Две реки, два бульвара
30.05.2020
2923

Городская водокачка
В 1880 году Хабаровка получила титул города. На тот момент в ней проживало около 5 тысяч человек и насчитывалось 855 жилых строений. Официальных названий улиц не было. Когда поступило распоряжение поименовать их, то на карте появились названия трёх центральных улиц: Муравьёва-Амурского, Барановская (в честь приамурского военного губернатора Баранова) и Тихменьевская - по фамилии генерал-майора Тихменьева, который был в своё время военным губернатором Приморской области и числился почётным гражданином Хабаровки.
16 июня 1884 года было утверждено решение об образовании Приамурского генерал-губернаторства, в состав которого вошли Забайкальская, Амурская и Приморская области. Административным центром стала Хабаровка, переименованная в 1893 году в город Хабаровск. Такое административное деление сохранилось до начала ХХ века.
Историческая часть Хабаровска размещается между двумя бульварами - Амурским и Уссурийским.
Дореволюционная кладка и кирпич с клеймами
До основания Хабаровска на протяжении современного Амурского бульвара протекала река Хэдиэ Бури, названная нанайцами в честь расположенного рядом пастбища. В 1880 году реку переименовали в Чардымовку, в честь читинского купца третьей гильдии Михаила Чардымова, поселившегося в Хабаровске.
Со временем река сильно загрязнялась. Состоятельные граждане не хотели использовать участки вдоль речек для строительства - застраивались они лишь малоимущими. Из-за того, что строительство велось из подручных материалов и без проекта, и здания выходили соответствующе, они получили народное название «нахаловки».
До реализации генерального градостроительного плана (середина XIX столетия) по Уссурийскому бульвару текла река Плюснинка, названная в честь богатого городского деятеля, купца и мецената.
Далее реки зашили в бетонные полости и вместо речных просторов на бульварах стали течь только потоки людей. Отчасти в закрытые русла впадают сточные влаги центральных коллекторов, однако в целом - на самом деле водные объекты природного происхождения. Входы в русла подземных рек находятся на берегу Амура.
Один - у таможенного дебаркадера на Уссурийском бульваре, другой - у спортивного комплекса стадиона им. Ленина на Амурском бульваре. Выходы на поверхность располагаются по всей длине забетонированного русла.
Эти объекты - исторические памятники Хабаровска, на стенках сохранена дореволюционная кладка, кирпич с клеймами, присутствуют арки и пролёты.
16 мая 1900 года городской думой было принято решение о начале строительства бульваров в падях. До поры до времени эти территории использовались для различных случайных и временных сооружений. Когда же в центре города стало тесновато, взоры обитателей все чаще стали обращаться к неудобьям.
Так, например, 8 сентября 1902 года городская дума рассмотрела заявление некоего Житникова об отводе земли под мастерскую в Чердымовской пади. Заявление удовлетворили на срок до 1 июня 1903 года, когда в соответствии с решением должно было начаться строительство бульваров.
По берегам стояли фанзы…
С приближением заветной даты, определив, что такое колоссальное строительство городу пока не под силу, решили нарезать участки правильной формы и сдать их в аренду с торгов сроком до июня 1908 года. 19 апреля 1906-го гласный городской думы (депутат с правом решающего голоса) Александр Васильевич Плюснин доложил, что в падях устроены харчевни, пивнушки, помещения сдаются в наем, как квартиры, и прочее.
Мастерские оказались далеко не на первом плане. Дума постановила: впредь сдавать участки по контракту, где указывать, что вначале строится мастерская, затем жилье, но лишь для собственной семьи и наемных работников.
Аренда земли приносила городу деньги, которых постоянно недоставало, поэтому вопрос о бульварах в падях отодвигался на неопределенный срок. На их месте в самом центре города разрастались жуткие задворки, именуемые в народе ныне забытыми словами «шанхай» или «нахаловка».
По воспоминаниям очевидцев, «по берегам стояли фанзы (дома китайских крестьян), а противоположные стороны русла соединяли деревянные мостики в форме радуги. Зимой дети любили кататься на санках по ул. Дзержинского. А там, где сейчас находится общежитие мединститута, раньше было болото и рос аир, который даже ели дети».
Катались на санках и по улице Пушкина. Кроме китайских, на берегах Чардымовки стояли дома цыган и корейцев. Центральный рынок тогда еще был просто деревянным рядами и не имел крытых павильонов.
Решение о строительстве бульваров было принято в период подготовки к 100-летию города. Работы по благоустройству падей начались в 1957 году. За год устья Чердымовки и Плюснинки были заключены в коллекторы. Под будущие бульвары отсыпано два миллиона кубометров грунта.
Сегодня кажется невероятным, что в стране, залечивающей раны недавней войны, нашлись деньги на то, чтобы расселить из трущоб людей, построить большой стадион и начать осуществление планов, зародившихся в городе более чем полвека назад. В середине шестидесятых годов отсыпка бульваров была завершена, они были засажены тысячами кустов и деревьев и ныне представляют собой рощи в центре города, любимые места жителей города.
Окончательное «покорение» Плюснинки и исчезновение последнего домика в Плюснинской пади произошло 10 ноября 1982 года. Владельцами последнего дома по Милицейской, 73 или Уссурийскому бульвару, 65 были: Анна Ивановна Иванова, пенсионерка из бывших доярок на Чукотке, и Гордей Романович Банкрашков, строитель аэродромов на территории от Приморья до Магадана, очевидец и участник многих интересных авиационных событий востока России.
Благоустройством речки Чардымовки занимался архитектор Г. Д. Чесноков, бульваром на месте речки Плюснинки - архитектор Е. Д. Мамешин.
Логическим завершением этих важных градостроительных мероприятий по благоустройству Плюснинки и Чардымовки явилось устройство набережной Амура на участке от насосной станции водопровода до сопряжения с набережной стадиона им. Ленина (авторы инженер С. Базилевский, архитектор Е. Мамешин).
Стадион, «Чёрный тюльпан» и… «Дама с собачкой»
Амурский бульвар начинается от стадиона им. Ленина и тянется до железнодорожного вокзала. Центральную пешеходную часть бульвара украшают цветники. По обеим его сторонам построены красивые административные здания и жилые дома.
