Александр Леонкин вернул забытый нами город на Амуре
02.10.2019
466

На Комсомольской площади в Хабаровске стройотрядовцы собрались, чтобы отправиться на стройку нового города
Хабаровский писатель, член Русского географического общества Александр Леонкин со своей книгой «Город Бонивур» вошел в лонг-лист Общероссийской литературной премии «Дальний Восток» им. В. К. Арсеньева. По 10 лучших работ были отобраны в трех номинациях: «Длинная проза», «Короткая проза» и «Проза для детей». Главное условие премии - в произведении должна прослеживаться тематика Дальневосточного региона.
В числе претендентов на победу в номинации «Длинная проза» и попал «Город Бонивур». Это история о возведении огромного завода азотных удобрений и города Бонивур, в котором жили бы строители и работники завода. Но так сложилось, что последний город СССР и предприятие, спутником которого он должен был стать, так и не были достроены.
Я родился в Комсомольске-на-Амуре
- Мне хотелось просто рассказать историю, ведь я не профессиональный писатель, не профессиональный историк, - рассказывает Александр Леонкин. - Наверное, на это меня подвинули люди, которые родились в 1960-х и были молоды во времена строительства Бонивура. И еще я писал для жителей Хабаровского края, потому что многие об этом ничего не знают. Я родился в Комсомольске-на-Амуре, в 1988 году мне уже было семь лет. Все, что описано в книге, происходило рядом, но я ничего не знал до совсем недавнего времени.
Занимаясь сбором информации, я часто сталкивался с тем, что многие материалы попадают в Интернет, а потом исчезают вместе с закрывшимися сайтами. В той же Википедии указывают в конце статей ссылки на авторитетные источники, которые нередко оказываются несуществующими. А книги и газеты как физические носители попадают в архивы и библиотеки. Они более надёжны.
- Как пришла сама идея книги?
- Много катался на велосипеде. Как-то за день проехал 260 километров. Понятное дело, что Хабаровск и его окрестности объездил, стало неинтересно. На местном интернет-форуме велосипедистов нашел ветку про города-призраки, оттуда перебрался на сайт, где собираются люди, увлеченные поиском подобных мест.
Там, правда, писали полную чушь: что город под охраной, что туда нельзя проникнуть. Сталкерство как таковое меня не интересовало, в Припять не ездил (хотя в Фукусиме побывал). Но тема в голове отложилась, после этого попалась статья в ЖЖ. Связался с ее автором, который строил Бонивур, а сейчас работает журналистом в Беларуси. Я с ним списался - и пошло-поехало.
Первый комсомольский город в стране - это Комсомольск-на-Амуре, а последний должен был появиться буквально в нескольких десятках километров от него. Бонивур - это последний город, который заложили в Советском Союзе.
Кстати, история самого Виталия Бонивура очень неоднозначна. Это как с перевалом Дятлова, про который каждый раз пишут, что вот теперь-то точно выяснили, в чем дело. Так и здесь: точка не поставлена и неизвестно - будет ли.
История города, которого нет
Амур стал местом первой и последней больших всесоюзных комсомольских строек. В 1932 году здесь был основан Комсомольск-на-Амуре. В 1986-м ниже по течению заложили город, который должен был стать центром химической промышленности на Дальнем Востоке.
Его решили возвести на окраине села Нижнетамбовского. Одним из главных инициаторов стройки стал первый секретарь Хабаровского крайкома КПСС Алексей Чёрный. Градообразующим предприятием предполагалось сделать завод азотных удобрений. В планах значилось возведение ещё ряда заводов, жилья и других объектов. Ожидалось, что здесь будут жить 200-250 тысяч человек.
Официальной датой основания города считается 20 января 1986 года, когда на амурском берегу высадился стройотряд «Комсомолец Приамурья» («нулевой десант», готовивший площадку, прибыл на место раньше, в конце 1985 года).
Стройку широко пропагандировали. Уже в январе 1986 года здесь побывал поэт Роберт Рождественский и был торжественно принят в ряды отряда «Комсомолец Приамурья». Летом того же 1986 года делегацию первостроителей нового города направили на встречу с лидером СССР Михаилом Горбачёвым.
