Инвестиционная привлекательность: много говорим, а что на самом деле

02.10.2014 | О разном | 4м. 4 c. | 208

Традиционно, рассматривая инвестиционную привлекательность какого-либо региона, все сводится к льготам, преференциям, то есть режимам хозяйствования. Для малого и среднего бизнеса это понятно. Но динамику экономики определяют крупные компании, национальные и транснациональные. От них зависит, где найдет свою нишу малый и средний бизнес. Крупные же компании руководствуются наличием тех или иных благоприятных факторов производства. К первичным я бы отнес трудовые и природные ресурсы, географическое положение и масштабы собственного рынка. Последнего на Дальнем Востоке нет, очень мало населения. Трудовые ресурсы - дефицит, природные ресурсы - высокая затратность освоения.
К вторичным факторам, то есть вытекающим из первых, можно отнести: квалификацию трудовых ресурсов - есть, но падает; развитую инфраструктуру - нет; развитые рыночные институты, прежде всего, стимулирующие конкуренцию, - нет; конструктивный бизнес - в начале пути. Итак, абсолютных преимуществ нет. Из 8 выше перечисленных факторов только по 2 (природные ресурсы и квалификация рабочей силы) мы имеем некоторые преимущества, причем падающие. На фоне других стран АТР - немного.
Может, я сгущаю краски? Давайте посмотрим, какие масштабные проекты реализованы на Дальнем Востоке за годы реформ. Как говорится, «суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет». Сырьевые нефтегазовые - «Сахалин-1,2» и завод по сжижению природного газа (СПГ), лесные - Тернейлес и Римбунам-Хиджау, гидроэнергетика - Бурейская ГЭС, транспортные - ВСТО, газопровод «Сахалин - Владивосток», нефтепровод «Сахалин - Де-Кастри», автомобильный мост через Амур, автодорога «Чита - Находка».
Реализованы и высокотехнологичные проекты - модернизация Комсомольского-на-Амуре авиационнго завода (КнААЗ) и создание федерального университета на о. Русский. Особняком здесь смотрится КнААЗ. Этот феномен объясняется социалистическим заделом, присутствием государственной собственности и конструктивным менеджментом.
В какой-то степени это относится и к Тернейлесу. Сейчас эти факторы исчерпаны. Таким образом, успешные проекты, привлекшие многомиллиардные инвестиции, - сырьевые и транспортные (транзитные). Они не дают качественного импульса развитию региональной экономики и не решают стратегическую задачу, прописанную в Стратегии развития Дальнего Востока и Байкальского региона, - закрепление населения. В результате продолжается процесс потери населения.
Новые реализуемые масштабные проекты преимущественно сырьевые, в лучшем случае с первым переделом. Интересен космодром «Восточный». Это инновационный проект. Если отрицательно не скажется на экологии, он может дать существенный положительный эффект - шлейф новых производств, особенно в кооперации с предприятиями Комсомольска-на-Амуре.
Но есть существенные риски. При отсутствии собственных трудовых ресурсов и национальных интересов у отечественного бизнеса, преобладании коммерческих подходов в развитии Дальнего Востока движение пойдет по концессионному сценарию. Наши расчеты показали его высокую эффективность. Но есть один фундаментальный недостаток - ускоренное сокращение населения.
Что касается Хабаровского края, то он в инвестиционной линейке субъектов Дальнего Востока находится в наиболее сложном положении. Его миссия видится в формировании индустриально-промышленного центра региона. Основные направления: высокотехнологичное машиностроение, переработка природных ресурсов, контактная зона России и АТР, транспортная связующая субъектов Дальнего Востока, плацдарм для комплексного освоения ресурсов Охотского моря, формирование селитебных центров региона.
Здесь пока не подготовлены выигрышные коммерческие проекты, поэтому нужна идея, концепция, как краю развиваться дальше. Нужны стратегия социально-экономического развития, стратегии отраслей специализации, инвестиционная стратегия. Последняя принята, но по сути таковой не является. То есть нужно перспективное видение движения Хабаровского края с учетом всех внутренних и внешних рисков.
Хабаровский край, как территория с диверсифицированной экономикой, особенно нуждается в Законе о Дальнем Востоке. Он должен сформулировать механизмы снижения объективного удорожания и непосредственной поддержки населения. Первый системный шаг - выплата северных (стимулирующих) надбавок из федерального бюджета. Это ощутимо повысит не только уровень жизни работающих в реальном секторе экономики, но и его конкурентоспособность. И не надо бояться говорить о значительном государственном патронаже, обосновывая его геостратегическими факторами, как это умело делал П.А. Столыпин при защите строительства Амурской железной дороги.
Наконец, нужны детально проработанные лидирующие проекты и механизмы их реализации. Причем последние должны иметь кумулятивный стимулирующий характер: спектр поддержки расширяется по мере движения бизнеса от простого к инновационному (трудосберегающему). Опыт ресурсоизбыточных стран показывает реальность строительства инновационных производств на сырьевых отраслях. Например, Австралия поставляет в Японию на электростанции энергетические угли. Расстояние 12 тыс. км.
Почему сырье оказывается транспортабельным? Оно инновационное. Высокая степень обогащениия и минимальные нежелательные (экологически грязные) примеси. Пилеты (топливные гранулы) везутся из Канады (11 тыс. км). Тоже продукт высокой степени очистки, так как используется в качестве адсорбента на электростанциях.
Дальний Восток находится под воздействием пяти фундаментальных факторов: удаленность от материнской стороны, окрайность, северность, приграничность, востребованность (большой интерес) сопредельных стран. Их нельзя убрать, а можно только нивелировать негативные последствия соответствующей государственной политикой.
Сверхзадача ее, особенно южной части региона, - формирование постоянного населения, рост демографического потенциала как гаранта сохранения Дальнего Востока российским. Конечно, необходимо максимально использовать экономические факторы саморазвития. Но экономика вторична. Пока же преобладают сугубо коммерческие подходы.
Свежий пример - выход ВСТО в Находку и строительство в Приморском крае, единственной на Дальнем Востоке территории, располагающей высокими туристическим и аквакультурным потенциалами, нефтехимического кластера. Подобные решения подрывают естественную основу воспроизводства регионального хозяйства и ведут регион в концессионный сценарий со всеми вытекающими из него геостратегическими рисками.
В. ЗАУСАЕВ,
директор ДальНИИ рынка,
доктор экономических наук,
профессор.







