поиск
4 декабря 2024, Среда
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Незнание языка - пятно на резюме

27.06.2012
Просмотры
542
Незнание языка - пятно на резюме
О том, насколько в Хабаровском крае готовы к введению стандартов, что изменится с их введением, каким мифам родителям не стоит верить, а на что действительно стоит обратить внимание, мы поговорили с ректором Хабаровского краевого института развития образования, докто­ром педагогических наук Аллой Геннадьевной Кузнецовой.

- Было много обсуждений ФГОС старшей школы, сейчас стандарты утверждены. Действительно ли такой подход поможет детям получать более прочные знания?

- На самом деле прочность знаний сегодня не является главной характеристикой результата образования. Если образование формирует облик нового общества, то и ориентироваться оно должно на это будущее. Сейчас характеристики будущего уже понятнее, чем характеристики настоящего. Это информационное общество с инновационной экономикой: глобализация, гиперконкуренция, сверхбыстрая смена технологий, Интернет, социальная самоорганизация. Если школа в течение ста лет ориентировалась на формирование базовых интеллектуальных навыков, так называемой «картины мира» и готовила к выбору профессии, то школа 2020 обязана развивать умения работать с большими объемами информации, коммуникативные компетенции, креативность и способность к самообразованию. Вот на это и ориентирует нас новый стандарт. Прочность как характеристика качества здесь только во-вторых. В современной быстрой жизни равно востребованы способности запоминать необходимую информацию и забывать ненужную, учиться и переучиваться.

- На ваш взгляд, те ли предметы взяты как основные? Как дети будут выбирать предметы? И что в итоге-то станет платным? Или платное школьное обучение - это очередной миф, который обсуждают в Интернете?

- Прежде всего, стандарт впервые разработан как целостная система требований ко всей системе образования, а не только к предметному содержанию - это обстоятельство серьезно усложнило порядок его внедрения, но только так новый стандарт потянет за собой изменение всей системы.

Что касается предметов… Внимательно ли читали стандарт? Видели там слово «основные»? Цитирую: «В учебный план в обязательном порядке включаются учебные предметы общие для освоения всеми обучающимися: «Русский язык и литература», «Иностранный язык», «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности». В обязательном порядке эти предметы будут изучаться на базовом уровне. При желании ученик может выбрать изучение этих предметов (кроме физкультуры и ОБЖ) на углубленном уровне.

Общие для освоения всеми - это означает, что решение вопросов о владении языком своей страны и математическими знаниями как основой развития интеллекта, о владении как минимум одним иностранным языком для коммуникации в глобальном мире, о формировании отношения к своей стране как великой державе и готовности трудиться для ее процветания, оздоровления и формирования здорового и безопасного образа жизни государство считает очень важным и обязательным для всех растущих граждан России. И для этого есть основания - смотрите статистику по миграции, демографии и информацию о количестве людей, злоупотребляющих психоактивными веществами, динамику заболеваний и пр. Кроме того, обязателен к выполнению индивидуальный проект - как свидетельство того, что ребенок научился применять свои знания для решения реальной познавательной, социальной или какой-либо другой ситуации, доказательство практико-ориентированности образования.

Основными являются как раз те предметы, которые выберет ученик, - не менее 9 или 10 с учетом родного языка, вместо 18-20, как раньше. Это позволяет оптимизировать учебную нагрузку и углубленно изучать те предметы (3-4), которые необходимы для реализации жизненных планов выпускника.

Как будут выбирать остальные предметы? Подготовка к осознанному выбору (а вся сознательная жизнь человека - это ответственный выбор в каждой точке) стандартом предусматривается с самой первой ступени. Поэтому к старшей школе подросток будет в состоянии соотнести свои устремления в профессиональном, образовательном и личностном плане с предлагаемым перечнем предметов и уровней их усвоения. Гуманитарное, естественно-научное и математическое образование - три кита, из которых будет состоять его личный учебный план. Из каждой предметной области (филология, математика и информатика, иностранный язык, общественные науки, естественные науки) ученик выберет не менее одного предмета, а также по желанию - из курсов, предоставляемых школой (психология, дизайн и т.п.).
На каком уровне он будет изучать предмет - базовом или углубленном, ученик тоже определит сам. Обсуждать свой выбор он может и с родителями, и с педагогами - с кем угодно, но это будет его выбор.

Составление расписания - это отдельный непростой вопрос, но опыт регионов, апробировавших индивидуальные учебные траектории (а такие школы есть и в Хабаровском крае), показывает, что это задача решаема. И наших завучей мы будем учить, как справиться с этой задачей.

Что станет платным? Как и сейчас - все, что пожелаете сверх учебного плана. Если пре­дыдущий учебный план предусматривал бесплатно 36 часов учебной нагрузки в неделю, то в новом стандарте государство оплачивает даже на 1 час больше - 37 часов в неделю старшеклассник учится БЕСПЛАТНО! Поэтому разговоры про платное образование - спекуляция людей, не читавших обсуждаемый документ, или в расчете на то, что обыватель его не прочтет и поверит «специалистам».

- Ваше отношение к третьему обязательному ЕГЭ по иностранному языку? По-моему, в наших школах как раз иностранный язык довольно провальный предмет, не получится ли так, что это спровоцирует возможность готовиться к ЕГЭ только на платных курсах, с помощью репетитора?

- Но ведь стандарт - это то, как должно быть, а не то, как есть. Если плохо преподается иностранный язык, мы не должны с этим соглашаться, не так ли?

Установление обязательного ЕГЭ - это указание на государственные приоритеты. Нас всех так учили иностранному языку, словно хотели, чтобы мы на нем никогда не заговорили. (Хотя не всех - моим детям повезло в обычной школе.) Вам не доводилось чувствовать себя языковым инвалидом в обществе говорящих на иностранном языке? В глобальном мире неспособность общаться из-за незнания языка - это уже инвалидность, свидетельство о плохом образовании и пятно на резюме. Поэтому введение обязательного ЕГЭ по иностранному языку - это рычаг, который должен заставить руководителей образования искать решения для улучшения ситуации с его преподаванием.

- Готовы ли наши школы к тому, чтобы уже с 2013 года присоединиться к апробации? Есть ли уже желающие? И главное, смогут ли в сельских школах соответствовать требованиям нового ФГОС?

- С 2013 года планируется введение стандартов только по мере готовности образовательных учреждений. Поскольку стандарт старшей школы был утвержден совсем недавно, вопрос о готовности школ Хабаровского края к этому шагу сейчас изучается.

- Не так давно были введены ФГОС начальной школы. Как проходит этот процесс в нашем крае?

- Школы края уже работают по стандартам начального общего образования в штатном режиме. С сентября по ним уже будут обу­чаться первоклассники и второклассники, а в десяти школах - еще и пятиклассники станут учиться по новым стандартам основной школы. Учащиеся первых и вторых классов осваивают не только предметные знания, но и универсальные учебные умения, которые позволят им все увереннее осваивать учебную деятельность. Кроме того, не менее 10 часов в неделю внеурочной деятельности обеспечивают разностороннее развитие личностных качеств учащихся.

Беседовала Мария ИВАНОВА.