«Город - будет! Именно эта радостная надежда побудила нас начать своего рода летопись молодой стройки», - говорится в книге Елены Грушко «Здравствуй, город!», вышедшей в Хабаровске в 1987 году.
«Первостроители идут по улочке, которую потом так и назовут - Аллеей Первого десанта. С десяток вагончиков и передвижных балков (мостовой кран для транспортировки грузов) на бетонных фундаментах. Свежеоструганные крылечки. Дорожки присыпаны песком… Мороз крепкий, а ветра нет. Солнце, голубизна небес…» - сообщалось в этой бодрой, в духе времени, книге.
Послесловие написал секретарь ЦК ВЛКСМ Иосиф Орджоникидзе: «Хочется верить, что не заставят себя ждать кардинальные, государственные решения, которые помогут наладить положение дел на строительстве, сделать его поистине возведением города будущего».
На всесоюзную комсомольскую стройку ехали за туманом и рублём комсомольцы с Украины, из Белоруссии, из Воронежской, Кемеровской, Тамбовской областей, Краснодарского края. Бонивур называли «городом XXI века» и «младшим братом Комсомольска».
Почти сразу началось обсуждение возможного названия города. Одни предлагали назвать его Молодёжным, другие - Тамбовом-на-Амуре. Также была высказана идея наречь дальневосточный город в честь уроженца Варшавы, героя-комсомольца Гражданской войны в Приморье Виталия Боневура. Вероятно, присвоить новому городу это имя решили в связи с тем, что в строительстве принимал активное участие комсомольский отряд «Боневуровец» из Некрасовки под Хабаровском.
Официально название нового города так и не было утверждено.
Здесь играли молодёжные свадьбы, рожали детей… Однако последней стройке социализма не повезло с эпохой. Уже в 1987 году были отмечены неполадки и отсутствие ясных перспектив. В 1988-м Минудобрений СССР приостановило утверждение технико-экономического обоснования Амурского завода азотных удобрений.
Со стройки сняли статус всесоюзной комсомольской - она стала краевой. По этому поводу строители даже написали письмо в ЦК КПСС и Совет министров СССР: «Просим вас внести ясность в дальнейшую судьбу нашей стройки. Если строительство необходимо прекратить, то об этом честно и по-партийному нам скажите…» Им туманно ответили, что вопрос рассматривается.
Третью годовщину закладки города в начале 1989 года никто уже торжественно не отмечал. А вскоре, в марте, строительство завода признали нецелесообразным. К ноябрю город законсервировали - попросту говоря, бросили. По одной версии, главную роль сыграли экологические соображения: «химия» - производство грязное, Нижний Амур - вотчина ценнейших осетровых рыб, а «зелёное мышление» как раз набирало обороты.
Сюжет о стройке и экологических проблемах Амура даже выходил в программе «Взгляд». По другой версии, во главе угла стояли соображения экономические: затраты росли, а вопрос со сбытом удобрений оставался открытым.
Нет города, остались люди
- Если судить по газетам, то жизнь в строящемся городе была тихой и спокойной, люди трудились, создавали город, - рассказывает Александр Леонкин. - Но в других документах, в протоколах есть и пьянство, и наркомания, и воровство, в том числе и на самой стройке.
- Те, кто поехал «за туманом, за мечтою и за запахом тайги», тоже были: это подтверждают первостроители. Некоторых просто милиция направляла на объект из других городов из-за асоциального поведения. Были и такие, кто прямо говорил: комсомол мне ничего не дал, я приехал зарабатывать, получить в новом городе квартиру.
- Люди ехали на Дальний Восток из-за высоких заработков - но заселять будущий город собирались не только за их счёт. Комсомольск и Хабаровск могли готовить специалистов для предприятий, учебные заведения для этого имелись.
События те так и канули бы в Лету вместе с Советским Союзом и почти стерлись из людской памяти, если бы не хабаровский путешественник и блогер, член Русского географического общества Александр Леонкин.
Случайно узнав об исчезнувшем городе, он предпринял в Бонивур четыре краеведческие экспедиции, нашел людей, которые строили город и жили в нем, раскопал массу редчайших личных и архивных документов. Все это стало основой для написания книги, о труде, энтузиазме и самом последнем городе СССР.
