поиск
9 сентября 2024, Понедельник
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Экономике требуется государственный патронаж

20.01.2012
Просмотры
475
Экономике требуется государственный патронаж
Вадим Заусаев: «Лидерство в социально-экономическом развитии на Дальнем Востоке переходит к северным субъектам»
Субъекты российского Дальнего Востока находятся в постоянной конкурентной борьбе за инвестиционные и трудовые ресурсы. Поэтому важно знать позиции Хабаровского края в сопоставлении с другими территориями региона. По сумме рангов за период 2000-2009 гг. он занимает в регионе шестое место.

Из 24 анализируемых статистических показателей Хабаровский край находится в лидирующей группе (занимает одно из 3-х первых мест) по перевозкам пассажиров автобусами общего пользования, объемам платных услуг населению, обороту общественного питания и численности врачей. Положительная динамика наблюдается также по вводу в действие жилых домов, обороту розничной торговли, естественному приросту населения, объемам бытовых услуг населению. По остальным 16 показателям он замыкающий.

Анализ вышеприведенных показателей показывает важную тенденцию. Лидерство в социально-экономическом развитии на Дальнем Востоке переходит к северным субъектам. По структуре экономики, где господствует сырьевой сектор, существенно сократившемуся населению они становятся более приспособленными к требованиям рыночной экономики.

Дефицит трудовых ресурсов покрывается временным населением, использованием вахтовых способов организации работ. Но и на фоне южных субъектов региона Хабаровский края находится не в лучшем положении. Сегодня чем больше населения, тем выше нагрузка на бюджет. По численности населения (1,4 млн. чел.) Хабаровский край уступает только Приморскому краю (2,0 млн. чел.). Учитывая растущую долю жителей старше трудоспособного возраста, становится сложнее решать социальные вопросы. Приморский же край, как главный конкурент Хабаровского края в борьбе за масштабные инвестиционные проекты, более компактен и расположен в более благоприятной климатической зоне. Он имеет ярко выраженную океаническую специализацию (портовое хозяйство, морские пароходства, судостроение и судоремонт, рыбная промышленность и др.), которая объективно всегда будет востребована как экономикой России, так и сопредельными странами.

С другой стороны, Хабаровский край сохраняет в экономике и промышленности высокую долю перерабатывающих отраслей. Выработка на душу населения здесь самая высокая в регионе. Это является его потенциальным преимуществом.

Он имеет протяженную контактную зону. Правда, значительная часть ее проходит по северным территориям. Но здесь есть свое преимущество. Отсюда может начаться будущее масштабное освоение шельфовой зоны Охотского моря, расширенное воспроизводство его биологических ресурсов.

Повышает свою значимость Хабаровский край как коммуникационная связующая основа Дальнего Востока. Эта единственная в регионе территория, через которую проходят все виды транспорта.

В социалистический период Хабаровский край являлся центром переработки природных ресурсов Дальнего Востока. Здесь действовал крупнейший в регионе целлюлозно-бумажный комбинат, два нефтеперерабатывающих завода, металлургический комбинат. Они работали на ресурсах всей дальневосточной территории и поставляли продукцию по всему Дальнему Востоку.

В Хабаровском крае сформировался уникальный и единственный на всей российской восточной территории промышленно-инновационный центр г. Комсомольск-на-Амуре. Он сконцентрировал как перерабатывающие, так и высокотехнологические машиностроительные производства.

Наконец, расположение южной части края в сравнительно благоприятных природно-климатических условиях позволяет размещать здесь большие и малые селитебные центры Дальнего Востока. На границе с Китаем это возлагает на них выполнение важной геостратегической задачи.

Выше приведенные конкурентные преимущества Хабаровского края определяют его предназначение и в экономической жизни Дальнего Востока: выполнение роли промышленно-индустриального центра региона. Но они сформировались и были востребованы в дорыночный период. В настоящее время некоторые из них играют противоположную роль.
Например, перерабатывающий сектор со своими незагруженными мощностями и низкой эффективностью тяжелым бременем ложится на экономику края. Сокращение экспорта необработанной древесины также снижает эффективность экономики. Расширение транспортно-транзитных функций края и освоение Охотоморья требует значительных бюджетных инвестиций.
В результате Хабаровский край втягивается в рецессию (ухудшение экономической динамики). Она обусловлена, прежде всего, исчерпанием экстенсивных факторов роста, то есть возможностей использования освоенных природных ресурсов, имеющихся рабочей силы и основных фондов.

