Cлед инженера в истории края

04.07.2013 | О разном | 2м. 7 c. | 37
Cлед инженера в истории края
Чудо инженерной мысли начала ХХ века - Амурский мост

Многое (да почти все!) в нашем крае сейчас является таким, каким есть, только потому, что тот или иной инженер принял в свое время то или иное решение. Не все решения были удачными, но… не ошибается ведь только тот, кто ничего не делает, верно? А инженеры сделали для Хабаровского края, прямо скажем, немало. Обо всех этих людях рассказать, к сожалению, невозможно, поэтому - лишь о некоторых, оставивших наиболее яркий след в истории края.

Вяземский

Орест Вяземский, выпускник Санкт-Петербургского корпуса инженеров путей сообщения, будучи уже авторитетным специалистом, приехал в конце XIX века на Дальний Восток в командировку, чтобы разобраться с недоразумениями, возникшими между путейцами и местными властями в ходе строительства железной дороги Хабаровск - Владивосток. Железнодорожники хотели ради экономии строить дорогу прямо по берегу Уссури, а приамурский генерал-губернатор настаивал, что трассу надо «вынести» как можно дальше от границы с Китаем. В результате командировка превратилась в постоянную работу. Прежний начальник строительства был уволен, а Орест Полиенович сумел и отвести трассу от границы, и снизить расходы по смете, и завершить строительство за шесть с половиной лет, вместо планировавшихся семи.
Его именем назван город Вяземский. В честь инженеров, работавших под его руководством, названы многие поселки, например, Дормидонтовка, Кругликово, Красицкий, Шмаковка, Розенгартовка и даже один всемирно известный остров - Даманский.

Ванков

Жизнь Симеона Ванкова полна невероятных событий. Болгарин, закончивший артиллерийское училище в Санкт-Петербурге, он послужил в болгарской и русской армиях, побыл дипломатом и к началу XX века попал в чине полковника в Хабаровск, где был назначен начальником артиллерийской мастерской. Человек с инженерным складом мысли, он за 15 лет перевернул провинциальный Хабаровск вверх дном - модернизировал свои мастерские до состояния завода «Арсенал» (впоследствии «Дальдизель»), лично «внедрил» в головы городских начальников и генерал-губернатора идею о необходимости в городе водопровода и электрификации, а последнюю лично же и наладил. Причем первую городскую электростанцию он умудрился запустить раньше, чем в Хабаровск прибыло заказанное для нее немецкое оборудование. Ну а «заодно» Симеон Николаевич создал и возглавил Приамурский отдел Русского технического общества, открыл при заводе первое городское «ПТУ» - ремесленную школу и переделал еще тысячу дел. Неудивительно, что хабаровчанам тех времен Ванков запомнился как инженер, хотя при всей своей кипучей инженерно-технической деятельности он оставался профессиональным военным, уехав из Хабаровска в Брянск перед Первой мировой уже генералом.

Мамаджанянц

Первое в крае централизованное теплоснабжение появилось отнюдь не в Хабаровске, а в Комсомольске-на-Амуре - благодаря Георгию Мамаджанянцу. Он, в 30-е годы окончив Одесский индустриальный институт, приехал в Комсомольск-на-Амуре на строящуюся ТЭЦ судостроительного завода. После пуска второй очереди в 1939 году она стала самой мощной на Дальнем Востоке. Проблем при этом возникло море. На первых же испытаниях взорвался котел, после чего наладчики сбежали. Мамаджанянцу, который к тому времени стал главным инженером ТЭЦ, пришлось все проблемы решать практически в одиночку и на ощупь. И он их решил. Например, зимой угольную пыль, на которой работала ТЭЦ, надо было подсушивать, но как - никто не знал. Георгий Григорьевич разыскал книгу с описанием сушильной установки и сам спроектировал подобную. Осенью 41-го возникла проблема с отоплением города - все 20 котельных остались без ушедших на фронт кочегаров. Тогда Мамаджанянц «пробил» за 55 дней (в прямом и переносном смысле) теплотрассу с ТЭЦ: 1 ноября 1941 года в дома комсомольчан пришло тепло.