А еще она о Хабаровском крае и его людях. Многие ведь из тех, кто приехал к нам строить новый город по комсомольской путевке, так и остался жить, найдя новую малую родину.
Подготовил
Виктор ИЛИН.
После вычитки произведений длинного списка лонг-листа Общероссийской литературной премии «Дальний Восток» им. В. К. Арсеньева к 30 ноября 2019 будут объявлены финалисты - не более пяти авторов в каждой из номинаций.
Победителей назовут в декабре, во время проведения «Дней Дальнего Востока в Москве». Напомним, премия им. В. К. Арсеньева учреждена по инициативе вице-премьера - полномочного представителя президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева. Авторы, чьи произведения будут признаны лучшими, получат 500 тысяч.
Александр Дмитриевич Леонкин родился 5 июля 1981 г. в г. Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края в семье рабочих Амурского судостроительного завода. После окончания средней школы поступил в Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет, по образованию инженер самолето- и вертолетостроения, имеет спортивный разряд по парашютному спорту. В 2001 году переехал в Хабаровск.
В 2004 году окончил курсы «PR, маркетинг и реклама» в Японии.
Является автором и создателем сайта fuyuan.ru, рассказывающего об острове Большой Уссурийский - китайской и российской его половинах. В 2013 году проект стал победителем Дальневосточной интернет-премии «Стерх» в номинации «Лучший некоммерческий или тематический проект Дальнего Востока». Материалы этого сайта были также использованы в книге «Хабаровский край: испытание «большой водой» (издательский дом «Приамурские ведомости», Хабаровск), вышедшей в 2014 году и посвященной катастрофическому наводнению 2013 года в крае.
Является соавтором туристического путеводителя по Хабаровскому краю (издательство «PressPass», Москва), вышедшего в 2017 году.
Автор книги «Город Бонивур. Последняя великая стройка СССР» (издательство «Пятый Рим», Москва) о недостроенном городе в Комсомольском районе Хабаровского края.
Благодарности и государственные награды: Благодарность губернатора Хабаровского края «За большой вклад в строительство жилья для граждан, пострадавших от крупномасштабного наводнения в Хабаровском крае в 2013 году».
Увлекается путешествиями, к настоящему моменту посетил 55 стран. Женат, воспитывает дочь и сына.
В числе претендентов на победу в номинации «Длинная проза» и попал «Город Бонивур». Это история о возведении огромного завода азотных удобрений и города Бонивур, в котором жили бы строители и работники завода. Но так сложилось, что последний город СССР и предприятие, спутником которого он должен был стать, так и не были достроены.
Я родился в Комсомольске-на-Амуре
- Мне хотелось просто рассказать историю, ведь я не профессиональный писатель, не профессиональный историк, - рассказывает Александр Леонкин. - Наверное, на это меня подвинули люди, которые родились в 1960-х и были молоды во времена строительства Бонивура. И еще я писал для жителей Хабаровского края, потому что многие об этом ничего не знают. Я родился в Комсомольске-на-Амуре, в 1988 году мне уже было семь лет. Все, что описано в книге, происходило рядом, но я ничего не знал до совсем недавнего времени.
Занимаясь сбором информации, я часто сталкивался с тем, что многие материалы попадают в Интернет, а потом исчезают вместе с закрывшимися сайтами. В той же Википедии указывают в конце статей ссылки на авторитетные источники, которые нередко оказываются несуществующими. А книги и газеты как физические носители попадают в архивы и библиотеки. Они более надёжны.
- Как пришла сама идея книги?
- Много катался на велосипеде. Как-то за день проехал 260 километров. Понятное дело, что Хабаровск и его окрестности объездил, стало неинтересно. На местном интернет-форуме велосипедистов нашел ветку про города-призраки, оттуда перебрался на сайт, где собираются люди, увлеченные поиском подобных мест.
Там, правда, писали полную чушь: что город под охраной, что туда нельзя проникнуть. Сталкерство как таковое меня не интересовало, в Припять не ездил (хотя в Фукусиме побывал). Но тема в голове отложилась, после этого попалась статья в ЖЖ. Связался с ее автором, который строил Бонивур, а сейчас работает журналистом в Беларуси. Я с ним списался - и пошло-поехало.