Амурский бульвар органично сливается с территорией крупнейшего на Дальнем Востоке стадиона им. Ленина, построенного в 1958 году методом народной стройки и занимающего территорию в 34 гектара.
Здесь разместился целый комплекс спортивных сооружений: центральная арена, Дворец спорта с искусственным льдом (ныне это универсальный краевой спорткомплекс), 50-метровый открытый плавательный бассейн, стрелковый комплекс, легкоатлетический манеж. Здесь круглый год проходит масса различных соревнований - от краевого и регионального уровня до российских и международных. И вообще стадион им. Ленина по сей день любимое место отдыха хабаровчан и гостей города.
Как и большинство пешеходных зон в городах, Амурский бульвар имеет целый ряд достопримечательностей, одна из которых - городская скульптура «Дама с собачкой», расположенная напротив кинотеатра «Дружба». На бронзовой скамейке сидит бронзовая женщина в платье с глубоким разрезом и с не менее глубоким декольте, на ногах туфли на каблуках. Рядом на скамейке сидит собачка. Скульптура появилась здесь к 150-летию города.
Еще один примечательный памятник - «Черный тюльпан», посвященный памяти погибшим в локальных войнах. Он установлен на стадионе им. Ленина, примыкающем к бульвару. У памятника всегда цветы. Сюда приходят не только жители Хабаровска, но и гости, много молодежи.
В начале Амурского бульвара, рядом с Дальневосточной академией физической культуры, есть необычная скульптура - мужской ботинок и женская туфля растаптывают пачки сигарет, а рядом надпись - «Мы выбираем жизнь». Так администрация Хабаровска при поддержке Союза художников решила привлечь внимание горожан к здоровому образу жизни и отказу от курения.
На перекрестке Амурского бульвара и улицы Шеронова в районе Гупровского городка 10 сентября 2014 года состоялось торжественное открытие архитектурной композиции «Песня о дружбе». Арт-объект состоит из двух музыкальных инструментов - русской балалайки и китайской пипы.
Необычную достопримечательность - металлические фигуры знаков зодиака - установили на Амурском бульваре там, где он пересекается с улицей Дикопольцева. Все произведения выполнены из чёрного металла молодыми скульпторами.
А еще на Амурском бульваре много скамеек, есть освещение. Многие здесь бегают, занимаются спортом, а мамы приводят своих детей на прогулку. По обе стороны бульвара застройка простая, в основном второй половины прошлого столетия.
От чистых прудов до «Платинум Арены»
Уссурийский бульвар начинается от Амура, там, где стоит дебаркадер, и проходит до стадиона «Динамо». В 1983 году к 125-й годовщине основания Хабаровска на Уссурийском бульваре усилиями архитекторов и строителей построили каскад из трех прудов, отделенных друг от друга дамбами.
Самый глубокий - средний пруд, здесь катаются на гребных лодках и водных велосипедах, а также тренируются на байдарках и каноэ учащиеся детско-юношеской спортивной школы. На среднем пруду стоит кафе в форме летающей тарелки. На берегу нижнего пруда установлены скульптуры персонажей мультфильма «Бременские музыканты».
После полного завершения реконструкции этого уголка Уссурийского бульвара хабаровчане получили еще одну великолепную зону отдыха - универсальный спортивный комплекс «Платинум Арена».
История Уссурийского бульвара аналогична истории Амурского. Только речка когда-то здесь протекала другая - Плюснинка, ранее - Ури. Плюснины - очень богатая купеческая семья. Но не за богатство их уважали, все поколения Плюсниных занимались благотворительностью: построили и содержали церковь, содержали детский приют, участвовали в работе всероссийского общества Красного креста и пр.
Чардымов и Плюснин
Михаил Игнатьевич Чардымов - читинский купец 3-й гильдии, осел в Николаевске, торговал в Софийске, затем прибыл в Хабаровск в 1859 г. С 1868 по 1878 г. состоял в 1-й купеческой гильдии, в 1878 г. получил орден Станислава III степени за заслуги по делам Синода. Стал первым почетным гражданином Хабаровска. Его имя носила речка Чардымовка, на месте которой возник современный Амурский бульвар.
В 1859 году Михаил приехал из Николаевска в качестве приказчика российско-американской компании. Чардымов получил земельный участок и открыл на берегу Амура лавочку, в которой торговал самыми необходимыми продуктами - мукой, крупой, солью.
В 1860-х годах он уже числился оседлым жителем, а в 1873 году Михаил Чардымов профинансировал строительство первой в городе школы. Он внес 3500 на образование в целом, из которых 700 рублей составляли установленное им ежегодное пособие школе. Купец выплачивал его стабильно на протяжении пяти лет.
В 1878 году он отправился в Иркутск, где скоропостижно скончался. Чардымов не успел узнать о том, что как раз в это время в Хабаровку пришло распоряжение императора о присвоении ему звания почетного гражданина.
Семьи у первого хабаровского купца-мецената не было - дальние родственники нашлись лишь в маленьком селе под Нижним Новгородом. Хабаровским историкам пока не удалось обнаружить ни одной фотографии Михаила Чардымова.
Андрей Федорович Плюснин (1827-1880) - основатель известнейшей на Дальнем Востоке купеческой династии Плюсниных. Происходил из крестьян Забайкалья. В 1860 г. на своем баркасе он пристал у селения Хабаровка и открыл торговлю. Два года Андрей Федорович разъезжал по стойбищам и обменивал товары на пушнину.
Скупал соболя по 2-4 руб. в Хабаровке, продавал в Иркутске в 3-6 раз дороже. Дело оказалось очень прибыльным: получил прибыль 22 тыс. руб. К 1876 г. капитал дома Плюсниных составил 100 тыс. руб. За относительно небольшой срок стал богатейшим человеком города.
Андрей Фёдорович выписал из Америки заднеколесный пароход «Русский», на котором совершил первые успешные экспедиции по реке Сунгари. Торговал с китайцами, оттуда вез полный груз хлеба в Хабаровку.
