поиск
11 декабря 2024, Среда
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

В вуз не дуем. Особенно в технический

21.08.2015
Просмотры
309
В вуз не дуем. Особенно в технический
Николай Байков: «Слепо копируя реформы образования с западных моделей, мы не вырастим инновационные кадры»
Итоги вступительной кампании в высшие учебные заведения Хабаровского края таковы. 100 процентов бюджетных мест зянято. Их займут более 3 тысяч молодых людей из шести тысяч, которые сдавали ЕГЭ в этом году. Остальные выпускники попадают в вузы на платной основе.
По-прежнему в лидерах спроса - экономисты и юристы. Число желающих попасть на бюджетное место по специальности «госуправление» - 25 человек. Высок конкурс на медицинские специальности. А вот желающих получить технические профессии по-прежнему меньше.
Об итогах вступительной кампании 2015 года, о том, какие дети приходят в вузы, техникумы, мы беседуем с социологом, профессором ДВ интитута РАНХ и ГС Николаем БАЙКОВЫМ.
- Выбор выпускников соответствует тем задачам, которые сегодня стоят перед российским обществом, экономикой, а также нашим краем конкретно?
- Конечно, нет. У нас на Дальнем Востоке дефицит технических кадров. Кто будет работать в ТОРах? Федеральный центр нам обещает помочь - насытить кадрами. Считается, что проекты с высокой зарплатой привлекут специалистов из иных регионов. А что будут делать наши выпускники вузов и сузов? Пока талантливая молодёжь уезжает учиться в Москву, Санкт-Петербург, иные крупные города, в зарубежные вузы. Очень популярно сейчас получить образование, например, в Китае.
- И всё же выпускники школ не идут в технические вузы, потому что там плохо учат? Или дело в чём-то другом? В низком престиже технических специальностей, в низкой заработной плате на производстве?
- Причин много. Например, в семье рекомендуют - иди в этот вуз, просидишь там пять лет, потом ещё что-нибудь закончишь, благо что бюджетное место, а потом уедешь на запад...
Дети видят пример родителей, которые трудятся на производстве, и понимают, что их доходы невелики. Как и у учителей, допустим. И они выбирают нечто иное. Кто-то должен сориентировать молодого человека на ту профессию, которая будет востребована.
Качество образования тоже оставляет желать лучшего. Почти десятилетие идёт реформа, которая вызывает бурную ответную реакцию, резонанс в обществе. Преподаватели разного уровня от школ до университетов задают массу критических вопросов, касающихся этой реформы. Перемены в образовании не отвечают на новые вызовы времени. Желающих получить инженерные специальности мало. А кто в таком случае будет заниматься на производстве импортозамещением? Нужны специалисты, способные создавать новую продукцию, открывать новые рынки. А откуда возьмутся кадры, которые будут формировать новый облик той же системы образования?
Сегодняшнее реформирование высшей школы идет таким образом, что практически не остается шансов для подготовки специалистов высшей квалификации. Кардинальным образом меняется сама модель подготовки кадров как таковых. Аспирантура - некогда уровень послевузовского высшего образования - стала третьим уровнем вузовского образования. То есть человек, поступающий в нее после двух ступеней - бакалавриата и магистратуры, - получает диплом о высшем образовании с формулировкой «преподаватель-исследователь». Или «инженер-исследователь».
Цель благородная - повысить качество образования. Но главный фактор этого реформирования  - экономия бюджетных средств в связи с сокращением выпускников школ. Действительно, их количество продолжает сокращаться. 90-е годы были провальными в смысле рождаемости. Более многочисленная генерация (всплеск рождаемости в 2001-2008 годах) еще ходит в детский сад, в среднюю школу. Она подрастет до вузов через пять-семь лет.
Лично мне внушает большую тревогу и то, что молодежь не в состоянии сделать выбор просто в силу своей инфантильности. Мы работаем с тем «продуктом», который уже пришел в вуз из школы. Какой он? С современными гаджетами, вся их жизнь там - в айфонах и планшетниках. Межличностная коммуникация сегодня только к этому. Любовь, сострадание - это все тоже по телефону или в соцсетях.
В мозгах у детей полная сумятица. Они, к примеру, поступают на специальность «социология» в надежде, что не надо изучать математику. А сегодня любой стандарт предполагает изучение математики. Скажем, математические модели в управлении. В марте, когда дети выбирают, какие сдавать ЕГЭ, основная масса ориентирована на гуманитарные профессии. А технические остаются за рамками их интересов.
Да и в гуманитарных предметах знания нынешней молодежи сегодня очень приблизительны. Мы делали социологические замеры среди молодежи перед празднованием 70-летия Победы. Так вот: 40 процентов старшеклассников гордятся этим фактом, 60 - нет. Задаем вопросы о датах войны, ее героях - с грустью и тоской выслушиваем ответы. Значимые сражения - всё наугад. Формирование исторической памяти отсутствует. В прежние времена школа, семья, телевидение давали знание, сегодня - у всех разная трактовка. И как незрелому уму в этом всём разобраться? Сегодняшние первокурсники - это поколение, родители которых в начале 90-х годов столкнулись с «шоковой терапией», были в смятении от резких перемен в жизни общества. Им было не до воспитания детей. Они пропитание не могли толком найти.
