Автобусы: оптимизация в тумане

26.03.2016 | О разном | 3м. 10 c. | 40
Автобусы: оптимизация в тумане
Светлана Тремасова: «Подгонять все условия под отдельно взятые муниципальные предприятия - неверный подход!»

Хабаровск - особенный город, с очень длинными транспортными маршрутами, содержание которых довольно затратное. Поэтому к формированию маршрутной сети и расписаний нужно подходить взвешенно и осторожно. Сейчас проходит обследование пассажиропотока, заключение будет готовить технический университет. Обследование проводят студенты. На днях мне звонил перевозчик 61-го маршрута и рассказал: в автобус сел студент в десять утра, проехал один рейс и исчез. Какие же данные он может предоставить за это время? Не в час пик, не в самый востребованный период? Поневоле появятся сомнения по поводу выводов, которые будут сделаны в результате таких обследований.
Руководитель центра космических технологий ТОГУ, директор проекта Геннадий Маркелов очень красиво рассказывал по телевизору, какие там будут использованы технологии, как будет все рассчитываться. Но по опыту работы могу сказать, что данные билетно-учетных листов по количеству перевезенных за день пассажиров на самом деле не имеют ничего общего с настоящим обследованием пассажиропотока - когда нужно зафиксировать наполняемость автобуса в течение дня: на каких остановках и в какое время сколько пассажиров выходит и сколько заходит. Предполагается, что к 31 марта это обследование должно закончиться, и ТОГУ выдаст свои предложения. Вот тогда посмотрим, как город примет и оценит эту работу.
Если брать обслуживание населения в вечерние часы, что сейчас волнует многих, наверное, обследование пассажиропотока поможет решить проблему. Может быть, действительно, не нужно устанавливать много графиков на какие-то маршруты в вечернее время. Если маршруты № 8 и № 25 востребованы, там есть смысл работать автобусам допоздна. А на № 21 уже после 20.30 вечера интервал движения, по-моему, 16 минут.
Вечером, в зависимости от протяженности и направления маршрута, можно оставить и один, и два автобуса. Но население должно четко знать, что эти один или два автобуса придут в конкретное время, и тогда люди не будут испытывать неудобства. Скажем, «автобус придет в 22.00» - такая информация должна быть размещена на остановках. И люди либо будут ждать, либо воспользуются такси.
Вообще-то надо понимать, что общественный транспорт изначально был предназначен для доставки людей на работу, с работы, в учреждения здравоохранения, образования и дополнительного образования. Он не был рассчитан на то, чтобы возить людей в театр и из театра. Для этого есть таксомоторные перевозки. Их дороговизна - это уже другой вопрос. Я родилась в советские времена и помню, как вечером из кинотеатра, который был в центре, мои родители возвращались домой на такси. Кооперировались с соседями, скидывались и ехали на такси, потому что общественный транспорт уже не ходил. Если автобус все же был, то приходил через очень большой интервал времени. А ведь тогда транспорт и все расходы транспортных предприятий - по приобретению транспортных средств, по ремонту, ГСМ - фактически оплачивались государством. Поэтому и тариф был шесть копеек за проезд.
Ко всем вопросам надо очень взвешенно подходить. Уже принимались решения, которые приводили к плохому результату. Работал у нас замечательный маршрут № 49 - от детского санатория до Госбанка. А когда перенесли на улицу Тургенева детскую поликлинику, управление здравоохранения настояло на том, чтобы этот маршрут завернули туда, и перевозчики ушли. Из-за увеличения протяженности маршрута вырос холостой пробег, уменьшилось количество рейсов. Перевозчики разорились! Через полгода мы добились, чтобы маршрут вернули на старую схему движения, но перевозчиков на нем уже не оказалось: если раньше там работало десять автобусов, то сейчас выходит максимум четыре.
Соблюсти паритет интересов
По закону организатором перевозок являются органы местного самоуправления. В Хабаровске определили уполномоченным органом управление транспорта. По идее, оно должно предпринять все меры для соблюдения паритета интересов и населения, и перевозчиков. Новый исполняющий обязанности начальника управления транспорта Хабаровска пытается привнести в организацию перевозок что-то свое, но…
Пока что за время его руководства ничего полезного ни для населения, ни для перевозчиков мы еще не увидели. Кроме отдельных моментов для трамвайно-троллебусного управления, когда сократили маршрут номер 60 и 72, один из которых идет параллельно троллейбусному, а второй параллельно трамвайному маршрутам номер 1. В результате активных действий нового начальника «шестидесяток» стало в два раза меньше, и на 72-м тоже убрали несколько графиков. А людям удобно! Ну и что, что едут параллельно трамваю и 25-му маршруту автобуса? 25-й не поднимается на ул. Муравьева-Амурского, и тем, кому нужно быстрее и удобно, едут на 72-м. Там проезд 20 рублей, здесь 30 - каждый выбирает для себя сам.
Ошибка, когда пытаются все условия подогнать под отдельно взятые муниципальные предприятия, чтобы таким образом повысить их доходность. Неверный подход.
У нас сейчас очень сложно складываются взаимоотношения с управлением транспорта, у которого на сегодня одна цель - оптимизировать работу муниципальных предприятий. А частные перевозчики буквально отдаются на заклание: уже озвучивается, что при сокращении маршрутной сети в городе будет сокращено порядка 80-90 графиков. То есть на такое количество автобусов в Хабаровске станет меньше. Маленьких или больших, пока не ясно, но, тем не менее, это произойдет.
Между тем, муниципальные предприятия находятся в более льготных условиях, чем частные перевозчики: поскольку муниципалы получали возмещение из бюджета до принятия этого закона, они имеют право пять лет, то есть до 14 июля 2020 года, работать в том же порядке, как и работали. То есть для них фактически никаких изменений не произойдет, они сохранят за собой те же маршруты, а все сокращения - за счет частных перевозчиков.
Очень такая интересная политика! Скажем, сократить и отказаться от убыточных маршрутов - 19, 22, 27 - это пожалуйста. Да, они обслуживают ряд убыточных маршрутов, но при этом семьдесят процентов прибыльных маршрутов от общего количества транспортных средств - у муниципального парка. Скажем, из 44 единиц работающих на 25-м маршруте автобусов - это самый доходный маршрут! - 32 графика - у муниципального парка и всего 12 - у коммерсантов.
Муниципальный парк полностью обслуживает маршрут номер один, равный по доходности двадцать пятому. Тринадцатый маршрут - то же самое. У восьмого маршрута две трети машин - из муниципального парка. А если взять соотношение низкодоходных, убыточных и высокодоходных маршрутов, тоже нельзя сказать, что муниципалы работают в худших условиях, чем частные перевозчики.
Иных уж нет,
а те далече…
Если органы власти хотят иметь муниципальные предприятия, то нужно создавать им условия, субсидируя их. Но коль дана возможность муниципальному транспорту работать по-старому, то все сокращения будут производиться только за счет частных перевозчиков. А если по истечении того отведенного срока муниципальный транспорт перестанет существовать, что тогда будет делать город? Предпринимаемыми сейчас управлением транспорта действиями можно уничтожить значительную часть коммерческих перевозчиков. После сокращения маршрутов они прекратят работу, а через какое-то время - может, через год-полтора - выяснится, что у нас некому возить население! Те коммерсанты, кто уйдет, уже не вернутся.
У нас ведь половина перевозчиков ушла, когда началась неадекватная политика по сдерживанию тарифов, и экономика предприятий рушилась, они разорялись. Все, кто ушел, не вернулся. С чем уже возвращаться-то? Автобус либо где-то под забором стоит, либо продан за бесценок, человек уже устроился куда-то на работу, потому что надо кормить семью сегодня, а не ждать, когда его завтра позовут.
Этих предприятий уже не будет, а новых желающих не так уж много. Ну есть у нас одно предприятие, которое посредством софинансирования берет в аренду транспортные средства у тех, кто имеет возможность их приобрести. Сейчас это одиннадцать автобусов, планируется до двадцати приобрести. У нас порядка девяноста перевозчиков. Практически треть из них - люди, которые сами работают за рулем, имеют один-два автобуса. Им после принятия федерального закона будет вообще очень сложно, потому что на конкурс будет выставляться маршрут целиком, а маршрутов, где требуется 1-2 автобуса, очень немного. Поэтому, видимо, какие-то предприятия будут объединяться, чтобы продолжать работать.
Искусственное сдерживание тарифов способствовало разорению частных и ухудшению положения в муниципальных предприятиях. Сейчас более-менее адекватная ценовая политика, но поезд уже ушел: когда автобусы можно было приобретать по цене доллара 25 рублей, а сейчас 75 - разница есть? И сейчас нереально никаким тарифом вернуть то, что было потеряно за эти годы. У предприятий нет возможности приобретать транспорт, стоимость запчастей выросла за год в три раза.
Сейчас, чтобы отремонтировать автобус, нужно столько же средств, за которые раньше можно было новый приобрести! Сейчас автобус стоит порядка 6 млн., а раньше 1,5-2 млн., и уже нереально его купить, ни один банк не даст такой кредит. Для этого нужно работать только на супердоходном маршруте и быть на сто процентов уверенным, что ты останешься на нем же в ближайшие несколько лет, чтобы мог гасить кредит.
Светлана ТРЕМАСОВА,
председатель правления некоммерческого партнерства «Ассоциация пассажирских перевозчиков города Хабаровска».







