поиск
16 января 2025, Четверг
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Не верьте мошенникам под видом связистов, полиции и энергетиков!

15.11.2024
Просмотры
652
Не верьте мошенникам под видом связистов, полиции и энергетиков!
Благодарственные письма от УМВД России по Хабаровскому краю получили сотрудницы банка.  По словам Евгения Орлова (второй слева), эти случаи – пример неравнодушия и профессионализма
«Группа людей ходит по квартирам, выдавая себя за сотрудников внутренних дел. Они имеют при себе документы и бланки с символикой Министерства внутренних дел и утверждают, что им необходимо проверить наличие действительных удостоверений личности у всех жильцов и снять биометрию в преддверии предстоящей «переписи населения». Выглядят презентабельно. Могут носить форму МВД. Они просят сделать вашу фотографию, снять отпечаток пальца. При себе имеют ноутбук, биометрическое устройство и список жильцов… Никаких биометрических данных просьба не предоставлять! Дверь не открывать! В дом не пускать! Могут совершать кражи и мошенничества!»

  Это – предупреждение сотрудников МВД РФ об очередной новой схеме мошенничества в России. В пресс-службе краевого УМВД нас заверили, что до Хабаровска «оборотни в форме» не добрались, но бдительности терять не стоит. Есть много других схем – как проверенных старых, так и новых.

  Например, в ПАО «ДЭК» поступают обращения растерянных клиентов, которые сообщают о телефонных мошенниках, пытающихся выманить персональные сведения под видом установки новых индивидуальных приборов учёта электроэнергии.

  Они представляются работниками энергокомпании. Во время разговора уточняют личные данные жителей: СНИЛС, ИНН, паспорт, код доступа к Личному кабинету «Госуслуг». Многие хабаровчане сообщают. Потом уже понимают, что сказали что-то лишнее непонятно кому и звонят в энергокомпанию.

  Не надо! «ДЭК» призывает не сообщать мошенникам информацию, относящуюся к категории персональных данных, по телефону. А также не совершать никаких действий по предоставлению каких-либо кодов путём перехода по ссылкам, высланным на телефон.

  Другой новой схемой обмана граждан стала «подарочная» сим-карта. Мошенники звонят жертве и представляются сотрудниками мобильного оператора. Сообщают, что на имя абонента была открыта «подарочная» сим-карта, на которой, по их словам, якобы уже имеется сумма, например, 450 рублей.

  Мошенники заверяют, что, если абонент не нуждается в данной сим-карте, её можно закрыть, а деньги – вывести на свой банковский счёт. Для того чтобы получить их, просят предоставить личные данные: ФИО, номер паспорта, данные банковской карты и т. д. Они могут также попросить установить приложение для удалённого доступа или передать код, который приходит в смс. А если не выполнить указанные действия сразу, то деньги будут потеряны.

После получения всех необходимых данных и доступа к аккаунту, мошенники быстро выводят все деньги со счёта жертвы или используют данные для дальнейших махинаций.

  Необходимо  перезвонить по официальному телефону компании, чтобы удостовериться, что разговор был не с мошенником.

  Другой пример: в отдел полиции № 1 УМВД России по Комсомольску-на-Амуре обратился 24-летний местный житель. Желая подзаработать в сети интернет, он перевёл аферистам 400 тысяч рублей. Ему в мессенджере поступило сообщение от неизвестного, который предложил дополнительный заработок. Суть работы заключалась в необходимости бронирования отелей за свой счёт для поднятия рейтинга гостиничного бизнеса, после чего оплаченная сумма должна была возвращаться с дополнительными бонусами. Также работодатель уверял, что все затраты вернутся с высоким процентом.

Заинтересовавшись лёгким заработком, в течение недели мужчина перевёл на чужие счета порядка 400 тысяч рублей собственных накоплений. Но денежное вознаграждение так и не поступило на его счёт, а контактное лицо перестало выходить на связь. Тогда мужчина понял, что попался на уловки мошенников и обратился в полицию.

  НЕ ПЛАЧЕТ БАБУШКА У БАНКОМАТА


  Самое печальное, что в большинстве своём жертвами мошенников становятся пожилые люди. Часто теряют свои последние «гробовые» накопления. И очень важно вовремя прийти к ним на помощь в таких ситуациях. Порой получается.

  В сентябре нынешнего года это было. За несколько минут до закрытия офиса менеджер розничного бизнеса хабаровского банка Алена Лудокова обратила внимание на пожилую женщину, которая пыталась через банкомат отправить пачку денежных купюр, однако система по какой-то причине отменяла операцию. Припозднившаяся посетительница с кем-то нервно говорила по телефону, спрашивая, куда можно поехать, чтобы перевести деньги.

