тем, что пытался вернуть имущество, которое было у конкурсного управляющего, и его арендовал созданный в 2017 году «Горэлектротранс». Но вкладывать финансовые средства в чужое имущество, пока оно находилось в конкурсной массе, мы просто юридически не имели права. Поэтому практически ни одного ремонта: ни на контактной сети, ни на трамвайном полотне, ни на подстанции не сделали.
Благодаря особому вниманию, которое мэр города Сергей Анатольевич Кравчук уделял электрическому транспорту, мы не сдались.
За пять лет пришлось, конечно, много побороться, много отстаивать во всех инстанциях. Это имущество не могло продаваться по частям, а только в комплексе, и первоначальная цена составляла полтора миллиарда рублей, оценена налоговой инспекцией, которая была основным кредитором нашего имущества. Два года проходили торги, и мы дошли до того, что всё имущество оказалось стоимостью в миллион рублей.
И вот, наконец, в этом году состоялся суд, который определил, что конкурсное управление закончилось: оно закрыто, а имущество передано в город. В истории Хабаровска это, наверное, первый случай, что после конкурсных управляющих имущество предприятия вернулось назад в казну города.
Мы отстояли, получили, и город уже передал имущество в оперативное управление своему предприятию - МУП «ГЭТ» («Горэлектротранспорт»). Будем теперь работать на развитие, по возможности участвовать во всех программах и развивать в Хабаровске электротранспорт.
Свободный ход без тока
- Перевозки электротранспортом осуществляются на трёх троллейбусных маршрутах – 1, 2, 3 – и трёх трамвайных – 1, 2, 5, - продолжает Владимир Иосифович, - так как у нас сохранилась вся контактная сеть, мы сегодня используем троллейбусы с удлиненным или свободным ходом. Для этого в течение последних двух лет закупили 17 белорусских троллейбусов такого вида. Десять машин приобрела администрация города, а семь – за федеральные деньги по программе развития Дальнего Востока.
На этот год также при помощи федеральных средств, это казначейские кредиты, мы закупили 16 троллейбусов со свободным ходом до 30 км в городе Владимире, на заводе «Волгабас».
Благодаря тому, что машина с удлиненным ходом может двигаться без подзарядки от контактной сети, такой троллейбус идет, как автобус.
Напомним, что в июне прошлого года по поручению мэра Хабаровска Сергея Кравчука был открыт новый троллейбусный маршрут №2, который еще называют маршрутом «трёх вокзалов». Машины передвигаются от аэропорта по улице Карла Маркса, затем поворачивают на Большую, доезжают до Воронежской, по ней движутся через автовокзал до железнодорожного вокзала и следуют обратно.
Тогда же у горожан появилась возможность совершать на железнодорожном вокзале пересадку с троллейбуса на трамвай и, наоборот без повторной оплаты, если воспользоваться правом проезда в течение двух часов. Оплатив билет один раз и просто предъявив его в следующем транспорте, хабаровчане теперь могут доехать из аэропорта и на «Химфармзавод», и в посёлок Кирова. У жителей была потребность в таком соединении трех точек города, а приобретённые троллейбусы, оснащенные системой автономного хода, позволили это сделать.
- Расстояние на автономном ходу троллейбусы преодолевают без проблем, - заверяет Ощановский, – это используется уже и на 3-м маршруте, когда троллейбус идет от аэропорта до бывшей гостиницы «Турист», выходит на Ленинградскую, около вокзала опускает свои контакты и двигается в обратном направлении на автовокзал, по улице Шелеста, на Большую и в аэропорт.
А сейчас мы переводим с автобусного на троллейбусное сообщение троллейбус со свободным ходом от конечной остановки 28-го автобусного маршрута «Рынок», через вокзал до дачного поселка «Авиатор», где
Малый аэропорт. Это теперь вполне возможно на троллейбусах с удлиненным ходом, которые мы закупили.
На шестнадцать ожидаемых троллейбусов, как сказал начальник управления, уже есть свои планы.
- Мы прорабатываем возможность соединить Первый микрорайон, железнодорожный вокзал, автовокзал и онкоцентр. Чтобы из центра можно было спокойно сесть и поехать туда и обратно. И, так как вдоль
Воронежской сейчас идет большое строительство жилых кварталов, я думаю, что этот маршрут оправдает себя, - подчеркивает руководитель управления транспорта.
Оранжевый трамвай желания
Не останется без внимания и вопрос развития трамвайного сообщения в Хабаровске. В нашем городе трамвай зачастую бывает очень востребованным видом транспорта.
Обновление вагонов, особенно на маршруте номер пять, давно назрело. И оно не за горами: по федеральной программе приобретено десять новых трамваев, поставщик – Усть-Катавский трамвайный завод.
- Аналогичный трамвай оранжевого цвета у нас ходит на «однёрке», - говорит Владимир Ощановский, - и до октября должны доставить их в Хабаровск: более цивилизованные, комфортные, с низким полом, видеонаблюдением, кондиционером, с информационным блоком. Держим постоянно связь с заводом и постараемся привезти пораньше. Может быть, даже к первому сентября несколько таких трамваев придёт.
Работать они будут в основном на маршруте номер один, а на пятый маршрут перейдут те десять трамваев, которые сейчас работают на первом.
В дальнейшем, если программа сохранится, мы и на 2025 год запланировали приобрести еще 20 трамваев и десять троллейбусов. Будем дальше развивать троллейбусные маршруты с удлинённым ходом и осваивать другие маршруты, которые позволят, может быть, и в Южный микрорайон из Первого микрорайона двигать.
В 2026 году хотим купить еще десять трамваев: в итоге получим сорок вагонов, которые практически полностью заменят старый трамвайный парк. И если сегодня у нас 5-10 минут ожидания трамвая, то это будет 3-5 минут. Это важно для наших жителей, особенно зимой.
Один трамвай «РВЗ» оставим как историческую музейную ценность, он будет у нас кататься как ретро-трамвай для проведения каких-то мероприятий. Их рабочий стаж - 40-60 лет! Облагородим, приведем в порядок и будем выпускать на линию как историческую достопримечательность - в знак благодарности за то, что они столько лет проработали.
В дорожной карте развития электротранспорта мы, конечно, заложили ремонт трамвайных путей, - сообщает Владимир Иосифович, - запланировали с 2025-го по 2028 год отремонтировать 76 км – от Красной Речки до Базы КАФ, с заездом на железнодорожный вокзал и Пятую площадку. При условии, что будет специальная программа развития электротранспорта и федеральное финансирование, потому что такой ремонт предусматривает 3 млрд 350 млн рублей, и у города таких денег просто нет.
Также необходимо нам заменить контактную сеть под трамвай 76 км – стоит это за три миллиона.
Что касается троллейбусной контактной сети, то там надо будет заменить 152 км. Она уже не выдерживает никакой критики. Требуется замена наших одиннадцати подстанций. И плюс, уже надо смотреть в сторону онкоцентра и строить там новую контактную сеть, чтобы троллейбус дальше пошёл - может быть, на Полярную или даже дальше. Город растет, расширяются его транспортные линии, требуются новые маршруты и новый транспорт. В связи с этим возникают и новые задачи, которые нам предстоит решать, - подытожил Владимир Ощановский.
Марина Валентинова.