Общественная деятельность А. Ф. Плюснина тоже заслуживает внимания. С именем Плюсниных связаны строительство Иннокеньтьевской церкви, закладка Успенского собора, доходный дом на площади Соборной, торговые ряды (речной вокзал) и другие здания и сооружения, определяющие сегодня облик старого Хабаровска. В 1880 г., когда Хабаровка получила статус города, Андрей Федорович умер.
«Полная труда и лишений жизнь промышленника и рыболова в Забайкалье, - написала газета, - затем 20 лет жизни на Амуре, где к старым привычным заботам и трудам прибавились новые (проведение телеграфной просеки от Хабаровки к Владивостоку, доставка срочных военных грузов зимой при полном бездорожье, осенние рыбалки, где заготовлялись тысячи бочек кеты для войск и пр.), при железной воле и желании идти всегда впереди всех и учить рабочих своим примером, унесли здоровье Андрея Федоровича». Он прожил всего 53 года. Его капитал составлял 250000 рублей.
Михайловские бани
В начале XX века эти здания входили в состав комплекса каменных и деревянных доходных домов купца и крупного домовладельца Евдокима Михайловича Михайлова, расположенного в нижней части квартала в границах нынешних улиц Тургенева - Уссурийский бульвар - Комсомольская - Ленина (Инженерная - Плюснинка - Лисуновская - Барановская). Этот участок квартала в начале XX века в городе неофициально именовался Михайловской слободкой.
В 1894 году вдоль Плюснинки построен двухэтажный дом (ул. Тургенева, 58), первоначально использовавшийся под торговлю и бани, в городе был известен как михайловские бани. Причем сами бани были на втором этаже, а на первом велась торговля.
К торцу этого здания примыкал двухэтажный дом с каменным нижним и деревянным верхним этажом, занимавший угловой участок на пересечении Плюснинки и ул. Тургенева, очевидно, это здание было построено раньше каменного. При советской власти в баню переехала милиция, и с конца 20-х до 60-х годов бульвар был улицей Милицейской.
Долгое время в этом доме базировался и «Горводоканал». А выше, по адресу: ул. Тургенева, 54 некоторое время работал молочный завод имени Дзержинского, затем - филиал швейной фабрики. Михайловская баня была с секретом. Двор 58 дома, который сейчас используется как стоянка автомобилей, на самом деле свод большой комнаты. К ней можно подобраться по проходу между цокольным этажом и стоянкой. В свое время рабочие пробили каменную стенку, и в затхлом большом зале была обнаружена большая куча венских стульев. Затем проход опять замуровали.
Слева от каменного здания, с отступом от него, в 1897 году был построен двухэтажный каменный дом с лицевой кирпичной кладкой фасадов (Уссурийский бульвар, 8), сохранившийся до настоящего времени почти в первоначальном виде. Через несколько лет выстроен двухэтажный каменный дом выше по рельефу ул. Тургенева, поставленный торцом перпендикулярно улице, состоящий из двух двухэтажных корпусов, соединенных одноэтажным объемом (Тургенева, 56). Единственный на весь город комбинат по ремонту мотоциклов располагался на ул. Тургенева, 56.
В 1922 году почти все здания Михайловых были муниципализированы. В угловом двухэтажном здании смешанной постройки на пересечении Плюснинки и ул. Тургеневской до 1930 года будут жить наследники Михайлова, в 1937 году внук Евдокима Михайлова Иннокентий Васильевич будет репрессирован и расстрелян.
Инно
Здание городского приходского женского училища было построено в 1900 г. на средства самоуправления по проекту инженера Ю. З. Колмачевского на участке, принадлежащем В. Ф. Плюснину. Училище именовалось Иннокентьевским в честь первого епископа Камчатки, затем московского митрополита Иннокентия, и стало седьмым по счету образовательным учреждением Хабаровска.
В цокольном этаже здания размещались две квартиры для учительниц, помещение для сторожей и кухня, на первом классные комнаты. К северному фасаду частично примыкала деревянная пристройка для хозяйственных нужд. В 1917 году училище переименовано в Тургеневское.
С 1923-м здесь размещалась 1-я городская школа 1-й ступени, затем 1-я начальная школа им. Чернышевского, при ней с 1928 г. школа для малограмотных и пункт ликвидации безграмотности, различные учебные заведения. С 1970-х гг. здание переоборудовано под проектный институт горного дела, расположено на улице Тургенева, 51.
Небольшое здание общественного назначения, построенное в стиле эклектики, с элементами декора, свойственного классицизму и барокко, в лицевой кладке фасадов в сочетании серого и красного кирпича.
Запах рыбы и ветер странствий на тихом бульваре
Сейчас с трудом можно представить себе, что одно из самых спокойных мест в центре Хабаровска - современный Уссурийский бульвар с речным вокзалом - когда-то было оживлённым местом с суетой и толкучкой. Там располагался Нижний рыбный базар, который являлся сосредоточением местной торговли. Он примыкал к главной улице города - Алексеевской (ныне Шевченко).
Первыми в конце XIX века здесь начали торговать китайцы, которые приплывали на своих лодках с берегов Уссури и Сунгари. В основном они продавали рыбу, как и местные гольды и ульчи.
«В длинных черных халатах, в маленьких круглых черных шапочках с цилиндрический пуговкой наверху и косой, кончающейся у самых пят черной кисточкой, - китайские торгаши. У возов картошки белые, как лебеди, корейцы. В мясных рядах тихо и скучно: покупателей не больше продавцов. Люди с рыбой - кормой к берегу», - так описывали представителей местной торговли очевидцы.
Русские купцы и торговцы появились здесь чуть позже. Пожалуй, никого уже не удивит, что тон местной торговле задавали купцы Плюснины, которые также потратили немало средств на обустройство рыбного базара.
Сначала там появились централизованные деревянные ряды, а в 1899 году на деньги Василия Плюснина (31 500 рублей) на месте современного речного вокзала построили каменные ряды в два этажа. Нижний этаж сдавался в аренду разным торговцам, верхние арендовали под складские помещения крупные городские предприятия.
На базаре всегда было тесно и людно. Не было свободных мест на деревянных рядах, которые загромоздили собой всю площадь, так что место это было рыбным как в прямом, так и в переносном смысле. Кроме рыбы - самого ходового товара - здесь ещё продавали овощи и картофель, мясную продукцию (куры, свинина), а на периферии базара стояли ряды с продукцией харбинских и благовещенских мукомольных фабрик.