  Сотрудница банка заподозрила, что пенсионерка может находиться под влиянием аферистов и позвала коллегу – замначальника отдела продаж и обслуживания физических лиц Юлию Сатееву. Они пригласили пожилую женщину присесть за стол, налили чай, стали узнавать, почему ей потребовалось вечером срочно перечислять крупную сумму.

  Оказалось, деньги необходимы были на оплату обучения племянника. При этом телефон пенсионерки находился в режиме разговора. Люди, которые были с женщиной на связи, стали требовать от неё немедленно уехать.

  Специалисты банка позвали на помощь дочь хабаровчанки и совместными усилиями им удалось убедить пенсионерку, что она общалась с мошенниками. Горожанка рассказала, что аферисты организовали её передвижение на такси по разным банкам, где она успела оформить кредит. Финалом истории должен был стать перевод 240 тысяч рублей на «безопасный счёт».

  Юлия и Алена заблокировали женщине мобильный банковский сервис и карты, так как она успела сообщить аферистам свои реквизиты.

  Через три дня другая сотрудница того же банка Юлия Сатеева обратила внимание на посетительницу офиса, которая пришла снять 650 тысяч рублей. Женщина сидела перед менеджером, держа под столом включённый телефон. Сотрудница подошла поближе и увидела, что клиента кто-то инструктирует по видеосвязи.

  Юлия Сатеева попросила женщину прервать общение и поинтересовалась причинами столь необычного поведения. Как оказалось, мошенники представились горожанке специалистами сервиса «Госуслуги», сообщили, что её аккаунт взломан и некие люди по персональным данным хабаровчанки пытаются обналичить все её сбережения. Аферисты убедили женщину срочно ехать в банк, снимать накопления, которые затем нужно перевести на «безопасный счёт».

  По словам представителя общественного совета при управлении городской полиции Евгения Орлова, эти случаи – пример неравнодушия сотрудниц кредитного учреждения. 

  ПОЙМАН – ВОР


  Увы, нечасто, но мошенников ловят. Чаще попадаются их курьеры – молодые и наивные. Тем важнее для следователей выйти на организаторов. Это удалось Первому отделу по расследованию особо важных дел СУ СК России по Хабаровскому краю и ЕАО. Доказательства признаны судом достаточными, и мужчина 1996 года рождения признан виновным в совершении 25 эпизодов преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершённое организованной группой с причинением значительного ущерба гражданину).

  Он совместно со знакомым создал на территории города Хабаровска организованную преступную группу из числа местных жителей. Под видом работы юридического центра с 2021 по 2023 год злоумышленники убеждали автовладельцев, попавших в ДТП, воспользоваться их услугами в получении сумм страхового возмещения.

  При этом клиентам сообщалась недостоверная информация о том, что лишь при участии сотрудников центра они получат наибольшую сумму денежных средств, которую составляла в действительности заниженная сумма страховых выплат. Получив доверенность, фигуранты обращались в страховую компанию и суд, на счёт юридического центра поступали денежные средства, часть из которых передавалась клиентам, а остальные – присваивались. Кроме того, с клиента взимались дополнительные средства в счёт оплаты оказанных услуг.

  По уголовному делу потерпевшими признаны 25 человек. В результате системной работы следователей ущерб в сумме 1,2 млн. рублей перед ними полностью погашен.

  Суд же назначил мужчине наказание в виде лишения свободы сроком на три года и шесть месяцев с отбыванием в колонии общего режима.

  ОТКУДА ПЛОХАЯ СТАТИСТИКА


  Последние печальные эпизоды: в дежурную часть отдела полиции № 4 УМВД России по Хабаровску обратился 33-летний работник коммерческой фирмы, который стал жертвой лжеинвесторов. Он рассказал, что на сервисе знакомств завёл переписку с девушкой. Она предложила выгодно инвестировать денежные средства.

  Возможность получать прибыль, просто сидя в свободное время перед экраном компьютера, мужчину заинтересовала. Он зарегистрировался на биржевой платформе и стал переводить деньги на различные номера сотовых телефонов. За время общения с аферистами перечислил 2 миллиона 440 тысяч рублей личных сбережений. Когда накопления подошли к концу, «менеджеры биржи» предложили потерпевшему оформить кредиты. Но он отказался. Тогда мошенники заблокировали его аккаунт и прервали связь.