Первый комсомольский город в стране - это Комсомольск-на-Амуре, а последний должен был появиться буквально в нескольких десятках километров от него. Бонивур - это последний город, который заложили в Советском Союзе.
Кстати, история самого Виталия Бонивура очень неоднозначна. Это как с перевалом Дятлова, про который каждый раз пишут, что вот теперь-то точно выяснили, в чем дело. Так и здесь: точка не поставлена и неизвестно - будет ли.
История города, которого нет
Амур стал местом первой и последней больших всесоюзных комсомольских строек. В 1932 году здесь был основан Комсомольск-на-Амуре. В 1986-м ниже по течению заложили город, который должен был стать центром химической промышленности на Дальнем Востоке.
Его решили возвести на окраине села Нижнетамбовского. Одним из главных инициаторов стройки стал первый секретарь Хабаровского крайкома КПСС Алексей Чёрный. Градообразующим предприятием предполагалось сделать завод азотных удобрений. В планах значилось возведение ещё ряда заводов, жилья и других объектов. Ожидалось, что здесь будут жить 200-250 тысяч человек.
Официальной датой основания города считается 20 января 1986 года, когда на амурском берегу высадился стройотряд «Комсомолец Приамурья» («нулевой десант», готовивший площадку, прибыл на место раньше, в конце 1985 года).
Стройку широко пропагандировали. Уже в январе 1986 года здесь побывал поэт Роберт Рождественский и был торжественно принят в ряды отряда «Комсомолец Приамурья». Летом того же 1986 года делегацию первостроителей нового города направили на встречу с лидером СССР Михаилом Горбачёвым.
«Город - будет! Именно эта радостная надежда побудила нас начать своего рода летопись молодой стройки», - говорится в книге Елены Грушко «Здравствуй, город!», вышедшей в Хабаровске в 1987 году.
«Первостроители идут по улочке, которую потом так и назовут - Аллеей Первого десанта. С десяток вагончиков и передвижных балков (мостовой кран для транспортировки грузов) на бетонных фундаментах. Свежеоструганные крылечки. Дорожки присыпаны песком… Мороз крепкий, а ветра нет. Солнце, голубизна небес…» - сообщалось в этой бодрой, в духе времени, книге.
Послесловие написал секретарь ЦК ВЛКСМ Иосиф Орджоникидзе: «Хочется верить, что не заставят себя ждать кардинальные, государственные решения, которые помогут наладить положение дел на строительстве, сделать его поистине возведением города будущего».
На всесоюзную комсомольскую стройку ехали за туманом и рублём комсомольцы с Украины, из Белоруссии, из Воронежской, Кемеровской, Тамбовской областей, Краснодарского края. Бонивур называли «городом XXI века» и «младшим братом Комсомольска».
Почти сразу началось обсуждение возможного названия города. Одни предлагали назвать его Молодёжным, другие - Тамбовом-на-Амуре. Также была высказана идея наречь дальневосточный город в честь уроженца Варшавы, героя-комсомольца Гражданской войны в Приморье Виталия Боневура. Вероятно, присвоить новому городу это имя решили в связи с тем, что в строительстве принимал активное участие комсомольский отряд «Боневуровец» из Некрасовки под Хабаровском.
Официально название нового города так и не было утверждено.
Здесь играли молодёжные свадьбы, рожали детей… Однако последней стройке социализма не повезло с эпохой. Уже в 1987 году были отмечены неполадки и отсутствие ясных перспектив. В 1988-м Минудобрений СССР приостановило утверждение технико-экономического обоснования Амурского завода азотных удобрений.
Со стройки сняли статус всесоюзной комсомольской - она стала краевой. По этому поводу строители даже написали письмо в ЦК КПСС и Совет министров СССР: «Просим вас внести ясность в дальнейшую судьбу нашей стройки. Если строительство необходимо прекратить, то об этом честно и по-партийному нам скажите…» Им туманно ответили, что вопрос рассматривается.