В стратегии важна культура

Стратегия будущего Хабаровского края, ориентированная на его усиление, ускоренное и сбалансированное развитие требует принципиально иного подхода. Прежде всего, необходимо руководствоваться некоторыми общими концептуальными положениями, вытекающими из истории освоения и развития российского Дальнего Востока. Так, опыт жизнедеятельности показал, что на этой территории нельзя обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие, сохраняя природную среду, с какими угодно производительными силами. Необходимо применение техники и технологии, существенно превышающих достигнутый средний уровень. Без принятия мер по стимулированию инновационного развития проблемы экономического характера обострятся.

Необходим более высокий общий уровень культуры. Последнее важно не только в социально-экономическом, но и в политическом отношении. Надо исходить из того, что при любом благоприятном варианте развития Дальнего Востока численность его населения останется «песчинкой» в океане народонаселения стран АТР. Следовательно, сохранить свою самобытность в таких условиях оно может, только опираясь на высшие достижения российской культуры и укрепляя связи с материнской стороной.

Геополитическое значение Дальнего Востока, особенности физико-географических условий хозяйствования требуют при обосновании строительства здесь крупных объектов руководствоваться не только экономическими, военными, политическими, социальными и другими соображениями и интересами по отдельности. Необходимо их гармоничное сочетание. Это определяет превалирование геостратегических интересов над сугубо коммерческими и ставит задачу государственного патронажа по всем социально-экономическим направлениям жизнедеятельности в регионе.

Располагая пространственным и ресурсным потенциалами, соответствующими континенту, российский Дальний Восток «стягивается» своеобразным поясом наиболее динамично развивающихся государств - Китай, Корея, Япония, США, Канада. Так было и останется на обозримую перспективу. Для отмеченных стран обладание Дальним Востоком или его существенной частью - долговременная стратегия. Для России он путь в АТР, получение через него мощного импульса развития.

Дальний Восток до начала рыночных преобразований на протяжении последних полутора веков, за исключением небольших пауз, являл собой огромную непрерывную стройку. Страна осваивала природные богатства, реализовывала масштабные оборонно-промышленные и транспортные проекты, заселяя регион. И это было тоже стратегическим решением, так как приезжающие сюда молодые рабочие кадры получали квалификацию, образование, создавали семьи и укоренялись здесь.

Сбывалась установка П.А. Столыпина: «…Амурская железная дорога должна строиться русскими руками, ее должны построить русские пионеры; эти русские пионеры построят дорогу, они осядут вокруг этой дороги, они вдвинутся в край и вдвинут вместе с тем туда и Россию».

К сожалению, тенденции рыночных лет говорят об обратном. Россия «уходит» с Дальнего Востока. За период 1990-2009 гг. население региона сократилось на 1,8 млн. чел. (с 8,1 до 6,3 млн. чел.). Доводя до логического конца складывающиеся тенденции, можно ожидать сокращение населения до 3,5-4,0 млн. чел., что соответствует сырьевой модели развития региона. Станет возможным передача Дальнего Востока в долгосрочную аренду (концессию) сопредельным странам, которые сделают акцент на иностранных инвестициях,

рабочей силе, технике.

Руководствуясь стратегией будущего, необходимо рассматривать пути выхода Хабаровского края на траекторию устойчивого развития и учитывать возможные институциональные преобразования, касающиеся всего Дальнего Востока.
Министерство… Дальнего Востока

На высшем уровне, прежде всего, необходимо принятие федерального закона «Об особом (геостратегическом) статусе Дальнего Востока» и создание исполнительного органа «Министерства по проблемам развития Дальнего Востока Российской Федерации» с его размещением в регионе.

