поиск
13 декабря 2024, Пятница
г. ХАБАРОВСК
РЕКЛАМА Телефон 8(4212) 477-650
возрастное ограничение 16+

Хабаровск как зеркало российского театра

17.02.2016
Просмотры
236
По какому пути идет развитие театрального искусства в Хабаровском крае? Каковы его перспективы? О чем и каким «языком» говорит театр со своим зрителем? И каков он сегодня, этот зритель? На эти вопросы искали ответ артисты, режиссеры и критики во время традиционного ежегодного краевого театрального фестиваля-конкурса, который проходил в Хабаровске с 8 по 15 февраля.
За эту неделю на суд жюри под председательством театрального критика, доктора филологических наук, профессора, заведующего кафедрой истории, философии, литературы ГИТИСа Андрея Ястребова было вынесено 10 спектаклей пяти театров. Они стали своеобразным зеркалом театрального процесса - и не только нашего, местного, но и в определенной степени - общероссийского.
Еще в конце 90-х театр в России условно разделился на так называемый режиссерский и директорский, когда может не быть ни главного режиссера, ни художественного руководителя, политику театра определяет его директор, а постановки осуществляют приглашенные режиссеры. По мнению хабаровского театроведа, члена ассоциации театральных критиков, доцента кафедры режиссуры и мастерства, актера Хабаровского государственного института культуры Анны Шавгаровой, само по себе это не хорошо и не плохо. Вопрос в том, удается ли театру выстраивать содержательный диалог с публикой.
Одно дело, когда приглашенный режиссер ставит на хабаровской сцене по сути новый полноценный спектакль, опираясь на свой опыт и видение материала, и другое, если происходит чуть ли не механический перенос уже сделанной где-то постановки на подмостки нашего театра. При этом, к примеру, те же финансовые возможности - а точнее, невозможности - могут свести на нет все попытки осуществить на сцене местного театра постановку, казалось бы, привлекательного для публики столичного спектакля. Впрочем, успех или неуспех постановки определяется не только режиссерским вкладом. Многое зависит от той высокой меры ответственности, которую берут на себя абсолютно все участники процесса.
Конкурсы такого рода очень полезны для всех, поскольку позволяют точнее определить вектор развития театра, поддержать рациональное и креативное. У наших театров, кстати, есть неоспоримые плюсы: помимо того, что местные труппы сегодня заметно помолодели (такая смена поколений характерна, пожалуй, для всей театральной России), мы можем гордиться тем, что у нас есть свои авторы - настоящая роскошь для большинства провинциальных театров. Это особо отметила член жюри конкурса театральный критик, старший преподаватель кафедры мастерства актера театрального факультета Дальневосточного государственного института искусств (г. Владивосток) Нина Шульгина.
Но по большому счету настоящий театр начинается даже много раньше вешалки. Речь идет об общей культуре, включающей в себя и околотеатральное пространство, об отношении к зрителю, о желании растить свою публику. Плохой публики нет, уверена член жюри конкурса театральный и музыкальный критик, руководитель службы по работе со средствами массовой информации Московского академического музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко (г. Москва) Ирина Горбунова. Нельзя недооценивать публику, зрителю хочется не только развлекаться, но и мыслить. Театр помогает растить мыслящих людей.
И, конечно, именно театр - а не телевидение и даже не кино - делает артиста артистом. И лучших из театральных артистов Хабаровского края по традиции ждет губернаторская премия. Имена победителей (а это не только артисты) в номинациях «Лучшая режиссерская работа года», «Лучшая мужская роль года», «Лучшая женская роль года», «Художник года», «Балетмейстер года», «Надежда сцены», «Событие года», «За вклад в развитие театрального искусства Хабаровского края» будут названы, как всегда, в марте, когда отмечается День театра.
Марина СЕМЧЕНКО.