Чаще всего мошенники звонят из «банка» или «госучреждения»
поиск
19 апреля 2025, Суббота
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Чаще всего мошенники звонят из «банка» или «госучреждения»

19.05.2017
Просмотры
378
Телефонное мошенничество стало одной из наиболее популярных «статей» обмана граждан России. Хабаровский край в этом отношении ничуть не уступает другим регионам. На сотовые наших жителей запросы и предложения мошенников поступают ежедневно сотнями. Причем злоумышленники чуть ли не каждый месяц находят все новые способы отъема денег, пользуясь доверчивостью граждан. Но чаще всего звонят из «банка» или «госучреждения». Как отличить такие звонки от рабочих?
- Все мошеннические схемы схожи по ряду признаков, - говорит Наталья Комарова, ведущий экономист отделения по Хабаровскому краю Банка России, - SMS или звонки поступают с незнакомых номеров, их причина неординарна, а сроки решения обозначенного в них, как правило, денежного вопроса - ограничены.
- Какие поводы самые популярные у мошенников?
- Они рассылают фальшивые SMS от имени банков о блокировке банковских карт или от имени ГИБДД - о наложении ареста на автомобиль, под видом налоговой службы абонентам приходят SMS с требованием оплатить задолженность по налогам, а от имени судебных приставов - о списании денежных средств со счета гражданина. Присылают также SMS о неожиданных выигрышах или «выгодных предложениях» и т. д.
В сообщении кроме текста может содержаться номер телефона, который в действительности не принадлежит этой организации, или ссылка, ведущая на интернет-сайт, внешне напоминающий сайт того или иного ведомства. Таким образом, мошенники провоцируют абонентов на контакт с ними с целью доступа к денежным средствам, находящимся на счетах граждан.
- Как мошенник может «открыть» чужой счет?
- Это может произойти только в том случае, если человек после звонка свяжется с мошенниками, поддастся на «провокацию» и сообщит им свою конфиденциальную информацию. Например,  номер банковской карты, ПИН-код, пароли систем дистанционного банковского обслуживания и др.
Другой вариант - человека могут спровоцировать совершить те или иные операции. Например, в случае перехода по ссылке, указанной в сообщении, происходит установка вредоносных программ на телефон, вследствие чего мошенники получают доступ к личным данным абонента.
Еще вариант из этой же схемы - на фальшивом сайте под различными предлогами в специальную форму предлагается ввести реквизиты банковской карты. После ввода информации происходит списание денежных средств со счета карты. Кроме того, средства могут быть списаны с лицевого счета телефона.
- Читатели нашей газеты жалуются на участившийся «ошибочный перевод средств». Что это за способ отъема денег у населения?
- Абоненту поступает сообщение о зачислении денег на счет его мобильного телефона или на карточный счет (хотя никакого перевода не было). Через некоторое время приходит новое сообщение или поступает звонок, где сообщается об ошибочном переводе средств с просьбой вернуть эту сумму на предлагаемый номер телефона или на номер банковской карты.
Суммы, как правило, небольшие - 100-300 рублей, и честные граждане, не задумываясь, переводят свои деньги мошенникам.
Рассылка таких сообщений рассчитана на невнимательность и доверчивость людей. В таких случаях необходимо проверить баланс номера телефона или счета карты и ни в коем случае не пытаться связаться с мошенниками по телефону или посредством сообщений. По всем вопросам, если они касаются банковской карты, клиенту следует позвонить в свой банк, и в случае мошенничества обратиться с заявлением в правоохранительные органы.
- В своих схемах мошенники используют ведь не только SMS-послания?
- Могут поступать звонки от псевдосотрудников банка, прокуратуры, суда, судебных приставов, представителей социального страхования, органов социальной защиты или здравоохранения и т. д. В зависимости от своей «роли» мошенники сообщают гражданам о положенной им компенсации за покупку какого-либо товара или услуги, получении выигрыша, списании задолженности, уплате штрафа или выявленном тяжелом заболевании.
Далее по схеме они предлагают что-то оплатить: подоходный налог, банковский сбор, обязательную страховку, налог на прибыль, госпошлину, штраф, внести предоплату за место в больнице для срочной госпитализации и т. д.
В случае поступления подобных звонков лучше проявить бдительность и не торопиться выполнять инструкции неизвестных людей о переводе или передаче им денежных средств в уплату чего-либо. Важно помнить, что банки и различные ведомства при обращении к своим клиентам всегда делают это адресно (по имени и отчеству) или указывают данные, которые мошенники знать не могут. Например, банки при рассылке SMS указывают последние цифры номера карты держателя, а уведомления от налоговых органов или пенсионного фонда приходят по почте в письменном виде, с указанием полных данных гражданина.
- Популярны у нас также сообщения или звонки от имени родственника, попавшего в беду, от сотрудников правоохранительных органов о якобы совершенном родственником правонарушении…
- В обоих случаях это телефонное вымогательство, где вслед за сообщением о возникшем чрезвычайном обстоятельстве, будь то дорожно-транспортное происшествие или иной конфликт, следует предложение о денежной компенсации за урегулирование сложившейся ситуации.
Мошенники рассчитывают на внезапность и на то, что в состоянии беспокойства жертва обмана не обратит внимание на несоответствие деталей (например, у близкого человека до неузнаваемости изменился голос) и примет поспешное решение. Ограничивая во времени, мошенники ставят вопрос о необходимости срочного перевода (передачи) денежных средств для оказания незамедлительной помощи или решения вопроса с сотрудниками правоохранительных органов об освобождении родственника от ответственности.
В стрессовой ситуации человек принимает поспешное решение и выполняет все требования злоумышленников, после чего лишается денежных средств. Впоследствии выясняется, что с родственником на самом деле все в порядке и жертва добровольно передала или перевела деньги мошенникам, попавшись на их уловки.
- Есть в данном случае универсальные советы - как не быть обманутым?
- Всегда помните: прежде чем принимать решение по поводу информации, поступившей от родственника или представителя какой-либо организации, убедитесь в её достоверности. И, если у вас возникли подозрения, перезвоните по контактному номеру родственника или той организации, от имени которой представляется абонент.
При разговоре с сотрудником организации следует выяснить его должность и фамилию, попросить время на обдумывание поступившего предложения и сообщить о своем желании лично подъехать в офис организации для решения того или иного вопроса. Мошенники не заинтересованы в личных встречах и в предоставлении времени, необходимого для оценки ситуации.
Игнорируйте сомнительные SMS-сообщения со ссылками.
Будьте бдительны, не поддавайтесь эмоциям, не делайте поспешных выводов и, по возможности, с кем-нибудь посоветуйтесь.