На федеральном уровне должны быть приняты меры по повышению конкурентоспособности дальневосточной экономики. Особый акцент должен быть сделан на южных субъектах Дальнего Востока, где необходимо сформировать пояс из высокотехнологичных отраслей с постоянным населением. Никто так надежно не охраняет границы государства, как проживающее здесь укорененные жители России.

Снижение затратности экономики требует решения двух ключевых проблем: снижение тарифов на тепло, электроэнергию и транспорт; выплату северных (стимулирующих) надбавок из федерального бюджета.

Повышение качества жизни населения Дальнего Востока необходимо осуществлять не косвенным образом через развитие производства, а непосредственно:

* бесплатное высококачественное медицинское обслуживание;

* бесплатное высшее образование;

* дотация в размере не менее 50% стоимости строительства жилья;

* дотация в размере не менее 50% стоимости коммунальных услуг;

* бесплатный проезд 1 раз в год в западные регионы страны (может заменяться на приезд на Дальний Восток родственников).

Цена подобных мероприятий высокая и измеряется порядком в 1 трлн. руб. в год. Поэтому они должны реализовываться постепенно. Важно обозначить вектор и прописать его в законе. Тогда жители Дальнего Востока увидят ориентир отношения государства к региону и смогут с учетом его строить здесь свою жизнь.

Следующее направление - это комплекс масштабных проектов, реализация которых дает новый импульс развитию Хабаровского края и Дальнего Востока. Помимо озвученных БАМа и строительства моста на Сахалин, следует лоббировать строительство Тугурской приливной электростанции (ПЭС). Этот проект надо увязывать с развитием Нижнего Приамурья, в частности, с освоением алунитов как здесь, так и в Комсомольском районе, развитием черной металлургии в г.
Комсомольске-на-Амуре, освоением лесных ресурсов Тугуро-Чумиканского района с выходом древесины в г. Николаевск-на-Амуре, где можно развивать ее переработку.

Необходимо вернуться к проекту строительства нефте-газохимического комплекса. Разведка углеводородных месторождений на шельфе Татарского пролива и последующее их освоение позволит сформировать в Нижнем Приамурье нефтехимический кластер.

Наконец, масштабным может стать глобальный проект комплексного освоения природных ресурсов Охотского моря. Его по праву считают жемчужиной Дальнего Востока за огромный и разнообразный ресурсный потенциал. Николаевск-на-Амуре может стать тыловой базой освоения Охотоморского региона.

Точки роста и опоры

Реализация крупномасштабных проектов в Хабаровском крае требует значительных инвестиций в транспортное строительство. Помимо железнодорожного и автомобильного моста на Сахалин, нужна железная дорога в г. Николаевск-на-Амуре с мостом через Амур, а от него - автомобильная дорога в Тугуро-Чумиканский район. Необходима реконструкция автодороги до г. Комсомольска-на-Амуре и п. Ванино (полосы с 2-рядным движением). Стратегия развития Хабаровского края требует громадных инвестиций. Следует использовать все механизмы привлечения федеральных ресурсов. Так, включение Инвестиционного фонда России возможно при создании в крае своего инвестиционного фонда и разработке отвечающих всем требованиям бизнес-проектов. Минрегион России готовит предложения по возврату частным инвесторам финансовых ресурсов, затраченных на строительство крупных инфраструктурных проектов.

Необходимо использовать интерес сопредельных регионов для реализации краевых проектов. Например, строительство автомобильной дороги из Якутии к Охотскому морю несомненно оживит этот регион.

Развитие Дальнего Востока и Хабаровского края необходимо рассматривать через формирование новых точек роста. В Нижнем Приамурье это п. Де-Кастри, а в последующем - г. Николаевск-на-Амуре. Нужен импульс в развитии Верхнебуреинского района.

Изыскание резервов инвестиционных ресурсов лежит также в плоскости изменения современной практики стимулирования развития перерабатывающих производств. В принципе попытка изменить структуру лесного комплекса России заслуживает одобрения. Но сделано это было, как всегда, непродуманно. Запретительные пошлины на экспорт необработанной древесины изымают потенциальный инвестиционный ресурс у предпринимателей в федеральный бюджет, исключая инициативу как у них, так и у региона. Необходимо идти другим путем: повысить цены на лес на корню (попенную плату) и возвращать ее в случае развития переработки. В этом случае у бизнесменов появляется время для маневра; финансы остаются в регионе у предпринимателя, которые он может использовать для модернизации производства.