Однако Хабаровск значительно вырос, количество населения увеличилось, и тех каменных рядов, возведённых Плюсниным на месте старого Нижнего рынка, городу уже не хватало. Встал вопрос о строительстве нового рынка. О его необходимости заговорили уже в начале XX века, но окончательное решение приняли намного позже.
28 февраля 1912 года на заседании Хабаровской городской думы был утверждён план нового базара. Местом его размещения выбрали падь реки Чердымовки (сейчас Амурский бульвар) у Линейной улицы (сейчас улица Льва Толстого). Строительство началось в этом же году за счёт средств из городского бюджета (9 тысяч рублей).
А уже в ноябре 1912 года состоялось его официальное открытие. Он представлял собой нагромождение ларьков, и в нём также торговали как «сельскохозяйственными произведениями», так и промышленными изделиями. Современный Центральный рынок в Хабаровске и сейчас находится на том же месте, где в 1912 году появился Новый базар.
В 1925 году каменные торговые ряды на Плюснинке были муниципализированы, а в 1933 году это строение отвели под устройство речного вокзала. Сам базар просуществовал ещё добрых 20 лет. Ликвидировали его только в конце 50-х годов, так как было решено окончательно перенести городской рынок в район пересечения Амурского бульвара с улицей Льва Толстого.
В Хабаровске были и другие рынки, которые образовывались на перекрёстках и крупных площадях. Так, был небольшой рынок на так называемом военном плацу (сегодня это многострадальная площадь Серышева), позже - в районе площади Славы. Главная площадь Ленина, которая до революции носила имя Николаевской, также какое-то время была сосредоточением торговли.
Торговля, строительство и… вода
Поначалу Хабаровск обходился той водой, что поставляли ему чистые речки и колодцы. Но к концу позапрошлого века в городе начала складываться нетерпимая в санитарном отношении обстановка. Из-за отсутствия даже простейшего водоотведения амурские протоки, куда с густо заселенных берегов скатывались вся грязь и отходы, сильно замутились.
Все эти проблемы активно обсуждались в прессе, на заседаниях руководящих органов. В 1900 году они были впервые аргументированно озвучены начальником артиллерийских мастерских полковником Семеном Николаевичем Ванковым, который вынес на рассмотрение присутствующих проект организации «… правильного и бесперебойного водоснабжения, устройство водопровода, который доставит воду прямо в дома…».
Но дальше устной поддержки проекта дело тогда не пошло, потому что на его осуществление требовались такие средства, которых у местной власти не оказалось. И все же, инициатива, проявленная Ванковым С. Н. и его единомышленниками, сослужила свою добрую службу в исторической перспективе.
Ну а пока власти вынуждены были сосредоточить усилия на более доступном, как им казалось, варианте водоснабжения и предприняли попытку найти воду в городских недрах.
Представить соображения об обеспечении города Хабаровска артезианской водой было поручено горному инженеру К. Е. Пфаффиусу. Работы по добыче и исследованию артезианской воды проводились вплоть до 1903 года. Расходы составили значительную сумму, а результаты были признаны плачевными.
13 марта 1903 года думой было принято решение о строительстве городского водозабора в 20 сажень от берега возле Артиллерийской горы на месте слияния Амура и Амурской протоки. Но начавшаяся Русско-японская война отодвинула строительство из-за нехватки средств. 25 октября 1905 года думой была образована водопроводная комиссия во главе с городским архитектором Борисом Андреевичем Малиновским. После изучения вопроса комиссия определила стоимость постройки водопровода в 187 тысяч рублей. В течение 1906-1907 годов была выполнена прокладка труб, устройство водозабора на Амуре.
Всасывающие линии и оголовки уложили прямо на дно реки. Построили насосную станцию с двумя паровыми котлами, от которых пар поступал на турбины, вращавшие насосы.
От насосной станции до бывшего рыбообрабатывающего комбината в Артиллерийской горе пробили тоннель, в котором уложили основной напорный водопровод диаметром 200 мм, по которому вода по подземным коммуникациям диаметром 150 мм уходила на улицы города.
15 июля 1907 года по старому стилю (28 июля по новому) наступил волнующий исторический момент для города Хабаровска - пробный пуск воды городского водопровода. Городская газета сообщила об этом событии в рубрике «Хроника»: «В воскресенье, 15 июля была произведена проба водопровода. Вода была пущена по магистралям - по ул. Барановской, на Артиллерийской горе и по Поповской на Среднюю гору». Так родился первый на российском Дальнем Востоке водопровод.
И теперь эта дата - 28 июля 1907 года считается днем рождения хабаровского «Водоканала».
В 1908 году основные работы по устройству водопровода были завершены. По решению Хабаровской думы, Борис Андреевич Малиновский был назначен первым заведующим водопроводом.
Надо отметить, что в первые годы эксплуатация водопровода приносила одни убытки. Между тем, городские власти продолжали, невзирая на недостаток средств и низкие доходы, совершенствовать систему водоснабжения.
11 мая 1912 года дума принимает решение ассигновать средства на устройство фильтров и дамбы. Постройка здания станции началась в 1912 установкой фильтров системы «Джуэдь».
12 января 1913 года начала работать первая насосно-фильтровальная станция. Анализы воды в те годы проводили ежемесячно в гигиенической лаборатории при хабаровском лазарете. Обслуживающий персонал водопровода в 1913-1914 годах насчитывал 31 работника.
В 1914 году происходило интенсивное расширение водопроводной сети, а также отмечалось резкое снижение количества повреждений на водоводах. В период с 1915 года и вплоть до начала 30-х годов происходило становление предприятия: прокладывались водопроводные магистрали, строились водонапорные башни, водонасосные станции.
В силу разных причин тот первый прорыв на коммунальном направлении сразу же развить не удавалось. Десятилетиями городским властям и хабаровчанам приходилось преодолевать последствия революции, гражданской войны, разруху и нещадно эксплуатировать доставшееся наследство. Поддержание функций предприятия имеющимися силами было в то время основной задачей.
