поиск
27 июля 2024, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Всю молочную продукцию «закодируют». Только за чей счёт?

14.05.2021
Просмотры
340
Всю молочную продукцию «закодируют». Только за чей счёт?
Главный технолог предприятия «Вектор» Татьяна Ваганова: «Мы уже в контакте с «Честным знаком»
Совсем скоро вся молочная продукция, которую мы покупаем в магазине, на упаковке или крышке будет содержать особую марку - квадратик с замысловатым рисунком, такой же, как QR-код на упаковках лекарств, парфюмерии и некоторых промышленных товарах.

Контрафакт не пройдёт

Согласно постановлению Правительства РФ от 15 декабря 2020 года, обязательная маркировка с 1 июня вводится для мороженого и сыров, с 1 сентября для молочной продукции со сроком хранения более 40 дней, а с 1 декабря уже для всей «молочки».

Каждый пакет молока или кефира, каждая баночка или бутылочка йогурта, упаковка творога будет иметь свой уникальный код, который производитель получит в российской системе «Честный знак».

А покупатель, установив на смартфон приложение «Честный знак», сможет код отсканировать и прочесть зашифрованную в нём информацию: данные о производителе, дате и месте изготовления, сроках годности и условиях хранения, подробное описание товара.

Таким образом, государство намерено защитить потребителей от контрафактной (поддельной) продукции. Речь идёт не столько о подделке известных брендов, сколько о продаже дешёвого якобы молока или творога, содержащих посторонние жиры, пальмовое масло и прочие неполезные вещи.

Маркированная продукция - признак качества, свидетельство того, что конкретный товар принадлежит конкретному производителю и качество продукции соответствует заявленному.

Благодаря криптографическим технологиям код Data Matrix крайне сложно подделать. А вся процедура его легального получения и нанесения на товар - дело слишком дорогостоящее, чтобы им занялись изготовители контрафакта. Они ориентированы как раз на минимальные затраты.
Торговля же - оптовики и розница - немаркированную молочную продукцию принимать не будет. За это предусмотрены крупные штрафы.

Но возможен у маркировки и побочный не радующий эффект - увеличение цены «закодированного» товара. Основные краевые производители молочной продукции, с которыми мы связались, отметили, что затраты на получение кодов, установку программного обеспечения, оборудования для нанесения кода выливаются в десятки миллионов рублей.

И если государство их не компенсирует в той или иной форме, компании будут вынуждены заложить эти дополнительные расходы в стоимость продукции.

У производителей - миллионные расходы

- Только представьте, мы должны получить индивидуальный код на каждую единицу продукции, производимой нашим комсомольским предприятием «ДАКГОМЗ», - говорит операционный директор по пищевому направлению АО «Беуга групп» Андрей Поленчук.  

- Это сотни тысяч единиц продукции. То есть надо заблаговременно заказать все эти сотни тысяч кодов в «Честном знаке», получить, нанести, отправить информацию в «Честный знак», что эти коды в обороте.

Каждый код, как нам озвучили, будет стоить 50 копеек без учёта НДС. Думаю, что на эти 50 копеек все производители просто увеличат стоимость продукции.

Но коды это не самая большая статья расходов, и оплачивать их можно через 60 дней после использования. Гораздо дороже другое.

Таким предприятиям, как наше, выпускающим широкий ассортимент продукции, необходимо потратить несколько десятков миллионов рублей на модернизацию производства - дооснащение оборудованием по нанесению маркировки.

У нас 18 фасовочных линий, и все они должны дополниться аппаратами для нанесения кода и оборудованием для его считывания и передачи данных в «Честный знак».

Интересно, что предложений по оборудованию для кодирования молочной продукции поступает много. Компании стремятся на этом заработать, хотя внедрением ранее не занимались.

Мы в этом плане провели серьезную подготовительную работу - тендер среди интеграторов, которые предлагают реализовать проект на заводе. Выбрали компанию, которая имеет опыт маркировки молочной продукции.

Они провели аудит производства, сформировали комплексные технические решения, с IT-проектом по передаче данных и установкой оборудования. Стоимость проекта тем не менее выливается в очень серьёзную сумму.

Для молочной продукции - социальной, низкодоходной, окупаемость этих затрат уходит в весьма отдалённые сроки. Для всех производителей это очень большая нагрузка. Мы надеемся, что правительство рассмотрит вопрос о возмещении этих затрат. Хотя бы частично.

Пока для производителей молочной продукции государство предусмотрело только льготное кредитование для внедрения системы маркировки.

Ряд крупных банков уполномочен выдавать на благое дело кредиты до 5 процентов годовых. Но кредит - это ещё большее удорожание себестоимости продукции.

Небольшие предприятия, скажем, тот же производственно-сельсхохозяйственный кооператив «Вектор», для внедрения маркировки обойдутся средствами гораздо более скромными, поскольку могут себе позволить наносить код на термоэтикетку, которая клеится на упаковку вручную.

Просто объёмы там невелики и ассортимент не столь широк. Но плата за каждый код на каждую единицу продукции и малый бизнес не минует. 

Торговля и общепит тоже готовятся

Затрагивает введение маркировки молочной продукции и торговлю. Рознице необходимо будет сканировать коды и передавать данные о выбытии продукции в федеральную фискальную систему.

Это значит, что надо либо поменять кассовые аппараты, либо изменить операционную систему. А вот оптовому звену, которое тоже включается в систему маркировки, затраты предстоят более существенные.

Научиться считывать коды придётся и предприятиям общественного питания при использовании молочной продукции для приготовления блюд.

Молочный комбинат «ДАКГОМЗ», артель «Амур» как производители мороженого в упаковке первыми в крае внедрят систему цифровой маркировки. Гильзы с мороженым собираются снабжать кодами фабрики мороженого «Зайца», «Камелия».

С 1 сентября «ДАКГОМЗ», Переяславский молочный комбинат будут наносить коды на молоко длительного хранения, а переяславский и комбинат детского питания «Молочный край» (Хабаровск) на масло.

К декабрю готовятся заключить договоры с «Честным знаком» и установить необходимое оборудование для нанесения кодов все предприятия отрасли.

Министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности края ведёт постоянный мониторинг, как предприятия готовятся к внедрению маркировки, консультирует по всем возникающим вопросам, готово поддержать в получении льготного кредита.

Раиса ПАЛЕЙ.