Гвардейцы 7-го авиаполка в битве на огненной Курской дуге
19.09.2023
362

Борис Езерский за эти годы Великой Отечественной совершил более 200 боевых вылетов, из них 107 – ночных
В нынешном году исполнилось 80 лет величайшей битве на огненной Курской дуге с немецкими оккупантами, которая продолжалась 49 дней и ночей с 5 июля по 23 августа 1943 года. Здесь, на рубеже Орла, Курска и Белгорода, а также Харькова, решился исход Великой Отечественной войны. Здесь фашистская армия получила сокрушительное поражение и отступала до самого Берлина.
Среди участников Курской дуги был и почетный гражданин Хабаровска Борис Езерский. Он с гвардейцами 7-го авиаполка дальней авиации принимал тяжелый и победный бой в кровопролитной битве с немецким фашизмом.
Красноречиво об этом поведала его летная книжка и другие материалы, написанные Борисом Григорьевичем во время войны и в мирное время.
Хотелось бы на основе тех кратких записей, документов легендарного летчика-фронтовика рассказать современникам о тех героических событиях. Непосредственных участников тех событий давно нет в живых, но их письма, воспоминания и опыт, доставшийся дорогой ценой, должны сохраниться и передаваться для сегодняшних и завтрашних защитников нашей России. Особенно сегодня.
КТО ТАКОЙ БОРИС ЕЗЕРСКИЙ
«Мне снятся седые мальчишки, комбаты минувшей войны…» - это строчки поэтессы-фронтовички Юлии Друниной о таких, как Борис Григорьевич Езерский.
Борис Езерский (1911-1987) родом из г. Нальчика Кабардино-Балкарской АССР. В 1931 году он ушёл добровольцем служить в Красную Армию. В 1934-м окончил Ейское военно-морское авиационное училище. В 1940 году стал участником войны с Финляндией.
В годы Великой Отечественной войны Борис Григорьевич служил в авиации Дальнего действия, участвовал фактически во всех ключевых сражениях Великой Отечественной войны. За Москву, за снятие блокады Ленинграда, в защиту Сталинграда, на Курской дуге, выполнял особые задания на Северо-Западном фронте, на Кавказе… Летал за линию фронта, доставляя советским войскам оружие и снаряжение.
В составе 1-го Украинского фронта Езерский пролетел почти всю Европу, бомбил Берлин. После окончания войны на Западе направлен на Дальний Восток - на завершающий этап Второй мировой войны. Боевой лётчик участвовал в принятии капитуляции вражеских гарнизонов в Мукдене, Муданьцзяне, Порт-Артуре, Пхеньяне, затем выполнял интернациональный долг в Корее.
Борис Григорьевич за эти годы выполнил более 200 боевых вылетов, из них 107 - ночных. За боевые заслуги он награждён двумя орденами Ленина, четырьмя - Красного Знамени, двумя - Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды, орденом Александра Невского.
В 1942 г. он был представлен к званию Героя Советского Союза, но получил только орден Ленина. В общей сложности за ратное служение Отечеству Езерский награжден 11 боевыми орденами и 21 медалью.
После войны возглавил Дальневосточное управление гражданского флота СССР и руководил дальневосточной авиацией в течение 20 лет. Почетный гражданин Хабаровска (1985).
«МЫ ТЕБЕ, РОДИНА-МАТЬ, КЛЕНЁМСЯ…»
Из писем Бориса Григорьевича, которые он писал жене Вере Николаевне почти каждую неделю, можно многое узнать. Так в письме от 2 января 1943 года написано:
«Дорогая Верушка! Вчера послал тебе письмо, в котором поздравил вас всех с Новым 1943 годом. Сегодня не могу удержаться, чтобы не поделиться с тобой новой радостью. Сегодня принесли новогодний номер «Правды» и дали почитать мне указ президиума Верхового Совета, которым правительство наградило меня третьим орденом - орденом Ленина. По этому случаю говорят, что с меня причитается».
До этого Борис Езерский был награжден двумя орденами Боевого Красного знамени и вручал ему эти ордена в Кремле Всесоюзный староста Михаил Иванович Калинин. Первый - за героизм в боях с белофинами в 1940 году, второй - за героизм при обороне Москвы в 1942-м.