Исключением стала лишь северная насосная станция, построенная в 1937 году изначально для нужд амурской флотилии. Она обеспечила город стратегически важным, альтернативным источником питьевой воды очень высокого качества и задействована в усовершенствованном виде по сей день. С развитием водопровода развивалась и канализационная сеть, строились коллекторы и канализационные насосные станции перекачки.
Елена ДЕНЧИК.
16 июня 1884 года было утверждено решение об образовании Приамурского генерал-губернаторства, в состав которого вошли Забайкальская, Амурская и Приморская области. Административным центром стала Хабаровка, переименованная в 1893 году в город Хабаровск. Такое административное деление сохранилось до начала ХХ века.
Историческая часть Хабаровска размещается между двумя бульварами - Амурским и Уссурийским.
Дореволюционная кладка и кирпич с клеймами
До основания Хабаровска на протяжении современного Амурского бульвара протекала река Хэдиэ Бури, названная нанайцами в честь расположенного рядом пастбища. В 1880 году реку переименовали в Чардымовку, в честь читинского купца третьей гильдии Михаила Чардымова, поселившегося в Хабаровске.
Со временем река сильно загрязнялась. Состоятельные граждане не хотели использовать участки вдоль речек для строительства - застраивались они лишь малоимущими. Из-за того, что строительство велось из подручных материалов и без проекта, и здания выходили соответствующе, они получили народное название «нахаловки».
До реализации генерального градостроительного плана (середина XIX столетия) по Уссурийскому бульвару текла река Плюснинка, названная в честь богатого городского деятеля, купца и мецената.
Далее реки зашили в бетонные полости и вместо речных просторов на бульварах стали течь только потоки людей. Отчасти в закрытые русла впадают сточные влаги центральных коллекторов, однако в целом - на самом деле водные объекты природного происхождения. Входы в русла подземных рек находятся на берегу Амура.
Один - у таможенного дебаркадера на Уссурийском бульваре, другой - у спортивного комплекса стадиона им. Ленина на Амурском бульваре. Выходы на поверхность располагаются по всей длине забетонированного русла.
Эти объекты - исторические памятники Хабаровска, на стенках сохранена дореволюционная кладка, кирпич с клеймами, присутствуют арки и пролёты.
16 мая 1900 года городской думой было принято решение о начале строительства бульваров в падях. До поры до времени эти территории использовались для различных случайных и временных сооружений. Когда же в центре города стало тесновато, взоры обитателей все чаще стали обращаться к неудобьям.
Так, например, 8 сентября 1902 года городская дума рассмотрела заявление некоего Житникова об отводе земли под мастерскую в Чердымовской пади. Заявление удовлетворили на срок до 1 июня 1903 года, когда в соответствии с решением должно было начаться строительство бульваров.
По берегам стояли фанзы…
С приближением заветной даты, определив, что такое колоссальное строительство городу пока не под силу, решили нарезать участки правильной формы и сдать их в аренду с торгов сроком до июня 1908 года. 19 апреля 1906-го гласный городской думы (депутат с правом решающего голоса) Александр Васильевич Плюснин доложил, что в падях устроены харчевни, пивнушки, помещения сдаются в наем, как квартиры, и прочее.
Мастерские оказались далеко не на первом плане. Дума постановила: впредь сдавать участки по контракту, где указывать, что вначале строится мастерская, затем жилье, но лишь для собственной семьи и наемных работников.
Аренда земли приносила городу деньги, которых постоянно недоставало, поэтому вопрос о бульварах в падях отодвигался на неопределенный срок. На их месте в самом центре города разрастались жуткие задворки, именуемые в народе ныне забытыми словами «шанхай» или «нахаловка».
По воспоминаниям очевидцев, «по берегам стояли фанзы (дома китайских крестьян), а противоположные стороны русла соединяли деревянные мостики в форме радуги. Зимой дети любили кататься на санках по ул. Дзержинского. А там, где сейчас находится общежитие мединститута, раньше было болото и рос аир, который даже ели дети».
Катались на санках и по улице Пушкина. Кроме китайских, на берегах Чардымовки стояли дома цыган и корейцев. Центральный рынок тогда еще был просто деревянным рядами и не имел крытых павильонов.
Решение о строительстве бульваров было принято в период подготовки к 100-летию города. Работы по благоустройству падей начались в 1957 году. За год устья Чердымовки и Плюснинки были заключены в коллекторы. Под будущие бульвары отсыпано два миллиона кубометров грунта.
Сегодня кажется невероятным, что в стране, залечивающей раны недавней войны, нашлись деньги на то, чтобы расселить из трущоб людей, построить большой стадион и начать осуществление планов, зародившихся в городе более чем полвека назад. В середине шестидесятых годов отсыпка бульваров была завершена, они были засажены тысячами кустов и деревьев и ныне представляют собой рощи в центре города, любимые места жителей города.
Окончательное «покорение» Плюснинки и исчезновение последнего домика в Плюснинской пади произошло 10 ноября 1982 года. Владельцами последнего дома по Милицейской, 73 или Уссурийскому бульвару, 65 были: Анна Ивановна Иванова, пенсионерка из бывших доярок на Чукотке, и Гордей Романович Банкрашков, строитель аэродромов на территории от Приморья до Магадана, очевидец и участник многих интересных авиационных событий востока России.
Благоустройством речки Чардымовки занимался архитектор Г. Д. Чесноков, бульваром на месте речки Плюснинки - архитектор Е. Д. Мамешин.
Логическим завершением этих важных градостроительных мероприятий по благоустройству Плюснинки и Чардымовки явилось устройство набережной Амура на участке от насосной станции водопровода до сопряжения с набережной стадиона им. Ленина (авторы инженер С. Базилевский, архитектор Е. Мамешин).
Стадион, «Чёрный тюльпан» и… «Дама с собачкой»
Амурский бульвар начинается от стадиона им. Ленина и тянется до железнодорожного вокзала. Центральную пешеходную часть бульвара украшают цветники. По обеим его сторонам построены красивые административные здания и жилые дома.
Амурский бульвар органично сливается с территорией крупнейшего на Дальнем Востоке стадиона им. Ленина, построенного в 1958 году методом народной стройки и занимающего территорию в 34 гектара.