С помощью ЕГЭ мы добились от детей «честности». Просвечиваем их - в буквальном смысле - перед заходом на экзамен. Но результат ЕГЭ это не гарантия, что человек знает физику, химию. Сегодня 25 баллов по математике на ЕГЭ - нередкий случай. А это двойка. И вузы «опускают планку», берут таких выпускников школ. А где взять других?
Школа, как сейчас принято говорить, оказывает образовательные услуги. В ней работают не педагоги, не учителя с большой буквы. Преподавателей опустили до уровня обслуживающего персонала. С 5-го по 9-й класс качество знаний падает до минимума. Никто для учащихся не авторитет. Кто сумел до 9-го класса продержаться, те потом пошли в 10-11-й. Остальные - в систему профобразования.
- Может быть, это и хорошо, что не все идут в вуз. Нам нужны высококвалифицированные не только инженеры, но и рабочие.
- Действительно, Дальний Восток не выживет, если будет завозить в ТОРы рабочих из Центральной России, Турции или Китая. Можно пригласить высококлассных менеджеров, но настоящего квалифицированного рабочего нужно готовить здесь. Пойдет ли молодежь, которая останется за бортом высшего образования, в профессиональное? Большой вопрос.
Сама система среднего профессионального не в лучшем состоянии. Она не привлекательна. Взаимодействие с базовыми предприятиями, за исключением авиации, судостроения, нарушено. После выпуска на заводе ребят никто особо не ждет: всем нужны сразу токари или сварщики высшего 6-го разряда.
- А как же международный конкурс рабочих профессий «World Skills», который набирает обороты в крае? Конкурсы при поступлении в хорошие техникумы?
- Есть те, кто участвует в престижных конкурсах и побеждает. Но это единицы. А стремление быть лучшим в своем деле, профессионалом должно быть массовым. Каждый должен после учебы в колледже или техникуме занять жизненную нишу и работать, получать адекватную заработную плату. Не получается.
Еще один немаловажный момент. У молодежи неадекватные запросы на заработную плату, условия труда - надо всё и сразу. Те, кто закончит нашу академию, пойдут работать во властные структуры. Честно скажу, смотрю я на наших студентов - и у меня возникает сомнение в качестве будущих госслужащих, руководителей. Большое сомнение, что на этом можно построить инновационную экономику или демократическое общество.
- Все ли ваши студенты свяжут свою жизнь с выбранной профессией?
- Трудно сказать. В моде две-три специальности, чтобы иметь возможность лучше устроиться в жизни. Молодежь бежит на запад - там тепло, дешевле жить, доступнее жильё. За пять последних лет число желающих уехать отсюда увеличилось в 2-3 раза.
- И что бы вы предложили для исправления ситуации?
- Надо создавать преференции для населения и молодёжи особенно.
Сегодня набирает популярность идея, что можно и вахтовым методом осваивать Дальний Восток. Тогда большого числа рабочих вроде бы и не понадобится, и расходы на социальную сферу будут не столь велики. Но тогда не надо говорить об инновационной экономике, машиностроении и прочих атрибутах цивилизованного общества. Вахтовым методом резкого подъема уровня производства и жизни не добиться. В любом случае детей, которые еще растут и учатся здесь, надо воспитывать, готовить к жизни именно в нашем регионе, развивать хозяйство здесь.
На мой взгляд, необходимо стимулировать учителей на работу с детьми. На социализацию, профориентацию. Не секрет, что даже многие выпускники вузов не могут работать на производстве: режим не выдерживают, психологически не готовы.
Надо вернуть школе её высокое звание, взаимодействие с семьёй. Возможно, надо создавать специальные индустриальные парки - для профессионального роста именно здесь, на Дальнем Востоке, чтобы люди не уезжали.
Есть три сферы, которые должны быть предметом особой заботы в любом государстве. Это образование (интеллектуальное здоровье), здравоохранение (физическое здоровье) и культура (нравственность, духовность). Если три эти вещи работают, можно сказать, что общество успешное. В Японии делают ставку именно на это и достигают успеха.
Я не сторонник теории заговора. Но попытка трансформировать институт образования в России предпринимается. Не секрет, что еще в прошлом году подписана концепция, согласно которой будет закрыто 40 процентов вузов. Министр образования РФ Дмитрий Ливанов говорит: планируется оставить 10-20 университетов в стране. Нашей дальневосточной специфики все эти концепции не учитывают. С одной стороны, говорят, что надо укреплять и развивать Дальний Восток, с другой стороны, такое нагнетание идет со стороны Министерства образования РФ, что, кажется, вот-вот закроют половину вузов.
Американцы ещё в 70-е годы поняли, что угроза их мироустройству идёт не извне, а от своего же народа. От того, что люди становятся грамотными, могут определять, где добро и зло. И они решили: надо сделать так, чтобы не было нравственности, размыть ее границы. И появилась идея - учить человека сугубо по профессиональным компетенциям. А историю, философию, литературу, - всё, что формирует личность,  составляет духовную основу общества, - из системы образования убрать. Всё это сегодня копируют наши чиновники от образования.
Есть известный лозунг «кадры решают всё». Но впечатление такое, что кадры сегодня решают далеко не всё и не так. На всех уровнях. И на властном уровне прежде всего. Потому что слепо копировать реформы в разных сферах жизни с западных моделей, совершенно не просчитывая последствий, нельзя.
Беседовала Раиса ЕЛДАШОВА.