А было в это время командиру эскадрильи майору Езерскому только 30 лет. Конечно, в письмах не указывалось место базирования и чем занимался, сообщал номер полевой почты и кратко констатировал «много работы».
После Сталинградской битвы наши войска глубоко продвинулись на Запад между городами Орел и Белгород, захватили огромный плацдарм по ширине 200 км и глубине 150 км, получивший название Курской дуги. На этом рубеже наступление Центрального и Воронежского фронтов приостановилось, и обе стороны стали готовиться к предстоящему сражению.
К этому времени 3-я авиаэскадрилья майора Езерского (это 10 экипажей) пересела на новую технику самолетов ЛИ-2 вместо ТБ-3, прошла переобучение, и все экипажи были готовы выполнять боевые задачи по бомбометанию в ночных условиях.
25 марта 1943 года произошло для авиаполка знаменательное событие: за образцовое выполнение боевых заданий командования на Сталинградском фронте Народный комиссар обороны, Маршал СССР товарищ И. В. Сталин своим приказом 7 полк преобразовал в 7 гвардейский бомбандировочный авиаполк авиации дальнего действия.
27 марта 1943 года на аэродроме в районе Мичуринска состоялось торжественное мероприятие по случаю присвоения 7 авиаполку звания «Гвардейский» с вручением боевого гвардейского знамени.
Над аэродромом звучали слова гвардейской клятвы четких шеренг пилотов, штурманов, техников - всего личного состава авиаполка:
«Мы тебе, Родина-мать, клянемся… пока глаза видят, а руки держат штурвал, не щадя ни крови, ни жизни, мы будем гордо нести Гвардейское знамя, оберегая его чистоту и честь». Вместе со словами клятвы был слышен рев патрулирующих истребителей, которые своими крыльями прикрывали торжество гвардейцев.
С этим знаменем гвардейцы 7-го авиаполка брали потом Берлин и громили японцев на Дальнем Востоке. А пока был Крым, потом - Курская дуга.
«КУТУЗОВ», «РУМЯНЦЕВ» И ДРУГИЕ ОПЕРАЦИИ
В конце марта 1943 года командованием дальней авиации гвардии майору Езерскому, командиру 3-й эскадрильи, была поставлена боевая задача: 1 апреля со своей эскадрильей вылететь на Кубань.
Цель закрытой операции состояла в том, чтобы до конца мая уничтожить в Крыму немецкие аэродромы, склады с боеприпасами и горючим, самолеты на стоянках базирования, летний состав в местах дислокации, разрушить железнодорожные коммуникации - одним словом, обеспечить платформу для наступления Красной Армии.
Сам Крым был не только базой немецкого морского флота, но и использовался как непотопляемый авианосец. На аэродромах Крыма было сосредоточено порядка тысячи немецких боевых самолетов, которые непрерывно наносили бомбовые удары по городам Краснодар, Ставрополь и другим и по воинским частям на передовом крае обороны.
Краткий обзор 7-го гвардейского авиаполка:
С 1 июня 1943 по 26 декабря 1944 года - в составе 5-го Авиационного корпуса Дальнего действия. Переименован в 7-й гвардейский «Гатчинский» Краснознамённый бомбардировочный авиационный полк(в настоящее время внук одного из сослуживцев гвардейского авиаполка радиста-сержанта Игоря Рогожина в ходе поисковой работы фактически собрал в «Бессмертный полк» имена и ратное служение однополчан).
Авиаполк участвовал в операциях:
Орловская операция «Кутузов» - с 12 июля 1943 года по 18 августа 1943 года.
Белгородско-Харьковская операция «Румянцев» - с 3 августа по 23 августа 1943 года.
Красносельско-Ропшинская операция - с 14 января по 30 января 1944 года.
Ленинградско-Новгородская операция - с 14 января по 1 марта 1944 года.
Воздушная операция против Финляндии - с 6 февраля по 27 февраля 1944 года.
Бобруйская операция - с 24 июня по 29 июня 1944 года.
Белостокская операция - с 5 июля по 27 июля 1944 года.
Из обзора видно, что велась напряженная работа по переброске авиаполка в разные места базирования и выполнению задач по бомбометанию объектов в глубоком тылу противника в ночное время - это аэродромы, железнодорожные станции, паровозы, мосты, склады с техникой и топливом, скопления живой силы, пункты управления и многое другое.