Здесь разместился целый комплекс спортивных сооружений: центральная арена, Дворец спорта с искусственным льдом (ныне это универсальный краевой спорткомплекс), 50-метровый открытый плавательный бассейн, стрелковый комплекс, легкоатлетический манеж. Здесь круглый год проходит масса различных соревнований - от краевого и регионального уровня до российских и международных. И вообще стадион им. Ленина по сей день любимое место отдыха хабаровчан и гостей города.
Как и большинство пешеходных зон в городах, Амурский бульвар имеет целый ряд достопримечательностей, одна из которых - городская скульптура «Дама с собачкой», расположенная напротив кинотеатра «Дружба». На бронзовой скамейке сидит бронзовая женщина в платье с глубоким разрезом и с не менее глубоким декольте, на ногах туфли на каблуках. Рядом на скамейке сидит собачка. Скульптура появилась здесь к 150-летию города.
Еще один примечательный памятник - «Черный тюльпан», посвященный памяти погибшим в локальных войнах. Он установлен на стадионе им. Ленина, примыкающем к бульвару. У памятника всегда цветы. Сюда приходят не только жители Хабаровска, но и гости, много молодежи.
В начале Амурского бульвара, рядом с Дальневосточной академией физической культуры, есть необычная скульптура - мужской ботинок и женская туфля растаптывают пачки сигарет, а рядом надпись - «Мы выбираем жизнь». Так администрация Хабаровска при поддержке Союза художников решила привлечь внимание горожан к здоровому образу жизни и отказу от курения.
На перекрестке Амурского бульвара и улицы Шеронова в районе Гупровского городка 10 сентября 2014 года состоялось торжественное открытие архитектурной композиции «Песня о дружбе». Арт-объект состоит из двух музыкальных инструментов - русской балалайки и китайской пипы.
Необычную достопримечательность - металлические фигуры знаков зодиака - установили на Амурском бульваре там, где он пересекается с улицей Дикопольцева. Все произведения выполнены из чёрного металла молодыми скульпторами.
А еще на Амурском бульваре много скамеек, есть освещение. Многие здесь бегают, занимаются спортом, а мамы приводят своих детей на прогулку. По обе стороны бульвара застройка простая, в основном второй половины прошлого столетия.
От чистых прудов до «Платинум Арены»
Уссурийский бульвар начинается от Амура, там, где стоит дебаркадер, и проходит до стадиона «Динамо». В 1983 году к 125-й годовщине основания Хабаровска на Уссурийском бульваре усилиями архитекторов и строителей построили каскад из трех прудов, отделенных друг от друга дамбами.
Самый глубокий - средний пруд, здесь катаются на гребных лодках и водных велосипедах, а также тренируются на байдарках и каноэ учащиеся детско-юношеской спортивной школы. На среднем пруду стоит кафе в форме летающей тарелки. На берегу нижнего пруда установлены скульптуры персонажей мультфильма «Бременские музыканты».
После полного завершения реконструкции этого уголка Уссурийского бульвара хабаровчане получили еще одну великолепную зону отдыха - универсальный спортивный комплекс «Платинум Арена».
История Уссурийского бульвара аналогична истории Амурского. Только речка когда-то здесь протекала другая - Плюснинка, ранее - Ури. Плюснины - очень богатая купеческая семья. Но не за богатство их уважали, все поколения Плюсниных занимались благотворительностью: построили и содержали церковь, содержали детский приют, участвовали в работе всероссийского общества Красного креста и пр.
Чардымов и Плюснин
Михаил Игнатьевич Чардымов - читинский купец 3-й гильдии, осел в Николаевске, торговал в Софийске, затем прибыл в Хабаровск в 1859 г. С 1868 по 1878 г. состоял в 1-й купеческой гильдии, в 1878 г. получил орден Станислава III степени за заслуги по делам Синода. Стал первым почетным гражданином Хабаровска. Его имя носила речка Чардымовка, на месте которой возник современный Амурский бульвар.
В 1859 году Михаил приехал из Николаевска в качестве приказчика российско-американской компании. Чардымов получил земельный участок и открыл на берегу Амура лавочку, в которой торговал самыми необходимыми продуктами - мукой, крупой, солью.
В 1860-х годах он уже числился оседлым жителем, а в 1873 году Михаил Чардымов профинансировал строительство первой в городе школы. Он внес 3500 на образование в целом, из которых 700 рублей составляли установленное им ежегодное пособие школе. Купец выплачивал его стабильно на протяжении пяти лет.
В 1878 году он отправился в Иркутск, где скоропостижно скончался. Чардымов не успел узнать о том, что как раз в это время в Хабаровку пришло распоряжение императора о присвоении ему звания почетного гражданина.
Семьи у первого хабаровского купца-мецената не было - дальние родственники нашлись лишь в маленьком селе под Нижним Новгородом. Хабаровским историкам пока не удалось обнаружить ни одной фотографии Михаила Чардымова.
Андрей Федорович Плюснин (1827-1880) - основатель известнейшей на Дальнем Востоке купеческой династии Плюсниных. Происходил из крестьян Забайкалья. В 1860 г. на своем баркасе он пристал у селения Хабаровка и открыл торговлю. Два года Андрей Федорович разъезжал по стойбищам и обменивал товары на пушнину.
Скупал соболя по 2-4 руб. в Хабаровке, продавал в Иркутске в 3-6 раз дороже. Дело оказалось очень прибыльным: получил прибыль 22 тыс. руб. К 1876 г. капитал дома Плюсниных составил 100 тыс. руб. За относительно небольшой срок стал богатейшим человеком города.
Андрей Фёдорович выписал из Америки заднеколесный пароход «Русский», на котором совершил первые успешные экспедиции по реке Сунгари. Торговал с китайцами, оттуда вез полный груз хлеба в Хабаровку.
Общественная деятельность А. Ф. Плюснина тоже заслуживает внимания. С именем Плюсниных связаны строительство Иннокеньтьевской церкви, закладка Успенского собора, доходный дом на площади Соборной, торговые ряды (речной вокзал) и другие здания и сооружения, определяющие сегодня облик старого Хабаровска. В 1880 г., когда Хабаровка получила статус города, Андрей Федорович умер.