Подчинённые запомнили Георгия Григорьевича не только как прекрасного профессионала, но и как душевного человека (за глаза его называли Мама). И неслучайно именно он в 50-е годы назначен первым управляющим объединенной Хабаровской энергосистемой.
Чхеидзе

О Георгии Чхеидзе практически ничего неизвестно. Как почти забыта и история строительства первого в мире подводного нефтепровода, которым Георгий Давидович руководил в качестве главного инженера. Сейчас первой подводной «трубой» принято считать трубопровод, проложенный по дну Ладоги для снабжения топливом Ленинграда в июне 42-го. Но наша подводная «труба» была сдана раньше - в марте того же года!

Речь - об участке нефтепровода Сахалин - Комсомольск-на-Амуре, проложенном по дну Татарского пролива. В мирное время нефтепровод, протяженностью 400 километров, предполагалось построить в течение трех лет, начиная с 1940 года. Но строители, работавшие в диких, нехоженых местах, сразу безнадежно отстали от графика, поэтому, когда Чхеидзе приехал после начала войны на стройку, задача казалось невыполнимой. Тем более, что она была теперь усложнена - сдать объект нужно всего за год. Но все сделано в срок. К 7 ноября 1942 года неф­тепровод был сдан полностью, началось его заполнение.

Подводную часть укладывали в феврале-марте 1942 года, когда пролив накрепко замерз. Нефтепроводчики, среди которых преобладали заключенные, растащили трубы тракторами вдоль намеченной подводной трассы, сварили их, опрессовали, а затем взорвали лед через весь 9-километровый пролив и осторожно «скатили» в пробитый канал «нитку» нефтепровода.

Черный

Все-таки недаром в советские времена партия предпочитала выдвигать на руководящие должности инженеров. Одним из таких выдвинутых стал выпускник Московского института химического машиностроения Алексей Клементьевич Черный. В 1942 году он приехал после окончания вуза на завод по производству боеприпасов в Эльбан, где через пять лет дорос до замначальника предприятия, а затем был «переброшен» на партийную работу, о которой в крае помнят до сих пор и вряд ли скоро забудут. Только первым секретарём крайкома Чёрный проработал 18 лет, и его вклад в развитие края трудно переоценить. Конечно, в отличие от инженеров XIX века, он на партийной работе, бывало, и обижал, и скручивал кого-нибудь в бараний рог. Но при этом и дело свое делал: честно и, что не всем теперь понятно - бескорыстно, за одну зарплату.

Виктор Бирюков.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматической регистрации

Введите слово на картинке*

Нет комментариев

02.12.2021 13:38
Сервис «Умный кадастр» поможет вовлечь в оборот неиспользуемые объекты недвижимости в Хабаровском крае
Росреестр разработал и протестировал сервис «Умный кадастр»

02.12.2021 08:15
Одним долгостроем меньше
ООО «Город» - застройщик жилого дома по улице Тихоокеанской в Хабаровске - получило разрешение на ввод в эксплуатацию долгостроя.

02.12.2021 07:44
Приглашают молодых робототехников
Вторые региональные соревнования по робототехнике «TECHNO Старт» пройдут с 17 по 18 декабря в очно-дистанционном формате.

01.12.2021 16:34
Какие подарки ждём на Новый год
Самое распространенное новогоднее желание мужчин - это внимание и любовь супруги или девушки в праздничный вечер

01.12.2021 11:57
Покажите свой QR-код!
С 1 декабря для совершения авиаперелета по Хабаровскому краю перед посадкой в самолет пассажир обязательно должен предъявить QR-код.



27.10.2021 09:41
Он мечтает, чтобы в сутках было 35 часов
Врач футбольной команды «СКА-Хабаровск-2» Николай Ракутько - человек легко увлекающийся и также легко обучаемый. Любое дело, связанное со скучной рутиной, - не его конек.

27.10.2021 00:00
Голосуй за «Сидиминский мёд» и других земляков!
Производители молока, хлеба, меда и рыбных изделий из Хабаровского края приняли участие в национальном конкурсе региональных брендов продуктов питания «Вкусы России».


На какой резине ездит ваш автомобиль сейчас?

  1. На летней - 50%
     
  2. На зимней - 50%
     
  3. На всесезонке - 50%
     
  4. У меня нет автомобиля - 0%