Важнейший момент наступил в первых числах апреля, когда Борис Езерский со своими экипажами перелетел с Мичиринска в Новоалександровку на новое базирование, и с этого места до конца мая эскадрилья совершала боевые вылеты на Крым по ночам, и это занимало по времени до 6 часов.
Эффективное нанесение ударов по немецким объектам было бы невозможно без разведки, поэтому для партизанских отрядов в нужном районе Крыма были выброшены на парашютах две радистки.
По их сообщениям до конца мая самолеты Езерского наносили сокрушительные удары по намеченым объектам немцев, а это 30 тонн бомб от каждого налета десяти самолетов ЛИ-2.
Бомбардировке подвергались все действующие немецкие аэродромы Саки, Симферополь, Сарабуз, Джанкой, Евпатория, Керчь.
Борис Григорьевич отработал следующую тактику нанесения удара: когда наносился основной массой бомбардировщиков по одному аэродрому или объекту, а многочисленные другие точки держались под напряжением в течение всей ночи.
Освещались нашими разведчиками-блокировщиками, бомбившими одиночными бомбами. Поэтому, не зная истинных намерений, предполагая, что вслед за разведчиком должны прийти крупные группы бомбардировщиков, противник прекращал всякую работу на блокируемых аэродромах, и вылеты не производились.
Такая тактика привела к тому, что немцы потеряли часть самолетов, а все аэродромы были выведены из строя. Это, в свою очередь, привело к тому, что к концу мая немцы покинули крымские аэродромы и перебазировались на Донбасс.
За выполнение этой военной операции Борис Григорьевич был награжден орденом Александра Невского и поощрен командованием 2-дневным отпуском.
14 мая он летал с боевым экипажем на родину в п. Майский, что в 50 км от Нальчика. Путь занял 1,5 часа. От родителей Борис узнал о гибели своего младшего брата Виталия, который пал смертью храбрых в 1942 году при защите Кавказа.
24 мая камэска Б. Г. Езерский со своей эскадрильей в полном составе 10 самолетов ЛИ-2 вылетел в Мичуринск, где получил два дня на подготовку к новым боевым полетам и стал летать в сторону Белгорода и Орла.
В. Жаворонко, заслуженный работник транспорта России, кандидат экономических наук.
(Продолжение в ближайших номерах «Тихоокеанской звезды».)
Среди участников Курской дуги был и почетный гражданин Хабаровска Борис Езерский. Он с гвардейцами 7-го авиаполка дальней авиации принимал тяжелый и победный бой в кровопролитной битве с немецким фашизмом.
Красноречиво об этом поведала его летная книжка и другие материалы, написанные Борисом Григорьевичем во время войны и в мирное время.
Хотелось бы на основе тех кратких записей, документов легендарного летчика-фронтовика рассказать современникам о тех героических событиях. Непосредственных участников тех событий давно нет в живых, но их письма, воспоминания и опыт, доставшийся дорогой ценой, должны сохраниться и передаваться для сегодняшних и завтрашних защитников нашей России. Особенно сегодня.
КТО ТАКОЙ БОРИС ЕЗЕРСКИЙ
«Мне снятся седые мальчишки, комбаты минувшей войны…» - это строчки поэтессы-фронтовички Юлии Друниной о таких, как Борис Григорьевич Езерский.
Борис Езерский (1911-1987) родом из г. Нальчика Кабардино-Балкарской АССР. В 1931 году он ушёл добровольцем служить в Красную Армию. В 1934-м окончил Ейское военно-морское авиационное училище. В 1940 году стал участником войны с Финляндией.
В годы Великой Отечественной войны Борис Григорьевич служил в авиации Дальнего действия, участвовал фактически во всех ключевых сражениях Великой Отечественной войны. За Москву, за снятие блокады Ленинграда, в защиту Сталинграда, на Курской дуге, выполнял особые задания на Северо-Западном фронте, на Кавказе… Летал за линию фронта, доставляя советским войскам оружие и снаряжение.