«Полная труда и лишений жизнь промышленника и рыболова в Забайкалье, - написала газета, - затем 20 лет жизни на Амуре, где к старым привычным заботам и трудам прибавились новые (проведение телеграфной просеки от Хабаровки к Владивостоку, доставка срочных военных грузов зимой при полном бездорожье, осенние рыбалки, где заготовлялись тысячи бочек кеты для войск и пр.), при железной воле и желании идти всегда впереди всех и учить рабочих своим примером, унесли здоровье Андрея Федоровича». Он прожил всего 53 года. Его капитал составлял 250000 рублей.
Михайловские бани
В начале XX века эти здания входили в состав комплекса каменных и деревянных доходных домов купца и крупного домовладельца Евдокима Михайловича Михайлова, расположенного в нижней части квартала в границах нынешних улиц Тургенева - Уссурийский бульвар - Комсомольская - Ленина (Инженерная - Плюснинка - Лисуновская - Барановская). Этот участок квартала в начале XX века в городе неофициально именовался Михайловской слободкой.
В 1894 году вдоль Плюснинки построен двухэтажный дом (ул. Тургенева, 58), первоначально использовавшийся под торговлю и бани, в городе был известен как михайловские бани. Причем сами бани были на втором этаже, а на первом велась торговля.
К торцу этого здания примыкал двухэтажный дом с каменным нижним и деревянным верхним этажом, занимавший угловой участок на пересечении Плюснинки и ул. Тургенева, очевидно, это здание было построено раньше каменного. При советской власти в баню переехала милиция, и с конца 20-х до 60-х годов бульвар был улицей Милицейской.
Долгое время в этом доме базировался и «Горводоканал». А выше, по адресу: ул. Тургенева, 54 некоторое время работал молочный завод имени Дзержинского, затем - филиал швейной фабрики. Михайловская баня была с секретом. Двор 58 дома, который сейчас используется как стоянка автомобилей, на самом деле свод большой комнаты. К ней можно подобраться по проходу между цокольным этажом и стоянкой. В свое время рабочие пробили каменную стенку, и в затхлом большом зале была обнаружена большая куча венских стульев. Затем проход опять замуровали.
Слева от каменного здания, с отступом от него, в 1897 году был построен двухэтажный каменный дом с лицевой кирпичной кладкой фасадов (Уссурийский бульвар, 8), сохранившийся до настоящего времени почти в первоначальном виде. Через несколько лет выстроен двухэтажный каменный дом выше по рельефу ул. Тургенева, поставленный торцом перпендикулярно улице, состоящий из двух двухэтажных корпусов, соединенных одноэтажным объемом (Тургенева, 56). Единственный на весь город комбинат по ремонту мотоциклов располагался на ул. Тургенева, 56.
В 1922 году почти все здания Михайловых были муниципализированы. В угловом двухэтажном здании смешанной постройки на пересечении Плюснинки и ул. Тургеневской до 1930 года будут жить наследники Михайлова, в 1937 году внук Евдокима Михайлова Иннокентий Васильевич будет репрессирован и расстрелян.
Инно
Здание городского приходского женского училища было построено в 1900 г. на средства самоуправления по проекту инженера Ю. З. Колмачевского на участке, принадлежащем В. Ф. Плюснину. Училище именовалось Иннокентьевским в честь первого епископа Камчатки, затем московского митрополита Иннокентия, и стало седьмым по счету образовательным учреждением Хабаровска.
В цокольном этаже здания размещались две квартиры для учительниц, помещение для сторожей и кухня, на первом классные комнаты. К северному фасаду частично примыкала деревянная пристройка для хозяйственных нужд. В 1917 году училище переименовано в Тургеневское.
С 1923-м здесь размещалась 1-я городская школа 1-й ступени, затем 1-я начальная школа им. Чернышевского, при ней с 1928 г. школа для малограмотных и пункт ликвидации безграмотности, различные учебные заведения. С 1970-х гг. здание переоборудовано под проектный институт горного дела, расположено на улице Тургенева, 51.
Небольшое здание общественного назначения, построенное в стиле эклектики, с элементами декора, свойственного классицизму и барокко, в лицевой кладке фасадов в сочетании серого и красного кирпича.
Запах рыбы и ветер странствий на тихом бульваре
Сейчас с трудом можно представить себе, что одно из самых спокойных мест в центре Хабаровска - современный Уссурийский бульвар с речным вокзалом - когда-то было оживлённым местом с суетой и толкучкой. Там располагался Нижний рыбный базар, который являлся сосредоточением местной торговли. Он примыкал к главной улице города - Алексеевской (ныне Шевченко).
Первыми в конце XIX века здесь начали торговать китайцы, которые приплывали на своих лодках с берегов Уссури и Сунгари. В основном они продавали рыбу, как и местные гольды и ульчи.
«В длинных черных халатах, в маленьких круглых черных шапочках с цилиндрический пуговкой наверху и косой, кончающейся у самых пят черной кисточкой, - китайские торгаши. У возов картошки белые, как лебеди, корейцы. В мясных рядах тихо и скучно: покупателей не больше продавцов. Люди с рыбой - кормой к берегу», - так описывали представителей местной торговли очевидцы.
Русские купцы и торговцы появились здесь чуть позже. Пожалуй, никого уже не удивит, что тон местной торговле задавали купцы Плюснины, которые также потратили немало средств на обустройство рыбного базара.
Сначала там появились централизованные деревянные ряды, а в 1899 году на деньги Василия Плюснина (31 500 рублей) на месте современного речного вокзала построили каменные ряды в два этажа. Нижний этаж сдавался в аренду разным торговцам, верхние арендовали под складские помещения крупные городские предприятия.
На базаре всегда было тесно и людно. Не было свободных мест на деревянных рядах, которые загромоздили собой всю площадь, так что место это было рыбным как в прямом, так и в переносном смысле. Кроме рыбы - самого ходового товара - здесь ещё продавали овощи и картофель, мясную продукцию (куры, свинина), а на периферии базара стояли ряды с продукцией харбинских и благовещенских мукомольных фабрик.
Однако Хабаровск значительно вырос, количество населения увеличилось, и тех каменных рядов, возведённых Плюсниным на месте старого Нижнего рынка, городу уже не хватало. Встал вопрос о строительстве нового рынка. О его необходимости заговорили уже в начале XX века, но окончательное решение приняли намного позже.