Написать комментарий
Написание комментария требует предварительной регистрации на сайте

У меня уже есть регистрация на toz.su

Ваш E-mail или логин:


Либо войти с помощью:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Я новый пользователь

На указанный в форме e-mail придет запрос на подтверждение регистрации.

Адрес e-mail:*


Имя:


Пароль:*


Фамилия:


Подтверждение пароля:*


Защита от автоматических сообщений

Подтвердите, что вы не робот*

CAPTCHA

Нет комментариев

30.05.2024 13:22
Демешин поручил оперативно достроить дамбу

30.05.2024 12:41
Миллионы рублей и золота разыграют в новом игровом сезоне «Ростелеком» и Lesta Games

30.05.2024 11:44
ВТБ начинает активную интеграцию розничных клиентов «Открытия»

30.05.2024 09:55
Металлообработка

29.05.2024 13:52
Об ответственности за совершение мелкого взяточничества

29.05.2024 13:08
Дмитрий Демешин нагрянул с внеплановой проверкой на дорожные стройки Хабаровска

29.05.2024 12:49
Дмитрий Демешин передал 48 автобусов на пригородные маршруты Хабаровска

29.05.2024 09:32
ВТБ на 5 млрд нарастил кредитный портфель среднего и малого бизнеса в Хабаровском крае

29.05.2024 09:06
Кто сможет отдохнуть бесплатно

29.05.2024 08:25
В планах – центр диких животных

29.05.2024 07:08
ДМИТРИЙ ДЕМЕШИН ПОРУЧИЛ ОТРЕМОНТИРОВАТЬ БУЛЬВАРЫ ХАБАРОВСКА

28.05.2024 15:27
Налоговое бремя перекладывают на высокие доходы



28.05.2024 15:21
На пути к урожаю...
– В садовом доме, если он подходит для постоянного проживания, теперь ведь можно и прописаться?

28.05.2024 00:00
На пути к урожаю: огонь, вода и общественный транспорт
Заиметь огород и заниматься им – не так просто, как многим кажется. Для начала прочитайте слово «огород» в обратную сторону. Ведь любой, кто мечтает о даче, непременно хочет построить дом, разбить сад.