В составе 1-го Украинского фронта Езерский пролетел почти всю Европу, бомбил Берлин. После окончания войны на Западе направлен на Дальний Восток - на завершающий этап Второй мировой войны. Боевой лётчик участвовал в принятии капитуляции вражеских гарнизонов в Мукдене, Муданьцзяне, Порт-Артуре, Пхеньяне, затем выполнял интернациональный долг в Корее.
Борис Григорьевич за эти годы выполнил более 200 боевых вылетов, из них 107 - ночных. За боевые заслуги он награждён двумя орденами Ленина, четырьмя - Красного Знамени, двумя - Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды, орденом Александра Невского.
В 1942 г. он был представлен к званию Героя Советского Союза, но получил только орден Ленина. В общей сложности за ратное служение Отечеству Езерский награжден 11 боевыми орденами и 21 медалью.
После войны возглавил Дальневосточное управление гражданского флота СССР и руководил дальневосточной авиацией в течение 20 лет. Почетный гражданин Хабаровска (1985).
«МЫ ТЕБЕ, РОДИНА-МАТЬ, КЛЕНЁМСЯ…»
Из писем Бориса Григорьевича, которые он писал жене Вере Николаевне почти каждую неделю, можно многое узнать. Так в письме от 2 января 1943 года написано:
«Дорогая Верушка! Вчера послал тебе письмо, в котором поздравил вас всех с Новым 1943 годом. Сегодня не могу удержаться, чтобы не поделиться с тобой новой радостью. Сегодня принесли новогодний номер «Правды» и дали почитать мне указ президиума Верхового Совета, которым правительство наградило меня третьим орденом - орденом Ленина. По этому случаю говорят, что с меня причитается».
До этого Борис Езерский был награжден двумя орденами Боевого Красного знамени и вручал ему эти ордена в Кремле Всесоюзный староста Михаил Иванович Калинин. Первый - за героизм в боях с белофинами в 1940 году, второй - за героизм при обороне Москвы в 1942-м.
А было в это время командиру эскадрильи майору Езерскому только 30 лет. Конечно, в письмах не указывалось место базирования и чем занимался, сообщал номер полевой почты и кратко констатировал «много работы».
После Сталинградской битвы наши войска глубоко продвинулись на Запад между городами Орел и Белгород, захватили огромный плацдарм по ширине 200 км и глубине 150 км, получивший название Курской дуги. На этом рубеже наступление Центрального и Воронежского фронтов приостановилось, и обе стороны стали готовиться к предстоящему сражению.
К этому времени 3-я авиаэскадрилья майора Езерского (это 10 экипажей) пересела на новую технику самолетов ЛИ-2 вместо ТБ-3, прошла переобучение, и все экипажи были готовы выполнять боевые задачи по бомбометанию в ночных условиях.
25 марта 1943 года произошло для авиаполка знаменательное событие: за образцовое выполнение боевых заданий командования на Сталинградском фронте Народный комиссар обороны, Маршал СССР товарищ И. В. Сталин своим приказом 7 полк преобразовал в 7 гвардейский бомбандировочный авиаполк авиации дальнего действия.
27 марта 1943 года на аэродроме в районе Мичуринска состоялось торжественное мероприятие по случаю присвоения 7 авиаполку звания «Гвардейский» с вручением боевого гвардейского знамени.
Над аэродромом звучали слова гвардейской клятвы четких шеренг пилотов, штурманов, техников - всего личного состава авиаполка:
«Мы тебе, Родина-мать, клянемся… пока глаза видят, а руки держат штурвал, не щадя ни крови, ни жизни, мы будем гордо нести Гвардейское знамя, оберегая его чистоту и честь». Вместе со словами клятвы был слышен рев патрулирующих истребителей, которые своими крыльями прикрывали торжество гвардейцев.
С этим знаменем гвардейцы 7-го авиаполка брали потом Берлин и громили японцев на Дальнем Востоке. А пока был Крым, потом - Курская дуга.
«КУТУЗОВ», «РУМЯНЦЕВ» И ДРУГИЕ ОПЕРАЦИИ
В конце марта 1943 года командованием дальней авиации гвардии майору Езерскому, командиру 3-й эскадрильи, была поставлена боевая задача: 1 апреля со своей эскадрильей вылететь на Кубань.