28 февраля 1912 года на заседании Хабаровской городской думы был утверждён план нового базара. Местом его размещения выбрали падь реки Чердымовки (сейчас Амурский бульвар) у Линейной улицы (сейчас улица Льва Толстого). Строительство началось в этом же году за счёт средств из городского бюджета (9 тысяч рублей).
А уже в ноябре 1912 года состоялось его официальное открытие. Он представлял собой нагромождение ларьков, и в нём также торговали как «сельскохозяйственными произведениями», так и промышленными изделиями. Современный Центральный рынок в Хабаровске и сейчас находится на том же месте, где в 1912 году появился Новый базар.
В 1925 году каменные торговые ряды на Плюснинке были муниципализированы, а в 1933 году это строение отвели под устройство речного вокзала. Сам базар просуществовал ещё добрых 20 лет. Ликвидировали его только в конце 50-х годов, так как было решено окончательно перенести городской рынок в район пересечения Амурского бульвара с улицей Льва Толстого.
В Хабаровске были и другие рынки, которые образовывались на перекрёстках и крупных площадях. Так, был небольшой рынок на так называемом военном плацу (сегодня это многострадальная площадь Серышева), позже - в районе площади Славы. Главная площадь Ленина, которая до революции носила имя Николаевской, также какое-то время была сосредоточением торговли.
Торговля, строительство и… вода
Поначалу Хабаровск обходился той водой, что поставляли ему чистые речки и колодцы. Но к концу позапрошлого века в городе начала складываться нетерпимая в санитарном отношении обстановка. Из-за отсутствия даже простейшего водоотведения амурские протоки, куда с густо заселенных берегов скатывались вся грязь и отходы, сильно замутились.
Все эти проблемы активно обсуждались в прессе, на заседаниях руководящих органов. В 1900 году они были впервые аргументированно озвучены начальником артиллерийских мастерских полковником Семеном Николаевичем Ванковым, который вынес на рассмотрение присутствующих проект организации «… правильного и бесперебойного водоснабжения, устройство водопровода, который доставит воду прямо в дома…».
Но дальше устной поддержки проекта дело тогда не пошло, потому что на его осуществление требовались такие средства, которых у местной власти не оказалось. И все же, инициатива, проявленная Ванковым С. Н. и его единомышленниками, сослужила свою добрую службу в исторической перспективе.
Ну а пока власти вынуждены были сосредоточить усилия на более доступном, как им казалось, варианте водоснабжения и предприняли попытку найти воду в городских недрах.
Представить соображения об обеспечении города Хабаровска артезианской водой было поручено горному инженеру К. Е. Пфаффиусу. Работы по добыче и исследованию артезианской воды проводились вплоть до 1903 года. Расходы составили значительную сумму, а результаты были признаны плачевными.
13 марта 1903 года думой было принято решение о строительстве городского водозабора в 20 сажень от берега возле Артиллерийской горы на месте слияния Амура и Амурской протоки. Но начавшаяся Русско-японская война отодвинула строительство из-за нехватки средств. 25 октября 1905 года думой была образована водопроводная комиссия во главе с городским архитектором Борисом Андреевичем Малиновским. После изучения вопроса комиссия определила стоимость постройки водопровода в 187 тысяч рублей. В течение 1906-1907 годов была выполнена прокладка труб, устройство водозабора на Амуре.
Всасывающие линии и оголовки уложили прямо на дно реки. Построили насосную станцию с двумя паровыми котлами, от которых пар поступал на турбины, вращавшие насосы.
От насосной станции до бывшего рыбообрабатывающего комбината в Артиллерийской горе пробили тоннель, в котором уложили основной напорный водопровод диаметром 200 мм, по которому вода по подземным коммуникациям диаметром 150 мм уходила на улицы города.
15 июля 1907 года по старому стилю (28 июля по новому) наступил волнующий исторический момент для города Хабаровска - пробный пуск воды городского водопровода. Городская газета сообщила об этом событии в рубрике «Хроника»: «В воскресенье, 15 июля была произведена проба водопровода. Вода была пущена по магистралям - по ул. Барановской, на Артиллерийской горе и по Поповской на Среднюю гору». Так родился первый на российском Дальнем Востоке водопровод.
И теперь эта дата - 28 июля 1907 года считается днем рождения хабаровского «Водоканала».
В 1908 году основные работы по устройству водопровода были завершены. По решению Хабаровской думы, Борис Андреевич Малиновский был назначен первым заведующим водопроводом.
Надо отметить, что в первые годы эксплуатация водопровода приносила одни убытки. Между тем, городские власти продолжали, невзирая на недостаток средств и низкие доходы, совершенствовать систему водоснабжения.
11 мая 1912 года дума принимает решение ассигновать средства на устройство фильтров и дамбы. Постройка здания станции началась в 1912 установкой фильтров системы «Джуэдь».
12 января 1913 года начала работать первая насосно-фильтровальная станция. Анализы воды в те годы проводили ежемесячно в гигиенической лаборатории при хабаровском лазарете. Обслуживающий персонал водопровода в 1913-1914 годах насчитывал 31 работника.
В 1914 году происходило интенсивное расширение водопроводной сети, а также отмечалось резкое снижение количества повреждений на водоводах. В период с 1915 года и вплоть до начала 30-х годов происходило становление предприятия: прокладывались водопроводные магистрали, строились водонапорные башни, водонасосные станции.
В силу разных причин тот первый прорыв на коммунальном направлении сразу же развить не удавалось. Десятилетиями городским властям и хабаровчанам приходилось преодолевать последствия революции, гражданской войны, разруху и нещадно эксплуатировать доставшееся наследство. Поддержание функций предприятия имеющимися силами было в то время основной задачей.
Исключением стала лишь северная насосная станция, построенная в 1937 году изначально для нужд амурской флотилии. Она обеспечила город стратегически важным, альтернативным источником питьевой воды очень высокого качества и задействована в усовершенствованном виде по сей день. С развитием водопровода развивалась и канализационная сеть, строились коллекторы и канализационные насосные станции перекачки.
Елена ДЕНЧИК.