Инновационное развитие экономики Хабаровского края - необходимое условие ее конкурентоспособности. Вместе с тем, оценки сравнительной эффективности лесозаготовительной и лесоперерабатывающей промышленности показали существенно более высокую рентабельность первой как по капиталу, так и себестоимости. Объясняется это низкой производительностью труда. Чем больше переделов, то есть низкоэффективного добавленного труда, тем больше «съедается» ренты по природным ресурсам. Поэтому эффективность сырьевой специализации очевидна, и ее высокая коммерческая отдача будет направлять экономику региона в сторону концессионного сценария развития. Противопоставить ему можно только инновационную экономику, обеспечивающую высокую производительность труда и эффективность более высоких переделов. Только на этой экономике можно формировать на Дальнем Востоке постоянное население.

Трудность перехода на инновационную экономику заключается в затратности начального этапа и необходимости иметь устойчивый портфель заказов. Здесь важную роль должны сыграть государственная поддержка, особые режимы хозяйствования, в частности, создание особых экономических зон (ОЭЗ).

Первая такая зона портовой специализации в Хабаровском крае создается. Необходимо рассматривать ее не как сугубо локальную точку роста, а как центр (мультипликатор) ускоренного развития Нижнего Приамурья.

Учитывая, что основной машиностроительный потенциал края сконцентрирован в г. Комсомольске-на-Амуре, необходимо формирование здесь особой экономической зоны, например, «Техноград». В настоящее время такой организационно-территориальной формы не существует. В то же время в рамках Стратегии Дальнего Востока и Байкальского региона предусматривается подготовка проекта закона о внесении изменений в федеральный закон № 116 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» в части расширения типов особых экономических зон и видов экономической деятельности. Это позволяет надеяться, что появятся такие формы ОЭЗ, которые будут адекватны промышленно-инновационным центрам типа Комсомольска-на-Амуре.

Что касается машиностроительных предприятий Хабаровского края, то они нуждаются в разносторонней и крупномасштабной государственной поддержке, переориентации на отрасли специализации Дальнего Востока, располагающие рентой, выведении из производства непрофильных малоэффективных активов и расширении практики работы на принципах аутсорсинга, с включением в него по кооперации малого и среднего бизнеса. Требуется разработка стратегий развития машиностроительных предприятий, включения организационных, экономических и мотивационных механизмов их реализации.
Обеспечение заказами необходимо осуществлять через включение в лицензионные соглашения на право использования природных ресурсов региона формулировки, касающейся контрактов на производство техники и оборудования на дальневосточных предприятиях.

Необходимо повысить заинтересованность муниципальных образований в развитии экономики. Высказанные федеральной властью предложения по перераспределению зарабатываемых на территории финансовых ресурсов в пользу субъектов и муниципальных образований совершенно правильные. Однако и местная власть должна активизироваться по поиску собственных резервов.

Наконец, следует более активно в стратегический процесс включать интеллектуальный потенциал Хабаровского края и Дальнего Востока. Например, для выбора сценария развития региона необходимо определиться с его будущим. Какую роль он играет в настоящее время, каковы качественные и количественные оценки, как скажутся на его значимости для России будущие процессы в мире и АТР. Необходимо ответить на вопрос: «Нужен ли Дальний Восток России? Какие ресурсы требуются для этого?».

Наши укрупненные оценки показывают, что Дальний Восток при его экономическом потенциале имеет такую небольшую государственную поддержку, что несколько высокоэффективных проектов, например, «Сахалин -1»
и «Сахалин-2», перекрывают дотационность других субъектов и обеспечивают полную самоокупаемость региона. Нужны более детальные расчеты, раскрывающие помимо сугубо коммерческих эффектов геостратегическую значимость Дальнего Востока для России.

В. Заусаев, директор Дальневосточного нучно-исследовательского института рынка, доктор экономических наук, профессор.