Цель закрытой операции состояла в том, чтобы до конца мая уничтожить в Крыму немецкие аэродромы, склады с боеприпасами и горючим, самолеты на стоянках базирования, летний состав в местах дислокации, разрушить железнодорожные коммуникации - одним словом, обеспечить платформу для наступления Красной Армии.
Сам Крым был не только базой немецкого морского флота, но и использовался как непотопляемый авианосец. На аэродромах Крыма было сосредоточено порядка тысячи немецких боевых самолетов, которые непрерывно наносили бомбовые удары по городам Краснодар, Ставрополь и другим и по воинским частям на передовом крае обороны.
Краткий обзор 7-го гвардейского авиаполка:
С 1 июня 1943 по 26 декабря 1944 года - в составе 5-го Авиационного корпуса Дальнего действия. Переименован в 7-й гвардейский «Гатчинский» Краснознамённый бомбардировочный авиационный полк(в настоящее время внук одного из сослуживцев гвардейского авиаполка радиста-сержанта Игоря Рогожина в ходе поисковой работы фактически собрал в «Бессмертный полк» имена и ратное служение однополчан).
Авиаполк участвовал в операциях:
Орловская операция «Кутузов» - с 12 июля 1943 года по 18 августа 1943 года.
Белгородско-Харьковская операция «Румянцев» - с 3 августа по 23 августа 1943 года.
Красносельско-Ропшинская операция - с 14 января по 30 января 1944 года.
Ленинградско-Новгородская операция - с 14 января по 1 марта 1944 года.
Воздушная операция против Финляндии - с 6 февраля по 27 февраля 1944 года.
Бобруйская операция - с 24 июня по 29 июня 1944 года.
Белостокская операция - с 5 июля по 27 июля 1944 года.
Из обзора видно, что велась напряженная работа по переброске авиаполка в разные места базирования и выполнению задач по бомбометанию объектов в глубоком тылу противника в ночное время - это аэродромы, железнодорожные станции, паровозы, мосты, склады с техникой и топливом, скопления живой силы, пункты управления и многое другое.
Важнейший момент наступил в первых числах апреля, когда Борис Езерский со своими экипажами перелетел с Мичиринска в Новоалександровку на новое базирование, и с этого места до конца мая эскадрилья совершала боевые вылеты на Крым по ночам, и это занимало по времени до 6 часов.
Эффективное нанесение ударов по немецким объектам было бы невозможно без разведки, поэтому для партизанских отрядов в нужном районе Крыма были выброшены на парашютах две радистки.
По их сообщениям до конца мая самолеты Езерского наносили сокрушительные удары по намеченым объектам немцев, а это 30 тонн бомб от каждого налета десяти самолетов ЛИ-2.
Бомбардировке подвергались все действующие немецкие аэродромы Саки, Симферополь, Сарабуз, Джанкой, Евпатория, Керчь.
Борис Григорьевич отработал следующую тактику нанесения удара: когда наносился основной массой бомбардировщиков по одному аэродрому или объекту, а многочисленные другие точки держались под напряжением в течение всей ночи.
Освещались нашими разведчиками-блокировщиками, бомбившими одиночными бомбами. Поэтому, не зная истинных намерений, предполагая, что вслед за разведчиком должны прийти крупные группы бомбардировщиков, противник прекращал всякую работу на блокируемых аэродромах, и вылеты не производились.
Такая тактика привела к тому, что немцы потеряли часть самолетов, а все аэродромы были выведены из строя. Это, в свою очередь, привело к тому, что к концу мая немцы покинули крымские аэродромы и перебазировались на Донбасс.
За выполнение этой военной операции Борис Григорьевич был награжден орденом Александра Невского и поощрен командованием 2-дневным отпуском.
14 мая он летал с боевым экипажем на родину в п. Майский, что в 50 км от Нальчика. Путь занял 1,5 часа. От родителей Борис узнал о гибели своего младшего брата Виталия, который пал смертью храбрых в 1942 году при защите Кавказа.
24 мая камэска Б. Г. Езерский со своей эскадрильей в полном составе 10 самолетов ЛИ-2 вылетел в Мичуринск, где получил два дня на подготовку к новым боевым полетам и стал летать в сторону Белгорода и Орла.
В. Жаворонко, заслуженный работник транспорта России, кандидат экономических наук.
(Продолжение в ближайших номерах «Тихоокеанской звезды».)