Третью годовщину закладки города в начале 1989 года никто уже торжественно не отмечал. А вскоре, в марте, строительство завода признали нецелесообразным. К ноябрю город законсервировали - попросту говоря, бросили. По одной версии, главную роль сыграли экологические соображения: «химия» - производство грязное, Нижний Амур - вотчина ценнейших осетровых рыб, а «зелёное мышление» как раз набирало обороты.
Сюжет о стройке и экологических проблемах Амура даже выходил в программе «Взгляд». По другой версии, во главе угла стояли соображения экономические: затраты росли, а вопрос со сбытом удобрений оставался открытым.
Нет города, остались люди
- Если судить по газетам, то жизнь в строящемся городе была тихой и спокойной, люди трудились, создавали город, - рассказывает Александр Леонкин. - Но в других документах, в протоколах есть и пьянство, и наркомания, и воровство, в том числе и на самой стройке.
- Те, кто поехал «за туманом, за мечтою и за запахом тайги», тоже были: это подтверждают первостроители. Некоторых просто милиция направляла на объект из других городов из-за асоциального поведения. Были и такие, кто прямо говорил: комсомол мне ничего не дал, я приехал зарабатывать, получить в новом городе квартиру.
- Люди ехали на Дальний Восток из-за высоких заработков - но заселять будущий город собирались не только за их счёт. Комсомольск и Хабаровск могли готовить специалистов для предприятий, учебные заведения для этого имелись.
События те так и канули бы в Лету вместе с Советским Союзом и почти стерлись из людской памяти, если бы не хабаровский путешественник и блогер, член Русского географического общества Александр Леонкин.
Случайно узнав об исчезнувшем городе, он предпринял в Бонивур четыре краеведческие экспедиции, нашел людей, которые строили город и жили в нем, раскопал массу редчайших личных и архивных документов. Все это стало основой для написания книги, о труде, энтузиазме и самом последнем городе СССР.
А еще она о Хабаровском крае и его людях. Многие ведь из тех, кто приехал к нам строить новый город по комсомольской путевке, так и остался жить, найдя новую малую родину.
Подготовил
Виктор ИЛИН.
После вычитки произведений длинного списка лонг-листа Общероссийской литературной премии «Дальний Восток» им. В. К. Арсеньева к 30 ноября 2019 будут объявлены финалисты - не более пяти авторов в каждой из номинаций.
Победителей назовут в декабре, во время проведения «Дней Дальнего Востока в Москве». Напомним, премия им. В. К. Арсеньева учреждена по инициативе вице-премьера - полномочного представителя президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрия Трутнева. Авторы, чьи произведения будут признаны лучшими, получат 500 тысяч.
Александр Дмитриевич Леонкин родился 5 июля 1981 г. в г. Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края в семье рабочих Амурского судостроительного завода. После окончания средней школы поступил в Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет, по образованию инженер самолето- и вертолетостроения, имеет спортивный разряд по парашютному спорту. В 2001 году переехал в Хабаровск.
В 2004 году окончил курсы «PR, маркетинг и реклама» в Японии.
Является автором и создателем сайта fuyuan.ru, рассказывающего об острове Большой Уссурийский - китайской и российской его половинах. В 2013 году проект стал победителем Дальневосточной интернет-премии «Стерх» в номинации «Лучший некоммерческий или тематический проект Дальнего Востока». Материалы этого сайта были также использованы в книге «Хабаровский край: испытание «большой водой» (издательский дом «Приамурские ведомости», Хабаровск), вышедшей в 2014 году и посвященной катастрофическому наводнению 2013 года в крае.
Является соавтором туристического путеводителя по Хабаровскому краю (издательство «PressPass», Москва), вышедшего в 2017 году.
Автор книги «Город Бонивур. Последняя великая стройка СССР» (издательство «Пятый Рим», Москва) о недостроенном городе в Комсомольском районе Хабаровского края.
Благодарности и государственные награды: Благодарность губернатора Хабаровского края «За большой вклад в строительство жилья для граждан, пострадавших от крупномасштабного наводнения в Хабаровском крае в 2013 году».
Увлекается путешествиями, к настоящему моменту посетил 55 стран. Женат, воспитывает дочь и сына.