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

17.08.2022 13:20
ВТБ нарастил на 18% корпоративный кредитный портфель в Хабаровском крае

17.08.2022 12:35
Дополнительное образование доступно всем
Новое оборудование для обучения детей по программам дополнительного образования поступает в школы Хабаровска и пяти районов края.

17.08.2022 12:05
От зумбы до панна-футбола
В Хабаровском крае продолжается реализация губернаторского проекта «Доступный спорт».

17.08.2022 11:50
«Безумно» и ярко откроется новый концертный сезон в филармонии
10 сентября в Хабаровской филармония состоится масштабное открытие филармонического сезона - «Безумный день в филармонии».

17.08.2022 10:57
В Хабаровском крае появятся новые авиаотряды для тушения пожаров
В 30 российских субъектах смогли ликвидировать все очаги в первые же сутки, в 13 - не допустили их появления



17.08.2022 09:49
Первый лимузин привезли из Германии
В историческом календаре августа немало дат, напрямую связанных с Хабаровским краем и людьми, которые здесь жили, трудились, оставили свой след. Среди них событие, которое произошло в августе 1857 года.

10.08.2022 11:50
Клещ поймали с поличным
Проект Хабаровского краевого музея имени Н.И. Гродекова «Клещ. Поймать с поличным» победил в V цикле грантового конкурса «Музей 4.0».


На какой резине ваш автомобиль ездит сейчас?

  1. На летней - 100%
     
  2. На всесезонке - 0%
     
  3. На зимней - 0%
     
  4. У меня нет автомобиля - 0%