  А вот безработная 50-летняя жительница Центрального района Хабаровска искала вакансии в интернете и обратила внимание на рекламу с предложением быстрого заработка. От женщины требовалось одно – переводить денежные суммы на указанные счета. Остальное, как заверил связавшийся с горожанкой «менеджер», брокеры известной биржи сделают сами. За три недели «торгов» потерпевшая перевела 1 миллион 650 тысяч рублей, которые взяла в кредит.

  В истории 46-летнего приезжего из Забайкальского края, который находился в Хабаровске по работе вахтовым методом, мошенники пошли дальше. Они уговорили мужчину вовлечь в криминальную схему своего знакомого. Началось всё с рекламного звонка в мессенджере. Собеседник предложил вкладывать деньги в выгодные проекты, получать прибыль.

  Действуя согласно инструкциям, потерпевший взял крупный кредит и перечислил на якобы брокерские счета, которые по факту оказались банковскими картами физических лиц, более двух миллионов рублей. Когда заявитель захотел вывести вложения, ему сообщили, что сделать это можно только через доверительное лицо. Потерпевший уговорил своего знакомого выступить в этой роли. Мужчина оформил заём на сумму 1 миллион рублей, который перевёл по указанным реквизитам. По итогу оба приезжих написали заявления в полицию.

  Увы, число преступлений с использованием информационно-телекоммуникационной сети в Хабаровском крае и особенно в его столице растёт. По статистике, наибольшее количество их приходится на хищения денежных средств, что составляет около 64 процентов от всех совершённых преступлений.

  Правоохранительные органы напоминают основные схемы мошенничества и меры по их предотвращению:

  1. Оплата покупки товаров и услуг с утраченной банковской карты. При обнаружении утраченных банковских карт необходимо своевременно их заблокировать, а также воздержаться от совершения списаний с них
денежных средств.

  2. Звонок на мобильный телефон гражданина от имени сотрудника отдела безопасности банка, сотрудника полиции или следственного комитета, ФСБ или прокуратуры. Под предлогом предотвращения совершения хищения в форме списания с банковской карты денег и предложения услуги по их сохранности гражданину предлагается назвать свои персональные данные, реквизиты банковских карт и код СМС-подтверждения, после чего совершается списание денежных средств. Гражданам необходимо сразу прекратить разговор и не называть данные о себе, не брать кредит по просьбе звонящих, не переводить деньги неизвестным лицам и счетам.

  3. Перечисление предоплаты за покупку товара или оказание услуг, информация о которых размещена в сети интернет. Необходимо тщательно проверять информацию и сайт, размещающий рекламный контент, не переводить деньги предоплатой и не называть данные своих банковских карт, СМС-коды.

  4. Установка дополнительного приложения на смартфон. Мошенники, представляясь сотрудником банка, убеждают гражданина установить на используемое потерпевшим устройство дополнительное приложение удалённого управления, после чего удалённым способом, уже получив доступ к мобильному приложению банка, совершают хищения денежных средств с банковского счёта потерпевшего. Важно знать, что сотрудники безопасности банков таких полномочий не имеют, и незамедлительно завершить разговор.

  5. Подмена URL-адреса популярных сайтов. Мошенники часто клонируют веб-ресурсы, известные большому количеству людей. Человек, совершая покупку или регистрируясь на фейковом сайте, вводит персональные данные и банковские реквизиты карты, которые попадают к мошенникам. Подмена настоящего сайта мошенническим называется «спуфингом». Чтобы отличить официальный сайт от подделки, необходимо проверить в браузере адресную строку. Все символы должны соответствовать настоящему URL-адресу компании.

 Начальник управления по работе с частными клиентами и ИКУ филиала ПАО «ДЭК» Хабаровскэнергосбыт Николай Долженков:

 – В последнее время участились случаи мошенничества со стороны лиц, представляющихся специалистами энергокомпании. Злоумышленники по телефону предлагают произвести замену приборов учёта электрической энергии. При этом они требуют сообщить им номер очереди, который приходит потребителям по СМС с кодом доступа в Личный кабинет на портале «Госуслуги».

 Имейте в виду, что сотрудники филиала ДЭК Хабаровскэнергосбыт никогда не запрашивают коды из СМС и пароли потребителей. Срок поверки индивидуальных приборов учёта можно узнать, посмотрев квитанцию.

 Все работы, связанные с заменой приборов учёта электрической энергии, производятся без использования личных данных с портала «Госуслуги», бесплатно. Хабаровскэнергосбыт призывает граждан оставаться бдительными и не становиться жертвами мошеннических схем.

 Подготовил Виктор ИЛИН.